ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ КОНСТРУИРОВАНИЮ
материал по конструированию, ручному труду на тему

Колитина Елена Александровна

Ручной художественный труд – это творческая работа ребенка с различными материалами. Это может быть  бумага, природный материал, использованный материал. Навыки ручного труда формируются у детей как на занятиях по ручному труду, так и вне занятий. Совершенствование трудового воспитания дошкольников в детском саду формирует у детей положительное отношение к труду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Приобщение детей дошкольного возраста к художественному конструированию

Колитина Е.А.

    Муниципальное бюджетное                      

дошкольное образовательное

учреждение детский сад 315

т.89277228416

раб.262-82-66

lkolitina@yandex.ru

   В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей». Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру – играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т.д.

   Формирование интереса и любви к труду – одна из важнейших задач воспитания детей.

      Ручной художественный труд – это творческая работа ребенка с различными материалами. Психолог Запорожец писал, что «способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы».

Художественный труд включает работу с бумагой и картоном, работу с природным материалом, работу с использованным материалом. Занятия по конструированию и художественному труду развивают творческие способности детей, сноровку, воспитывают трудолюбие, усидчивость, терпение. Уже в младшей группе своих воспитанников мы привлекаем к украшению группы (раскрашивание отдельных элементов, учим использовать способ наложения и совмещения).

   Ручной труд по изготовлению различных поделок из бумаги – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления.  В процессе сгибания бумаги, совмещая углы и края, многократного складывания для создания лесного обитателя, в нашем случае, лисицы, или склеивания, надрезания, для изготовления елочного украшения происходит развитие глазомера, точности движений и координированная работа обеих рук, дети учатся подбирать и целенаправленно использовать материалы и инструменты. Важным моментом для ребенка является значимость его действий. Сделав лису - он может с ней поиграть или подарить. Сделав украшение – он видит его применение, назначение.

   Работа с природным материалом – листьями, желудями, шишками, веточками, семенами и пр. – дает воспитателю возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Кроме того, придумывая тему своей работы, ребенок творит, фантазирует. В своей группе, проведя несколько тематических занятий, мы предложили детям придумать и сделать свои поделки из природного материала. Вот что из этого получилось (стрекоза, человечек, котенок, леший, лебедь и др.). Фантазия безгранична. Задача воспитателя -  помочь ей реализоваться.  

    Работа с использованным материалом побуждает детей к образному мышлению. Им приходиться придумывать новое применение предметам, назначение которых уже известно (цыплята). Для работы с бросовым материалом можно и нужно привлекать родителей. Мы использовали их опыт и умение для изготовления простых игрушек. Дали задание сделать игрушку своими руками вместе с ребенком.  И провели конкурс-выставку. Использовались пластиковые бутылки, носки, нитки, ленты, старые игрушки.

  Навыки ручного труда формируются у детей как на занятиях по ручному труду, так и вне занятий.

   На занятии и вне занятий воспитатель формирует общие способы создания поделки по образцу, чертежу, выкройке. Для этого ставит перед детьми задачу «научиться рассматривать поделку, читать чертеж, делать выкройку». Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способам анализа – умение определять в предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали. Это необходимо при выполнении поделок из бумаги, соломки, засушенных растений.

    Совершенствование трудового воспитания дошкольников в детском саду формирует у детей положительное отношение к труду.

   Эффективность воспитания положительного отношения к труду зависит от проявления интереса к деятельности. На характер деятельности детей, их инициативу, активность, творчество влияют познавательная направленность интереса, его эмоциональная окраска. Ребенку всегда будет интереснее творить, зная предысторию поставленной задачи, сказочный сюжет.

    Существуют определенные требования организации ручного художественного труда в детском саду:

  • Содержание поделок обязательно должно предусматривать применение тех конструктивных (анализ образца, «прочтение чертежа и т.п.) и технических (сгибание бумаги, перевязывание, склеивание) навыков, которые дети получают на занятии и вне занятия. Если дети придумывают новые способы соединения деталей, находят новое композиционное решение, воспитатель поддерживает их и помогает достичь результата;
  • Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение;
  • В трудовом процессе необходимо предусмотреть усложнение предлагаемой детям работы;
  • В изготовлении поделок должен принимать участие каждый ребенок;
  • Используемые воспитателем педагогические приемы помогают детям осознать необходимость и значимость работы и выполнять ее с желанием;
  • При выполнении детьми работы следует предусмотреть место и роль воспитателя в зависимости от степени овладения детьми различных навыков, а также их самостоятельности в организации, планировании и осуществлении трудового процесса.

Список использованной литературы

  1. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. М., Просвещение, 1979
  2. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М., Просвещение, 1973
  3. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. М., Просвещение, 1972
  4. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. М., Просвещение, 1980
  5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев. Радяньска школа, 1971
  6. www.bestreferat.ru/referat-137820.html
  7. www.bibliofond.ru/view.aspx?id=466191
  8. www.refsru.com/referat-7931-1.html

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к художественному конструированию»

В художественном  конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приво...

Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе

Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе...

"Кружок по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе "Юные книголюбы"

Дошкольный возраст — это тот период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста может стать главным увлечением не только одаренных дошкольников, но и всех остальных д...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через музыкальную деятельность для детей подготовительной группы» Тема: «Со сказкой по дорогам музыки»

Конспект написан для музыкальных руководителей детских садов, также может быть использован в работе педагогов дополнительного образования. Через музыкальную деятельность на занятии дети приобщаются к ...

Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе

Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе...

Проект «Книга-лучший друг» для детей младшей группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе

В дошкольном возрасте дети делают первые шаги в мир художественной литературы и проводниками для детей становятся воспитатели и родители. Родители в большинстве не читают своим детям художественную ли...