Архитектура города в конструктивной деятельности детей дошкольного возраста
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Столяревская Наталья Владимировна

Статья  "Конструктивной деятельности детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arkhitektura_goroda_v_konstruktivnoy_deyatelnosti.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 66

Приморского района Санкт-Петербурга

Отделение дошкольного образования детей

Статья на тему:

«Архитектура города в конструктивной деятельности детей

 дошкольного возраста»

Выполнила

Столяревская

Наталья Владимировна,

воспитатель

2013г.

Архитектура - искусство проектировать, сторить здания и сооружения. Архитектурой также называют облик зданий и сооружений, а также и сами здания и сооружения.

Конструктирование  (от латинского слова CONSTRUERE) - означает приведение в определенное взаимодействие различных предметов, частей и элементов.

      Детское конструирование – создание детьми разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, природных и других материалов.

       В процессе конструирования осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое развитие ребенка. Развивается умение наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения и т.п.), что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе.

      Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного, реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

При обучении детей конструктивной деятельности в детском саду используются строительный материал, конструкторы, бумага, бросовые и природные материалы. Вид материала определяет и вид конструирования:

  • конструирование из строительного материала,
  • конструирование из бумаги,
  • конструирование из природного материала и т. д.

Строить можно из всего: из песка и глины, из дерева и пластика, из бумаги и картона, из дешевого «Строителя» и современного дорогого конструктора, из фольги и старых коробок от молока, из пластиковых блоков для бутылок, из ивовых прутьев, пенопласта и камешков. В общем — из всего, что вы в состоянии не только купить, но и найти. Надо только придумать вместе с ребенком, а может быть, и его друзьями, как лучше использовать для столь важного дела те «богатства», что всегда под рукой. 

Чтобы помочь дошкольнику овладеть азбукой архитектуры в процессе конструирования, педагог должен сам хорошо знать и понимать этот вид искусства.

Одним из условий развития детского творчества является необходимость соблюдения принципа интегрирования задач в разных видах детской деятельности. Необходимо, чтобы сложилась определенная система работы, где информация приходит к ребенку через ознакомление с окружающим и свои впечатления он отражает в изобразительной и конструктивной деятельности. Использует полученные знания в игровой деятельности. Вся информация должна осваиваться практически: «Увидел – восхитился – создал – обыграл» - это простая формула успеха при ознакомлении с архитектурой города. Занятиям по конструированию предшествуют экскурсии рассматривание фотоальбомов с рассказами о зданиях, использование развивающих методов обучения, метод совместного поиска ответов на поставленный вопрос: «Почему здания не похожи друг на друга? Для чего нужны колонны? Может ли балкон быть красивым? И т. д. ». Конструктивной деятельности, как и любой другой предшествует мотивация. Для чего мы это делаем? Например, занятие по конструированию площади Мациевича начинается с рассматривания фотографий и фотомакета площади, рассказов детей, что находится рядом с площадью, после чего выясняется, что на район опустился густой туман. Район площади необходимо восстановить, так как  вечером здесь должен пройти праздник в честь Дня района. Таким образом, детям дана мотивация не только на конструирование зданий, но и на последующую режиссерскую игру.

Родители должны стать непосредственными участниками процесса ознакомления с архитектурой города. Они должны посещать с детьми в разных уголках города, рассказывают об истории возникновения различных зданий, участвовать в выполнении творческих заданий, в создании фотовыставок и макетов.

На первом этапе осуществляется первичное освоение знаний и умений, вынесение способов конструирования из общего контекста практической деятельности и последующее введение их в процесс изготовления различных построек. Важно пробудить в детях интерес к конструированию, помочь детям овладеть архитектурной терминологией. Для решения этой задачи используются следующие дидактические игры и упражнения:

дидактические игры: «Архитектурные пазлы», «Найди отличие». Занятия (по образцу) : «Мой детский сад», «Площадь Мациевича», «Троицкий мост».

Знакомство со способами конструирования осуществляют через организацию конструирования по образцу (первая часть занятия, а введение их в процесс изготовления построек - через организацию конструирования типа «каркасного» (вторая часть занятия). Тема занятия «Архитектурный комплекс Дворцовой площади». Геометрические фигуры или тела служат наглядной опорой для создания разнообразных построек.

На втором этапе обучения дети самостоятельное применяют знания и умения в специально - организованных взрослым условиях, предлагаются проблемные задачи, решение которых предполагает перенос знакомых им способов в новые условия. В качестве организационной формы постановки таких задач используют конструирование по условиям. Это такие занятия «Адмиралтейство», «Петропавловская крепость» «Казанский собор». На этом этапе я используются дидактические игры и упражнения: «Архитектурная мозаика», «Кто и как построил дом? » и игровое упражнение «Над городом на воздушном шаре» (развитие у детей умения представлять объекты сверху), активизируются в словаре детей название улиц и площадей города.

На третьем этапе развивается самостоятельное творческое конструирование (занятия по замыслу детей). Правильная организация конструирования по замыслу предполагает выполнение таких условий, как:

наличие целесообразной установки детям («Путешествуем в город будущего» - выполнение детьми построек с фантазийными элементами); обеспечение свободы деятельности детей. Прежде всего, свобода в выборе объекта конструирования, способов и материалов конструирования, свобода в выборе форм конструирования (индивидуальное или совместное) .

В свободной деятельности ребенок берет на себя роль архитектора, дизайнера, познает законы красоты и гармонии. Детей, увлекающихся конструированием, отличает богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развито пространственное, логическое, математическое мышление, память, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.