Планирование образовательной деятельности с детьми по художественному творчеству по теме: « Игрушка не простая – дымковская, расписная»
методическая разработка на тему

Юмашева Наталья Владимировна

Здесь представлен примерный план работы с детьми по ознокомлению с дымковским народным промыслом, проходящий через все виды деятельности дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование занятий   по художественному творчеству

по теме: « Игрушка не простая – дымковская, расписная»

Занятие

Совместная деятельность

Использование художественной литературы

Игровая деятельность

Лепка «Дымковские животные»

Цели: 

Развивать умение передавать в лепке характерные особенности дымковских животных, их позы, лепить ноги и туловище животного из одного куска пластилина, голову и шею – из другого;

Продолжать формировать у   детей  умение в процессе лепки сравнивать свою работу с натурой – дымковской игрушкой;

использовать стек  для надрезания;

закрепить умение сглаживать поверхность фигуры.

Рисование «Роспись силуэта индюка»

Цели:

познакомить детей с тем, как народные мастера используют в своих узорах окружающую природу, преобразуя ее своей фантазией для украшения игрушек;

 показать приемы росписи  силуэта дымковского индюка узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковской игрушке.

Аппликация «Выполни, какой хочешь, узор»

Цели:

 Формировать умение задумывать и выполнять узор в стиле дымковской росписи, стараясь передать ее колорит и элементы;

закреплять умение строить узор, подбирая нужные цвета и оттенки;

продолжать развивать навыки  использования   в работе приемов  симметричного и многослойного вырезывания.

Декоративное рисование «Роспись дымковских животных»

Цели:

 формировать навыки   росписи    вылепленной  фигурки узором  по дымковским народным мотивам;

использовать разные элементы росписи (точки, мазки, полоски);

развивать эстетическое восприятие.

Развитие речи «Составление описательных рассказов о дымковской игрушке»

Цели:

 формировать у детей навыки   составления коротких  описательных  рассказов  о дымковской игрушке;

развивать монологическую речь детей;

 закрепить умение использовать в речи средства выразительности из разучиваемых стихотворений и потешек.

Декоративное рисование «Укрась узорами юбку барышни»

Цели:

научить рассматривать дымковских барынь, выделять узор на одежде (чередование вертикальных и горизонтальных полос,  кругов, колец, точек);

закреплять умение рисовать красками прямые линии в разных направлениях, а в образовавшихся прямоугольниках – круги и точки;

развивать чувство цвета, ритма в узоре.

Лепка «Дымковская барышня»

Цели:

закрепить умение лепить по мотивам народной игрушки, лепить полые формы (юбка барышни),  соблюдать пропорции фигуры;

развивать интерес к народно-прикладному искусству, чувствовать радость по отношению к сделанной своими руками поделке;      

развивать способность правильно оценивать свою работу и работу товарищей.  

Рисование «Роспись барышни»

Цели:

побуждать детей к декоративному оформлению вылепленных фигурок;

закрепить умение украшать их элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами);

обратить внимание детей на зависимость узора от формы изделия;

совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая ее со всех сторон;

воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

Беседа «Дымковская игрушка»

Цели:

продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок;

обратить внимание детей на образную выразительность предметов искусства;

формировать представления о некоторых художественных ремеслах, знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера.

Задачи:

уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки;

Познакомить с разнообразием игрушек и  особенностями декора – характерными элементами и цветосочетаниями.

Рассматривание дымковских игрушек и иллюстративного материала по теме.

В. Крупин «Дымка» (альбом).

Прорисовка элементов росписи на полосе.

Разучивание коротких стихотворений  и потешек, которыми можно озвучить дымковские игрушки.

Рассматривание японских игрушек «Дарума». Сравнение их с дымкой.

Рассматривание дымковских барышень.

Изучение пооперационных карт лепки дымковских игрушек (олешек, барашек золотые рожки, лошадка, барышня).

Лепка декоративных украшений

Цели:

 Закрепить умение лепить жгутик, отбивать ребром ладони, сглаживать пальцем, превращая в ленточку; складывать в гармошку;

 Показать приемы лепки плетенок, завитков, розеток.  

Театрализованная деятельность – этюд «Разговор игрушек»

Цели:

развивать творчество детей;

развивать диалогическую речь.

  Коммуникация -рассуждение на тему: «О чем может рассказать игрушка?»

 Придумывание сказки «Разговор игрушек»(совместное речевое творчество детей группы)

Нравственное воспитание(Социализация) – «Игра в гости»

Цели:

повторить и закрепить знания, полученные детьми по темам «Знакомство», «Прием гостей», «поведение в гостях»;

закреплять знания о значении слов «этикет» и «хорошие манеры»;

познакомить с новыми словами «радушие», «хлебосольство» и объяснить их значения;

 закреплять умение детей самостоятельно распределять роли.

Игровые ситуации:

Вы хотите, чтобы Ваня и Даша пришли к вам в гости? Пригласите их по всем правилам.

Как вы встречаете гостей?

Ваня и Даша не знакомы с вашими родителями. Познакомьте их с «мамой» и «папой».

«Мама» и «бабушка» приглашают гостей к столу. Как хозяева и гости будут себя вести за столом?

О чем могут говорить гости и хозяева, прощаясь?

Работа со сказкой

Цели:

выделить нравственный урок сказки: «Один за всех и все за одного»;

воспитывать добрые чувства друг к другу;

 предложить детям принять участие в  рассуждении  на тему: «Кого в сказке можно назвать самым верным и преданным другом?».

Чтение стихотворений:

А. Дьякова  «Веселая дымка»;

О. Левицкий «Дымково»;

«Дымковская игрушка» (из книги «Русский сувенир»).

Подборка стихов и потешек по теме «Народная игрушка» из книги Э. Котляр «Дарума и Ванька-встанька».

Подборка стихов о дымковских барышнях:

«Водоноска»;

«Красная девица»;

«Хозяюшка»;

«Доярка»;

«Посмотри, как хороша эта девица-душа…».

Чтение русской народной сказки «Кот – серый лоб, козел, да баран».

Д/и «Подбери узор к силуэту игрушки»;

Сюж./ролевые игры:

«Семья»

Цели:

воспитывать уважительные отношения членов семьи друг к другу;

 развивать умение выстраивать сюжет игры, распределять роли, закреплять дружеские отношения между детьми.

«Магазин игрушек»

Цели:

дать знания о добрых отношениях между продавцом и покупателем; закрепить правила поведения в магазине;

 продолжать развивать у детей  умение распределять роли при помощи считалок;

развивать диалогическую речь.

П/игры:

«Ловишки с мячом»;

«Ловишки с лентой»;

«Карусели»;

Народные игры:

«Бабушка Маланья»;

«Смешинка»

Цели:

Активизировать в речи детей существительные, названия предметов;

 Координировать умение соотносить движение со словом, которым оно обозначается.

«Полетушки»

Цели:

Развивать у  детей   внимание, быстроту реакции при определении того,  кто летает/ не летает;

 Закреплять умение соотносить действие с его словесным обозначением.

Хороводная игра – «на горе-то калина».

Игра-развлечение «Перенеси шарик в ложке»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.

Сказка «Разговор игрушек»

(Совместное речевое творчество детей подготовительной логопедической группы № 1

ГБДОУ №82 Приморского района).

Ехал как-то по сельской дороге скоморох на свинье. Ехал он и играл на своей яркой и красивой гармошке удалые песенки. Свинка в такт ему весело похрюкивала.

Вдруг видит, стоят у одной избы индюк, олешек и лошадка и громко спорят. Прислушался скоморох к их разговору и понял, что хвастаются они друг перед другом своими красивыми узорами и красками яркими.

Я, - говорит индюк, - самый красивый из вас. У меня хвост пышный. А на груди красное солнышко нарисовано. Расправил он свой большой хвост как веер. Перед глазами олешка и лошадки как-будто цветы разноцветные расцвели.

А я, - говорит олень, - Олешек-золотые рожки, скачу  очень быстро на своих стройных ногах, вся красота у меня в золотых рогах. Расписан я узором волнистым, цветными кругами, да точками яркими. У меня на груди тоже солнышко, но не твое, а другое.

В это время из-за тучки солнышко вышло. Осветил солнечный лучик рога олешка. Стали они переливаться всеми оттенками желто-золотого цвета.

Я, - говорит лошадка, - Лошадка-кудряшка. Скачу я куда хочу, грива на ветру развивается, в гриве красный цветок. Узоров на мне разных много, все словно радуга разноцветные.

Осветил и лошадку лучик солнечный и стали узоры на ее спинке переливаться всеми цветами радуги.

Долго бы еще спорили игрушки, но скомороху надоело слушать их хвастовство. Он подъехал к ним и сказал: «Не спорьте, все вы по-своему красивые. Дымковские мастера расписывали вас с большой любовью. Вас очень любят дети. Живите дружно и приносите детям счастье и радость.

Дети группы «Радуга», ГБДОУ № 82


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в области «Художественное Творчество» на тему: «Аппликация «Осенняя картина»»

Создание сюжетной композиции из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян....

Конспект образовательной деятельности в области "Художественное Творчество" на тему: "Лепка."Весёлые матрёшки""

Конспект занятия по лепке  из цикла интегрированных занятий по теме: "Матрёшка"...

Конспект образовательной деятельности в области "Художественное Творчество" на тему:"Рисование.Почему матрёшка грустная?""

Конспект образовательной деятельности в области "Художественное Творчество" на тему:"Рисование.Почему матрёшка грустная?"" из цикла интегрированных  занятий....

Конспект образовательной деятельности в области "Художественное Творчество" на тему:"Аппликация."Узор для платка матрёшки""

Конспект образовательной деятельности в области "Художественное Творчество" на тему:"Аппликация."Узор для платка матрёшки""...