Главные вкладки

    «Ознакомление и обучение детей с нарушением речевого развития народно-декоративному рисованию».
    статья по развитию речи на тему

    Из педагогического опыта работы воспитателя логопедической группы Величко Н.В. по теме:«Ознакомление и обучение детей с нарушением речевого развития народно-декоративному рисованию».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_po_risovaniyu.doc681 КБ

    Предварительный просмотр:

    Из педагогического опыта работы воспитателя логопедической группы Величко Н.В. по теме: 

    «Ознакомление и обучение детей с нарушением речевого развития народно-декоративному рисованию».

    МБДОУ детский сад №32,  г. Коломна, 2016-2017г.

    Рисование, лепка, аппликация и конструирование – основные виды изобразительной деятельности, посредством которых дети образно отражают окружающую действительность. Изобразительная деятельность, имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей.

    Я, Величко Н.В., работаю воспитателем логопедической группы в детском саду №32 «Аленький цветочек» г. Коломна Московской области  для детей с нарушением речи  и задержкой психо-речевого развития. И хочу поделиться своим опытом в коррекционной работе, благодаря изобразительной деятельности, а именно знакомству детей с декоративно – прикладным искусством и обучением декоративному рисованию.

                                                                 

    Занятия по декоративному рисованию дают  положительные результаты у детей с нарушениями речи. А именно: улучшается речевая активность, развивается  мелкая моторика,  память,  внимание, мышление, навыки ориентировки в пространстве и на плоскости листа,  цветовосприятие и воображение. Это оказался тот вид деятельности, где ребёнка легко погрузить в мир прекрасного и сказочного, где он может реализовать свои фантазии.

    В процессе различных видов деятельности (познавательной, практической, игровой, учебной и изобразительной) дети с нарушениями речи испытывают серьёзные трудности, в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими, графическими и измерительными навыками выполнения конкретных действий, ориентировке на  листе бумаги. Кроме того, недостатки  речи ребёнка на прямую связаны с недостаточным развитием мелкой моторики, двигательной координации и психических процессов, которые как правило снижены у наших детей. Ещё возникают трудности, связанные с темпом работы и с качеством выполнения заданий.  Поэтому очень важно помочь ребёнку развить основные навыки практической деятельности доступными, интересными и успешными способами рисования, а декоративное рисование и даёт такой положительный результат.

                                                       

    Педагогам, которые работают с данной категорией детей, необходимо знать, что положительный результат ознакомления детей с народно прикладным искусством может, быть, достигнут за счёт использования специальных методов, учитывающих психофизические особенности этих детей. Педагоги должны знать, что у детей младшего и старшего дошкольного возраста внимание непроизвольное (произвольное, внутреннее внимание ещё не развито). Это значит, что ребёнок направляет его туда, где есть что-то яркое, новое, необычное. Для этого на занятиях надо использовать красочные образцы и иллюстрации. Более тщательно подбирать наглядно – дидактический и демонстрационный материал.

    Овладение умениями изображать, невозможно без целенаправленного развития и других видов восприятия. Для того чтобы успешно изображать, ребенку необходимо хорошо представлять предметы и явления. Поэтому на всех этапах обучения детей с нарушением речи изобразительной деятельности, необходимо учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их основные признаки.

                                                   

     Ознакомление с формой, величиной и другими пространственными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и корректирует его. Ещё Микеланджело говорил: “Циркуль в глазах, не в руках, ибо руки работают, а глаз оценивает”. Движения руки при рисовании, лепке, аппликации связаны с мышечно-двигательными ощущениями, восприятием движения кинестетические и зрительно, т.е. ребёнок видит, как движется рука, и ощущает это движение. В соответствии с образовавшимися у ребёнка зрительными и кинестетическими представлениями производится нужное движение и по ходу выполнения оно корректируется.

    Зрительный контроль за процессом изображения происходит на основе имеющегося у ребёнка представления о предмете. Направляя взором действия рук при создании рисунка, ребёнок всё время сверяет получающееся изображение с представлением того, что должно получиться, и исправляет его. Поэтому необходимо, чтобы ребёнок отчётливо представлял предмет.  

                                                                                          

                                               

     Например, прежде чем приступить к росписи городецким узором горшочка детям предлагается внимательно и детально его рассмотреть. Описать из каких частей он состоит,  какую форму и величину  имеет, из какого материала он сделан. И только после тщательного обследования горшочка, обратить внимание детей на роспись, её характерные особенности и цвета.

                                                 

    Взаимосвязь занятий по изобразительной деятельности с другими видами деятельности прослеживается в еженедельных лексических темах по речевому развитию детей: повторе одной и той же темы на занятиях по лепке, аппликации и рисованию. На всем протяжении обучения идет коррекционная работа по расширению словаря, уточнение, конкретизация и обобщение предметных представлений, формирование способов обследования. При формировании изобразительных навыков, выполнение задания следует организовать индивидуально с учетом возможностей каждого ребенка, его общего развития. На отдельных этапах обучения при низком развитии мелкой моторики возможно применение шаблонов, трафаретов, печатей и тычков. Образцы, предлагаемые для рассмотрения должны быть в два раза больше чем детские работы.

                                             

    Занятия по изобразительной деятельности тесно связаны с игрой, поэтому в процессе обучения той или иной темы изготавливается ряд наглядно – дидактических игр, благодаря которым дети лучше запоминают особенности и элементы народной росписи.

    Это такие игры как: “Укрась сарафанчик дымковской барышни”, “Продолжи узор”, “Найди одинаковые узоры на чашках”, “Какой элемент лишний” и т.д.

    Обучение детей той или иной росписью строится от простого к сложному, от простых линий и точек к узорам и орнаментам. Педагог вначале показывает самые простые элементы. В дымковской росписи это будут «колечки»,  «кружочки», «точки», «линии». В хохломской росписи “травки”, “реснички”, “завитки” и т.д. При этом педагог обращает внимание детей на размер “капелек”, толщину линий.

    Напоминает детям правила работы с кистью и только после этого показывает, как из простых незатейливых элементов получаются красивые узоры.

                                                                                                                                                                 

    В процессе такого наглядного “превращения” точек, кружочков и простых линий в орнамент у ребёнка пропадает чувство страха перед листом бумаги и кисточкой. Народно-декоративная роспись богата разнообразием красок, но дети должны знакомиться с этим богатством постепенно. От основных цветов красного, зелёного, синего и жёлтого до их оттенков. Ребят учат смешивать краски, учитывая яркость и насыщенность характерную для данной росписи. В процессе всего обучения детей декоративному рисованию идет важная коррекционная работа.

     Предлагаю использовать в работе по ознакомлению с декоративным рисованием следующее:

    • предварительная работа должна включать в себя беседы, рассказы об истории народного промысла, выставки, подбор литературного материала (стихи, сказки, фольклор) и наглядно-дидактического материала;
    • – планирование занятий должно строится от простого к сложному, от простых линий и точек до составления растительных орнаментов различной сложности;
    • в работе с детьми обязательно должен соблюдаться принцип индивидуально – дифференцированного подхода, прежде чем приступить к занятию педагог должен учесть общее развитие ребенка, например, если один ребёнок может нарисовать самостоятельно, то другому можно и нужно дать трафарет или разрешить обвести по контуру;
    • обязательно учитывается рабочая поверхность, т.е. ребёнку  должно быть удобно работать, правильно размещены принадлежности для рисования.

                                         

    А для того чтобы сделать знакомство детей с декоративным рисованием более интересным и запоминающимся необходимо чаще использовать в игровой и повседневной деятельности  детей изделия народных промыслов, которые дают богатый материал для составления описательных рассказов, сказок, разучивания наизусть народных потешек и стихов. В узорах и орнаментах декоративных росписей, соблюдается определённый ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента. В процессе рисования узоров формируются навыки и умения ориентироваться на листе бумаги разной формы. Это способствует развитию элементарных математических представлений.

    Но главная задача в ознакомлении с народно прикладным искусством – это воспитать у детей любовь к народному творчеству и желание творить самим. Искусство обладает удивительной способностью всесторонне воздействовать на человека – на его ум, сердце, чувства и мысли. Общаясь со взрослыми, ребёнок открывает для себя новые чувства, их эмоциональные оттенки; впервые начинает переживать радость познания, тревогу за другого, гордость за свой успех. А.А. Грибовская писала “…задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров хохломской, Городецкой или другой росписи, а приобщение ребёнка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки, составить узор, расписать вылепленного коня, барышню, почувствовать радость творчества”.

                                               

    К оценке результатов детских работ следует подходить индивидуально, с учетом уровня общего развития. Важно, чтобы взрослый был способен отнестись к детской работе как к произведению творчества и вместе с ребёнком увидеть все её положительные стороны.

                                             

                                                                                                                                                                 

     В результате такого отношения у ребёнка появляется осознание значимости собственных достижений и внутреннее ощущение успеха, которое необходимо при освоении любой деятельности. Работа и сам творческий процесс должны доставлять детям удовольствие и желание продолжать учиться дальше. Приведённый выше опыт работы даёт положительные результаты в коррекционной работе по развитию речи и мелкой моторики детей.

                                                                                                                                                                 

    Литература:

    1. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009г.
    2. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Под редакцией Безруких М.М. 2001 г. “ВЛАДОС”
    3. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. Грибовская А.А.-М.: «Скрипторий 2003», 2009г.
    4. Изобразительная деятельность в дет.саду. Лыкова И.А.-М.: «КАРАПУЗ», 2007г.
    5. Обучение детей технике рисования. Издание 2-е, переработанное и дополненное.-М.: «Просвещение», 1970г.

                                                                                                                         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ИЗМЕНЕНИЮ ОТНОШЕНИЙ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

            Проблема Семья и детский сад- два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения,...

    Консультация для педагогов общеобразовательных ГБДОУ «Развитие звуковой культуры речи детей, имеющих нарушения речевого развития».

    План консультации:1. Значение звуковой культуры речи в жизни ребенка.2. Примерные сроки усвоения детьми гласных и согласных звуков.3. Компоненты звуковой культуры речи (общие речевые навыки) .4. Основ...

    Статья: "Психологические особенности детей с нарушением речевого развития"

    Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека.  Возникает и развивается речь при наличии определённых биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания...

    Рабочая программа коррекционного обучения детей с нарушениями речевого развития 6 -7 лет на логопункте

    Рабочая программа, составленная в соответствии с рекомендациями ФГОС ДО...

    Готовность к школьному обучению,детей с нарушениями интеллектуального развития

    к концу дошкольного возраста у умственно отсталых детей не фомируется психологической готовности к школьному обучению....

    Использование развивающих игр при формировании словесно –логического мышления у детей, имеющих нарушения речевого развития.

    Данный материал будет полезен для педагогов дошкольных учреждений. Предложенные игры, направлены на решение многих задач и дают возможнсть проводить образовательную деятельность с детьми более живо и ...

    Советы родителям: «Дети с нарушением речевого развития».

    В последние годы резко увеличилось количество детей с задержкой речевого развитии и с различными речевыми нарушениями. Почему это происходит? Что делать? К какому специалисту идти? Насколько это ...