Кружок: "Умелые ручки", средняя группа
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Программа расчитана на детей 4-4 лет. Построена от простого к сложному. В основе кружковой деятельности  лежит игровая мотивация. Цель кружка - развитие мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_umelye_ruchki.docx34.86 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Поэтому тренировка рук повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Программа кружка построена “от простого к сложному.

Основная цель работы кружка:

  • Воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству;
  • Вовлекать детей  в активную творческую деятельность;  

Работа кружка «Умелые ручки» призвана решать следующие задачи:

  •  Сформировать  навыки и умения работы с материалами различного происхождения;
  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  • Совершенствовать навыки и умения работы с материалами различного происхождения, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  • Воспитывать красоту внутреннего мира ребёнка через творчество.

    Организация деятельности: 

         В кружок «Умелые ручки» зачисляются дети, посещающие  МБДОУ «Теремок».

Занятия проводятся  во вторую половину дня, длительность занятий регулируется с учетом возрастных особенностей детей (продолжительность занятий 15 – 20 минут).

Кружок работает в течение учебного года (конец сентября –  начало мая), один раз в  две недели. План кружка рассчитан на  три года.

Количество детей посещающих кружок «Умелые ручки»» - 8 человек.  

 Посещение кружка осуществляется на основании присутствия ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

        В основе кружковой работы лежит игровая мотивация.

Благодаря заданной игровой мотивации происходит непосредственное объединение детей для совместной деятельности.

Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми:

  • Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;
  • Освоят навыки работы с ножницами и клеем;
  • Научатся некоторым приемам преобразования материалов;
  • Разовьют мелкую моторику рук.

      2014 – 2015 учебный год (средняя группа)

        ОКТЯБРЬ

Тема

Задачи

Материал

«Ознакомление со свойствами бумаги»

Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага бывает разного цвета, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, бумага шуршит, легко мнется.

 Конспект. Бумага разного цвета, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая.

«Грибок»

Учить детей составлять грибок из готовых форм, аккуратно мазать клеем, приклеивать на картон.

Готовые формы: шляпка, ножка, клеенки, клей, кисть, салфетки.

На бабушкином дворе: «Свинья»

Учить создавать образы героев из природного материала (овощи).

Образец, картофель среднего размера, береста (для ушей), пластилин, палочки, проволока.

«Ёж»

Учить правилам безопасной работы с клеем, семечками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.

Салфетки, клеенки, клей, кисть,  тряпочки, семечки.

НОЯБРЬ

«Книжка - малышка»

Продолжать знакомить со свойствами бумаги. Учить складывать прямоугольный лист пополам, совмещая при этом углы и стороны листа, проглаживать линию сгиба. Воспитывать аккуратность.

Листы прямоугольной формы, мелкие картинки, клей, кисти, тряпочки, подставки.

З.В.Лиштван Конструирование.

«Елочка»

Оригами

Учить складывать квадраты пополам, совмещая противоположные углы, проглаживать линию сгиба, воспитывать усидчивость, аккуратность

Квадраты зеленого цвета, клеенки, салфетки, кисточки, клей.

«Волшебные превращения»

Учить складывать прямоугольный лист пополам, совмещая при этом углы и стороны листа, проглаживать линию сгиба. Видеть в силуэте знакомый предмет. Закреплять умение пользоваться ножницами, техника безопасности.

Листы прямоугольной формы с нарисованным силуэтом предмета (пополам). Ножницы.

«Подсолнух»

Формировать умение конструировать по замыслу с учётом особенностей материала.        

Учить соблюдать инструкцию взрослого при выполнении трудовой деятельности с опасными инструментами   и материалами: (ножницами, клеем, семечки).

 Учить детей радоваться полученному результату.

Образец, цветной картон овальной формы.  Цветная бумага, семечки, пластилин, клей, салфетки, кисти, клеенки.

ДЕКАБРЬ

Коллаж:

«Жители леса»

Учить вырезывать предметы по контуру, распределять и наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности.

Продолжать учить работать в коллективе.

Вырезки из журналов, книжки – раскраски, ножницы, клей, клеенки, кисточки, ватман.

Коллаж:

«Жители леса»

Продолжить составление коллажа «Жители леса»

Восковые мелки, краски, кисточки, цветные карандаши.

«Гномик»

Продолжать учить вырезывать предметы по контуру, распределять и наклеивать готовые формы на шаблон.

Шаблоны  - гномик. Бумага  красного цвета с нарисованными предметами одежды. Кисточки, клей,  клеенки, подставки.

«Гномик»

(продолжение)

Учить детей работать с ватой и клеем, дорисовывать   Планировать ход выполнения работы.

Подносы, вата, клей.

Гномик

(завершение работы)

Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Подносы, вата, клей

ЯНВАРЬ

«Птичка - синичка»

Работа с шаблоном, продолжать учить детей работать с выкройками. Вызвать интерес к поделке из природного материала.

Шаблон синицы, картон, цветная бумага, клей, ножницы, клеенки, салфетки, подставки, горох, гречка.

Овечка»

Учить детей работать с бумагой: обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу, дорисовывать недостающие детали.

Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Презентация на тему: «Овечка».

Бумажные салфетки белого цвета, подносы, контуры овечек, клей, кисти, клеенки, подставки, фломастеры.

«Снеговик»

Познакомить детей с новым видом творчества - аппликацией из ватных дисков. Учить дополнять композицию выразительными элементами. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.

Образец. Ватные диски;

картон голубого или синего цвета; вата; ватные  палочки; ножницы;  клей ПВА, кисточки, подставки, клеенки.

ФЕВРАЛЬ

Морские джунгли

(1-ое занятие)

Активизировать применение разных приемов лепки для создания красивых водных растений из удлиненного цилиндра (колбаски), ленты (сплющенный цилиндр). Показать, как можно усилить выразительность образа

Пластилин, проволока, бисер, стеки, ватман.

И.А.Лыкова, стр.58

«Чудесные раковины»

(2-ое занятие)

Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар, конус) и видоизменять ее для создания выразительных образов: прищипывать, оттягивать вдавливать

Пластилин, стеки, бисер, бусинки.

И.А.Лыкова, стр.60

Рыбки играют, рыбки сверкают (аквариум),

(3-ье занятие)

Продолжать освоение барельефной лепки: создавать уплощенные фигурки рыбок, прикреплять их к основе, украшать налепами. Развивать комбинаторские способности.

Совершенствовать умение оформлять поделки разными материалами.

Пластилин, стеки, бисер, бусинки, пуговицы.

И.А.Лыкова, стр. 63

«Кораблик»

Учить детей конструировать поделку из природного материала, соединяя детали кусочками пластилина. Развивать воображение, внимание, усидчивость

Половина скорлупы грецкого ореха;  листок любого дерева, проколотый палочкой; флажок, вырезанный из бумаги, пластилин, доски, клей, образец поделки.

МАРТ

«Красивый цветок»

 Учить детей составлять композицию из готовых форм по образцу; развивать умение работать самостоятельно, повторять определенную последовательность в узоре; развивать глазомер, мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность, усидчивость во время работы; воспитывать любовь к маме, желание дарить подарки.

 шаблоны цветов (три размера),  пуговица для серединки,  трубочка для коктейля;  донышко от бутылки из-под йогурта или крышка от пластиковой бутылки;

гофрированная бумага;

 бисер;  бархатная  или цветная бумага для чашелистика и листьев;

 клей; пластилин

Аппликация: «Цветок».

Продолжать знакомить с новым видом творчества - аппликацией из ватных дисков. Учить выполнять композицию из готовых элементов. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.

Презентация: «Последовательность работы».

Ватные диски в количестве 7 штук, гофрированная бумага зеленого цвета, картон,
цветная бумага, ножницы
простой карандаш, клей ПВА, салфетки, клеенки, подставки.

«Сердечки»,

лепка из соленого теста

Познакомить  с тестом. Учить лепить из теста, развивать эстетический вкус.

Соленое тесто, клеенки, салфетки. Образец.

«Сердечки»

Продолжать работу с соленым тестом. Учить доделывать работу до конца: разукрашивание сердечек.

Готовые работы, гуашь красного цвета, кисти, клеенки, салфетки, подставки»

Сказка из шишки: «Заяц - хваста»

Учить детей создавать образы героев сказки с помощью художественных средств.

Конспект. Шишки,  круги для заячьих мордочек, карандаш, папоротник для декорации поделки, клей.

АПРЕЛЬ

«Лебедь»

Продолжать знакомить с оригами.

Учить выполнять действия в заданной последовательности, оформлять поделку фломастерами.

Квадраты из белой бумаги 15х 15, фломастеры.

Д.Н.Колдина, стр.17

«Ночное небо»

(панно)

Продолжать освоение техники аппликации и  рельефной лепки, предложить создать вместе рельефную картину. Инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения. Развивать чувство композиции.

Силуэты созвездий, ракет, инопланетян, космонавтов. Ножницы, клей, кисточки, клеенки, салфетки, пластилин.

И.А.Лыкова, стр.75

«Увлекательный космос»

(панорама)

Направить детей на поиск способов создания реальных и фантастических образов.

Развивать воображение

Основа рельефной лепки – панно «Ночное небо»

Цветной пластилин, стеки, дощечки.

И.А.Лыкова

 Лепим, фантазируем, играем, стр.79

«Мордочка щенка

Продолжить знакомство с новым способом обработки бумаги – оригами. Учить складывать квадрат по диагонали и загибать углы, хорошо проглаживая сгибы, выполнять действия в определенной последовательности

Квадраты из цветной двухсторонней бумаги коричневого цвета, фломастеры.

Д.Н.Колдина, стр.28

МАЙ

Аппликация «Солнышко».

Развивать интерес к аппликации как виду деятельности: продолжать учить составлять рисунок из готовых форм, закреплять умение наклеивать формы ладошек на круг. Формировать навыки работы с шаблонами (учиться обводить руку); учиться работать с ножницами; развивать мелкую моторику.

Желтый картон; цветная бумага;

ножницы; клей; желтые шерстяные нитки.


“Цыплёнок”

Закреплять умение аккуратно и последовательно выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их в клей и выкладывать по контуру. Развивать цветовое восприятие. Формировать представление о домашних птицах

Игрушка цыпленок, контур цыпленка, салфетки желтого цвета, клеенки, кисти, клей, подставки.

Поделки из пластиковых крышек: «Веселые зверюшки»

Учить детей создавать поделки из природного и бросового материала. Учить видеть образ в бросовом и природном материале. Закрепить технические навыки и умения в работе с разнообразным материалом, в том числе нестандартным. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, к занятию продолжать учить работать коллективно.

Иллюстрации по теме (образцы), пластиковые крышки, цветная бумага, клей, ножницы, кисти, салфетки.

Литература:

1.И.А.Лыкова Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста.

2.Д.Н.Колдина Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий.

3.З.В.Лиштван  Конструирование.

4.Материалы интернет – ресурса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа "Умелые ручки"средняя группа

Кружковая работа"Умелые ручки"средняя группа...

Художественно-эстетическое направление (учимся играя) Кружок «Волшебные ручки» Средняя группа

Перспективное планирование кружковой работы "Волшебные ручки"...

Кружок "Очумелые ручки" (средняя группа)

Кружок в средней группе "Очумелые ручки"...

Кружок: «Умелые ручки» (средняя группа).

Кружок: «Умелые ручки» (средняя группа)....

Кружок "Умелые ручки" средняя группа

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, через разные виды продуктивной деятельности....