Ручной труд с детьми "русская народная кукла"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Каушнян Екатерина Ивановна

Познакомить детей с русским народным творчеством. С русской традиционной куклой, объяснить её происхождение и назначение. Расширять представления о разнообразии народного искусства. Прививать любовь и бережное отношение к русскому творчеству. Обучать детей самостоятельному изготовлению русской народной куклы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc233 КБ

Предварительный просмотр:

Сердце отдаю детям

Конспект занятия: 

ручной труд с детьми

 подготовительной группы.

Тема:  Русская народная кукла.

Подготовила воспитатель ГОУ д/с №597

                             Каушнян Екатерина Ивановна.

Занятие: Ручной труд с детьми подготовительной группы.

Тема: Русская народная кукла.

Программное содержание:

Познакомить детей с русским народным творчеством. С русской традиционной куклой, объяснить её происхождение и назначение. Расширять представления о разнообразии народного искусства. Прививать любовь и бережное отношение к русскому творчеству. Обучать детей самостоятельному изготовлению русской народной куклы.

Демонстрационный материал: корзина с готовыми куклами из разных материалов, кокошники, картузы (для игры «Веревочка»).

Раздаточный материал: одинаковые кусочки разноцветной ткани (квадраты), нитки разных цветов, вата, шнурочки, тесьма, коробка с лентами.

Ход занятия:

Воспитатель проводит занятие в русском народном костюме. Воспитатель входит в помещение с плетеной корзиной.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, рада Вас видеть. Мне хотелось бы с вами познакомиться. Меня зовут Екатерина Ивановна, а как зовут Вас?

Знакомство с детьми.

Воспитатель: Занятие наше будет необычное, ведь к вам в гости я пришла не одна, а со своими подружками.

Воспитатель достает из корзины русских традиционных кукол из разных материалов – тряпичных, кукол из ниток, кукол из  лыка.

Воспитатель: Посмотрите, какие у меня красивые подружки. Вам они нравятся?

Ответы детей: Да, нравятся.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, из чего сделаны эти куклы?

Ответы детей: Из ткани, из ниток.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Давным-давно на Руси не было магазинов, где можно было бы купить игрушки и кукол, как сейчас. И мамы делали деткам вот таких куколок, из тех материалов, что были у них дома. Лица куклам не рисовали специально, чтобы малыш мог придумать своей куколке то настроение, какое захочет.

Воспитатель: Я хотела бы предложить вам сделать таких же кукол. Посмотрите внимательно, какой материал лежит на ваших подносах.

Воспитатель с детьми рассматривают то, что лежит на подносах.

Ответы детей: Кусочки ткани, нитки, ленты, вата, шнурки.

Воспитатель: Что мы сможем сделать из этих тряпочек, ниток, лент?

Ответы детей: Игрушку, куклу.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами изготовим кукол, таких какими давным-давно играли детки.

Начнем делать нашу куколку с головы. Перед вами лежат кусочки ваты, возьмите немного. Теперь выбираем кусочки ткани белого цвета и кладем  небольшой кусочек ваты в серединку  квадрата. Берем вату через ткань – это голова нашей куклы. Теперь её надо завязать. Выбираем ниточку и завязываем, посмотрите внимательно, как я это делаю и сделайте также.

Индивидуальная работа: Воспитатель подходит к каждому ребенку и оказывает индивидуальную помощь.

Воспитатель: Вот посмотрите, какие у нас получились красивые головки наших кукол. Молодцы.

Воспитатель: Посмотрите, а чего ещё не хватает нашей кукле?

Ответы детей: Рук.

Воспитатель: Правильно. Смотрите как надо делать руки. (Показ воспитателя). Берем один квадрат цветной ткани за кончик. Посмотрите как взяла я. И перевязываем этот край вот так. (Показ воспитателя). Первая ручка готова, теперь сделаем кукле вторую руку. Точно также перевязываем второй кусочек ткани. (Показ воспитателя).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сделали ручки для нашей куклы. А теперь, чтобы наши с вами ручки отдохнули, мы немного поиграем.

Дети встают около своих стульчиков.

Физкультминутка: « Как приятно в речке плавать ».

Как приятно в речке плавать!

(Плавательные движения)

Берег слева, берег справа.

( Повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди.

( Потягивания-руки вперед.)

Сверху мостик - погляди.

( Подтягивания – руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами?

( Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем

( Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем.

Воспитатель: Ну что, отдохнули ваши ручки?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Тогда продолжим делать нашу куклу. Голову мы сделали, ручки тоже. Теперь нам их надо соединить вместе. Посмотрите внимательно как это делать. Соединяем руки и тело нашей куклы, перевязываем ниткой вот здесь ( на талии ). (Показ воспитателя). А еще нашу куклу надо одеть, сделаем ей сарафан. Берем еще два квадрата цветной ткани и прикрепляем их, с помощью нитки к туловищу куклы. (Показ воспитателя).

Индивидуальная работа: Воспитатель подходит к каждому ребенку и оказывает индивидуальную помощь.

Воспитатель: Посмотрите, что ещё осталось на ваших подносах?

Ответы детей: кусочки ткани, шнурок.

Воспитатель: Правильно. Этими кусочками ткани мы украсим нашу куклу, сделаем ей красивый фартучек и повяжем яркий платок. Берем шнурочек и привязываем наш фартук на куклу. (Показ воспитателя). И покрываем ей голову платком, вот так. (Показ воспитателя). Наши куклы-подружки готовы. Покажите, какие красивые куклы у вас получились.

Воспитатель рассматривает кукол, подводит итоги, хвалит детей.

Воспитатель: Вот как мы с вами хорошо поработали. Теперь можно и поиграть.

Воспитатель надевает девочкам кокошники, а мальчикам картузы. Проводится русская народная игра «Веревочка».

Описание игры: «Веревочка» - это старинная русская игра. Дети стоят в кругу, держа в руках веревочку. Водящий перемещается внутри круга, стремясь осалить чью-то ладонь, пока она касается веревочки. Спасаясь, стоящие могут отдергивать ладонь от веревочки или двигать ею вдоль веревки. Осаленный  сменяет водящего. Главное не уронить веревочку на пол, если это произошло, то все стоящие считаются проигравшими.

Воспитатель: Ой, какие молодцы, хорошо поиграли, поработали. А знаете , что русский народ всегда считался гостеприимным и хлебосольным. Вот и мои подружки не с пустыми руками к вам пришли, а с угощеньем. Ну-ка, посмотрим, что у них в корзинке. Так, что там?

Ответы детей: Пироги.

Воспитатель: Правильно, пироги, угощайтесь скорее.

Воспитатель угощает детей пирогами.