ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ИЗМЕНЕНИЮ ОТНОШЕНИЙ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
консультация (подготовительная группа) по теме

Никонова Ульяна Юрьевна

          Проблема Семья и детский сад- два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.      

    Проблема существующих форм взаимодействия состоит в их чрезмерной регламентированности со стороны ДОУ, отсутствия интереса со стороны семьи к различным мерам взаимодействия. Поэтому пересмотр информационной политики ДОУ должен происходить в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе и усилении субъектной позиции родителей в управлении этим процессом посредством инновационных форм, призванных укреплять сотрудничество ДОУ и семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ИЗМЕНЕНИЮ ОТНОШЕНИЙ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ВВЕДЕНИЕ

          Проблема Семья и детский сад- два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

          Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить, красиво одеть, но и общаться с ним. Научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

           Проблема существующих форм взаимодействия состоит в их чрезмерной регламентированности со стороны ДОУ, отсутствия интереса со стороны семьи к различным мерам взаимодействия. Поэтому пересмотр информационной политики ДОУ должен происходить в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе и усилении субъектной позиции родителей в управлении этим процессом посредством инновационных форм, призванных укреплять сотрудничество ДОУ и семьи.

РОЛЬ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Становление личности человека — сложный и многогранный процесс. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию. Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере, который основан на родственных чувствах, выражается в глубокой любви к детям и ответном чувстве детей к родителям.

Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с недостатками речевого развития. В большинстве случаев, родители, имеющие детей с недостатками развития речи, чувствуют себя неудовлетворенными, подавленными и задают себе вопрос: «Почему именно мой ребенок такой?» Неадекватное отношение родителей к ребенку возникает как следствие непонимания причины речевого нарушения. Основная задача учителя-логопеда, как специалиста, хорошо знающего специфику дефекта и пути его преодоления – ориентироваться на ребенка, его интересы; помочь родителям правильно воспринимать своего ребенка.

Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и существенно влияет на  успешность коррекционно-воспитательной работы. Полная реализация целей коррекционно-образовательного процесса  достигается через оптимизацию внутрисемейной атмосферы и гармонизацию детско-родительских отношений.

Л. С. Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального ребенка во многом определяются его положением  в семье. Правильная организация семейного воспитания позволяет создать адекватные психолого-педагогические условия для преодоления недостатков речи и общего развития детей. Для семей, в которых есть дети с нарушениями речи, характерны как общие черты детско-родительских отношений (стили семейного воспитания и типы родительского отношения), так и специфические, связанные с развитием речи у ребенка. В целом для разных родителей, воспитывающих ребенка с нарушением речи,  характерны следующие типы поведения в отношениях с ребенком:

  • родители растеряны;
  • родители жалуются либо отрицают состояние ребенка с нарушениями речи;
  • родители ищут пути решения проблем.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ  ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ  НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Семейное воспитание оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка. Особое значение при этом имеют особенности межличностных отношений в семье. Родительские установки, или позиции, — один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками А.С. Спиваковская понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Еще в 30-х гг. были выделены следующиеродительские установки и соответствующие им типы отношения родителей к детям с отклонениями в речевом развитии: «принятие и любовь»;

 «явное отвержение»;

«излишняя требовательность»;

 «чрезмерная опека», а также была прослежена определенная зависимость между поведением родителей и поведением детей. Так, например, «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как «явное отвержение» вызывает у детей задержку развития речи и социальных навыков, ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.

В. И. Гарбузов с соавторами выделили три типа неправильного воспитания, практикуемых родителями.

Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) — неприятие индивидуальных особенностей ребенка. Наряду с жестким контролем воспитания тип А может сочетаться с недостатком контроля, равнодушием к распорядку жизни ребенка, полным попустительством.

Воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее) возникает на почве мнительности родителей в отношении здоровья, способностей, социального статуса ребенка среди сверстников и особенно его успехов в учебе. Проявляется в чрезмерной опеке, болезненном восприятии его неудач, стремлении самолично решать его проблемы. В этих случаях дети растут пассивными, несамостоятельными, неуверенными в себе.

Воспитание по типу В (эгоцентрическое) — "кумир семьи", "маленький", "единственный", "смысл жизни" — культивирование внимания всех членов семьи на ребенке, иногда в ущерб другим детям или членам семьи. Ребенку предъявляются завышенные требования, не соответствующие реальным его возможностям. Родители могут требовать от ребенка говорить правильно, писать без ошибок, не учитывая его психофизические особенности и ограничения, наличие у ребенка реальных трудностей речевого и языкового развития. Всю ответственность за выход из сложившейся ситуации родители возлагают на ребенка. Такой тип воспитания приводит к дезориентации ребенка, формированию у него невротических реакций.

Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…». На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и взрослые люди – родители и педагоги, неся перед детьми нравственную, моральную, человеческую и гражданскую ответственность.

Таким образом, наличие неадекватных родительских установок и типов семейного воспитания является одним из факторов риска речевых нарушений у детей.

РАЗВИТИЕ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ.

           В настоящее время многие родители слишком заняты своими семейными проблемами. Следствием такого поведения взрослых является снижение качества общения родителей и ребенка, что может послужить причиной проявления у детей общего недоразвития речи .

           Коррекционно-воспитательное взаимодействие со стороны общеобразовательного учреждения и родителей, многие из которых чаще всего не имеют никаких представлений о том, как помочь своему ребенку в сложившейся ситуации, очень актуально.

          Логопеду необходимо создать условия для осознания родителями ответственности за процесс коррекции речевого дефекта у ребенка, они должны постоянно обогащать свои знания и умения, повышать логопедическую грамотность и компетентность.

С целью эффективного формирования компетентности родителей необходимо четко определить задачи взаимодействия:

1) приобщить родителей к самой коррекционно-воспитательной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи;

2) помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, четко разъяснить суть дефекта и способы его коррекции;

3) убедить в успешности освоения ребенком определенных знаний и умений (создать успешный образ ребенка);

4) правильная организация общего речевого режима дома:

  • нормализация взаимоотношений дома (доброжелательная, спокойная обстановка, отсутствие конфликтов);
  • правильная организация домашнего режима (выделение специального времени на выполнение заданий, упражнений учителя-логопеда, соблюдений всех рекомендаций);

5) правильная организация специального речевого режима дома:

  • спокойная, неторопливая речь родителей;
  • совместное произношение слов и фраз, отраженное произношение;
  • чтение стишков, прибауток, считалок и т.д.;
  • дыхательная и артикуляционная гимнастика в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

Наиболее перспективными формами работы учителя-логопеда и семьи, направленные на развитие их коррекционно-логопедической компетентности, являются:

1) «Дни открытых дверей» – проводятся 2-3 раза в год для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми в ДОУ, успехами и проблемами ребенка, особенностями работы с ним различных специалистов;

2) «Консультации и семинары» – логопеду важно построить их так, чтобы они не были формальными и по возможности привлекали родителей для решения проблем;

3) «Библиотека для родителей» – создается для сбора популярной педагогической и психологической литература, помогающей повысить уровень компетентности родителей по вопросам детской психологии, педагогики и логопедии;

4) «Видеотека» – содержит видеозаписи занятий, праздников, развлечений. Родители могут просмотреть занятие самостоятельно, задав вопросы специалистам;

5) «Речевые праздники» – максимальное участие детей и родителей в праздниках, тематика которых охватывает разные стороны речевого развития.

http://labintegro.mordgpi.ru/wp-content/uploads/2013/12/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B91.bmp

Рис. 1.Формы работы учителя-логопеда и семьи

Таким образом, учитель-логопед имеет множество способов, приемов и форм заинтересовать родителей, приобщить их к коррекционно-развивающему процессу, тем самым развить логопедическую компетентность семьи.

Список использованной литературы

  1. Вайс, М.Н. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе / М. Н. Вайс, Т. В. Пустякова // Логопедия. – 2010. – № 3. – С. 85-96.
  2. Кизимова, Е.А. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи / Е. А. Кизимова // Логопедия. – 2011. – № 1. – С. 83-91.
  3. Коротаева И.А. Формы сотрудничества логопеда и родителей / И. А. Коротаева // Логопедия. – 2010. – № 2. – С. 81-84.
  4. Тверская, О.Н. Организация взаимодействия ДОУ с семьями детей, имеющих нарушения речи / О. Н. Тверская // Логопедия. – 2010. – № 4. С. 37-49.
  5. Выготский Л.С.  Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс,  2000. – 1008 с.
  6. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка. – СПб: Дельта, 1997. – 432 с.
  7. Иванова И.А. Особенности родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии. // Коррекционная педагогика.–2007.–7.
  8. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М., 2001.
  9. Спиваковская А.С. Как быть родителями: о психологии родительской любви. - М., 1986.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Речевой праздник  в старшей логопедической группе детского сада « Ярмарка»

Сценарий разработан с учетом возрастных и речевых возможностей детей, которые имеют диагнозы: дизартрия, ринолалия, моторная алалия. В ходе праздника дети выполняют речевые задания, получая за каждое атласную ленту для карусели, тем самым решая проблемную ситуацию. В итоге, разноцветными лентами украшается ярмарочная карусель.

Цель: Обобщение знаний и умений, навыков детей по развитию речи.

Задачи:

  • коррекционно-образовательные: закреплять правильное звукопроизношение и навыки звукового анализа и синтеза слов;
  • коррекционно-развивающиеразвивать общие речевые навыки: голосовые, интонационные, темпо-ритмические, моторику; формировать музыкальные навыки;
  • коррекционно-воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки, любовь к Родине,ее традициям.

Оборудование: атласные ленты, модель карусели, короб для лент, символы звуков, предметные картинки-монетки, маски-шапочки.

Место проведения: музыкальный зал.

Действующие лица:

Девочки, мальчики, Евсей, Назар,. Ваня, Сорока-белобока, белка, петух, Петрушка, медведь.

Ход праздника

Ведущий. Здравствуйте гости дорогие! На ярмарку Вас приглашаю. Здесь вас будут развлекать: стихи читать, петь, плясать, товары продавать. Вы, гости подмечайте и ответ нам дайте, правильно ли звуки произносим, умеем петь, танцевать, грамотой владеть.

Мальчики.

Ярмарка, ярмарка!
У нас сегодня ярмарка!
Собирайтесь, наряжайтесь!
На ярмарку отправляйтесь!
Будет всем вам угощенье
Игры. Шутки и веселье…

(Мальчики поднимают руки, делают “ворота”, через которые входят дети группы.)

Ведущий.

Как у наших, у ворот,
Стоит ряженый народ.
И ребята удалые
В те ворота расписные
Змейкой быстрою бегут
Смех, забавы вам несут.

Ребенок 1.

Здесь на ярмарке игрушки
Трактора и погремушки,
Есть тут разные флажки, расписные сундучки,
Экскаватор, уточки, барабаны, дудочки.

Ребенок 2.

Загляните к нам в палатку
Вот конфеты, шоколадки,
Калачи и булочки,
Крендели и бублички.

Ребенок 3.

А у дядюшки у Якова товару хватит всякого:
Лапти, корзинки, лукошки, картинки.
Покупайте, не зевайте:
Булавки, иголки, стальные приколки!

Ребенок 4.

Вот орешки вкусные на меду,
Давай в шапку накладу.

Ребенок 5.

Сами мы рязанские,
А сельди у нас астраханские.
Давай покупай, выбирай, забирай.

Ведущий.

Все на ярмарку поспели?
Покатаемся на карусели!
А ну, Евсей, неси карусель.

(Мальчик вносит шест без лент.)

– Какая же это карусель? На ней нет лент. Что же делать? Сколько помню доселе, не было ярмарки без карусели. Как дети нам исправить эту незадачу?

(Дети предлагают для карусели купить ленты.)

Ведущий.

Будем ленты искать,
Карусель исправлять.
Чтобы ленты покупать,
Заданья нужно выполнять.
Вот лента красная, атласная.
Ее купите
Хороводом “заплатите”

(Дети группы становятся в круг и играют хоровод “Во поле береза стояла”, ведущий по окончании хоровода дает красную ленту, повязывает ее на карусель.)

Ведущий. Кто поедет на базар?

Дети. Назар! Назар!

(Выходит ребенок.)

Назар.

Бегу, бегу на базар,
Принесу домой товар:
Родной матушке платок,
Посередочке цветок.
Братьям-соколам
По красным сапогам,
А сестрицам-лебедицам
Да по белым рукавицам.

Девочка.

Ты, Назар, ты, Назар,
Ты поди-ка на базар.
Купи ленты атласные
Для карусели прекрасной.

Назар.

Чтобы ленты на базаре купить,
Монеты золотые нужно раздобыть.
Давайте, помогайте, заданье выполняйте.

(Предлагает на подносе “монеты” – предметные картинки.)

Ведущий. Вы монетки поверните, не картинки посмотрите, первые звуки в них назовите.

(Предметные картинки на гласные звуки в начале слов. Ведущий благодарит детей за правильные ответы, вручает Назару ленту, привязывает ленту на карусель.)

Ваня.

На ярмарку еду,
Еду к бабе, еду к деду.
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке,
По горкам, по кочкам
Все прямо и прямо.

Девочка.

Ваня, может быть на ярмарке
Купишь ленту цветную
Украсить карусель нашу.

Ваня.

Слышал я, сейчас,
Тому ленту продадут,
Кто задание выполнит.

Ведущий. Мальчики, знаете ли вы дразнилки? Выходите и нам их покажите. А девочки порадуйте всех частушками.

Мальчик 1.

Хвастун Илья,
Где храбрость твоя?
Ты от мошки, комара
Под крыльцо залез вчера.
Паутину увидал –
И со страха в грязь упал.

Мальчик 2.

Ах ты, Ваня простота,
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Привязал корыто
И везет открыто,
Корыто трясется
Весь народ смеется.

Ведущий.

Ленту, мальчики получайте
К карусели прикрепляйте.
А девочки-веселушки
Запевайте частушки.

Девочки.

Ходит Петя как кощей
Ни супов не ест ни щей.
Падает от слабости,
А любит только сладости.

Толя парень ничего,
Только он кусается
Все собаки от него
Наутек бросаются.

Света ела хохоча
Гречу и конфету
Отмывали целый час
Гречневую Свету.

А у Саши драчуна
На щеке опять видна
Глубокая ссадина,
Что на сдачу дадена.

Ведущий. Вот и девочки ленту заработали.

(Вручает ленту и повязывает на карусель.)

– Ребята, давайте ложки возьмем, и сыграем, и споем.

(Дети выходят, берут музыкальные инструменты, играют одно из знакомых музыкальных произведений.)

Ведущий. Хорошо оркестр играл. Все музыканты заработали ленту.

(Ведущая вручает ленту одному из детей и повязывает на карусель.)

Петрушка.

Я – Петрушка,
Развеселая игрушка.
Тонкий голос, рыжий волос
Хочу вас повеселить
И подарок подарить.

Ведущая. Дети, слушайте внимательно стихи Петрушки. Если он будет ошибаться, исправьте его стихи.

Петрушка.

С другом мы играли в чашки,
Пили чай из белой шашки.

(Дети исправляют “не в чашки, а в шашки”, “ не из шашки, а из чашки”.)

Вылезла из норки шишка,
На нее упала мышка. 
(“Мышка-шишка”.)

Положили в плошку каску,
Надевал пожарный маску. 
(“Кашку-каску”.)

Сладко спит в берлоге миска,
На столе с салатом – мишка. 
(“Миска-мишка”.)

В цирк купил я два жилета,
Их кладу в карман билета. 
(Жилет-билет.)

Ведущая. Дети, вы были внимательны, исправили стихи Петрушки. Вот вам новая лента для карусели.

(Ведущая вручает ленту одному из детей, повязывает ее на карусель.)

Сорока.

Я сорока-белобока,
Кашу варила, деток кормила.
Этому дала, он дрова рубил.
Этому дала, он воду носил.
Этому дала, он печку топил.
Этому дала, он кашу варил.
А этому не дала:
Ты дров не рубил, воду не носил,
Печку не топил, кашу не варил,
Вот тебе за это горшок пустой.

(Рассказывая, сорока выполняет упражнения пальчиковой гимнастики, просит детей ей помогать.)

Ведущая. Сорока, посмотри в горшочек, он не пустой, в нем фишки. Фишки помогут составить слова.

Сорока. Дети, скажите, что варили в горшке? (Кашу.)

– Составьте это слово и получите еще одну ленту на карусель.

(Дети составляют слова, ведущая вручает им ленту и повязывает ее на карусель.)

Хорошо слово составляли,
Все немножечко устали.
Выходите в круг, друзья,
Танец русский у двора.

(Дети группы под музыку выполняют танцевальные движения, ведущая их хвалит, вручает ленту, повязывает с лучшим танцором на карусель.)

Петушок.

Я – петушок
Красный гребешок,
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Двойная бородка,
Чистая походка
Рано утром встаю,
Звонко песни пою.

Ведущая. Петушок, давай сядем на пригорке, да послушаем детские скороговорки.

А ты, Петя, слушай,
Лучшего чтеца называй.

(Дети группы рассказывают скороговорки, петушок определяет лучшего, который и получает ленту, повязывают ее на карусель.)

Медведь.

Ездил я по базарам
Вернулся домой с товаром.
Вот чулочки, вот платочки, рукавички и носочки,
Все купил, ленты купить не забыл.

Ведущая. Медведь, не мог бы ты нам ленты одолжить. Они нам очень нужны, для карусели.

Медведь.

Ленты просто не отдам,
Вам задание задам.
На базаре я устал,
Очень я оголодал.

Ведущий. Накормите, развеселите. Может быть и подарю вам ленту. Соберем малину для медведя. Выходите в круг. Слова повторяйте, ягоды собирайте.

(Дети группы выполняют логоритмическое упражнение “По малину в сад пойдем”.)

Медведь. Спасибо вам, ребята, за слова, за угощение! Так уж и быть отдам вам ленту. Только возьмите меня на карусели покататься.

(Дети получают ленту, повязывают на карусель.)

Ведущий. Спасибо тебе медведь. Вот и карусель починили, лентами атласными нарядили. Все старались, все трудились. Выходите к карусели, берите каждый по ленте, заводите карусель.

(Дети берут за ленты, идут по кругу, проговаривают.)

Дети (герои).

Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише дети не шумите,
Карусель остановите.

Ведущий. Вот и побывали мы на ярмарке. Понравилось, вам? А гостям? (Выслушиваются ответы.) Приглашайте мам, бабушек покататься на нашей карусели.

(Ведущая угощает детей сладостями, приглашает пить чай из самовара.)

Сценарий музыкально-речевого праздника для подготовительных групп "Весна-красна в детский сад пришла!"

Цель: Закрепление и применение полученных  знаний,  умений и навыков на логопедических, музыкальных занятиях, создание положительного эмоционального настроя у детей.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • активизировать  словарь по теме «Весна», «Цветы»;
  • закрепить навыки правильного звукопроизношения;
  • закрепить навыки выделения первого звука в слове, определения места звука в слове;
  • совершенствовать навыки слогового анализа слов;
  • совершенствовать умение подбирать слова – антонимы;
  • закреплять образование множественного числа существительных.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать  общие речевые навыки: голосовые, интонационные, темпо-ритмические;
  • развивать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью, умение ориентироваться в пространстве;
  • развивать чувство ритма, певческие данные, эмоциональность и выразительность;
  • развивать память, внимание.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать эмоционально-волевую сферу, умение действовать в коллективе;
  • развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Дети под музыку заходят в зал, садятся на подготовленные места.

Ведущий (музыкальный руководитель).  
Скажите-ка, ребята,
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… (Е. Карганова)

Дети: Весна!

1-й ребенок.        
Снег теперь уже не тот – 
Потемнел он в поле
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.           

2-й ребенок.        
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.

3-й ребенок.        
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки. (С.Я. Маршак).

4-й ребенок.         
К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под её ногами.
Черные проталины на полях видны
Верно, очень теплые ноги у весны. (И. Токмакова).

Звучит музыка, входит Весна (учитель-логопед).

Весна (учитель-логопед). 
Здравствуйте, ребята, вот и я Весна!
Тёплыми шагами по земле прошла
Привела я солнышко жаркое, лучистое
И оно гуляет по небу по чистому.
Рады мне, ребята, рады или нет?
Я хочу услышать, дети, ваш ответ.
Вы мне рады, дети?

Дети. Да.

Весна. 
Беритесь за руки тогда.
Пусть закружит, запоёт наш весенний хоровод.

Дети с Весной исполняют хоровод «Веснянка», укр.н.м., обработка С Полонского.

Весна. 
Ярче светит солнышко, и бегут ручьи 
На полянке на лесной выросли цветы. 
И у  меня сегодня, дети, 
Вдруг волшебным стал мой дом -
Нежный цветик – речецветик 
Расцвел в садике моем.

(Логопед показывает детям "цветик-речецветик")

Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи.
Мы их точно знать должны! (И. Лопухина)

Вы научились говорить,
Звуки все произносить
Четко, звонко, ясно.

Этот  цветик-речецветик  приготовил вам задания, чтобы  проверить ваши знания.

Отрываем лепесток,
Хором с вами повторяем
Несколько волшебных строк: 
"Лети, лети, лепесток,
Через запад, на восток, 
Через север, через юг, 
Возвращайся, сделав круг".
Прилетел лепесток к солнышку. 
Солнышко, солнышко, ярче засвети.
Подари ты, солнышко, нам свои лучи!

(Логопед показывает детям плоскостное изображение солнышка, к лучам которого прикреплены картинки)

Скоро в школу вы пойдёте, будете читать, писать, 
А сейчас нам покажите, как научились звуки выделять.
Слушайте внимательно 
первое задание цветика-речецветика:

Задание 1. «Найди букву». На лучах солнышка картинки. Вам нужно выделить первый  звук и найти соответствующую букву. (Дети выполняют задание.) Рисунок 1

рис.1

Рисунок 1

Ещё ярче засветило солнышко, закапали сосульки.

Дети исполняют попевку «Шаловливые сосульки», сопровождая пение игрой на детских музыкальных инструментах.

Весна.

Сосульки растают быстрее, если вы выполните следующее задание цветика-речецветика.

Лепесток мы отрываем, 
Хором с вами повторяем
Несколько волшебных строк: 
"Лети, лети, лепесток, 
Через запад, на восток, 
Через север, через юг, 
Возвращайся, сделав круг". 

(Логопед предлагает вниманию детей новое задание)

Мы знаем разные слова:
Трава, пропеллер, детвора…
Мы можем их легко сказать,
Мы можем с ними поиграть.

Задание 2. Игра «Скажи наоборот» с использованием картинного материала. для занятий В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Антонимы»

Весна.
Сосульки тают, тают, а мы  слышим их звонкую песенку.

Дети  исполняют песню «Солнечная капель», муз. С. Соснина, сл. И Вахрушевой, сопровождая пение игрой на колокольчиках и треугольниках.

Весна. 
А теперь настала пора следующего лепестка.
Лепесток мы отрываем,
Хором с вами повторяем 
Несколько волшебных строк:
«Лети, лети, лепесток, 
Через запад, на восток, 
Через север, через юг, 
Возвращайся, сделав круг".
 Прилетел лепесток к ручейку.

(дети слушают в аудиозаписи звуки ручья)

Весна.  
Снег тает, бегут ручейки…
Кто про ручеёк стихотворенье знает, 
Тот его сейчас нам прочитает
.

Ребенок.         
Солнце ласково смеётся,
Светит ярче, горячей.
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
Он лучистый, серебристый,
И сверкает, и дрожит.
А другой такой же чистый
Рядом весело бежит. (Я. Колас)

Весна.     
И мы поиграем с ручейками.

Проводится музыкальное  упражнение-игра «Ручейки-озёра», муз. Е. Тиличеевой. На музыку А «Ручейки» – дети с синими ленточками в руках легко бегают врассыпную по залу, на музыку Б «Озера» – делают большой круг. Упражнение-игра исполняется несколько раз.

Весна.

Задание 3. «Собери камешки». Какие необычные ручейки у нас бегут – Звуковые ручейки. Вдоль ручейков камешки, на камешках картинки. Вам, девочки, нужно собрать те камешки, где картинки со звуком Ж вначале слова. А вам, мальчики, где картинки со звуком Ж в середине. (Дети выполняют задание) Молодцы, ребята! Бегут, журчат ручейки. Слышите, кто-то жужжит? Кто же это? (ответы детей: жуки, пчёлы, шмели). Вот как ожила вокруг природа. Почитайте стихи о ней.

1-й ребенок.        
Травка зеленеет, солнышко блестит
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой.
Что из стран далеких принесла с собой. (А. Плещеев)

2-й ребенок.        
Ласточка примчалась из-за бела моря,
Села и запела: как февраль не злися,
Как ты, март, не хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик –
Всё весною пахнет. (А.Майков)

3-й ребенок.
Эй, весна! Эй, весна!
До чего же ты красна.
На глазах редеет снег,
Ветерок берет разбег
Пляшут в лужицах лучи
Веселей ручей журчит
И летят во все концы
Голосистые скворцы.
А на вербах у реки
Почки, будто огоньки.
Нам мигают смело
Все вокруг запело!

Дети  исполняют песню «Весенняя полечка», муз. Олифировой, сопровождая пение движениями и жестами (движения разработаны музыкальным руководителем).

Весна. 
А сейчас мы узнаем 
следующее задание цветика-речецветика. 
Отрываем лепесток
Хором с вами повторяем
Несколько волшебных строк: 
"Лети, лети, лепесток, 
Через запад, на восток, 
Через север, через юг, 
Возвращайся, сделав круг".

Зашифровано здесь слово, вы его отгадаете и задание лепестка узнаете.

Задание 4. «Прочитай слово». Детям предлагается ряд картинок. По первым звукам названий картинок  дети составляют из букв слова: «ЗАГАДКИ» и «ПОСЛОВИЦЫ». Рисунок 2

рис.2

Рисунок 2

Дети  группы А загадывают загадки детям группы Б.

  1. На тарелке колобок золотой, румяный бок.
    А тарелка голубая не видать конца и края. 
    (небо и солнце)
  2. Один льёт, другой пьёт, третий растет. (дождь, земля, трава)
  3. Черный, проворный кричит КРАК, червякам – враг. (грач)
  4. На проталинке лесной огонек горит весной.
    Огонек несмелый, как снежинка белый. 
    (подснежник)
  5. Не зверь, не птица под снегом таится.
    Весна придет, побежит, запоёт. 
    (ручей)

Дети  группы Б рассказывают пословицы.

  1. Весна – зажги снега, заиграй овражки.
  2. Весенний день год кормит.
  3. Апрель с водою, май с травою.
  4. Весна красна цветами, а осень – пирогами.
  5. Увидал грача – весну встречай.
  6. Весною сутки мочит, а час сушит.
  7. Грач – птица весенняя
  8. Красна весна, да голодна.
  9. Коли в мае дождь, будет и рожь.
  10. Апрель, апрель – на дворе звенит капель.

Ребенок.   
Апрель, апрель,
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Вылезайте муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник
Стали птицы песни петь и расцвел подснежник. (С.Я. Маршак)

Весна. 
У меня для вас, ребята, есть сюрприз. Целая корзинка цветов.
А что это за цветочки, вы узнали?

(Дети называют цветы)

Вы цветочки разбирайте,
С ними танец начинайте.

Дети группы Б исполняют «Танец с подснежниками», муз. П.И.Чайковского («Подснежник») (движения разработаны музыкальным руководителем).

Весна предлагает детям прочитать стихи о цветах.

1-й ребенок. 
Нарцисс 
Снег сошел и к солнцу ввысь
Смело тянется нарцисс.
Он так нежен, так хорош.
Так на звездочку похож.

2-й ребенок.        
Мать-и-мачеха 
Ранней, солнечной порой
На проталинках весной
Украшают бугорки
Мать и мачехи цветки.
В ярких желтеньких платочках
Да в зелененьких носочках.

3-й ребенок.        
Ландыш
Родился ландыш в майский день
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышат луг и птицы, и цветы.
Давай послушаем, а вдруг услышим я и ты. (Е. Серова)

Весна. 
А какое же 
последнее задание приготовил нам цветик-речецветик?
Отрываем лепесток
Хором с вами повторяем
Несколько волшебных строк: 
«Лети, лети, лепесток, 
Через запад, на восток, 
Через север, через юг, 
Возвращайся, сделав круг".

Ребята, а какие первые весенние цветы вы знаете? (Ответы детей).

Задание 5. «Поставь цветы в вазы». Из бумаги вырезаны плоскостные картинки: вазы и весенние цветы. На вазах слоговые схемы. Детям нужно «поставить» цветы в соответствующие вазы, разделив на слоги слова-названия цветов.

Цветы: подснежники,  фиалка,  незабудка, ландыш, одуванчик, нарцисс, тюльпан. Рисунок 3.

рис.3

Рисунок 3

Весна.
Налетел весенний ветер и собрал мой речецветик

(Показывает детям бутафорский цветок).

Спасибо, ребята, за игры, за песни
Хочу подарить вам цветок интересный.
Его в благодарность возьмите
И в нём угощенье найдите.

(Весна дарит волшебный цветок детям, в нём находится угощение-конфеты)

Этот  вы цветок храните и красиво говорите!
Теперь же прощаться пора.
До встречи. До встречи, друзья!

Под музыку Весна уходит. Ведущий благодарит всех за внимание и приглашает  на чаепитие.

Дети и гости под веселую музыку покидают зал.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Семинар-практикум для родителей детей дошкольного возраста «Учите детей говорить правильно»

Цель: Показать родителям актуальность формирования у детей 3-4 лет правильной и красивой речи.

Задачи: 

  1. Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
  2. Обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики.
  3. Рассказать о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук у детей.
  4. Продемонстрировать наглядный материал с помощью средств ТСО о развитии речи и мелкой моторики рук в игровой деятельности с детьми.
  5. Обучить родителей приемам игровой деятельности с прищепками, крупами, мелкими игрушками по развитию мелкой моторики.
  6. Продолжать работу по взаимодействию с родителями.

Материалы и оборудование:

  1. Средства ТСО: мультимедийная установка, экран, ноутбук, магнитофон, диски с приятной спокойной музыкой.
  2. Стулья взрослые, столы.
  3. Зеркала настольные на каждого участника.
  4. Раздаточный материал на каждого участника (ксерокопии игровых упражнений).
  5. Клоун Клёпа.
  6. Ножницы на каждого участника.
  7. Картон цветной на каждого участника.
  8. Фломастеры и простые карандаши на каждого участника.
  9. Набор прищепок (по 6-8 штук на каждого участника).
  10. Чудесный мешочек.
  11. Крупные игрушки, цифры, буквы.
  12. Миска с гречневой крупой.
  13. Мелкие игрушки.

Логопед: Здравствуйте уважаемые родители! 

В зале полукругом стоят стулья. Родители садятся по желанию, в центре зала располагается экран с мультимедийной техникой. На экране представлена тема семинара-практикума.

Логопед: Предлагаю Вам познакомиться поближе. А поможет нам в этом клоун Клёпа. Для продуктивного знакомства предлагаю вам ответить на предложенные вопросы:  

  • Продолжите фразу: «Я мама (папа) …Имя ребенка»
  • Возраст ребенка
  • Продолжите фразу: «Мой ребенок начал говорить…»

Логопед: Вот мы и познакомились с вами и вашими малышами. Наше знакомство определило, что в зале собрались родители, детям которых от 3 до 4 лет. Некоторые родители ответили, что их дети начали говорить в период 2-3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка. Многие родители отметили, что их ребята начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до 1 года 2 мес. – и это является физиологической нормой.

1. А сейчас, предлагаю вам ответить на мои вопросы: (игра «Вопрос-ответ»).

Поднимите правую руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы его ребенок правильно говорил? Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.

2. А теперь предлагаю поднять левую руку тем родителям, которые считают, что его ребенок говорит чисто, внятно, правильно?

Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т.е. это свойственно данному возрасту.

3. Предлагаю теперь поднять две руки тем из вас, кто дома читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает сказки и ведет беседу по прочитанному произведению?

В нашем зале собрались не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.

Ваши ответы показали, что тема нашей встречи актуальна и значима.

Я предлагаю вам поговорить о развитии речи ребенка дошкольного возраста. Остановимся на возрастной норме детей с 3 до 4 лет.

Развитие словаря:

Активный словарь: 

  • в речи присутствуют существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш), наречия (тут, там, здесь), числительные (один, два), притяжательные прилагательные (дядина шляпа, мамино пальто)
  • обобщающие понятия (дикие животные, домашние животные, их детеныши; фрукты, овощи; игрушки, посуда)

Грамматический строй: 

  • отвечают на вопросы взрослых развернутыми фразами, состоящими из 3-4 и более слов.
  • предлоги в речи «В», «На», «Под», «Над».

Звукопроизношение: 

  • все свистящие произносят (с, сь, з, зь, у)
  • все губные (п, пь, б, бь)
  • все зубные (т, ть, д, дь)
  • губно-зубные (ф,фь,в, вь)
  • все гласные (а, о, у, ы, и, йотированные я, ю, е, ю, ё)
  • шипящие (ш,ж,ч,щ) замены на свистящие каша – «касса»
  • сонорные (р, рь, л, ль) заменяются на [ль], реже (й) – йябота, йека.

Возрастные несовершенства постепенно к 4-5 годам исчезают из детской речи. Но роль взрослых необычайно велика в этом вопросе.

Чтобы правильно развивать речь ребенка, нужно придерживаться некоторых советов, которые я вам сейчас дам. 

1. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут.

Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений:

Для губ: 

«Улыбка»

«Заборчик»

удерживать, считая до 5

«Хоботок»

«Трубочка»

Чередование этих же упражнений, как усложнение. 

Логопед предлагает выполнить данные упражнения самим родителям, по ходу выполнения, объясняет, как правильно их артикулировать.

Для языка: 

«Блинок»

«Лошадка»

«Грибок»

«Часики» 

Учитель-логопед предлагает выполнить данные упражнения самим родителям, по ходу выполнения, объясняет, как правильно их артикулировать.

Массаж.

1). «Покусать язычок»

2). «Язычок вырывается, а зубки стараются удержать»

3). Расслабить язык «Наказать непослушный язык»

Учитель-логопед предлагает выполнить массаж родителям, знакомит с правилами его выполнения, разбирает каждое отдельное упражнение.

Логопед: А сейчас я предлагаю вам выполнить некоторые артикуляционные упражнения, представленные на слайдах.

Советы логопеда: (в памятке для родителей)

  • речь взрослых: четкая, неторопливая грамматически и фонетически правильно оформленная, не следует искажать слова, имитировать детскую речь;
  • обращать внимание детей, на то, как они согласовывают слова в предложении, поправлять ребенка (исправлять допущенные ошибки);
  • играя с ребенком упражнять в согласовании имен существительных с разными частями речи, например с глаголами: взять куклу и спросить: «Кто к нам приехал в гости? и ребенок дает полный ответ: «К нам в гости приехала кукла»;
  • использовать игру «Чего не стало?» имя существительное в р.п. ед.ч. (выст.3-4 игр и т.д.) - использовать игрушку для обучения предлогов;
  • учить ребенка самостоятельно описывать игрушку. Поставить игрушку, посмотреть, затем задать вопросы:
  1. Что это? или кто это?
  2. Какого цвета?
  3. Это что у зайки? (показать на ушки, хвостик, лапки)
  4. Как можно назвать зайку?
  • учите детей сравнивать предметы находить общее; чем отличается?
  • учите подбирать слова к определенным глаголам: собака бежит, а кто еще может бегать и т.д.
  • для совершенствования правильного звукопроизношения использовать артикуляционную гимнастику.

Логопед: рекомендации по развитию речи у детей вы можете посмотреть в памятках, полученных по окончанию семинара. Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а, следовательно, и развивать речь

Связь речи и мелкой моторики рук

Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук, которые мы можем вам  порекомендовать для домашних занятий, например:

  • 1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игры в снежки, а летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
  • 2. Рисование, раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка – похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.
  • 3. Изготовление поделок из бумаги, например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
  • 4. Изготовление поделок из природного материала: жёлудей, шишек, соломы и других доступных материалов.
  • 5. Конструирование.
  • 6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
  • 7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
  • 8. Завинчивание и развенчивание крышек банок и пузырьков.
  • 9. Всасывание пипеткой воды.
  • 10. Открывание и закрывание дверцы или шкатулки.
  • 11. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т.д.
  • 12. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
  • 13. Переборка круп. Насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Для будущих первоклассников это тоже весьма полезное занятие.
  • 14. «Показ» стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнят лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.
  • 15. Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стенке появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стенке появится собака.
  • 16. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, то полезно в любом возрасте, и, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

Игры:

  • «Кто же спрятался в крупе?» Закопать мелкие игрушки в миску с крупой, ребёнок угадывает, что же там спрятано.
  • «Чудесный мешочек» или «Секретик». «Засекречивать» можно буквы, цифры, геометрические фигуры, разные мелкие игрушки и т.д.  

4. Чтение художественных произведений.

Логопед: Уважаемые родители, при чтении художественной литературы, предлагаю вам следующий алгоритм.

Литературный материал:

  1. Должен затрагивать эмоциональную сферу ребенка.
  2. Стихи, сказки, рассказы должны быть небольшие по объему, несложные по содержанию, доступны для понимания.
  3. Одно и тоже произведение можно читать по несколько раз в день.
  4. Спросить - о чем говорится, что происходит с главными героями.
  5. Учить пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию. Передавая содержание, ребенок учится четко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли.
  6. Учить с детьми стихи, потешки, загадки.

Оценка мероприятия родителями

Логопед: Предлагаем вам поделиться своими впечатлениями от нашего мероприятия. Что вам было полезно, что вы узнали нового, что понравилось. А поможет нам в этом наш клоун Клепа.

Отдаем игрушку Клепу в руки родителю, он высказывается и передает следующему.

Спасибо за внимание, до новых встреч.

По окончанию семинара родителям вручаются рекомендации по развитию речи и развитию мелкой моторики рук у детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Логопедическая гимнастика. Артикуляционная гимнастика

Данная книга "Логопедические упражнения", адресованная логопедам, родителям, воспитателям и гувернерам дошкольников. Артикуляционная гимнастика для детей 4-6 лет представлена в увлекательной форме. Описываются логопедические упражнения, которые готовят речевые органы к постановке звуков. Задания подготовлены в стихотворной форме, интересные, выразительные рисунки и рекомендации опытных логопедов помогут родителям в занятиях с детьми.

Артикуляционную гимнастику рекомендуется выполнять систематически до получения стойкого результата. Настройтесь на радостное общение с ребенком, теплый эмоциональный контакт. Поддерживайте ребенка, поощряйте его даже за маленькую удачу.Рисунки выполнены так, что дети могли их раскрашивать.

Учим звуки

Издательство: Сфера
Год издания: 2010
Серия: Игровая логопедия
Автор: Азова Е.А., Чернова О.О.
Количество страниц: 36
Язык: Русский

Домашняя тетрадь по логопедии для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Главная задача данного учебного пособия — оказание помощи логопеду в коррекционной работе и привлечение родителей к логопедическим занятиям с детьми, которые позволят укрепить полученные знания, навыки и умения.

Логопедическая раскраска для закрепления произношения звука Р. Пособие для логопедов, родителей и детей

«Логопедическая раскраска для закрепления произношения звука Р. Пособие для логопедов, родителей и детей» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов общеобразовательных ГБДОУ «Развитие звуковой культуры речи детей, имеющих нарушения речевого развития».

План консультации:1. Значение звуковой культуры речи в жизни ребенка.2. Примерные сроки усвоения детьми гласных и согласных звуков.3. Компоненты звуковой культуры речи (общие речевые навыки) .4. Основ...

Статья: "Психологические особенности детей с нарушением речевого развития"

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека.  Возникает и развивается речь при наличии определённых биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания...

Рабочая программа коррекционного обучения детей с нарушениями речевого развития 6 -7 лет на логопункте

Рабочая программа, составленная в соответствии с рекомендациями ФГОС ДО...

«Ознакомление и обучение детей с нарушением речевого развития народно-декоративному рисованию».

Из педагогического опыта работы воспитателя логопедической группы Величко Н.В. по теме:«Ознакомление и обучение детей с нарушением речевого развития народно-декоративному рисованию»....

Готовность к школьному обучению,детей с нарушениями интеллектуального развития

к концу дошкольного возраста у умственно отсталых детей не фомируется психологической готовности к школьному обучению....

Советы родителям: «Дети с нарушением речевого развития».

В последние годы резко увеличилось количество детей с задержкой речевого развитии и с различными речевыми нарушениями. Почему это происходит? Что делать? К какому специалисту идти? Насколько это ...