Тема НОД: «Игрушки не простые, лошадки расписные»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Алексеенко Надежда Геннадьевна

Воспитатель Алексеенко Надежда Геннадьевна

Тема: «Знакомство с народной культурой и традициями»

Тема НОД:  «Игрушки не простые, лошадки расписные»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: создать условия для декоративного оформления вылепленных лошадок дымковской игрушки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_v_starshey_gruppe.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Старшая группа МДОУ «Теремок» с.Усть-Курдюм

Воспитатель Алексеенко Надежда Геннадьевна

Тема: «Знакомство с народной культурой и традициями»

Тема НОД:  «Игрушки не простые, лошадки расписные»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: создать условия для декоративного оформления вылепленных лошадок дымковской игрушки.

Задачи:

1. Продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу—изготовлению игрушек; уточнить представление о специфике дымковской игрушки; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях.

2. Развивать эстетический вкус; учить видеть выразительность формы игрушки.

3.  Воспитывать интерес к быту и обычаям России.

Виды детской деятельности:  изобразительная, коммуникативная, игровая,  музыкальная, двигательная, познавательно – исследовательская.

Формы реализации детских видов деятельности: путешествие, беседа, дидактическая игра,  подвижная игра, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, самомассаж, пальчиковая гимнастика.

Формы организации: индивидуальные, фронтальные.

Оборудование: Иллюстрационный материал,  дымковские игрушки, наглядные образцы сделанных игрушек, заготовки пластилиновых лошадок , пластилин, дощечки для работы с пластилином, стеки, салфетки.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, загадки и стихи о дымковской росписи, беседа об истории создания дымковской игрушки,  рассматривание дымковских игрушек и беседа о них; рисование элементов дымковского узора; лепка лошадок, разучивание стихотворений.

Ход НОД:

  1. Вводная часть.

Дети входят, стают полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, ребята, сколько гостей к нам пришло! Давайте поздороваемся с ними. Я рада видеть вас сегодня веселыми, бодрыми, с хорошим настроением.

Сегодня шла в детский сад и видела

Сорока - белобока по лесу летала,

По полям скакала, наш детский сад искала,

Принесла она письмо, от кого же оно?

(открываю конверт и читаю)

«К нам в село вы собирайтесь,

Да в дорогу отправляйтесь.

Но наше село находится очень далеко:

За реками широкими,

За лесами высокими, ждем вас с нетерпением!»

Жители сказочного села «Дымково»

- Примем приглашение? Ребята, а вы знаете, чем знаменито село Дымково? (ответы детей).

Яркий цветик-семицветик

Принесла, ребята, вам

Каждый лепесток секретик

Разгадать поможет вам.

-Давайте оторвем лепестки и посмотрим, что же за секретики они хранят. (дети отрывают и строятся в ряд)

Воспитатель: Что же это? Какие- то кружочки, полосочки, сеточки. Я не понимаю, может, вы мне поможете?

Дети: Это элементы дымковской росписи.

Ах, вот какие секретики хранил наш цветик-семицветик. Давайте рассмотрим из каких элементов состоят дымковские узоры (дети называют элементы, которые нарисованы на лепестках) .

-Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?

(Дымковская игрушка  –  белоснежная.  Перед тем,  как расписать дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке.)

-Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера? (Круги, овалы, клетки, полоски, точки, прямые и волнистые линии.)

-Какие цвета брали для росписи игрушек? (Желтый, синий, красный, зеленый, белый,  черный.)

Предлагаю детям игру – соревнование «Укрась ковер».

Раскладываем на полу 2 ковра (белая ткань 1.5 м х 1м., с заранее нанесенными метками). Напротив каждого ковра лежит обруч с элементами дымковской росписи. Для первой команды - круги, точки, для второй - кольца, точками.

Объясняем условие игры:

- Игроки по очереди добегают до обруча, где лежат цветные элементы. Берут один элемент в соответствии с узором своего ковра, бегут к ковру и накладывают его на метку. Передают эстафету следующему игроку. И так делают остальные игроки, пока ковер не станет цветным.

2. Основная часть.

Дети садятся на ковры, воспитатель читает стихотворение.

1, 2, 3, 4, 5…

Начинаем мы взлетать

Над горами, над лесами.

Мы быстрее ветра мчимся.

Вот сейчас мы приземлимся.

(Убираем ковры. )

Звучит муз. сопровождение «Зимние грёзы» Чайковского.

Ели спят у большака в инее седом.

Спят деревья, спит река скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.

Голубые дали. И село большое «Дымково» назвали.

Вечера зимою длинны и лепили там из глины.

Все игрушки не простые, а волшебно – расписные.

 Под народную мелодию в зал входит девочка в костюме ВОДОНОСКИ, в руках коромысло с ведрами, останавливается в центре, показывая наряд.

Ребенок:

За студеною водицей собирается девица

Водоноска – молодица,

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

Посмотри, как хороша -  это девица – краса.

Сидит кокошник горделиво, водоноска так красива.

Под песню "Пошла млада за водой" (инсценировка песни, водоноска берет за руку цепочку детей и начинает движение по кругу)

Водоноска:

Есть на Вятке слобода, зовется Дымково она.

Там на ярмарке весной ждут игрушки нас с тобой.

Барыни и мужики, поросята, индюки.

Ярко все наряжены, пестро разукрашены.

Любит их и стар и млад, каждый тем игрушкам рад!

Водоноска: Ребята, давайте пройдем в мастерскую, где мастера изготавливают игрушки,  дымковские  мастера изготовили игрушки и не успели их раскрасить.

 Воспитатель: А давайте поможем мастерам расписать их. Как мы можем украсить их?

 (Возможны ответы детей: Можно украсить лошадок  деталями, вылепив их отдельно: скатать разноцветные шарики, сплющить и украсить ими лошадку. )

Дети садятся за столы.

- Но прежде, чем мы приступим к работе, давайте разогреем наши ручки (проводится самомассаж и пальчиковая гимнастика) .  

Ну, мои дорогие мастера, сейчас вы будете творить чудо. Закройте глазки и представьте,  как вы распишите свою фигуру. Представили? А теперь приступаем к работе. (Во время работы оказывается помощь, дается указание).

-Теперь берите свои работы и несите их на нашу выставку.

3. Заключительная часть.

-После такой работы мастера отдыхали. Вот и я приглашаю вас поиграть в игру «Ручеек».

Воспитатель: - Вот и закончилось наше путешествие в дымковскую сказку. Пора возвращаться в детский сад. Закроем глаза… .(муз сопровождение), и  мы с вами в детском саду.

- Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего вам запомнилось? Ну, что ж, за такую работу полагается награда, каждый мастер заслужил, потому что поработал на славу. Жители села передали нам вот такие подарки (раздаются петушки на палочке). Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование образовательной деятельности с детьми по художественному творчеству по теме: « Игрушка не простая – дымковская, расписная»

Здесь представлен примерный план работы с детьми по ознокомлению с дымковским народным промыслом, проходящий через все виды деятельности дошкольников....

Игрушки не простые - глиняные, расписные

научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России....

Беседа о дымковских игрушках на тему: "Игрушки не простые-глиняные, расписные" для детей старшей группы. Работаем по программе: "Миры детства: конструирование возможностей".

Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декаративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок. Обратить внима...

«Игрушки не простые – глиняные, расписные»

Обеспечить развитие умения узнавать дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России....

Конспект образовательных предложений для целой группы детей дошкольного возраста(4-5 лет) по теме: «Вот игрушки не простые, дымковские расписные»

Образовательная деятельность по рисованию с детьми средней группы по мотивам дымковской игрушки....