Развитие мелкой моторики старших дошкольников при работе с бумагой
методическая разработка по конструированию, ручному труду на тему

Николаева Валентина Николаевна

Данная работа посвещена значению развития мелкой моторики для старших дошкольников, влиянию развития двигательных функций руки на развитие речи, умственной способности ребенка, улучшению памяти, устранению эмоционального напряжения, поддерживания жизненного тонуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие моторики1.74 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие мелкой моторики старших дошкольников при работе с бумагой Подготовила воспитатель МБДОУ Д/С № 46 г.о. Самара Николаева В.Н.

Слайд 2

Словарь Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. ( В икипедия) «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования – от рождения до школы». Программа воспитания и обучения в детском саду, под ред. Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Москва, Мозаика-Синтез, 2011г. Ручной труд (подготовительная к школе группа): - закрепление умения складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях, использовать разную по фактуре бумагу; - совершенствовать умения детей создавать объемные игрушки в технике оригами.

Слайд 3

Развитие мелкой моторики старших дошкольников при работе с бумагой Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до н.э. в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Регулярные упражнения улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно -сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движения, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Слайд 4

Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить мелкой моторики. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Развитие двигательных функций – сложный процесс, определяемый успешностью реализации генетической программы в конкретных условиях окружающей среды.

Слайд 5

В своей работе для решения задач по развитию мелкой моторики использовала работу с бумагой. Учились с детьми изготавливать различные поделки из бумаги путем складывания. Условия реализации данных задач : 1. Должно быть хорошо освещенное место, поверхность стола должна быть ровной и чистой. 2. Бумага должна быть мягкой, 3. У ребёнка должен быть стимул для выполнения определённых операций с бумагой. 4. Задания должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка. 5. Ребенок должен получать радость от того, что у него все получилось. 6. Взаимодействие с родителями.

Слайд 6

Вся работа проходила в несколько этапов : 1 этап. Информационно-мотивационный – знакомство детей с оригами, происхождением этого способа работы с бумагой, готовыми работами. 2 этап. Организационно-подготовительный – подготовка необходимого материала, знакомство с разными сортами бумаги, её подбор для изготовления поделок. 3 этап. Деятельностно-обучающий – обучение ориентировке на листе бумаги, работа со схемами, знакомство с базовыми формами ( косынка, воздушный змей, дверь, квадрат). 4 этап . Продуктивно-творческий – самостоятельное выполнение детьми индивидуальных и коллективных работ.

Слайд 7

Структура подобных занятий : - Создание мотивации. Загадки, стихи, интересные истории о предмете - Повторение правил техники безопасности - Повторение базовых форм - Показ и рассматривание образца - Чтение схемы поэтапного выполнения - Практическая часть - Анализ работы (аккуратность, последовательность, творчество). Ожидаемый результат : 1. Повысится количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики. 2. Освоят технику работы с бумагой., научатся применять разные способы. 3. Сформируются навыки планирования индивидуальной и коллективной деятельности, умение самостоятельно действовать и осуществлять самоконтроль. 4. Дети будут проявлять творчество продуктивных видов деятельности.

Слайд 8

Литература 1. Максаков А.И. «Правильно ли говорит Ваш ребенок?», Москва, 1998г. 2. Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей», Ярославль, Гринд , 1995г. 3. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика», Москва, Астрель , 2001г. 4. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. «Логопедическая работа с дошкольниками», Москва, Академия, 2003г. 5. Бородич А.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста», М., 2000г. 6. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения», М., 1999г. 7. Интернет ресурсы Википедия.

Слайд 9

Изготовление тюльпана

Слайд 10

Соединяем два противоположных угла, обозначаем сгиб

Слайд 11

Делаем треугольник – двойной, боковые треугольники сведены в центр

Слайд 12

Боковые нижние углы основания треугольника сводим к вершине треугольника, обозначаем сгиб. То же самое с треугольником другой стороны

Слайд 13

Укладываем ромбом, боковые углы сводим друг с другом, обозначаем сгиб так, чтобы боковые углы входили друг в друга 5-7мм

Слайд 14

Тоже самое с противоположной стороны

Слайд 15

В нижнее отверстие вставляем соломинку, надуваем. Тюльпан готов. Можно отогнуть лепестки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики старших дошкольников

Освоение технологии вязания крючком. Кружок "Петелька за петелькой"...

Нетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития мелкой моторики старших дошкольников

Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита эта моторика, тем лучше будет...

Нетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития мелкой моторики старших дошкольников

Важность развития мелкой моторики не оговаривается, эти навыки необходимы человеку не только в детстве, но и в течение всей жизни. Современным детям быстро надоедают однотипные занятия. Их жизнь разно...

Развитие мелкой моторики старших дошкольников в процессе создания игрушек из помпонов

создание условий по совершенствованию ручной моторики у старших дошкольников в процессе создания игрушек из помпонов...

Развитие мелкой моторики у дошкольников в работе учителя-логопеда. Как умелые ручки язычку помогали.

М.М. Кольцовой доказано, что  уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Исследователи пришли к заключению, что трен...

Консультация для воспитателей всех возрастных групп: «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством работы с бумагой в технике «оригами»»

       Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логичес...