Программа кружка по художественно-эстетическому развитию "Колобок"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Арефьева Ирина Валентиновна

для детей 5-6 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО                                                                            УТВЕРЖДАЮ

Председатель ПК                                                                             Заведующий МДОУ  «Детский сад №»

МБДОУ «Детский сад №72»                                                          Энгельсского муниципального района                                                                                                                                                         Энгельсского муниципального района                                         Саратовской области                                        Саратовской области                                                                        _______________________Г.Б.Конова

__________ В.В.Горбунова                                                              «___» _____________ 2014 г.

 «___» ___________ 2014  г.                                                            Приказ № ___

 

                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                       

 

                                                                               

Программа кружковой работы

детей  5-6лет

«Колобок»

по художественно-эстетическому воспитанию

                    Рассмотрено и принято

на заседании Совета педагогов

от «___» ____________ 2014 г.

                                                         Протокол № ___

Рассмотрено на заседании

                                                                          Родительского комитета

                                                                                  от «___» ___________ 2014 г.

                                                            Протокол № ___

Авторы- составители:

                                                                                              Арефьева Ирина Валентиновна.

                                                                         Воспитатель МДБОУ «Детский сад №72»

                                                                                          Воспитатель  высшей категории:  

                                                                                            Кульбида  Любовь Николаевна                                                

                                                                           Энгельсского муниципального района

                                                                                                                      Саратовской

                                                                                                                                области

                                                           

                                                        г.Энгельс 2014 г.

Пояснительная записка

Наряду с общей физической развитостью к детям дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу дает большую нагрузку на глаза ребенка и на его кисти - при обучении письму и математике, на уроках рисования и трудового обучения.

Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребенка в школе. Движения рук имеют большое значения для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребенку будет, трудно учится писать, писать он будет медленнее других, и, скорее всего, некрасиво. Может сформироваться негативное отношение и к письму и к учебным действиям вообще.

 У многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могут правильно держать ложку и ручку, другие - собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи - застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Поэтому  необходимо  вести  работу по развитию мелкой моторики рук.

Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считают различные виды ручного труда. Именно тогда я организовала кружок тестопластики. 

Материалы для занятий включают как авторскую разработку "Цветные ладошки"- Лыкова Ирина Александровна-кандидат педагогических наук. Халезовой Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 г., так и  различные дополнительные источники: Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008 г.; М.О. Синеглазова. Удивительное соленое тесто, 2006 г. И. Хананова. Соленое тесто, 2007 г., способствующие широкому  раскрытию изучаемой  темы.

Работа кружка ведется по программе "Цветные ладошки"-автор Лыкова Ирина Александровна-кандидат педагогических наук.

Самые любимые занятия дошкольников – это лепка и рисование. Сначала дети познают мир чувственным образом, затем мир раскрывается на листе бумаги в процессе рисования. И вот наступает такой момент в развитии детей, когда им уже необходимо получить определенные знания, навыки и приемы лепки и рисования. На этом этапе, взрослому, который будет рядом, многое нужно уметь объяснить детям, помочь правильно воспринять, то, что они видят перед собой.

Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом.

Можно лепить из глины и пластилина, но интересно освоить что-то новое. Солёное тесто – это самый экономичный и безопасный способ попробовать свои силы в развитии фантазии, ведь слепить из него можно всё что угодно. Тесто – доступный всем, дешёвый и лёгкий в применении материал, его можно заготовить заранее (впрок). Тесто можно окрасить и лепить уже цветное изделие, а можно расписать готовую работу после окончательного высыхания. Красота и изящество «солёных поделок» дадут пищу для творческого размышления. Работы отличаются легкостью, прочностью.

Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. На занятиях широко используются пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика и массаж, упражнения для рук с предметами.

Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством раскрашиванием готовых изделий, развивает ребенка эстетически. Раскрашенные изделия выглядят керамическими. Редко используют, да и то лишь в декоративных целях, красивый «поджаристый» цвет мелких деталей, который появляется после «запекания» фигурок. Кроме того, в наше время немалую композиционную и смысловую роль в изделии играют разнообразные дополнительные материалы. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми.

Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе – поможет содержание данного курса.

Тестопластика – лепка из соленого теста – позволяет воплощать самые необычные и сложные замыслы, надолго сохранять полученный результат. Это не только увлекательное, но и полезное занятие, предоставляющее чрезвычайно широкие возможности для умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников. В процессе тестопластики у детей повышается сенсорная чувствительность, развиваются общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа рук. Ребенок может проявить фантазию, смекалку, изобретательность, творческое мышление, выразить мысли и чувства, свое эстетическое и нравственное отношение к предметам и явлениям действительности. Учится планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

Детям очень нравится заниматься лепкой. Соленое тесто является самым доступным и удобным материалом для детской лепки. Оно безопасно, его можно приготовить в любой момент. Материал прост в использовании и не пачкает одежду

Цель и задачи кружка

Цель всех занятий лепки из соленого теста — вызвать у ребенка интерес к лепке, познакомить со свойствами соленого теста.

Задачи:

- Развить мелкую моторику детей, координацию и тактильные ощущения рук

-Обогащать знания детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из теста

- Приобщать детей к коллективной творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи;

- Развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

- Способствовать развитию чувства эмпатии – сопереживания, желания нести радость людям.

- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение организовать своё рабочее место;

Во время занятий с дошкольниками лепкой из соленого теста педагогам необходимо соблюдать следующие рекомендации.

Ребенку должна предоставляться максимальная свобода для проявления инициативы и соответствующее физическое и психологическое пространство.

Дети трудятся с удовольствием, если у них достаточно материалов и инструментов. Помимо соленого теста дошкольники должны иметь в свободном пользовании широкий выбор дополнительных материалов и настоящих инструментов: скалки, чесноковыжималку, формочки для кексов, трафаретки для печенья, ситечко и др.

Для того чтобы дети могли войти в роль взрослого той или иной профессии, педагоги должны обеспечить их специальными атрибутами, например поварскими шапочками и фартуками, если запланировано знакомство с трудом повара.

Педагогу следует приучить детей готовить свое рабочее место, приводить в порядок и поддерживать его после того, как работа закончена. Это способствует формированию у дошкольников трудолюбия, трудовых навыков, культуры труда, чувства удовлетворения и привычки работать аккуратно.

Необходимо также создавать творческую доброжелательную атмосферу, надлежащим образом мотивировать труд ребенка и в процессе лепки поощрять его, заинтересовывать трудовыми действиями, работой с материалами и инструментами, обеспечивать привлекательность результатов деятельности.

В процессе лепки следует исключать излишнюю опеку, проявлять доверие к дошкольникам, их возможностям, формировать у них желание выполнять самостоятельно все то, что им по силам, приходя на помощь всякий раз, когда они в ней нуждаются.

Не следует допускать, чтобы дети испытывали огорчение от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным заданием. В этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Напротив, поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости, воспитывает начала трудолюбия. Педагог должен вызывать у дошкольника чувство внешней безопасности, понимание того, что результаты его труда не получат отрицательной оценки взрослого.

Дети должны получать радость от достигнутых результатов, своей полезности другим. Для этого их работами можно украсить лестничные пролеты детского сада, групповые помещения. Свои поделки дошкольники могут дарить родителям и друзьям, использовать в играх. Максимум внимания и уважения к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещений ДОУ помогают сформировать обстановку эмоционального благополучия, вызвать чувство радости от овладения умением создавать прекрасное своими руками.

Одним из важных способов поощрения и развития детского творчества являются выставки детских работ. Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе родителям, служит стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста. Таким образом, они могут оценить свои работы как бы со стороны, получить общественное признание своего труда.

Не стоит забывать также, что ценность детского творчества не в результате и не в продукте творчества, а в самом процессе. В увлекательном для ребенка процессе лепки и детского экспериментирования с инструментами и материалами, в тех чудесных превращениях, которые обеспечивает столь универсальный пластический материал, как соленое тесто.

Опыт работы с детьми в технике тестопластики показал, что в процессе деятельности у них развиваются эстетический вкус, умственные способности, формируются творческое начало, умение выполнять любое дело аккуратно. Дошкольники начинают ответственно относиться к работе, видеть в ней радость, что является необходимым условием для проявления творчества личности, ее талантов.

На занятиях тестопластикой ребенок приобретает умения и навыки, которые будут иметь большое значение в его трудовой деятельности в дальнейшем (независимо от выбранной профессии). Прежде всего к ним относятся ручная умелость, умение организовывать и планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, привычка прилагать усилия и др.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

От простого к сложному.

Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

Научность.

Доступность.

Системность знаний.

Воспитывающая и развивающая направленность.

Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.

Активность и самостоятельность.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ КРУЖКА НА КОНЕЦ ГОДА:

Старшая группа:

скатывание прямыми движениями;

скатывание круговыми движениями;

расплющивание;

соединение в виде кольца;

защипывание края формы;

лепка из нескольких частей;

пропорции;

оттягивание части от основной формы;

сглаживание поверхности формы;

присоединение части;

прижимание;

примазывание;

вдавливание для получения полой формы;

использование стеки.


Учебно-тематический план

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

тема

Форма организации

Количество занятий

   Количество часов

теория

практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

«Плюшки-завитушки»

«Цветик-семицветик»

«Гусеничка»

«Ягода-малина»

«Пчелка»

«Рыбка»

« Снеговик»

«Снежинка»

«Черепаха»

«Ежик»

«Кошачья семейка»

«Лепим сказку»

«Ромашка»

«Божья коровка»

По замыслу

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

                                                    Октябрь

              тема

Программное содержание

материал

1

"плюшки-завитушки"

Использовать возможности соленого теста для проявления творческих способностей, передавать форму, величину. Развивать воображение, развивать гибкость пальцев рук, видеть конечный результат

Тесто,

стека, салфетки

2

Раскрашивание

поделок

Подбирать основной цвет, смешивание красок

Акриловая гуашь, кисть. Салфетки

3

"Цветик-семицветик "

передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, видеть конечный результат задуманной работы.

 Развивать умение анализировать и оценивать свои работы.

Тесто,

стека, салфетки

4

Раскрашивание

поделок

Учить подбирать основной цвет, смешивание красок

Акриловая гуашь, кисть. Салфетки

5

«Гусеничка»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

 Тесто, стека, салфетки

                                                   

                                                      Ноябрь

6

Раскрашивание красками «Гусеничка»

Раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.  Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить  передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

Тесто, стека, салфетки

7

«Ягода - малина»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

Тесто, стека, салфетки

8

Раскрашивание

поделки «ягода-малина»

Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

Акриловая гуашь, кисть, салфетки

9

«Пчёлка»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику.

Тесто, стека, салфетки,зубочистки

                                                     Декабрь

10

 Раскрашивание красками «Пчелки»

Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акриловыми красками, упражнять в способах работы с ними. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой.

Акриловая гуашь, кисть, салфетки

11

«Рыбка»

Передавать форму и относительную величину туловища.

Тесто, стека, салфетки,зубочистки

12

Раскрашивание

рыбки

Подбирать основной цвет, смешивание красок

Акриловая гуашь, кисть. салфетки

13

«Снеговик»

Передавать образ снеговика, познакомить с новым способом крепления деталей с помощью зубочистки, развивать мелкую моторику кистей рук.

Тесто, стека, салфетки,зубочистки

                                                           Январь

14

«Снежинка»

Отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин. Развивать мелкую моторику.

Тесто, салфетки

15

Раскрашивание

снежинки

Раскрашивать изделие из соленого теста красками. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Акриловая гуашь, кисть, салфетки

16

«Черепаха»

Развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто создавая изображение в полуобъёме. 

Тесто, салфетки, зубочистки

                                                         Февраль

17

Раскрашивание

«черепахи»

подбирать основной цвет, смешивание красок, видеть конечный результат задуманной работы.

Акриловая гуашь, кисть, салфетки

18

«Ежик»

использовать тесто для проявления творческих способностей детей,передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа посредством включения в его оформление элементов природного материала (семечки), раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Тесто, салфетки, зубочистки,семечки,

ножницы

19

Раскрашивание

ежика

Раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Акриловая гуашь, кисть,  салфетки

20

«Кошачья семейка»

Развивать умение задумывать содержание своей лепки, приемы исполнения и последовательность создания изображения. Воспитывать стремление выполнять лепку как можно лучше, доводить начатое дело до конца. Развивать самостоятельность, творчество.

Тесто, салфетки,

зубочистки

                                                                       Март

21

Раскрашивание

поделок «Кошачья семейка»

Подбирать основной цвет, смешивание красок, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы

Акриловая гуашь, кисть, салфетки

22

«Лепим сказку»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста, лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их, учить создавать общую сюжетную композицию, развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи,      воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.

Тесто, салфетки, зубочистки

23

Раскрашивание

поделок

«Лепим сказку»

Передавать задуманную идею  в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Акриловая гуашь, кисть, салфетки

24

 «Ромашка»

Лепить из частей, делить куски на части. Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм. Воспитывать усидчивость, взаимопомощь.

Тесто, салфетки, зубочистки

                                 

                                                               Апрель

25

Раскрашивание

ромашки

 Познакомить детей с выполнением способа насыпания и приклеивания пшена. Развивать тонкие движения пальцев рук. Воспитывать умение согласовывать свои действия с работой коллектива,подбирать основной цвет, смешивание красок

Акриловая гуашь, кисть, салфетки

26

«Божья коровка»

Использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе, передавать форму и относительную величину туловища  жука. Наблюдение за жуками на прогулках, рассматривание их на картинках

Тесто, салфетки, зубочистки

27

Раскрашивание

«божьей коровки»

Подбирать основной цвет, смешивание красок

Акриловая гуашь, кисть, салфетки

28

По замыслу

Развивать умение задумывать содержание своей лепки, приемы исполнения и последовательность создания изображения. Воспитывать стремление выполнять лепку как можно лучше, доводить начатое дело до конца. Развивать самостоятельность, творчество.

Тесто, салфетки, зубочистки

Литература:

•"Цветные ладошки" Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва 2007г.

• Авторская разработка Халезовой Н. Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М. Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 г.,

• Рубцова Е. В. Фантазии из соленого теста, 2008 г. ;

• М. О. Синеглазова. Удивительное соленое тесто, 2006 г.

• И. Хананова. Соленое тесто, 2007 г.,

• И. А. Лыкова Художественный труд в детском саду 2009 г.

• М. Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владис, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».

Работа по данной Программе  направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эм...

Программа кружка по художественно-эстетическому труду "Гномики"

Программа кружка по художественно-эстетическому труду - это создание поделок из природных и бросовых материалов, аппликаций из ткани....

Авторская программа кружка по художественно-эстетическому направлению развития детей в разновозрастной группе «Волшебные сказки» на 2015-2016 уч.год МБДОУ «Детский сад с.Каменка» Красноармейского района Саратовской области В

I.Пояснительная запискаНаши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старш...

Продолжение программы кружка раннего художественно-эстетического развития - тематический план для детей 6 лет

В программе предложены план  для детей пяти лет и для детей 6 лет на учебный год (с  сентября по апрель)...

Авторская программа кружка по художественно - эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебные краски Эбру».

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы...

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно – эстетическому развитию театральной студии «Золотой ключик» для детей старшего дошкольного возраста

Новизна программы:Коллективная театрализованная деятельность направлена на  целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических ...

Рабочая программа кружка по "Художественно - эстетическому развитию" (нетрадиционные техники рисования) в подготовительной к школе группе

Предполагаемая программа по изобразительной деятельности предусматривает: формирование  у детей эстетического восприятия, обучение способам действия, развитие творчества. Все эти процессы ме...