" Художественный труд в кружковой работе с детьми с ТНР"
статья по конструированию, ручному труду по теме

                                  Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                                                 детский сад №106

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

                   " Художественный труд в кружковой работе

                                                                         

                                       с детьми с ТНР"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Юшина                                                                                                                                                                                                  

Ольга Валерьевна

воспитатель МДОУ№106

                                                                                                                                                                                       

                                                                                                         

 

 

 

 

 

                                                                           г. Ульяновск 2010г.

 

 

 

 

 

 

 

«Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

                                                                                                                                                                                                                                                            В.А.Сухомлинский

 

       Глубокие преобразования в социальной, экономической и социокультурной сферах жизнедеятельности нашего общества оказывают большое влияние на развитие педагогической науки. Инновационные процессы в сфере образования побуждают к созданию условий, повышающих уровень развития творческой личности, её индивидуальности уже в дошкольном детстве.

      Гуманизирующая роль творчества определяется тем, что оно открывает новые для ребёнка ценности познания, преобразования, переживания, которые обогащают его мир, способствуют проявлению творческих качеств личности.

      Познавая в творческой деятельности окружающую действительность, ребенок проявляет эмоционально-эстетическое отношение к ней, чувствует себя «активным деятелем», постоянно открывающим что-то новое (Л.А.Венгер).

       В концепции дошкольного воспитания (1989) подчеркивается, что потребность быть субъектом, чувствовать себя активной личностью проявляется в двух основных тенденциях развития ребёнка: во-первых, быть непохожим на других, обнаружить уникальность, самостоятельность поведения, делать по-своему, и, во-вторых, быть значимым для других людей, эмоционально созвучным с ними, участвовать в их жизни, быть признанным ими.

       Анализируя современное состояние проблемы развития художественного

творчества, следует отметить, что особенно актуальным является нахождение путей раннего развития потребности в нём, формирования субъектного творческого опыта в рамках компетентности ребёнка дошкольного возраста. В настоящее время психолого-педагогическая наука рассматривает проблемы гуманизации образования с позиций раскрытия духовного потенциала личности (А.Д.Алфёров, Е.В.Бондаревская, В.В.Давыдов, Е.В.Квятковский,

Т.С.Комарова, И.Б.Котова, С.В.Кульневич, Б.М.Неменский, С.В.Петерина, В.А.Петровский, Р.М.Чумичева, Е.Н.Шиянов и др.), который в значительной мере реализуется в творческой деятельности путем представления свободы выбора её содержания и способов самореализации (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, В.С.Кузин, В.Т.Кудрявцев, А.Н.Леонтьев, А.А.Мелик-Пашаев, В.С.Мухина, Б.М.Неменский, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов и др.).

      Этим обосновывается одна из актуальных проблем педагогической науки - обновление сложившейся системы дошкольного образования с позиции личностно-ориентированного подхода к развитию творчества детей в различных видах деятельности, в том числе и художественной. Её исследование способствует новому осмыслению теоретических положений и практики творческой деятельности дошкольных образовательных учреждений, направленных на художественное развитие ребёнка, его творческих способностей, его особого отношения к жизни, к обществу, к ценностям искусства и культуры.

      В психолого-педагогических исследованиях отмечаются огромные потенциальные возможности развития детей дошкольного возраста, которые не всегда используются в достаточной степени (Д.Б.Богоявленская, Н.А.Ветлугина, Л.И.Гурова, В.В.Давыдов, В.Т.Кудрявцев, В.А.Петровский, Н.Н.Поддьяков, Н.П.Сакулина, И.Ю.Соколова, Р.Б.Стеркина и др.).

        В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

       Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.

       Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.

воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.

        Особый интерес, по мнению ученых, вызывает старший дошкольный возраст, когда меняется характер деятельности детей по сравнению с ранним детством, названный Л.С.Выготским как переход к творческой деятельности,

«если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают своеобразные отношения мысли к действительности, именно возможность воплощения замысла...» .

       Характеризуя виды детской деятельности, Л.А.Венгер пишет, что их «отличительной чертой является постоянное возникновение в них новых для ребёнка условий, требующих не простого воспроизведения полученного опыта, а творческого подхода». В старшем дошкольном возрасте, как отмечали Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, В.С.Мухина, проявляется избирательный интерес к содержанию самостоятельной деятельности. Дети уже способны мотивировать свой выбор, их увлекает содержание, идея, они умеют оценивать сделанное. Содержание творческой работы во многом определяется богатством детского воображения. И, наконец, на шестом году жизни интенсивно развиваются такие стороны личности, которые во многом определяют творческую активность ребёнка, суть которой - не следовать готовым штампам и образцам, а искать как можно больше собственных оригинальных решений, не бояться свободно, выражать своё отношение к отражаемому, направлять своё воображение на поиск нового. По мнению Б.Т.Лихачёва, для творческого развития ребёнка особое значение имеет система продуктивной деятельности, создающая возможности для экспериментирования, дающая право на собственное мнение и ошибку.

            В психологии и педагогике изучались специфика и пути развития творчества детей в разных видах продуктивной деятельности (Н.А.Ветлугина, З.Н.Грачева, Р.Г.Казакова, Л.В.Компанцева, Т.С.Комарова, А.А.Мелик-Пашаев, Л.А.Парамонова, Н.П.Сакулина, К.В.Тарасова, Б.М.Теплов, Г.В.Урадовских, Е.А.Флёрина и др.), отмечалось, что художественная деятельность в силу своей эмоциональности, образной насыщенности воздействует особенно эффективно на развитие личности. Н.А.Ветлугина выделяет художественную деятельность как «частное» подразделение в иерархии основных видов детской деятельности (игровой, трудовой, учебной).

              В философском аспекте категорию «творчество» рассматривали философы Н.Бердяев, Ю.А. Бычков, С.С.Гольдентрих, Е.С.Громов, П.С.Дышлевый, И.Кант, А.М.Коршунов, П.П.Крамер, Платон и др., в искусствоведческом Ю.Борев, А.И.Буров, А.М.Коршунов, А.А.Оганов и др. Анализ их работ показал, что в науке вопрос о творчестве характеризуется богатством и разнообразием подходов к постижению категории «творчество», её содержания, целей.

            В психолого-педагогических исследованиях раскрываются различные аспекты художественного творчества детей дошкольного возраста: значение, сущность и пути его развития (Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Г.Г.Григорьева, В.А.Езикеева, А.В.Запорожец, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Л.В.Компанцева, М.И.Катиене, Н.В.Корчаловская, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина, К.В.Тарасова, Н.Б.Халезова, Е.А.Флерина и др.); использование творческих заданий в художественном обучении (Л.А.Блащук, Н.А.Ветлугина, Г.М.Вишнева, Т.С.Комарова, А.А.Мелик-Пашаев и др.); содержание, средства, методы и приемы развития творческой личности в ТРИЗ-педагогике (A.M. Страунинг).

     Интерес к проблеме развития и реализации творческого потенциала ребенка в художественной деятельности проявляется также в современных исследованиях 90-х годов (И.Л.Голованова, Е.Н.Дмитриева, М.А.Жернильская, А.А.Лукашова, Н.А. Опарина, И.Ю. Соколова и др.).

      Инновационные процессы в образовании привели к появлению наряду с традиционными формами работы с детьми по развитию их творчества на специально организованных занятиях изобразительной, музыкальной, речевой деятельностью новых, воплощенных в работе художественных студий, кружков, позволяющих в большей степени удовлетворять индивидуальные интересы и потребности детей, делать педагогический процесс более дифференцированным и гибким с учетом склонностей и предпочтений каждого ребёнка.

      В ряде современных законодательных актов о дошкольном образовании в России отмечается, что дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) имеют право на осуществление дополнительных услуг в соответствии с запросами и интересами родителей и детей. Появились новые виды ДОУ с выделением одного или нескольких приоритетных направлений развития воспитанников, например, интеллектуального, художественно-эстетического и других. В Законе РФ «Об образовании» (1996) определена возможность введения дополнительных образовательных услуг в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Дополнительное образование может в соответствии с этим Законом осуществляться как в учреждениях дополнительного образования (Дома детского творчества, музыкальные, художественные школы, художественные центры и т.п.), так и в общеобразовательных учреждениях за пределами определяющих их статус основных общеобразовательных программ (в ДОУ, общеобразовательных средних школах, комплексах ДОУ-школа). Далеко не все семьи сегодня могут дать своим детям возможность развивать свои творческие способности в платных студиях, специализированных творческих школах, кружках и т.п. Учитывая современную социальную обстановку, некоторые ДОУ изыскивают реальные возможности целенаправленного систематизированного дополнительного художественного образования, которое обращено к становлению творческой личности, укреплению физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального и интеллектуального, развития, «вхождению» ребенка в культуру, в мир искусства и творчества, причем, дети имеют возможность получить его в те же часы, что пребывают в ДОУ, что составляет значительное организационное преимущество.

     Появление кружков обусловлено новыми подходами к содержанию дошкольного образования, к системе педагогических взаимодействий между педагогами и детьми, востребовано её главным социальным заказчиком - семьей.

    Б.Т.Лихачев подчеркивает: чем больше создается возможностей для творческого самопроявления всем детям, тем больше шансов обнаружения и выращивания одаренных, редких, ярких и сильных талантов. «Поэтому задача состоит в том, - говорит он, - чтобы, опираясь на идею всеобщей генетической одарённости детей, создать методику работы не только с ярко заявляющими о себе талантами, но и обеспечивать • поле деятельности для творческого самопроявления и самовыражения всем детям...»

     Эти мысли были положены в основу нашей работы с детьми, посещающими кружок по художественному труду в ДОУ.

 

      На основе вышеизложенных положений мы рассматриваем кружковую работу в ДОУ как образовательное пространство саморазвития личности и раскрытия её творческих возможностей. Она представляет собой социокультурную среду, создающую оптимальные условия для развития детского творчества. В ней возможен процесс культурной идентификации личности, эпицентром которой является ребенок как свободный субъект, способный к свободному жизнетворчеству.

 

      Однако, ни в теоретических исследованиях, ни в практическом опыте не определены до сих пор научные подходы к сущности, задачам и содержанию художественного образования детей в условиях кружковой работы  как формы дополнительного образования в ДОУ.

 

       Анализ психолого-педагогической литературы и практики позволил выявить следующие противоречия:

между возросшим интересом и стремлением ввести в художественное пространство ДОУ такие формы работы как студии, кружки и недостаточной разработанностью специфики их содержания и методов;

между объективной возможностью функционирования кружковой деятельности  в ДОУ и степенью разработанности специальных программ их деятельности;

между наметившейся тенденцией к осуществлению личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми в образовательном процессе и недостаточным арсеналом технологий, раскрывающих его сущность в условиях  работы кружков.

 

       Отсутствие теоретических разработок по организации и содержанию деятельности художественных студий в ДОУ, потребность практических работников в образовательных программах и научных рекомендациях по организации в них эффективного образовательного процесса, направленного на развитие творчества и личности ребёнка в целом, обусловили актуальность выбранной темы и позволили сформулировать проблему.

 

       Развитие художественно-творческих способностей – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

        Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

К изобразительной деятельности относятся рисование, аппликация, лепка.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

       Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя – развивать творческие способности ребенка, целенаправленно воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

       Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

       Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

       Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

       Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

        Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

      Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

       Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию - необратимый процесс.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

      Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий,  способствующих формированию их творческих способностей.

На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л.Кэррола, можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

      Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

      Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

      Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает  из  самого  характера  творческого  процесса,  который  требует  максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем  чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч.  Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое  условие  успешного  развития  творческих  способностей  заключается  в предоставлении ребенку большой свободы  в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

       Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

       Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять  сочувствие  к  его  неудачам, терпеливо  относиться  даже  к  странным  идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения,  то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

        Воспитание творческих способностей детей  будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной курсовой работе, на основе изучения литературы  по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте.

         Таким образом, говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.

       Особенности проявления творчества дошкольников

        Анализ процесса творчества у детей позволил выделить следующее противоречие: развиваясь, ребенок усваивает общественный опыт — а именно способы действий с вещами, способы умственных и речевых действий, которым его обучает взрослый. Эти способы, как правило, достаточно жестко фиксированы, стандартизированы, что фактически должно исключать творчество дошкольников. От последних требуется лишь точное и полное усвоение определенных знаний, умений, способов действий. Но такого точного усвоения знаний и умений практически не происходит. Дело в том, что ребенок в процессе усвоения преломляет новое знание, новое умение через свое понимание мира, пропускает его через свой личный опыт, который неповторим и уникален. Новое знание творчески трансформируется каждым ребенком и приобретает свой колорит и свои особенности. В этом процессе наблюдаются существенные индивидуальные различия детей. Некоторые дошкольники при усвоении новых знаний проявляют настоящее творчество: они задают взрослому массу вопросов, у них происходит актуализация разнообразных прежних знаний, позволяющих осмыслить новые сведения с самых неожиданных сторон. При этом наблюдается глубокое взаимопроникновение новых и уже имеющихся знаний, ведущее к перестройке какой-то части прежнего опыта ребенка, порождению оригинальных интересных догадок, предположений, которые не были запрограммированы содержанием обучения. Эти процессы являются основой тех неожиданных актов творчества, которые порождаются и реализуются ребенком сразу, экспромтом, на одном дыхании. В проводимом нами исследовании изучаются механизмы такой трансформации (творческой переработки) ребенком вновь приобретаемого опыта, а также количественные и качественные особенности преобразующей, комбинирующей деятельности детей в этом процессе. Особое внимание уделяется изучению места и роли фантазии в развитии творчества дошкольников.

       Творческий процесс — это особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У детей этот переход осуществляется в процессе многообразных форм поисковой деятельности, направленной на решение новых, необычных для ребенка задач. Чем разнообразнее, вариативнее пробующие действия детей, чем гибче, оригинальнее поисковая деятельность, тем больше возможности получить в конечном итоге новый, необычный результат. В этом процессе ребенком добывается тот новый материал, на основе которого будут затем строиться оригинальные замыслы, идеи, создаваться новые рисунки, постройки и т. д. В связи с этим одна из основных линий разработки проблемы творчества заключается в изучении поисковой деятельности детей: условий ее усложнения и развития, становления и смены ее основных форм, анализ структуры и особенностей функционирования этих форм.

       Одной из важных форм поисковой деятельности является так называемое детское экспериментирование. Это истинно детская самостоятельная деятельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего дошкольного детства. Данный период развития ребенка характеризуется высокой сенситивностью к этой деятельности, в процессе которой дети проявляют удивительную выдумку и изобретательность.

Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете или на создание нового продукта (постройки, рисунка, сказки и т. д.). Получение новых оригинальных результатов выступает как основной мотив данной деятельности. Эта деятельность не задана ребенку заранее взрослым в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения всех новых сведений об объекте. Особенности данной деятельности позволяют предположить, что в ней достаточно четко представлен момент самодвижения, саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны, свойства объекта. Новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют построить новые, более сложные и совершенные преобразования. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели. Таким образом, данная деятельность является прекрасной моделью, на которой могут быть изучены механизмы самодвижения, саморазвития детской деятельности.

      Деятельность экспериментирования чрезвычайно многообразна и легко поддается формированию и развитию в самых различных направлениях. Наряду с реальным экспериментированием с окружающими предметами и явлениями у дошкольников начинает развиваться так называемое мысленное экспериментирование, когда ребенок экспериментирует не только с различными предметами и явлениями, но и с собственными знаниями, способами умственных действий. Это открывает принципиально новый путь самостоятельного творческого добывания новых знаний, новых средств и способов деятельности.

       В поисковой деятельности находит проявление и развивается природная любознательность детей, их активное отношение к окружающей действительности, формируется наиболее действенная часть индивидуального опыта ребенка.

Творчество детей всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для дошкольников, познавших радость первых, пусть пока маленьких, но открытий, удовольствие от своих новых рисунков, построек и т. д. Возникает одна из сложнейших проблем исследования взаимодействия и взаимосвязи творческого процесса с эмоциональным развитием дошкольников. Яркие эмоции становятся основой формирования острой потребности детей не только в конечном продукте творчества, но, главное, в осуществлении самого этого процесса в известной мере независимо от решения частных, утилитарных задач. Это способствует раскрепощению различных детских деятельностей, имеющих творческий характер, благоприятствует их развитию. Таким образом, эмоциональная насыщенность процесса детского творчества ведет к интенсификации развития новых мотивов деятельности дошкольников, что существенно перестраивает мотивационно-эмоциональную сферу ребенка и, в конечном счете, способствует формированию эвристической структуры личности.

Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше всего изобразительным искусством, в частности, детским рисованием.

     По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия по шитью, вязанию. Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия.     Раскроив себе, изделие дети подбирают оформление для изделия, по принципу цветовой гаммы. В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение.

        В старшем дошкольном возрасте появляется произвольное поведение, т.е. способность к длительным волевым усилиям, возрастает регулирующая роль речи в выполнении действий. Развитие морального сознания и этических оценок дошкольника формирует готовность оценивать не только чужие, но и свои поступки и действия. Сначала дети на занятиях разговаривали друг с другом не о деле, потом, подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют свое задание правильно. На данном этапе развития у дошкольника формируется четкая, уверенная, эмоционально положительная самооценка. Следствием всего этого, формы организации и тематика коллективных работ постепенно усложняются в зависимости от возраста детей.

      Труд формирует мировоззрение, эстетические взгляды, культуру человека. В ручном труде основа мастерства и любви к профессии, приобщение ребёнка к трудовой деятельности складывалось веками.

Художественный ручной труд - это творческая работа ребёнка с различными материалами. Психолог А.В.Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно воссоздает художественные образы.

     Высокий художественный уровень творческого освоения вех доступных форм материала в современном декоративном искусстве позволяет утверждать, что и сегодня ручной художественный труд рассматривается, как необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического воспитания детей.                                          Для того, чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к труду чрезвычайно важно, чтобы от стал на позицию созидателя, ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда. Поэтому труд ребенка обязательно должен быть направлен на изготовление реального,

ощутимого продукта, который может быть использован им по своему усмотрению. Именно этим требованиям отвечает ручной труд. Формирование у ребенка определенной позиции «Я сделал это сам» важно дня его развития. Получение результата становится для ребенка, критерием по которому он может судить о себе, своих возможностях.

      Ручной труд по изготовлению различных поделок  - увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления. В процессе этой деятельности совершенствуются трудовые умения ребенка, связанные с необходимостью овладеть разными приемами и способами такими как  надрезание, склеивание. При этом происходит развитие глазомера, точности движений и координированная работа обеих рук, умение детей подбирать и целенаправленно использовать материалы и инструменты. Все это позволяет рассматривать как средство подготовки детей к обучению в школе.

      Мне всегда хотелось, чтобы работа, которую ребенок сможет выполнить сам, была бы эстетически и эмоционально привлекательной, прежде всего для него самого. Поэтому я искала необычные, нетрадиционные, новаторские методики для организации рукотворной деятельностью, которые бы доставляли детям и взрослым удовольствие творческую радость. Новая авторская программа И.А. Лыковой “ Цветные ладошки” стала для меня открытием и опорой в моей дальнейшей работе. Автором представлен новый подход художественно-творческому развитию детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное. Я увидела и реализовала предложенный материал по – своему, каждый ребенок может в полной мере раскрыть свои дарования и способности. Все в ней оригинально и увлекательно как для детей, так и для меня – педагога.

        Особенно меня привлек инновационный метод сотворчества на основе незавершенных композиций. Все взрослые и дети не очень любят начинать какое-то дело. Композиции Лыковой нравятся всем, потому что в них есть уже начало – они приглашают нас собраться вместе и продолжить… Что? А вот это уже и есть сюрприз! Никто пока не знает, что же у нас получится. Он уникален тем, что позволяет всем учиться друг у друга: детям – у художника, педагога или родителей, а взрослым у своих детей. Это взаимообучение происходит в интересной, увлекательной, разноплановой деятельности, где каждому находится дело по сегодняшним умениям. Помогает стать умелым и в тоже время – не навязывать шаблоны, а открывать простор для самостоятельного творчества. Все взрослые и дети не очень любят начинать какое-то дело. Композиции Лыковой нравятся всем, потому что в них есть уже начало – они приглашают нас собраться вместе и продолжить… Что? А вот это уже и есть сюрприз! Никто пока не знает, что же у нас получится. Когда ребенок делает что-то сам и у него получается – это здорово, но когда получается прекрасная коллективная работа, возникают другие – не менее важные эмоции: сопричастности, гордости за друзей, уважения друг к другу. Вырабатываются такие важные черты характера, как: терпимость, умение подождать, уступить или наоборот отстоять свою позиции.

    Специфика работы в каждой возрастной группе имеет свои особенности.

    Так в раннем возрасте – идет обогащение художественного опыта через упражнения, освоение базовых способов для их свободного применения в новых условиях.

      В средней группе уже расширяется эстетический опыт ребенка через взаимосвязь литературного и визуального образов.

      В старшем возрасте значительное место отводится экспериментированию с различными материалами и специальными инструментами. Водится новый литературный материал, позволяющий создать нетривиальные творческие ситуации и по-новому показать знакомые предметы. У старших детей занятия выстроены на интеграции познавательной и продуктивной деятельности, включают более широкую тематику: не только конкретные предметы – давно и очень хорошо известные детям, но и достаточно сложные явления – природные и социальные. Усложняется экспериментирование, направленное на “открытие” детьми не внешних, а внутренних свойств разных материалов и особенностей эстетических объектов. Специфика состоит в углублении и уточнении художественного опыта ребенка через “ погружение” в ситуацию. В подготовительной группе тематика занятий еще больше расширяется. Каждая тема раскрывается полно, глубоко и разносторонне. К примеру, тема моря вводится не вообще, а конкретизировано – море Черное с загорелыми пластилиновыми человечками на пляже, море Красное с бумажными аквалангистами, изучающими богатую флору и фауну, море Белое с полярным сиянием и белыми медведями. Усложняется композиционные задачи, связанные с передачей разных движений и взаимоотношений. Специфика методики состоит в систематизации обобщенных способов действий и представлений в разных видах деятельности.

        Рисование популярно среди детей дошкольников 5 - 6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.

       Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми поступающими в школу. Важно, чтобы ребенок умел вылепить не просто фигуру человека, а человека определенного возраста, героев конкретной сказки - Незнайку, Чебурашку и т.д. Он должен уметь передать движения человека, животных, отражая характер образов и динамику действий.

       Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезывания, правила работы с клеем.

      В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании. Ребенок успешно овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление.

        Работа с природным материалом поможет ввести маленьких почемучек в домашнюю природную мастерскую (или в мастерскую детского сада), где сохранен необычный запах застывшей природы: тонко пахнут смолой шишки елки, поблескивает своим солнечным светом солома, перламутром переливаются ракушки. Каждый природный материал, который сейчас лежит в коробочках или на полках в природной мастерской, будит воспоминания ребенка о теплой морской волне, которая набежала на берег и принесла с собой красивые ракушки, или о летней прохладе леса, или воспоминания о неиссякаемом тепле и особом запахе степной пыли, смешанном с нежным запахом пшеницы в тех местах, откуда вы принесли солому. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

       Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской - забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) "ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии".

       С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему - красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; рогоз цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т. д.

         Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

          Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал: "Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".

         Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанникам показывают рисунок или фотографию игрушки, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу.

         Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагают вначале посмотреть, где надо делать отверстия для лап (они должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие), как прикрепить голову и другие детали.

Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

       Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незамысловатые поделки из ракушек, рогоза. Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

        Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда малышу не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать шишки нужной формы для создания ослика, плюски из желудей для шапочек или соединить части игрушки определенным способом. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

       В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле. В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

       Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников детского сада дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.

       Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.

 

        У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.

Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения с взрослыми. Кроме того, двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук ( ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи.

          Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.

         Ручной труд - универсальное образовательное средство, способствующее развитию детского творчества. В системе развивающего обучения ручной труд занимает равное по значению место среди других видов деятельности, призванных воздействовать  на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. Все образовательные программы в ДОУ предусматривают конструирование и художественный труд в старшем дошкольном возрасте. В детском саду всегда есть дети, проявляющие большой интерес к этому виду деятельности, но требования СанПиН и других нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, не позволяют проводить большее количество занятий, чем это предусмотрено программой. С целью выхода из сложившейся ситуации в детских садах организуются кружки и студии.

          В своей группе я организовала кружок художественного труда "Школа веселых человечков", основными задачами которого являются:

-удовлетворение потребности детей в творчестве, формирование интереса к продуктивным видам деятельности;

-коррекция поведения и решение проблем в общении;

-развитие мелкой моторики, подготовка детей к школе.

      Занятия в кружке позволяют моим воспитанникам удовлетворить все потребности в изобразительной деятельности: кто-то из ребят любит лепить, вырезать и клеить, а кто-то с увлечением превращает, казалось бы, ненужные предметы в красивые интересные поделки, игрушки, сувениры, которые затем могут послужить оригинальным подарком или ими можно будет просто украсить группу.

     Конечно, интерес ребят к преобразовательной деятельности тесно связан с самим педагогом, его собственным желанием и умением заниматься этим видом деятельности.

      Я очень люблю изготавливать различные украшения, подарки. Всё это также послужило поводом для организации кружковой работы в детском саду. Продуктивная деятельность в кружке помогает мне успешно готовить детей к обучению в школе.

     Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами. Уровень развития речи напрямую зависит от того, как сформированы тонкие  движения пальцев. Формирование речевых центров мозга происходит под влиянием импульсов от пальцев рук. Стимулировать речевое развитие рекомендуется путем активных движений пальцев. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания, заставляют ребёнка думать, искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозговой деятельности. Занимаясь в кружке изготовлением различных поделок , дети не только выполняют определенные движения, они учатся анализировать задание, планировать ход его выполнения, задумываются над устройством различных предметов, закрепляют знания о свойствах различных материалов.

      Кроме того, работа в кружке помогает мне скорректировать поведение так называемых гипервозбудимых детей - ребят, у которых имеются проблемы в общении со сверстниками. Наблюдения показали ,что таким детям нравится заниматься ручным трудом: они успокаиваются в ходе выполнения работы, проявляют старательность, у них появляется желание увидеть результат своего труда. Своих "шустриков" я чаще привлекаю к коллективному труду, где от них требуется умение работать вместе, помогать друг другу, посоветоваться и распределять обязанности, объективно оценивать свой труд и работу товарищей, вместе радоваться результатам деятельности.

     Я всегда помню, как важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом, и мечтаю об этом. Как добиться такого эффекта, при котором дети в комфортной обстановке творчества учатся взаимодействовать, развивать координацию, моторику, усидчивость, аккуратность, самоконтроль, умение доводить начатое дело до конца. Именно эти качества являются основой для развития личности в целом.

        Из собственного опыта я поняла, что одно из наиболее важных условий успешного детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы вот – что мне помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Для меня важно, всякий раз создавать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – вносить новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребят положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться в коллективе, чувство взаимопомощи и сопереживания за общий результат.

          При выполнении коллективных работ у детей взаимодействие со мной происходит более свободно, ребенок имеет возможность видеть, как я действую, и обучаться без прямых моих указаний. При выполнении работ по изобразительной деятельности я активно использовала игровые методы и приемы. В основе каждого лежал специально разработанный игровой сюжет. Для успешного выполнения работы я придумывала несколько игровых ситуаций, которые постепенно сменяли друг друга, позволяли мне сохранять необходимый темп и ритм деятельности, делали ее более интересной и увлекательной.

            В своей работе я отдаю предпочтение совместно– индивидуальной форме организации в коллективной деятельности, которая, как известно, предполагает, что каждый ребенок-участник деятельности – выполняет свою, порученную ему часть обшей работы индивидуально, и на завершающем этапе она становится, частью обшей композиции. Согласование действий участников работы осуществляется в ее начале – на этапе планирования – и в конце, когда нужно суммировать результаты.

             Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручили, тем лучше будет работа коллектива. Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка гой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам такой формы организации относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

              Занятия с этой формой организацией позволили мне сформировать у детей простейшие умения и навыки сотрудничества. Но при выполнении работ, несмотря на то, что дети были ориентированы на создание коллективной композиции, единство группы носит формальный характер, так как взаимодействие осуществляется только на этапе планирования и оценки. Это осложняло процесс формирования умений координировать совместную деятельность, но зато позволяет продемонстрировать детям простейшие варианты совместного планирования. Результат работы каждого – является частью общей композиции, достаточно четко выделен, и есть возможность объективно оценить то, как учитывались задачи общей работы каждого ребенка, насколько он заинтересован в общем успехе. Это особенно важно потому, что в условиях совместно– последовательной и совместно-взаимодействующей форм организации деятельности этот результат как бы завуалирован. Эгоистичные дети, склонные к завышенной оценке собственного труда, не могут оказаться в столь однозначно оцениваемой ситуации, когда их необъективность очевидна и легко доказуема. Напротив, дети с заниженной самооценкой оцениваются в соответствии со своими заслугами перед коллективом.

        Организуя продуктивную деятельность, я ставлю перед детьми только посильные для них задачи. Важно, чтобы ребёнок не разочаровался и не потерял интереса к деятельности, если его поделка никак не получается. В таком случае использую метод работы в паре: "воспитатель-ребенок", обязательно формируя в воспитаннике уверенность: "Ты постараешься и у тебя всё получится".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.В.Г.Березина , И.Л.Викентьев , С.Ю.Модестов « Детство творческой личности». - СПб.: издательство Буковского, 1994.

2.Н.Ю. Венгер  «Путь к развитию творчества». - Дошкольное воспитание. -1982 №11.

3. С.А.Веретенникова  «Ознакомление дошкольников с природой».-М.,1980

4. Л.Н.Выготский  «Воображение и творчество в дошкольном возрасте». - СПб.: Союз, 1997.

5. Э.К.Гульянц , И.Я.Базик «Что можно сделать из природного материала» Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение 1991 -175 с.

6. Л.Куцакова «Творим и мастерим».- М.,2004г.

7. Т.С.Комарова «Детское художественное творчество». - М.,2008г.

8. Н.Н.Поддьяков «Формирование и развитие творчества дошкольников».

9.Л.А.Парамонова «Детское творческое конструирование».- М.,1999г.

10. «Коллективное творчество дошкольников» под ред.А.А.Грибовской-М.,2004г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.

как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....

ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ПЛАН  КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ                 ...

Кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста. Техника "Изонить".

Прием использования  графики в технике "Изонить" привлекает детей дошкольного возраста. Он несложен, дети легко усваивают  эту технику, быстро добиваются результатов. Я разработала  вид...

Доклад в рамках проведения областного методического семинара «Формирование личности ребенка через художественное творчество. Опыт кружковой работы МОУ Прогимназии № 58»

В статье представлены материалы доклада на областном методическом семинаре ГБОУ ВПО АСОУ (в рамках образовательной инициативы «Наша новая школа») «Формирование личност...

План кружковой работы с детьми 5-7 лет по разделу "Художественно-эстетическое развитие"

План может быть полезен педагогам детских садов для занятий с детьми старшей и подготовительной групп ....