Рабочая программа кружка по изобразительной деятельности «Пчёлка»
рабочая программа по конструированию, ручному труду по теме

Грицко Юлия Александровна

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Развитие творческих способностей воспитанников помогает формировать полноценную и здоровую личность, даёт возможность по созданию предпосылок для её индивидуализации и самовыражению. Поэтому деятельность кружковой работы «Пчёлка» направлена на развитие творческой личности детей дошкольного возраста через эстетику изобразительной деятельности, которая включает в себя все виды продуктивной деятельности. Поэтому педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_pchyolka_.doc224.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

кружка по изобразительной деятельности

«Пчёлка»

сроки реализации: 2 года

возраст детей: 5-7 лет

Разработала:

Грицко Юлия

 Александровна

воспитатель МБДОУ

«Детский сад  комбинированного вида №116

«загадка»

Архангельск 2012 г

Пояснительная записка

  В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Развитие творческих способностей воспитанников помогает формировать полноценную и здоровую личность, даёт возможность по созданию предпосылок для её индивидуализации и самовыражению. Поэтому деятельность кружковой работы «Пчёлка» направлена на развитие творческой личности детей дошкольного возраста через эстетику изобразительной деятельности, которая включает в себя все виды продуктивной деятельности. Поэтому педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

            Данная программа является модифицированной. За основу взята основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой поэтому планирование работы осуществляется с опорой на имеющиеся у дошкольников представления и умения по живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, а также в работе предусмотрены основные виды изобразительной деятельности: рисование, аппликация, лепка, конструирование.

           Отличительные особенности программы является то, что обучение на занятиях по изобразительной деятельности включает в себя работу с различными материалами и техниками, работу по созданию различных композиций (плоскостных и объёмных). На основе применения определённого мотива, соответствующего своему времени года, дети во время занятий закрепляют такие приёмы работы с материалами как копирование, отпечатывание, деформирование, вырезание, набивание, приклеивание, срисовывание. А также осваивают различные современные техники изобразительной деятельности: коллаж, флористика, бумажная пластика,  лепка, мозаика, аппликация, конструирование,  нетрадиционные техники рисования. По каждому разделу предлагается система творческих заданий в виде картотеки с заданным алгоритмом работы.  Первый и второй годы обучения отличаются друг от друга усложнением творческих заданий: композиции, сюжетной линии, смешением техник и приёмов работы.

Новизна заключающаяся в том, что в содержание программы кружка введено ознакомление с современными техниками  декорирования, поскольку традиционные программы не содержат информации по данным техникам.

Содержание программы содержит в себе интеграцию образовательных областей:  «Познание»  (формирование экологических знаний, обучение наблюдению за сезонными изменениями в природе, углубление знаний и представлений о растительном мире, совершенствование умений детей обследовать предметы, сравнивать, развивать цветовосприятие и цветоразличение,  называть оттенки цветов),  «Коммуникация» (обогащение и активизация лексического запаса, относительными и притяжательными прилагательными, совершенствование умения отвечать на вопросы полным предложением, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца, развитие  коммуникативную функцию речи),  «Художественное творчество» (совершенствование изобразительных навыков, знакомство с нетрадиционными техниками, развитие у детей видения художественного образа и замысла через природные формы, совершенствование композиционных навыков, чувств,  цвета, ритма),   «Труд» (закрепление умений создавать фигуры людей, животных,  птиц из природного и бросового материала , передавать выразительность образа, создавать общие композиции, в процессе работы развивать фантазию, воображение, закреплять умение аккуратно и экономно использовать материал),  «Социализация» (привлечение к созданию некоторых дидактических игр и их элементов, совершенствование навыков игры в настольно-печатные дидактические игры, обогащение в игре представлений о природе, растительном мире, воспитание бережного отношения к природе, развития эмоционально-эстетического восприятие природы.)

 Цель программы кружка: Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством освоения изобразительной деятельности на занятиях кружка «Пчёлка».

           Задачи программы:

обучающие:

  • знакомить детей с изобразительной деятельностью разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства;
  •  обучать техническим приемам и способам изображения и работы с использованием различных  материалов;
  • подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности;
  • учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, окружающих предметов;
  • формировать умение оценивать созданные изображения.

развивающие:

  • развивать творческие и конструкторские способности детей;
  • закреплять  и расширять знания, умения и навыки по изобразительной деятельности, полученные в рамках обязательной непосредственно-образовательной деятельности;
  • развивать навыки самостоятельного, аккуратного выполнения работы;
  • развивать способность радоваться за свой собственный и коллективный труд.

воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
  • воспитывать культуру творческой деятельности;
  • формировать навыки сотрудничества при создании коллективной работы;
  • формировать коммуникативные навыки дошкольников.

    Сроки реализации данной программы  2 годa.  Программа кружка рассчитана на старшую и подготовительную к школе группу ДОУ. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 5 – 7 лет. Набор детей в кружок свободный. Количество обучающихся, учитывая практическую направленность образовательной деятельности, не более 15 человек.

Режим занятий:

   Программа кружка «Пчёлка» предполагает проведение одного  занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 20 мин. (старшая группа), 25 мин. (подготовительная к школе группа). Структура занятия включает как теоретическую часть, так и практическую.

Перспективный план работы кружка каждого года обучения включает несколько разделов, который обеспечивает постепенность развития изобразительных навыков и умений, освоения различных техник ДПИ. Каждый год обучения поделён на четыре раздела:

  • первый раздел «Осенний листопад» посвящен работе с природным материалом (с применением основного осеннего мотива – листья деревьев);
  • второй раздел «Зимняя сказка» посвящён работе со всеми видами бумаги и бросовым материалом (с применением основного зимнего мотива - снежинка);
  • третий раздел «Весеннее пробуждение» посвящён работе с различными видами материалов (с применением основного весеннего мотива - цветы);
  • четвёртый раздел «Летний зной» посвящён работе с различными материалами (с применением летнего мотива - солнце).

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Применяя  в своей продуктивной деятельности разнообразные приёмы работы изобразительной деятельности, дети участвуют в удивительном творческом процессе, результатами  которых становится создание какого-либо конечного творческого продукта. Это могут быть предметы для украшения помещения группы, праздничных мероприятий, участие в выставках, творческих конкурсах.  Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как сувениры для близких людей, элементы игр. Общественное положение результатов художественной деятельности дошкольников имеет большое значение в воспитательном процессе.

   Основные принципы программы:

Принцип «от жизни через искусство к жизни».

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Основной принцип обучения – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству.

Планируемые результаты по разделу обучения «Осенний листопад»:

в результате реализации программы дети  будут 

иметь представления:

о различных техниках изобразительной деятельности;

о разновидностях и свойствах природного материала - листья деревьев;

знать:

основы техники безопасности при работе с  природным материалом – листья деревьев;

правила составления композиции из листьев на плоскостных поверхностях и объёмных поверхностях;

приёмы использования мотива «листья деревьев» в различных материалах;

правила организации рабочего места;

уметь:

использовать в своих работах приемы копирования, отпечатывания; рисования, вырезания, набивания, приклеивания, лепки;

работать в соответствии с инструкцией взрослого;

замечать красивое вокруг себя;

организовывать свое рабочее место.

Планируемые результаты по разделу обучения «Зимняя сказка»:

В результате реализации программы дети  будут

 иметь представления:

о различных техниках изобразительной деятельности;

об основных этапах технологического процесса изготовления изделий из различных материалов, используя мотивы «снежинка».

знать:  

приемы работы на плоской и объёмной  поверхности;

основы техники безопасности при работе с ножницами, клеем, пластилином, гипсом, бумагой и т. д;

способы совмещения цветовой гаммы в изделиях;

правила организации рабочего места.

уметь:

использовать в своих работах приемы создания композиций, используя мотив «снежинка» и приёмы работы с различным материалом;

использовать готовые образцы, простые рисунки и схемы при выполнении работ;

замечать красивое вокруг себя;

организовывать свое рабочее место.

Планируемые результаты по разделу обучения «Весеннее пробуждение»

В результате реализации программы дети  будут 

иметь представления:

о различных техниках изобразительной деятельности;

об основных этапах технологического процесса изготовления изделий, используя мотив «цветы».

знать:  

приемы создания композиций с мотивом «цветы»;

основы техники безопасности при работе с ножницами, клеем, пластилином, гипсом, проволокой, нитками и т. д;

правила организации рабочего места.

уметь:

использовать в своих работах приемы работы с различными материалами;

использовать готовые образцы, простые рисунки и схемы при выполнении работ;

использовать в своих работах различные виды композиций (в квадрате, полосе, круге, симметричные, асимметричные и т.д.)

замечать красивое вокруг себя;

организовывать свое рабочее место.

Планируемые результаты по разделу обучения «Летний зной»:

В результате реализации программы дети  будут

иметь представления:

о различных техниках изобразительной деятельности;

об основных этапах технологического процесса изготовления изделий из различных материалов с мотивом «солнышко».

знать:  

приемы создания плоской и объёмной композиции с использованием мотива «солнышко»;

основы техники безопасности при работе с ножницами, клеем, пластилином, гипсом, проволокой, нитками и т. д;

способы подбора материала и создания композиции;

правила организации рабочего места.

уметь:

использовать в своих работах приемы работы с различными материалами

закрепить приёмы аппликации, мозаики, флористики, бумажной пластики

использовать готовые образцы, простые рисунки и схемы при выполнении работ;

использовать в своих работах различные виды композиций (в квадрате, полосе, круге, симметричные, асимметричные и т.д.)

замечать красивое вокруг себя;

организовывать свое рабочее место.

    Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым воспитанником своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки воспитанника является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительной деятельности может каждый ребёнок.

Перспективный план

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Старшая группа

Подготовительная группа

1

Осенний листопад

12

12

2

Зимняя сказка

12

12

3

Весеннее пробуждение

12

12

4

Летний зной

12

12

Итого:

48

48

Календарно-тематический план

Старшая группа

Время проведения

Раздел, тема

Кол-во часов

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

1. Осенний листопад

1.1 Лиственное рисование

1.1.1 Срисовывание листьев с натуры

1.1.2 Стилизованное рисование листьев

1.2 Лиственное вырезание

1.2.1 Вырезание трафарета листьев

1.2.2 Вырезание фигур из листьев

1.3 Лиственная лепка

1.3.1 Лепка плоской композиции с использованием мотива «листья»

1.3.2 Лепка объёмной композиции  с использованием мотива «листья»

12

2

2

2

2

2

2

Декабрь

Январь

Февраль

2. Зимняя сказка

2.1 Снежное рисование

2.1.1 Срисовывание снежинок с натуры (с фото)

2.1.2 Стилизованное рисование снежинок

2.2 Снежное вырезание

2.2.1 Вырезание трафарета снежинок

2.2.2 Композиция из вырезанных снежинок

2.3  Снежная лепка

1.3.1 Лепка плоской композиции с использованием мотива «снежинка»

1.3.2 Лепка объёмной композиции  с использованием мотива «снежинка»

12

2

2

2

2

2

2

Март

Апрель

Май

3. Весеннее пробуждение

3.1 Цветочное рисование

3.1.1 Срисовывание цветов с натуры

3.1.2 Стилизованное рисование цветов

3.2 Цветочное вырезание

2.2.1 Вырезание трафарета цветка

2.2.2 Композиция из вырезанных цветов

3.3 Цветочная лепка

3.3.1 Лепка плоской композиции с использованием мотива «цветы»

3.3.2 Лепка объёмной композиции  с использованием мотива «цветы»

12

2

2

2

2

2

2

Июнь

Июль

Август

4.  Летний зной

4.1 Солнечное рисование

4.1.1 Срисовывание солнца с натуры (с фото)

4.1.2 Стилизованное рисование солнца

4.2 Солнечное вырезание

4.2.1 Вырезание трафарета солнца

4.2.2 Композиция из вырезанных солнышек

4.3 Солнечная лепка

4.3.1 Лепка плоской композиции с использованием мотива «солнце»

4.3.2 Лепка объёмной композиции  с использованием мотива «солнце»

12

2

2

2

2

2

2

Итого:

48

Календарно-тематический план

Подготовительная к школе группа

Время проведения

Раздел, тема

Кол-во часов

 

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

1. Осенний листопад

1.1 Лиственная  аппликация

1.1.1 Плоская аппликация с использованием мотива «листья»

1.1.2 Объёмная аппликация с использованием мотива «листья»

1.2 Лиственное  конструирование

1.2.1 Конструирование из строительного материала с использованием мотива «листья»

1.2.2 Конструирование из природного материала с использованием мотива «листья»

1.3  Лиственный коллаж

1.3.1 Тематический коллаж с использованием мотива «листья»

1.3.2 Коллаж на свободную тему с использованием мотива «листья»

12

2

2

2

2

2

2

Декабрь

Январь

Февраль

2. Зимняя сказка

2.1 Снежная аппликация

2.1.1 Плоская аппликация с использованием мотива «снежинка»

2.1.2 Объёмная аппликация с использованием мотива «снежинка»

2.2 Снежное конструирование

2.2.1 Конструирование из строительного материала с использованием мотива «снежинка»

2.2.2 Конструирование из природного материала с использованием мотива «снежинка»

2.3 Снежный коллаж

2.3.1 Тематический коллаж с использованием мотива «снежинка»

2.3.2 Коллаж на свободную тему с использованием мотива «снежинка»

12

2

2

2

2

2

2

Март

Апрель

Май

3.  Весеннее пробуждение

3.1 Цветочная аппликация

3.1.1 Плоская аппликация с использованием мотива «цветы»

3.1.2 Объёмная аппликация с использованием мотива «цветы»

3.2  Цветочное  конструирование

3.2.1 Конструирование из строительного материала с использованием мотива «цветы»

3.2.2 Конструирование из природного материала с использованием мотива «цветы»

3.3 Цветочный коллаж

3.3.1 Тематический коллаж с использованием мотива «цветы»

3.3.2  Коллаж на свободную тему с использованием мотива «цветы»

12

2

2

2

2

2

2

Июнь

Июль

Август

4. Летний зной

4.1 Солнечная  аппликация

4.1.1 Плоская аппликация с использованием мотива «солнце»

4.1.2 Объёмная аппликация с использованием мотива «солнце»

4.2 Солнечное  конструирование

4.2.1 Конструирование из строительного материала с использованием мотива «солнце»

4.2.2 Конструирование из природного материала с использованием мотива «солнце»

4.3 Солнечный коллаж

4.3.1 Тематический коллаж с использованием мотива «солнце»

4.3.2 Коллаж на свободную тему с использованием мотива «солнце»

12

2

2

2

2

2

2

Итого:

48


Содержание деятельности

Старшая группа

Раздел

Тема

Занятие

Краткое содержание

Возможные формы представления готовых изделий

Материалы и приспособления

Осенний листопад

Лиственное рисование

Срисовывание листьев с натуры

Грамотно закомпоновать изображение на листе. Добиться выразительности линий.

Открытка, игровое поле, элементы настольных игр

Листья деревьев, простые, цветные, восковые карандаши, простая и тонированная бумага.

Стилизованное рисование листьев

Выделить главное и типичное, творчески переосмыслить натуру, нарисовать стилизованную форму. Познакомить с возможностями декорирования формы листа.

Открытка, магнитик, игровое поле, элементы настольных игр.

Акварельные, гуашевые краски, кисти, клей «Титан», воск, поролон, ладони рук, и др. нетрадиционный материалы и приспособления

Лиственное вырезание

Вырезание трафарета листьев

Познакомить с понятием симметричности.

Использовать технические приемы складывания и вырезания бумаги, используя силуэтный рисунок листьев.

Гирлянда, декоративный элемент для украшения помещения.

Листья деревьев, бумага, карандаш, ножницы.

Вырезание фигур из листьев

Использовать технические приемы складывания и вырезания из листьев деревьев различных фигур.

Гирлянда, декоративный элемент для украшения помещения.

Листья деревьев, ножницы.

Лиственная лепка

Лепка плоской композиции с использованием мотива «листья»

Использовать ранее приобретённые навыки по лепке при отпечатке листьев на гипсе или глине.

Сувениры, декоративное панно.

Глина (гипс), листья деревьев, стеки.

Лепка объёмной композиции  с использованием мотива «листья»

Использовать технические приёмы лепки при создании объёмной композиции.

Букеты, бутоньерки, декоративные бутылки, вазочки, подставки, портреты, натюрморты, пейзажи,

Пластилин, эскиз задуманной композиции, проволока для каркаса.

Зимняя сказка

Снежное рисование

Срисовывание снежинок с натуры

Грамотно закомпоновать изображение в листе. Добиться выразительности линий.

Открытка, игровое поле, элементы настольных игр

Фотографии снежинок, простые, цветные, восковые карандаши, простая и тонированная бумага.

Стилизованное рисование снежинок

Выделить главное и типичное, творчески переосмыслить натуру, нарисовать стилизованную форму. Познакомить с возможностями декорирования формы снежинки.

Открытка, магнитик, игровое поле, элементы настольных игр, рамки для фотографий.

Акварельные, гуашевые краски, кисти, клей «Титан», воск, поролон, ладони рук, и др. нетрадиционный материалы и приспособления

Снежное вырезание

Вырезание трафарета снежинок

Познакомить с понятием симметричности.

Использовать технические приемы складывания и вырезания бумаги, используя силуэтный рисунок снежинок.

Гирлянда, декоративный элемент для украшения помещения

Силуэтные рисунки снежинок, бумага, карандаш, ножницы.

Композиция из вырезанных снежинок

Создание композиции по заданному алгоритму из вырезанных снежинок.

Гирлянда, декоративный элемент для украшения помещения.

Эскиз задуманной композиции, снежинки из бумаги цветной и белой.

Снежная лепка

Лепка плоской композиции с использованием мотива «снежинка»

Использовать ранее приобретённые навыки по лепке в создании композиции по заданному алгоритму.

Сувениры, декоративное панно.

Пластилин, образец работы, стеки.

Лепка объёмной композиции  с использованием мотива «снежинка»

Использовать технические приёмы лепки при создании объёмной композиции.

Букеты, бутоньерки, декоративные бутылки, вазочки, подставки, портреты, натюрморты, пейзажи, панно.

Пластилин, эскиз задуманной композиции, проволока для каркаса.

Весеннее пробуждение

Цветочное рисование

Срисовывание цветов с натуры

Грамотно закомпоновать изображение в листе. Добиться выразительности линий

Открытка, игровое поле, элементы настольных игр

Простые, цветные, восковые карандаши, простая и тонированная бумага.

Стилизованное рисование цветов

Выделить главное и типичное, творчески переосмыслить натуру, нарисовать стилизованную форму. Познакомить с возможностями декорирования

Открытка, магнитик, игровое поле, элементы настольных игр, рамки для фотографий.

Акварельные, гуашевые краски, кисти, клей «Титан», воск, поролон, ладони рук, и др. нетрадиционный материалы и приспособления

Цветочное вырезание

Вырезание трафарета цветка

Познакомить с понятием симметричности.

Использовать технические приемы складывания и вырезания бумаги, используя силуэтный рисунок цветка.

Гирлянда, декоративный элемент для украшения помещения

Силуэтные рисунки цветов, бумага, карандаш, ножницы.

Композиция из вырезанных цветов

Гармоничное заполнение листа. Создание тематической композиции.

Гирлянда, декоративный элемент для украшения помещения.

Эскиз задуманной композиции, вырезанные из декоративной бумаги цветы, проволока, нитки

Цветочная лепка

Лепка плоской композиции с использованием мотива «цветы»

Использование технических приёмов лепки при создании плоской композиции

Гирлянда, декоративный элемент для украшения помещения, панно.

Пластилин, образец работы, стеки.

Лепка объёмной композиции  с использованием мотива «цветы»

Использование технических приёмов лепки при создании объёмной композиции.

Букеты, бутоньерки, декоративные бутылки, вазочки, подставки, портреты, натюрморты, пейзажи.

Пластилин, эскиз задуманной композиции, проволока для каркаса.

Летний зной

Солнечное рисование

Срисовывание солнца с натуры

Грамотно закомпоновать изображение в листе. Добиться выразительности линий.

Открытка, игровое поле, элементы настольных игр

Простые, цветные, восковые карандаши, простая и тонированная бумага.

Стилизованное рисование солнца

Выделить главное и типичное, творчески переосмыслить натуру, нарисовать стилизованную форму. Познакомить с возможностями декорирования.

Открытка, магнитик, игровое поле, элементы настольных игр, рамки для фотографий.

Акварельные, гуашевые краски, кисти, клей «Титан», воск, поролон, ладони рук, и др. нетрадиционный материалы и приспособления

Солнечное вырезание

Вырезание трафарета солнца

Познакомиться с понятием симметричности.

Использовать технические приемы складывания и вырезания бумаги, используя силуэтный рисунок солнца.

Гирлянда, декоративный элемент для украшения помещения.

Силуэтные рисунки солнца, бумага, карандаш, ножницы.

Композиция из вырезанных солнышек

Гармонично заполнить лист бумаги. Создать тематическую композицию.

Гирлянда, декоративный элемент для украшения помещения.

Вырезанные солнышки из декоративной бумаги, эскиз задуманной композиции.

Солнечная лепка

Лепка плоской композиции с использованием мотива «солнце»

Использовать технических приёмов лепки при создании плоской композиции.

Гирлянда, декоративный элемент для украшения помещения, панно.

Пластилин, образец работы, стеки.

Лепка объёмной композиции  с использованием мотива «солнце»

Использовать технических приёмов лепки при создании объёмной композиции.

Букеты, бутоньерки, декоративные бутылки, вазочки, подставки, портреты, натюрморты, пейзажи, панно.

Пластилин, эскиз задуманной композиции, проволока для каркаса.

Содержание деятельности

Подготовительная группа

Раздел

Тема

Занятие

Краткое содержание

Возможные формы представления готовых изделий

Материалы и приспособления

Осенний листопад

Лиственная  аппликация

Плоская аппликация с использованием мотива «листья»

Подбор цветовой палитры природного материала. Использование приёмов приклеивания листьев и их компоновки на листе бумаги в соответствии с замыслом.

Поздравительные открытки, плакаты, сувениры, декоративное панно

Сухие листья деревьев, клей, основание из картона.

Объёмная аппликация с использованием мотива «листья»

Подбор цветовой палитры природного материала. Создание объёмных композиции в технике аппликация с использованием листьев.

Подвески, макеты, декоративные тарелки, венки на голову, декоративные деревья, карнавальные маски, короны.

Сухие листья деревьев, листья, вырезанные из бумаги, основание (вазочка), ветки деревьев, клей.

Лиственное  конструирование

Конструирование из строительного материала с использованием мотива «листья»

Передача в масштабе и объеме идейного замысела работы. Передать связь основных частей и деталей с учетом конструктивных особенностей формы. Выполнить конструкцию в технике мозаика.

Подвески, макеты, декоративные тарелки, венки на голову, декоративные деревья, карнавальные маски, короны.

Бумага, картон, ножницы, клей, бросовый материал.

Конструирование из природного материала с использованием мотива «листья»

Передача в масштабе и объеме идейного замысела работы. Передать связь основных частей и деталей с учетом конструктивных особенностей формы. Выполнить конструкцию из природного материала.

Подвески, макеты, декоративные тарелки, венки на голову, декоративные деревья, карнавальные маски, короны, сувениры.

Листья деревьев и другой природный материал, клей, бумага, картон.

Лиственный коллаж

Тематический коллаж с использованием мотива «листья»

Подбор материала в соответствии с предложенной композицией. Выполнение работы в смешанной технике – коллаж.

Декоративное панно, портреты, натюрморты, пейзажи.

Рисунки с изображением животных, людей, сухие листья деревьев, клей

Коллаж на свободную тему с использованием мотива «листья»

Выбрать собственную тематику работы, композицию, идею. Подбор материала в соответствии с задуманной композицией. Выполнение работы в смешанной технике – коллаж.

Декоративное панно, портреты, натюрморты, пейзажи, сувениры.

Любые материалы, эскиз задуманной композиции

Зимняя сказка

Снежная аппликация

Плоская аппликация с использованием мотива «снежинка»

Подбор материала. Изготовление заготовок. Выполнение работы в технике аппликация с использованием различных по фактуре и качеству материалов.

Поздравительные открытки, плакаты, сувениры, декоративное панно.

Основание, декоративная бумага, клей, ножницы

Объёмная аппликация с использованием мотива «снежинка»

Выполнение объёмных снежинок из бумаги и использование их при  создании аппликативной композиции.

Подвески, макеты, декоративные тарелки, венки на голову, декоративные деревья, карнавальные маски.

Бумага, ножницы, картон, клей, мятая бумага

Снежное конструирование

Конструирование из строительного материала с использованием мотива «снежинка»

Передача в масштабе и объеме идейного замысела работы. Передать связь основных частей и деталей с учетом конструктивных особенностей формы. Выполнить конструкцию в технике оригами.

Подвески, макеты, декоративные тарелки, венки на голову, декоративные деревья, карнавальные маски, короны.

Бумага, ножницы

Конструирование из природного материала с использованием мотива «снежинка»

Передача в масштабе и объеме идейного замысела работы. Передать связь основных частей и деталей с учетом конструктивных особенностей формы. Выполнить конструкцию из природного материала.

Подвески, макеты, декоративные тарелки, венки на голову, декоративные деревья, карнавальные маски, короны, сувениры.

Природный материал, клей, основание, ножницы

Снежный коллаж

Тематический коллаж с использованием мотива «снежинка»

Подбор материала в соответствии с предложенной композицией. Выполнение работы в смешанной технике – коллаж.

Декоративное панно, портреты, натюрморты, пейзажи

Газетные и журнальные вырезки, эскиз, вырезанные снежинки, ножницы, клей, основание.

Коллаж на свободную тему с использованием мотива «снежинка»

Выбрать собственную тематику работы, композицию, идею. Подбор материала в соответствии с задуманной композицией. Выполнение работы в смешанной технике – коллаж.

Декоративное панно, портреты, натюрморты, пейзажи, сувениры.

Любые материалы, эскиз задуманной композиции

Весеннее пробуждение

Цветочная аппликация

Плоская аппликация с использованием мотива «цветы»

Подбор материала. Изготовление заготовок. Выполнение работы в технике аппликация в виде мозаики с использованием различных по фактуре и качеству материалов.

Поздравительные открытки, плакаты, сувениры, декоративное панно

Бумага, картон, клей, ножницы.

Обрывная аппликация с использованием мотива «цветы»

Изготовление элементов композиции. Создание композиции в технике обрывная аппликация.

Поздравительные открытки, плакаты, сувениры, декоративное панно.

Цветная бумага, основание, клей, карандаш, шаблоны

Цветочное  конструирование

Конструирование из строительного материала с использованием мотива «цветы»

Передача в масштабе и объеме идейного замысела работы. Передать связь основных частей и деталей с учетом конструктивных особенностей формы. Выполнить конструкцию в технике квилинг.

Подвески, макеты, декоративные тарелки, венки на голову, декоративные деревья, карнавальные маски, короны.

Бумажные заготовки – цветные полоски, палочки, клей, картон

Конструирование из природного материала с использованием мотива «цветы»

Передача в масштабе и объеме идейного замысела работы. Передать связь основных частей и деталей с учетом конструктивных особенностей формы. Выполнить конструкцию из природного материала.

Подвески, макеты, декоративные тарелки, венки на голову, декоративные деревья, карнавальные маски, короны.

Природный материал, клей, основание, ножницы

Цветочный коллаж

Тематический коллаж с использованием мотива «цветы»

Подбор материала в соответствии с предложенной композицией. Выполнение работы в смешанной технике – коллаж.

Декоративное панно, портреты, натюрморты, пейзажи

Лоскутки ткани, декоративная бумага, ножницы, клей.

Коллаж на свободную тему с использованием мотива «цветы»

Выбрать собственную тематику работы, композицию, идею. Подбор материала в соответствии с задуманной композицией. Выполнение работы в смешанной технике – коллаж.

Декоративное панно, портреты, натюрморты, пейзажи, сувениры.

Любые материалы, эскиз задуманной композиции

Летний зной

Солнечная  аппликация

Плоская аппликация с использованием мотива «солнце»

Подбор материала. Изготовление заготовок. Выполнение работы в технике аппликация в виде мозаики с использованием различных по фактуре и качеству материалов.

Поздравительные открытки, плакаты, сувениры, декоративное панно

Декоративная бумага, картон, клей, ножницы

Объёмная аппликация с использованием мотива «солнце»

Изготовление элементов композиции. Создание объёмной композиции в технике многослойной аппликации.

Поздравительные открытки, плакаты, сувениры, декоративное панно.

Гофрированный толстый картон, клей, основание, ножницы, шаблоны

Солнечное  конструирование

Конструирование из строительного материала с использованием мотива «солнце»

Передача в масштабе и объеме идейного замысела работы. Передать связь основных частей и деталей с учетом конструктивных особенностей формы. Выполнить конструкцию в технике квилинг и оригами

Подвески, макеты, декоративные тарелки, венки на голову, декоративные деревья, карнавальные маски, короны.

Бумага, клей, ножницы, палочки

Конструирование из природного материала с использованием мотива «солнце»

Передача в масштабе и объеме идейного замысела работы. Передать связь основных частей и деталей с учетом конструктивных особенностей формы. Выполнить конструкцию из природного материала.

Подвески, макеты, декоративные тарелки, венки на голову, декоративные деревья, карнавальные маски, короны.

Природный материал, клей, основание, ножницы

Солнечный коллаж

Тематический коллаж с использованием мотива «солнце»

Подбор материала в соответствии с предложенной композицией. Выполнение работы в смешанной технике – коллаж.

Декоративное панно, портреты, натюрморты, пейзажи.

Различные виды материалов, эскиз, основание, клей, кисти, краски, ножницы

Коллаж на свободную тему с использованием мотива «солнце»

Выбрать собственную тематику работы, композицию, идею. Подбор материала в соответствии с задуманной композицией. Выполнение работы в смешанной технике – коллаж.

Декоративное панно, портреты, натюрморты, пейзажи, сувениры.

Любые материалы, эскиз задуманной композиции, основание, клей, ножницы.


Методическое обеспечение программы

Методы работы:

Во время занятий даются и теоретические знания, и практические умения по всем разделам программы. Применяются следующие методы:

  • методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение,

личный показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

  • методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

  • методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

групповой – организация работы в группах;

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Материал, используемый в работе:

Бумага, бумажные салфетки, ножницы, вата, природный и растительный материал, крупы, текстильный материал, клей, спички, коробки, пластилин, тесто, гуашь, цветные карандаши, краски,  фломастеры, бросовый материал и др.

    Приёмы работы:

1. отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа различных видов бумаги;

2. вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций;

3. наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение;

4. наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток;

5. наклеивание ниток, ткани, скорлупы, ваты и др. бросового материала на плоскостное изображение;

6. наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение;

7. скрепление различных деталей;

8. скатывание ниток в клубок;

9. нанизывание различных предметов;

10. моделирование из природного материала: скорлупы грецкого ореха, семечек, гороха, веточек, камешков;

11. комбинирование природных материалов с различными другими материалами;

12. конструирование из коробок с элементами аппликации;

13. выкладывание мозаики на пластилиновой, гипсовой, бумажной основе;

15. печатание штампами на различной основе;

16. составление плоскостных и объёмных флористических композиций из искусственных цветов и сухоцветов;

17. деформирование (складывание и скручивание материалов);

18.отпечатывание красками, при помощи восковых карандашей, на пластилине, глине;

19. копирование (срисовывание мотивов с натуры, обводка по конуру).

    Примерные виды работ: поздравительные открытки, плакаты, сувениры, декоративное панно, букеты, бутоньерки, декоративные бутылки, вазочки, подставки, портреты, натюрморты, пейзажи, декорированные пасхальные яйца, гирлянды, игровое поле и другие элементы игр, подвески, макеты, салфетки, декоративные тарелки, рамки для фотографий, венки на голову, декоративные деревья, карнавальные маски, короны и др.

     При  словесной оценки деятельности детей, их работ бращается внимание на то как решена композиция (как организована плоскость, как согласованы между собой все компоненты изображения); как ученик владеет техникой (пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства при выполнении задания); на общее впечатление от работы (оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа,  аккуратность всей работы).

Список литературы

  1. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984.
  2. Беккерман Я. И. Материалы для художественно-оформительских работ.Учеб.пособие для профтехобразования.-М.:Высш.шк.,1989.
  3. Беккерман Я.И. Технология оформительских работ: Учебное пособие для ПТУ.- М.: Высш.шк., 1991.
  4. Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
  5. Гусакова М.А. “Аппликация” М., “Просвещение”, 1987.
  6. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.
  7. Данкевич Е. В., Жакова  О. В. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО «Издательство «Кристал»», М.: ЗАО «Издательский дом Оникс», 2000.
  8. Дворкина И. А., Батик. – М.: ОАО издательство «Радуга», 2002.
  9. Жолобчук А.Я._Подарки из батика /Жолобчук А.Я._ М.: ООО «Издательство АСТ», Донецк. 2004.
  10. Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.
  11. Константинова С.С. История декоративно-прикладного искусства. Конспект лекций.- Ростов н/Д.Феникс, 2004.
  12. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практ. Пособие.-М.: Высш.шк., 1992.
  13. Лепим, фантазируем, играем. Автор: И.А. Лыкова Серия … Издательство: Мозаика – Синтез, 2009.
  14. Лыкова И.А.  Издательство: Сфера Год издания: 2000.
  15. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 1983.
  16. Основы художественной лепки и лепные работы внутри и вне дома (под редакцией Левадная В.А.)_М.:ООО «Аделант», 2003
  17. Острун Н.Д. Оригами. Мозаичные узоры_/ Н.Д. Острун, А.В. Лев.- м.: Арис – пресс, 2006.
  18. Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск: 1980.
  19. Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: – М.: Издательский центр «Академия»,2003.
  20. Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.
  21. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.
  22. Цапенко Н.П., Косенко Н.М., Грабова Т.А. Как оформить праздник,концерт,дискотеку. В помощь начинающему оформителю.- Ростов н/Д: Феникс,2004.
  23. Чаянова Г.Н. Мастерим своими руками поделки из солёного теста. Для начинающих. Изд. Дрофа+,2009.
  24. Шевырева Н.А.,Коновалова Т.Ю. Уроки флористики. Сухоцветы: аранжировка,ассортимент,техника.-М.:ЗАО «Фитон+»,2003.

                                     

Группа:

Группа:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по изобразительной деятельности «Радужная палитра» (старший, подготовительный возраст)

Публикация представляет собой  краткое описание программы кружка по изобразительной деятельности в старшей и подготовительной группе...

Программа кружка по изобразительной деятельности «Волшебная кисточка» (в группах общеразвивающей направленности детей от 5-6 лет, от 6 до 7 лет)

Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мы...

Рабочая программа кружка по изобразительной деятельности «Пчёлка»

        Данная программа является модифицированной. За основу взята основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА кружка по изобразительной деятельности «Наше творчество» для работы с детьми 4-5 лет (2012-2013 уч.год)

Оглавление 1.      Пояснительная записка………………………………………………………………….22.      Цели и задачи программы…………………………………………………………….…33....

Программа кружка по изобразительной деятельности "Волшебная кисточка"

В программе представлены занятия по изобразительной деятельности для кружка (декоративное рисование, пластилинография, тестопластика, декупаж, оригами и другие)...

Программа кружка по изобразительной деятельности "Волшебная шкатулка"

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные способы изобразительной деятельности....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СТРАНА РИСОВАНДИЯ»

Желание творить -внутренняя потребность ребёнка.Ведь участие ребёнка в творческом процессе обеспечивает постоянный  тренинг положительных эмоций, чувств и переживаний,развития многих психических ...