игровой опыт с песком и водой "Сыплем, лепим"
опыты и эксперименты по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему

Артеменко Елена Анатольевна

Закрепляет знания о свойствах свойства песка – сухой, мокрый; сухой – сыплется, мокрый   лепится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_opyt_s_vodoy.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые опыты с водой и песком  в первой младшей группе (2 – 3  года)

Игровой опыт «Сыплем, лепим» в первой младшей группе

Цель: Закрепить свойства песка – сухой, мокрый; сухой – сыплется, мокрый   лепится.

Материалы и оборудование: Игрушка – Зайчик, ящик с песком, вода в лейке, формочки для песка.

Ход опыта

Зайчик – Любознайчик: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Да, это я — Зайчик - Любознайчик!  А можно мне с вами поиграть в этом ящике?  Я  никогда еще не былнавашем участке и не игрался в этом ящике.

Зайчик – Любознайчик: Ребята, а что это такое в этом ящике?

Дети: Песок.

Зайчик – Любознайчик: Это называется песок, а я даже и не знал (трогает лапкой). Ой, почему теплый, кто его нагрел? Вы, ребята, его нагрели?

Дети: Нет.

Зайчик – Любознайчик: А кто же его тогда нагрел? (Ответы детей).

Воспитатель: Верно. Это солнышко своими маленькими, теплыми лучиками. Летом лучи солнца были большими, жаркими и сильно нагревали песок, а сейчас осень, лучи солнца становятся меньше и меньше нагревают песок. Но все-таки он теплый, попробуйте его все руками. Он теплый, сухой.

Зайчик – Любознайчик: Сейчас я наберу его в эту сеточку и буду играть. Ой, а где же мой песочек, куда он делся?

Дети:Просыпался в дырочки.

Воспитатель: Песочек сухой, оказывается, сыпется в дырочки, а почему?- Давайте его рассмотрим. Ребята, да вы посмотрите сухой песочек состоит из маленьких песчинокпоэтому он и сыпется. Давайте мы с вами попробуем, как он сыпется с руки на руку, изведерочки в ведерочку. А высоко его поднимать нельзя, иначе поднимется ветероки маленькие песчинки полетят прямо в глазки и засорят их, и мы ничего не будем видеть.

Воспитатель: А сейчас я хочу что-нибудь построить или слепить, например, теремок. Беру формочку, насыпаю песок, переворачиваю. Ой, ребята, никакого пирожка не получилось, весь песок рассыпался. Ну как же слепить пирожки, дети?

- Из какого песка они получаются? (После первого вопроса пауза, если дети не скажут, тогда второй, вопрос задать, если снова не скажут, сказать самому).

Зайчик – Любознайчик: Вы говорите, нужно лепить из мокрого песка. Я сейчас попробую, налью водички, вот он стал мокрым, накладываю в формочку и переворачиваю, постучу, пирожок готов.

Воспитатель: Ребята, а почему из мокрого песка можно лепить? (Мокрый лепится, а сухой рассыпается).Вода соединяет маленькие песчинки друг с другом и когда она высыхает, песок опять становится сыпучим.

Зайчик – Любознайчик:А сейчас я построю заборчик, скатаю шарик, слеплю лепешку. Дети, давайте с вами вместе построим из песка большой

домик для моих маленьких братиков зайчат (строим домик). И давайте напечем много-много всяких угощений для них.(Дети строят и лепят из влажного песка с зайчиком.)

Зайчик – Любознайчик: Ой, ребята, я вдоволь наигрался с вами в песочнице и мои братики зайчата тоже довольны. А самое главное я узнал, что песок бывает сухой и мокрый, что сухой песок сыплется, а из мокрого можно сделать постройки, угощения, потому что вода соединяет маленькие песчинки.  А помогли мне это понять мои маленькие друзья , а можно мне приходить к вам играть?

Дети: Да (хором)

Зайчик – Любознайчик: А теперь до свидания. Мне с моими братиками пора уходить. До встречи!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы помогли Зайчику узнать, как можно играть с сухим и мокрым песком.

Вывод: Сухой песок – сыплется, мокрый – лепится.

Опыт 1 . Вода  прозрачная.

Цель опыта: Подвести детей к  обобщению:  «чистая  вода -  прозрачная», а ««грязная - непрозрачная»

Материалы и оборудование: стаканы, палочки, ложечки, вода, мелкие предметы.

Ход опыта

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Приготовить две баночки с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»; предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе (стакан, стекло в окне, аквариум). Дать задание : доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны). Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?» Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.

Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.

Опыт «Сыпучий песок» в первой младшей группе

Цели: Познакомить детей со свойствами песка (сыпучий); Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.

Материалы и оборудование: Ящик с песком ( песочница), песочные часы, мелкие игрушки, лупа, покрывало.

Ход  опыта

Дети встают вокруг ящика с песком, прикрытого покрывалом.

Воспитатель:  Как вы думаете, что под покрывалом? (Предположения детей). Можно узнать, что здесь спрятано, отгадав загадку.

Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать,

Целый день в него играть.

(Песок)

     Сегодня мы поиграем в необычные песочные игры. (Снимает покрывало с ящика).Какой песок в ящике? (Сухой). Погрузите в него руки. Что вы чувствуете? (Дети описывают свои ощущения). Как называются частички песка? (Песчинки) Рассмотрите их в лупу. Что вы видите? (Песчинки примерно одинаковые по размеру, но различаются по цвету и форме).  

     Песчинки не связаны между собой, поэтому песок можно пересыпать с одного места на другое. Мы говорим: «Песок сыпучий». Это свойство используется в песочных часах (Показывает). Мелкие песчинки тонкой струйкой перетекают из одной емкости часов в другую. Что образовали песчинки в нижней части колбы часов? (Горку). Как вы думаете, если насыпать песок, находящийся в нашем ящике, в одно место, песчинки образуют горку? (Да).  Убедитесь в этом. Дети насыпают горку из песка.

Вывод: Песок сыпучий.

Опыт 2. Вода жидкая, может течь.

Цель опыта: Подвести к понятию, что вода – жидкость, умеет течь.

Ход опыта

Материалы и оборудование: Стаканчики, емкость с водой

Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Вывод: Вода – жидкая, может течь.

Опыт 3. В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются.

Цель опыта: Совершенствовать умение действовать с предметами, развивать мыслительные процессы, умении делать выводы.

Материалы и оборудование: Стаканчики с водой, песок, ложка, сахар, гуашь.

                                                Ход опыта

У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?
На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы.если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать).
Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).

Вывод: Некоторые красящиеся вещества растворяются в воде, а некоторые не растворяются

Опыт 4.  Вода бывает теплой, холодной, горячей.

Цель опыта: Уточнить представления о том, что вода бывает теплой, холодной, горячей.

Материалы и оборудование: Стаканчики с водой, термометр, лед.

Ход опыта

Дать детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком или с помощью термометра определяют, в каком стаканчике вода  холодная, а в каком горячая. Спросите ребёнка, как получить тёплую воду? Проделайте это вместе с ним. Можно сравнить  температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?
Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали – тёплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Сказать, что в холодных морях, реках живёт меньше разных животных. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.


Важно, чтобы дети поняли, что в водоёмах вола бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

Вывод: Вода бывает разной температуры.

Опыт  1. «Песочный домик» 

Цель опыта: Познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, легко сыплется).

Материалы и оборудование:Песок.

Ход опыта
Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Это и будет наш домик. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы (песочные ручейки), движения песка, похожее на течение.

Вывод: Сухой песок сыпучий и может двигаться.

 Опыт 2. «Следы на мокром песке»

Цель опыта: Познакомить со свойствами песка (пропускает воду, на песке остаются следы)

Материалы и оборудование: Песок, вода, трафареты, .формочки для песка.

                                      Ход опыта
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Выясняем с детьми, почему из мокрого песка можно сделать фигурки (работа с формочками), оставлять интересные отпечатки – следы (работа с трафаретами).

Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки.

Игровые опыты с водой и песком  во второй младшей группе (3 – 4  года)

Игровой опыт с песком во второй младшей группе: "Путешествие на птичий двор"

Цель опыта: Продолжать рассказывать детям о свойствах сухого песка; познакомить с устройством и работой фильтра для очистки воды;

углублять интерес к познавательной деятельности, закреплять умение делать простейшие умозаключения, рассуждать.

Воспитывать наблюдательность, усидчивость.

Материалы и оборудование: Петух и курица (игрушки). Корзинка, яйцо,  тарелочка, один стакан с сухим песком, второй стакан с мутной водой), ватные диски (фильтр), лупы (на каждого ребенка),

Ход опыта

Воспитатель проводит с детьми игру - приветствие «Ладошки»

 Появляется  петушок.  

Петушок: У нас ночью был такой переполох. В курятник влезла лиса, утащила яйца, питьевую воду опрокинула,  корм перемешала. Хорошо еще,

что живыми остались.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, петушок  что-то  оставил (показывает

корзинку, обращается к детям). Что это такое? (Корзинка). А в ней что-то

лежит (достает из корзинки куриное яйцо.) Как вы думаете, чье это яйцо?

(Куриное.) Кто из него вылупится? (Цыпленок). А кто еще вылупляется из

яйца? (утенок, индюшонок, гусенок) Курица  - это кто? (Птица.) Какая

птица? (Домашняя.) Где она живет? (На птичьем дворе.) Ребята, не хотели

бы вы совершить путешествие на птичий двор и вернуть это яйцо курице. На

каком транспорте мы поедем? (Ответы детей).

Воспитатель: Я предлагаю вам поехать на поезде. А какое сейчас время года?(Зима). Давайте наденем комбинезоны, ботинки, шапки, куртки. Поехали!(исполняется игровое упражнение «Поезд» обр. Т.Суворовой)

А вот птичий двор. Смотрите – курочка нас встречает.(Обращается к

курице.) Здравствуйте! Скажите, это не вы потеряли?

Курица: Мы, мы! Спасибо вам большое! К нам лиса в курятник забралась,

утащила яйца, питьевую воду опрокинула.   Вы такие добрые и смекалистые,

нашли дорогу. Помогите нам, пожалуйста, навести порядок в курятнике.

Воспитатель: Поможем курочке и петушку? Ой, а вода-то и правда мутная (в руках стакан с водой и песком). Почему, ребята? (Ответы детей.) Верно,

вода перемешана с песком. Как же нам помочь петушку и курочке?

(Очистить воду от песка.) Чтобы помочь обитателям птичьего двора,

вспомнить все, что вы знаете о свойствах песка.Дети садятся за столы, на которых приготовлен материал для проведения опытов с водой и песком.

Воспитатель:У вас  стакан с песком.В стакане - какой песок?(сухой). Что можно с ним сделать?(Пересыпать.)

Воспитатель: Пересыпьте песок на тарелочку. Что происходит с песком?

(Он сыплется.) Песок -какой? (Сыпучий.) А почему он так называется? (Сухой песок - сыпучий.)

Воспитатель: Что нам поможет рассмотреть песок?(Лупа, увеличительное

стекло.) Лупа увеличивает, позволяет рассмотреть предмет более детально.

Рассмотрите песок с помощью лупы. Из чего состоит песок? (Песок состоит

 из множества песчинок.) Посмотрите, какие они мелкие. Все ли они

одинаковой формы, цвета, размера? Верно, все песчинки разные и по

размеру, и по форме, и по цвету.

Воспитатель обращает внимание детей на стакан с мутной водой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите,что произошло? (Песок опустился на дно

стакана.) Почему? (Он тяжелый). Курица и петух попросили нас очистить

воду. Как же это сделать? Что нам поможет очистить воду? (Ответы детей).

Я предлагаю очистить воду с помощь фильтра из ватного диска. Проводится опыт по очистке воды.

Воспитатель: Что у нас ребята получилась? Вода стала чистой? (вода просочилась через фильтр, стала чище, песок остался на ватном диске). Так и в природе: прежде чем попасть на поверхность земли, вода проходит много слоев почвы и песка и выходит на поверхность маленьким ручейком. Можно пить такую воду? (Нет, нельзя, эту воду нужно пропустить через фильтр).

Теперь, когда вода очищена, давайте напоим петуха и курочку. Петух горло промочил и может громко петь «Ку-ка-ре-ку!».

 Теперь наш петух не только поет «ку-ка-ре-ку!». Он может, высоко задрав голову, взлететь на забор и осматривать свои владения. А вот как он это делает, мы сейчас покажем.

Воспитатель читает детям стихотворение «Петух» (автор Н.Нищева)

Петя, Петенька, петух!

Что за перья, что за пух!

Разноцветный весь, цветной

И кричит как заводной:

  «Ку-ка-ре-ку!»

Воспитатель: Вот мы вернулись назад, в детский сад. Ребята, где мы побывали? Кому мы помогли? Что мы сделали? А еще что делали? Вот сколько добрых дел мы с вами сегодня сделали. Молодцы!

Вывод: Песок – это мелкие песчинки разного цвета, размера и формы. Сухой песок – сыпучий  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская игровая деятельность с песком "сказка в песочнице" (интеграция областей коммуникация и познание.)

Конспект занятия позволяет в занимательной игровой форме, продемонстрировать навыки и умения детей, разнообразить формы и методы педагогического воздействия....

«Песочный город» Игровая НОД в песке детей средней и старшей группы

Задачи:  учить детей сооружать различные постройки в песке — дома, здания, мосты, учить планировать процесс возведения постройки; учить работать в соответствии  общим замыслом, не мешая друг...

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

“Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно ...

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно заполняя всю ёмко...

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

ldquo;Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить&rdq...

Опыт работы «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через игровые упражнения с песком».

Опыт работы«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через игровые упражнения с песком».Большой вклад в развитие «песочной игры» внесли отечественные педагоги Санкт-Пе...

Конспект "Опыт с песком"

Конспект эксперимента с пескомЗадачи:-воспитывать дружеские чувства друг к другу, сопереживание к товарищу, коммуникативные навыки;-продолжать воспитывать умение работать самостоятельно; воспитывать у...