«Приобщение детей дошкольного возраста к художественному конструированию»
материал по конструированию, ручному труду на тему

Колитина Елена Александровна

В художественном  конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит по выражению А.В.Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов».

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)  СПЕЦИАЛИСТОВ

ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА»

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по программе курсов повышения квалификации

 «Организация образовательного процесса в ДОУ»

«Приобщение детей дошкольного возраста к художественному конструированию»

                Слушателя курсов

 Колитиной Елены Александровны,

 воспитателя МБДОУ№ 135

_________________________________________

(подпись, дата)

Самара 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

  1. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественному конструированию

5

  1. Разработка занятия по ручному труду

7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

13

Введение

Отечественные психологи и педагоги  - Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков, Н.А.Ветлугина и др. – доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Подтверждение тому – множество открытий, создание  интересных, порой оригинальных рисунков и конструкций.  По моему мнению,  эффективным средством для развития творческих способностей  детей является художественно-творческая деятельность, а именно художественное конструирование.
 В художественном  конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит по выражению А.В.Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов».

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.  Художественное конструирование в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей  у дошкольников, а также делает воспитание и обучение детей при помощи художественного конструирования актуальным. 

Цель - развитие творческих способностей старших дошкольников посредством художественного конструирования.

Задачи:

•    Развивать творческий потенциал дошкольников средствами художественного конструирования.
•    Формировать у детей знания, умения и навыки художественно-конструктивной деятельности.
•    Стимулировать сотворчество детей со сверстниками и взрослыми в конструктивной деятельности.

1.Ручной художественный труд – это творческая работа ребенка с различными материалами. Психолог Запорожец писал, что «способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы».

Художественный труд включает работу с бумагой и картоном, работу с природным материалом, работу с использованным материалом. Занятия по конструированию и художественному труду развивают творческие способности детей, сноровку, воспитывают трудолюбие, усидчивость, терпение. Уже в младшей группе своих воспитанников мы привлекаем к украшению группы (раскрашивание отдельных элементов, учим использовать способ наложения и совмещения).

   Ручной труд по изготовлению различных поделок из бумаги – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления.  В процессе сгибания бумаги, совмещая углы и края, многократного складывания для создания лесного обитателя, в нашем случае, лисицы, или склеивания, надрезания, для изготовления елочного украшения происходит развитие глазомера, точности движений и координированная работа обеих рук, дети учатся подбирать и целенаправленно использовать материалы и инструменты. Важным моментом для ребенка является значимость его действий. Сделав лису - он может с ней поиграть или подарить. Сделав украшение – он видит его применение, назначение.

   Работа с природным материалом – листьями, желудями, шишками, веточками, семенами и пр. – дает воспитателю возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Кроме того, придумывая тему своей работы, ребенок творит, фантазирует. В своей группе, проведя несколько тематических занятий, мы предложили детям придумать и сделать свои поделки из природного материала. Вот что из этого получилось (стрекоза, человечек, котенок, леший, лебедь и др.). Фантазия безгранична. Задача воспитателя -  помочь ей реализоваться.  

    Работа с использованным материалом побуждает детей к образному мышлению. Им приходиться придумывать новое применение предметам, назначение которых уже известно (цыплята). Для работы с бросовым материалом можно и нужно привлекать родителей. Мы использовали их опыт и умение для изготовления простых игрушек. Дали задание сделать игрушку своими руками вместе с ребенком.  И провели конкурс-выставку. Использовались пластиковые бутылки, носки, нитки, ленты, старые игрушки.

  Навыки ручного труда формируются у детей как на занятиях по ручному труду, так и вне занятий.

2.Конспект занятия по ручному труду  для старшей группы детского сада на тему:

Сказочный город.

Программное содержание:  вспомнить сказку А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане и славном сыне его Гвидоне». Развивать воображение и творческие способности детей. Развивать память и умение пересказывать художественное произведение. Развивать речь. Развивать художественно – эстетические способности детей. Развивать мелкую моторику рук. Научить детей новому способу работы с пластелином - намазывание пластелина на основу.

 Предварительная работа. Беседа о русском поэте А.С.Пушкине. Чтение сказки «Сказка о царе Салтане и славном сыне его Гвидоне». Обсуждение сказки.

 Организация детей. Занятие проводится по подгруппам.

 Материалы: текст сказки: «Сказка о царе Салтане и славном сыне его Гвидоне», иллюстрации к сказке, портрет А.С.Пушкина, пластелин, бросовый материал (коробки разной величины, упаковки от яиц), стеки, лист картона.

 Ход занятия: на доске размещается  портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к сказке «Сказка о царе Салтане и славном сыне его Гвидоне».

- Ребята, подскажите мне, кто изображен на этом портрете? (А.С.Пушкин)

- Правильно. А кто мне скажет, как называется сказка, которую мы читали в прошлый раз? («Сказка о царе Салтане)

- Как вы думаете, эти иллюстрации, изображенные на картинках, подходят для этой сказки? (Да)

- Давайте попробуем рассказать, на какой картинке что изображено. (Дети описывают эпизоды сказки, изображенные на картинках).

- Молодцы! А теперь поговорим об этой картинке поподробнее. (Воспитатель указывает на картинку с эпизодом о том, где Лебедь построила город:

Вот открыл царевич очи;

Отрясая грезы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей.

 - Что на ней изображено? (Лебедь, Гвидон, город)

- Кто построил такой прекрасный город? (Лебедь)

- Почему Лебедь это сделала? (Ее попросил Гвидон)

- Почему она помогала ему? (Он спас ее от злого колдуна)

- Молодцы, ребята. А теперь мы с вами попробуем построить такой сказочный город сами.

Воспитатель подводит детей к общему столу, на котором располагаются все необходимые материалы.

- Посмотрите, ребята, на наш строительный материал. Что вы тут видите?  (коробки, пластелин и т.д.)

- Правильно, из этих коробок у нас получится большой сказочный город.

После демонстрационного показа, воспитатель и дети начинают обмазывать пластелином выбранные коробочки, которые служат основой домов города. Конусообразные ячейки от яичных упаковок обрезаются, обмазываются пластелином и устанавливаются на дома, изображая крыши. Дома украшаются окнами, дверьми, лестницами, контрасного со стенами цвета. В центре города, на холме, дети с воспитателем выполняют озеро, вокруг него зеленую лужайку. Лужайка украшается деревьями и цветами из пластелина. Для моря пластелин подготавливают следующим образом: белый, синий, голубой пластелин как следует разминают и перемешивают. Вокруг города на картон намазывают пластелин, изображая море. Волны на море выполняются путем намазывания отдельных клочков пластелина на готовую поверхность.

- Ребята, смотрите, какой красивый город у нас получился. Нам только осталось слепить царевну Лебедь, для того,  чтобы нашу сказку могли узнать другие дети и взрослые.

После того,  как Лебедь готова, дети помещают ее на поверхность моря.

 Итог.

- Ребята, довольны ли вы нашей работой? (Да)

- Я думаю, что нам как и царевне Лебеди удалось построить город. Хотелось бы вам жить в таком городе? (Дети придумывают свои истории, показывают на макете, где они хотели бы жить, объясняют, почему выбрали именно это место.)

Заключение

Существуют определенные требования организации ручного художественного труда в детском саду:

  • Содержание поделок обязательно должно предусматривать применение тех конструктивных (анализ образца, «прочтение чертежа и т.п.) и технических (сгибание бумаги, перевязывание, склеивание) навыков, которые дети получают на занятии и вне занятия. Если дети придумывают новые способы соединения деталей, находят новое композиционное решение, воспитатель поддерживает их и помогает достичь результата;
  • Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение;
  • В трудовом процессе необходимо предусмотреть усложнение предлагаемой детям работы;
  • В изготовлении поделок должен принимать участие каждый ребенок;
  • Используемые воспитателем педагогические приемы помогают детям осознать необходимость и значимость работы и выполнять ее с желанием;
  • При выполнении детьми работы следует предусмотреть место и роль воспитателя в зависимости от степени овладения детьми различных навыков, а также их самостоятельности в организации, планировании и осуществлении трудового процесса.

Формы организации обучения художественному конструированию:

    Конструирование по образцу
(обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа).
 
    Конструирование по теме
   (дети сами создают замыслы конкретных построек и поделок, выбирают способы их выполнения, материал.)
 
    Конструирование по замыслу
(умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок)
    Конструирование по условиям
(задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер)

Ожидаемый результат. Предполагается, что организованная работа по художественному конструированию, будет способствовать повышению развития творческих способностей детей:
 - Дети  будут создавать «образы» (конструкции) – выразительные, оригинальные, удаленные от исходных данных, наделять одни и те же «образы» разными свойствами.
- Научатся строить «образы» на одной основе, видеть целое раньше частей.
- Научатся планировать свою работу, добиваться результата.
- Дети смогут самостоятельно экспериментировать с новым материалом.

Основные педагогические условия, обеспечивающие реализацию этой системы:

•    Совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом.
•    Обеспечение взаимосвязи специальных организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей.
•    Предоставление детям разнообразных материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению.
•    Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности игрой, сочинением сказок и др. и включение его в широкий спектр событий детской жизни.
Система работы с дошкольниками по художественному конструированию включает в себя:
-  цикл тематических занятий;
-  комплекс  дидактических игр;
-  работу с родителями.
Основной формой работы с детьми являются тематические занятия.
 

Список использованных источников

  1. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. М., Просвещение, 1979
  2. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М., Просвещение, 1973
  3. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. М., Просвещение, 1972
  4. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. М., Просвещение, 1980
  5. www.bibliofond.ru/view.aspx?id=466191
  6. www.refsru.com/referat-7931-1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ КОНСТРУИРОВАНИЮ

Ручной художественный труд – это творческая работа ребенка с различными материалами. Это может быть  бумага, природный материал, использованный материал. Навыки ручного труда формируются у детей ...

Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе

Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе...

"Кружок по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе "Юные книголюбы"

Дошкольный возраст — это тот период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста может стать главным увлечением не только одаренных дошкольников, но и всех остальных д...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через музыкальную деятельность для детей подготовительной группы» Тема: «Со сказкой по дорогам музыки»

Конспект написан для музыкальных руководителей детских садов, также может быть использован в работе педагогов дополнительного образования. Через музыкальную деятельность на занятии дети приобщаются к ...

Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе

Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе...

Проект «Книга-лучший друг» для детей младшей группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе

В дошкольном возрасте дети делают первые шаги в мир художественной литературы и проводниками для детей становятся воспитатели и родители. Родители в большинстве не читают своим детям художественную ли...