Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы "Пеленашки".
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

 

Цели:

1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.

2. Приобщать детей к традиционной культуре России.

3. Активизировать словарный запас дошкольников.


 

4. Учить мастерить куклу «Пеленашку» из лоскутков ткани.

5. Формировать у детей эстетический вкус, развивать воображение, способность фантазировать

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_narodnoy_kukloy.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки». Конспект НОД по ручному труду в старшей группе

28 Апрель 2013

1

Интеграция образовательных областей:

Социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, музыка, физическая культура.

Цели:

1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.

2. Приобщать детей к традиционной культуре России.

3. Активизировать словарный запас дошкольников.


4. Учить мастерить куклу «Пеленашку» из лоскутков ткани.

5. Формировать у детей эстетический вкус, развивать воображение, способность фантазировать.

Предварительная работа:

- создание музея «Русская изба»;

- разучивание пальчиковой гимнастики «Вдоль по бережку»;

- игры с куклами;

- посещение этнографического музея , выставки «Осенний вернисаж» (сценические

костюмы) в выставочном зале;

- беседа о старинных русских именах;

- совместная образовательная деятельность «Твоё имя»;

- рассматривание русского национального костюма;

- знакомство с русским фольклором в совместной образовательной деятельности

воспитателя с детьми.

Оборудование и материалы:

- музей народных кукол (из сена, соломы, ниток, ткани, дерева, бересты, непряденой шерсти) , организованный в музыкальном зале;

- сундук ( в нём русский сарафан и большой платок);

- колыбелька с куклой;

- на столах подносы с лоскутками ткани (плотная светлая для куклы, цветная треугольной формы для платочка кукле, цветная прямоугольной формы для одеяла, полоски для завязок);

Содержание совместной организованной деятельности воспитателя и детей.

Дети входят в музыкальный зал, где у центральной стены организован мини-музей народных кукол.

1. Беседа воспитателя с детьми:

 Воспитатель: Ребята, повернитесь, посмотрите вокруг. Куда мы с вами попали? В Волшебную страну?

- Конечно, это волшебная страна! Эта страна — музей кукол. Вам нравятся эти куклы?

- Как вы думаете, эти куклы старинные или современные?

- Почему вы думаете, что это старинные куклы?

- Действительно, эти куклы старинные. В эти куклы играли бабушки ваших бабушек.

- Посмотрите, во что они одеты?

- Возьмите, потрогайте кукол, из чего они сделаны?

- Да, они сделаны из соломы, ниток, сена, бересты, из простых лоскутков ткани.

- Сейчас я расскажу вам об этих куклах. Этих кукол называли оберегами. Оберег -

от слова «оберегаю», т.е. охраняют, оберегают от всего плохого.

- Вот это куклы свадебные. Они держатся за руки, будто помогают друг другу.

Таких кукол дарили на свадьбу жениху и невесте на счастье, и они хранили их

всю жизнь.

- Когда рождался ребёнок, делали вот таких кукол (воспитатель показывает куклу- погремушку).

- Из чего сделана эта кукла? (из ярких, красочных лоскутков)

- Этих кукол называли погремушками. Догадайтесь, почему их так называли?

- Попробуйте, потрясите эту куклу. Что вы услышали?

- Куклу — погремушку подвешивали на верёвочке над люлькой младенца или клали

её к нему в колыбельку. Кукла- погремушка развлекала и оберегала малыша.

- Посмотрите, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек! Раньше новорождённых детей плотно- плотно пеленали в пелёнку. Считалось, что если положить в люльку к малышу такую куклу, она будет оберегать его от злых духов.

- А называли эту куклу Пеленашка. Как вы думаете, почему эту куклу называли Пеленашка?

Воспитатель: Хотели бы вы поиграть с такими куклами?

- А хотите научиться их делать своими руками?

- Тогда подходите вот сюда, к этому столу и я научу вас делать куклу Пеленашку.

2. Объяснение предстоящей работы:

- Берём лоскут белой ткани. Какой он формы? (прямоугольной)

- Скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берём полоски и перевязываем-

получается головка.

- А теперь перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?

- Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).

- Берём цветной лоскуток. Какой он формы? (треугольной)

- Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной)

- Кладём Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги.

- Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось?

- У нас есть ещё полоска ткани, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу.

- А теперь вспомним, что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла Пеленашка?

(скрутить лоскут ткани)

- Что надо сделать потом? (перевязать головку и талию)

- Что вы сделаете потом? (Нужно запеленать куклу в одеяло и завязать)

- Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому- нибудь малышу как оберег.

- Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.

3. Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».

Вдоль по бережку лебёдушка плывёт,              Пальчики опускаем вниз, закрывая

                                                                                   ладошку и вновь поднимаем.

Выше бережка головушку несёт,                     Сжимаем пальцы в щепоть.

Белым крылышком помахивает,                       Повороты кистей рук из стороны в

                                                                                  Сторону — слева направо обратно.

На цветы водичку стряхивает.                          Поочередное шевеление пальцами.

Стряхнула лебедушка водичку.                       Несколько раз разжимаем и

                                                                                  Сжимаем пальцы в кулачки.

-Вот и кончилась игра,

Куклу делать нам пора.

4. Практическая работа детей. Звучит народная музыка.

По окончании работы дети собирают своих кукол на общем столе и рассказывают о них, воспитатель помогает составить рассказы с помощью вопросов:

- Как зовут твою куклу?

- Как ты её делал?

-Ты хочешь с ней играть сам или приготовил куклу для подарка?

- Как ты с ней будешь играть? Или Кому ты её подаришь?

5. Далее воспитатель подводит детей к сундуку, стоящему в музее:

- А вот этот необыкновенный экспонат в музее мы ещё не рассмотрели. Что это?

- Но этот сундук необыкновенный, он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать

волшебные слова. Послушайте, какие:

«Фу-ты, нуты, лапти гнуты…

Сундучок- сундучок, открывай- ка свой бочок!»

- Давайте вместе с вами скажем эти слова.

- Скажем? Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо?

Дети произносят волшебные слова. Воспитатель открывает сундук и говорит,

доставая сарафан:

- Что же это лежало в сундуке?

- Кто носил сарафаны? (такие сарафаны в старину носили все русские женщины,

девушки, девочки).

- Я хочу надеть этот сарафан. Можно мне его примерить?

Дождавшись разрешения детей, воспитатель продолжает, доставая из сундука платок:

- Что это за вещь необыкновенной красоты?

- Как его носили? (на голове, на плечах).

Воспитатель надевает на себя атрибуты бабушкиного наряда:

 

Воспитатель: Вечером дети, мамы и бабушки собирались на посиделки, рассказывали сказки, пели песни, разговаривали и делали кукол, водили хороводы.

На завалинке, в светёлке

Иль на бревнышках, каких,

Собирались посиделки пожилых и молодых

При лучине все сидели

Иль под светлый небосвод;

Говорили, песни пели да водили …

-Хоровод,- подсказывают дети.

-Давайте и мы поведём хоровод.

 

 6. Все встают в круг и водят хоровод: «Во поле берёза стояла».

Воспитатель:  Где мы с вами побывали?

- Вам понравилось в музее кукол?

- Что вы узнали здесь нового, интересного?

- Чему вы научились в музее кукол?

- Как называются эти куклы? (пеленашки, погремушки, свадебные куклы.

Это куклы-обереги).

- А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими

Красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник. В группе вы поиграете с ними и подарите тем, кому задумали.