Авторская программа кружка по художественно - эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебные краски Эбру».
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему

Молодцова Татьяна Леонидовна

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_kruzhka_._2016.docx44.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

Авторская программа

кружка по  художественно – эстетическому развитию

с детьми  старшего дошкольного  возраста

«Волшебные  краски  Эбру».

Автор

                                                                          Молодцова Татьяна Леонидовна,

воспитатель

1 квалификационной категории,

Детский сад № 214 ОАО «РЖД»,

г.Черемхово, Иркутская область.

Срок  реализации -2 года.

г.Черемхово, 2016 г.

" ... Творчество существует не только там,
где оно создаёт великие произведения,
но и везде, где человек воображает,
комбинирует, изменяет и

                                                                                             создаёт что-то новое. "
                                               
                                                                                                Выготский Л. С.

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу. Поэтому я считаю, что надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Я  считаю очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Актуальность:

Все дети любят рисовать. Очень часто из-за отсутствия знаний и технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству.

     Из опыта работы с детьми, по развитию художественно творческих способностей в рисовании можно сказать, что стандартных наборов изобразительных материалов, техник не достаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.

    В ходе наблюдений, за изобразительной деятельностью детей в детском саду можно сделать вывод, что снижение интереса и мотивации к творчеству имеют несколько причин:

1. Отсутствие у детей необходимых знаний, умений и технических навыков в рисовании;

2. Шаблонность и однообразие в изображении и замысле рисунка;

3. Недостаточно знаний об окружающем мире.

Поэтому так важно обратиться к использованию нетрадиционных техник рисования – они дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, заставляют наших детей мыслить нестандартно.

Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук через организованную деятельность -- нетрадиционное рисование на воде красками Эбру.

Задачи:

* Освоение нетрадиционной техники рисования -- "ЭБРУ".

*Развитие  желания экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции: радость, удивление; мелкой моторики рук.

* Развитие  эмоционально положительных эмоций  на предложение рисовать нетрадиционными техниками, воображения, фантазии.

* Овладение  различными техническими навыками при работе  с красками Эбру.

 *Воспитывать творческую самореализацию, индивидуальность, настойчивость.

Средства обучения --  наглядные, словесные и практические методы:

  • наблюдения с детьми;
  • объяснение, рассказ воспитателя;
  • показ способов действия;
  •  рассматривание иллюстраций, несущих информацию о предполагаемых результатах;
  • игровые приемы;
  •  совместный анализ выполненной работы.

Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.           Форма обучения: специально организованная деятельность; подгрупповые упражнения по овладению техникой  нетрадиционного рисования  (Приложения 1, 2).

 Количество занятий: 2 раза в месяц. Длительность занятия составляет по 20 минут с подгруппой детей.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.

Место проведения: помещение группы.

Используемый материал:

Рисование: набор  Эбру (краски  АртДеко, веерные кисти, шило,  лоток, загуститель воды, бумага, гребни),   салфетки, дощечки для просушивания работ.

 Срок реализации: 2 года.

Предполагаемый результат:

  1. Дети освоят технику рисования красками Эбру.
  2. Дети освоят правила безопасности во время работы.
  3. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
  4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение экспериментировать и ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

Работа с родителями.

Связь между семьей и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планируем четко и ясно. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используем разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.

С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, в группе организуются выставки творческих работ. В приемной есть информационный блок, в котором в папках находятся интересные для изучения материалы.

                                                                                                    Приложение 1.

           Перспективное планирование для работы с детьми 5 -6 лет.

тема

задачи

октябрь

   Знакомство с   красками Эбру,  инструментами.

Дать представление о красках Эбру – танцующих красках. Развивать творческую активность детей, мелкую моторику, умение пользоваться вспомогательными средствами, а также поддерживать потребность в самоутверждении.  Развивать детскую индивидуальность.  Учить детей работать с различными материалами, осваивать технику работы с ними.

Экспериментируем.

Повторить правила работы с красками Эбру:

*Чем больше краски используется, тем быстрее загрязняется вода;

*Краски Эбру не отстирываются от ткани, используйте фартуки;

*Перед использованием краски необходимо взболтать;

*После каждого пользования кистью – её промывать водой, шило нужно протирать салфеткой;

* Не следует «утапливать» шило в воде.

ноябрь

     «Рисуем цветы»

Познакомить с одним из видов Эбру – цветочный.  Повторить правила работы с красками  Эбру. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

 

    «Рисуем цветы»

Продолжить знакомство  с одним из видов Эбру – цветочный.  Повторить правила работы с красками  Эбру. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

декабрь

 «Морозный узор

      на окне»

Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, синий). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

   «Снежинки»

Познакомить с одним из видов Эбру – Баттал, разбрызгивание красок при помощи веерной кисти. Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, синий). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

январь    

     

       «Ёлочка»

Продолжать знакомить  с одним из видов Эбру – Баттал, разбрызгивание красок при помощи веерной кисти. Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, зелёный). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

«Ёлочные игрушки»

Продолжать знакомить  с одним из видов Эбру – Баттал, разбрызгивание красок при помощи веерной кисти. Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 4 цвета красок (белый, зелёный, жёлтый, красный). Продолжать учить работать веерной кистью и шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

февраль

   «Снеговики»

Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, синий). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

       

        «Подарок папе»

Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

март

«Подарок маме»

Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

 «Загадка весны»

Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности.

апрель

«Звёздное небо»

Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

«Одуванчики»

Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

май

  «Насекомые»

Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

      «Загадки»

Совершенствовать умение и навыки в экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционной технике. Закрепить  правила работу с красками Эбру.

           

Приложение 2.

         Перспективное планирование для работы с детьми  6 -7 лет.

тема

задачи

сентябрь

Знакомство с  историей происхождения  Эбру.

Дать представление о Эбру – «танцующие краски», «облака        и        ветер», «плавающие        краски», «бумага  с облаками», «облака        и ветер»,         «волнообразная бумага», – так по-разному называют искусство Эбру в странах Востока.  Изучить историю происхождения техники рисования Эбру.  

Пополнить активный словарь детей  терминами.

«Мир цветов»

Закрепить знания о  видах  Эбру:

*Цветочный Эбру – изображение цветов;

*Баттал Эбру – разбрызгивание при помощи кисти краски на воду и переведение узора на бумагу.

Совершенствовать навыки работы шилом и веерной кистью.

октябрь

 «Золотая осень»

Знакомство с новым  видом Эбру:

*Эбру Шаль – повторение S-образных форм.

 

  «Осенняя пора»

Продолжать знакомить  с одним из видов Эбру – Эбру Шаль.

Учить выражать свои эмоции в рисунке через восприятие .

ноябрь

 «Морские чудеса»

   

Знакомство с новым  видом Эбру:

*Эбру Гребёнка – позволяет создать при помощи гребня орнамент из волн и других повторяющихся линий.

Учить рисовать волны на воде с помощью гребня.

  «Фантазёры»

Продолжать знакомить с одним из видов Эбру – Эбру Гребёнка.

Развивать фантазию, закреплять знакомые приёмы.

декабрь

     

«Здравствуй, гостья Зима!»

Использовать при выполнении работы  все виды Эбру:

*Баттал Эбру – разбрызгивание при помощи кисти краски на воду и переведение узора на бумагу.

*Эбру Шаль – повторение S-образных форм.

*Эбру Гребенка – позволяет создать при помощи гребня орнамент из волн и других повторяющихся линий.

*Цветочный Эбру – изображение цветов.

«Новогодние украшения»

Использовать при выполнении работы  все виды Эбру.

Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

январь

«Новогодний переполох»

Использовать при выполнении работы  все виды Эбру.

Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

   «Зимняя сказка»

Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

февраль

  «Сад  желаний»

Развивать фантазию, закреплять знакомые приёмы. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

  «Подарок папе»

Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

март

 «Цветы для мамы»

Развивать композиционные умения при изображении групп  предметов .

Воспитывать художественный вкус в познании

прекрасного.

 «Загадка весны»

Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности.

апрель

«Космические дали»

Побуждать к творческим  замыслам и решениям, развивать фантазию.

 Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

«Пасхальный перезвон»

Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности.

май

«Подарки…»

Закрепить технические навыки умения работы с гребнем, шилом и веерной кистью.

Создавать красивые композиции и дарить их людям; фантазировать без границ.

Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

            «Подарки…»

Заключение.

Процесс рисования Эбру - очень увлекательный процесс! Особенно интересным оказался в том плане, что при нанесении капель красок на поверхность воды образуется непредсказуемый и завораживающий рисунок с причудливостью линий.

Я  как педагог много изучила материала об истории создания рисунка в технике Эбру  и значении этого слова. Также освоила технологию рисования Эбру профессиональными красками. Использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники «Эбру», помогает развивать познавательную деятельность, находить нестандартные способы художественного изображения, корректировать психические процессы дошкольников.

Работая с детьми,  я пришла к выводу:

  • ребёнку нужен тот результат, который вызывает у него удовольствие, радость, удивление, волшебство.
  • знания, которые приобретают дошкольники, складываются в систему; на достигнутых результатах мы не остановимся и в дальнейшем ставим задачу усовершенствовать полученные умения, переходить к овладению новых сложных нетрадиционных техник  в рисовании, использовать необычный материал для своих работ.

Интернет-ресурсы:

  1. Технология традиционного эбру// Сайт «Искусство росписи на воде» - http://ebru-art.ru/

  1. http://galinadolgikh.com/ebru-risovanie-na-vode/
  2. http://ru.wikipedia.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация авторской дидактической игры "Весенняя картинка". Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Игра предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра "Весенняя картинка" проста в изготовлении, предназначена для выкладывания детьми на фланелеграфе или ковролине. Можно использовать на комплексных занятиях с детьми младшего дошкольн...

Авторское пособие, по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста "ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД"

Хочу представить мое авторское пособие по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста "ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД"Данное пособие является уникальным, так как его можно исполь...

Авторская дидактическая игра по художественно-эстетическому воспитанию "Цветные моря"

Дидактическая игра по художественно-эстетическому воспитанию «Цветные моря».  Цель: совершенствовать знания детей об основных цветах и их оттенках. Формировать умение распознавать холодные и...

Авторская программа кружка по художественно-эстетическому направлению развития детей в разновозрастной группе «Волшебные сказки» на 2015-2016 уч.год МБДОУ «Детский сад с.Каменка» Красноармейского района Саратовской области В

I.Пояснительная запискаНаши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старш...

Авторская разработка художественно- эстетической направленности "Цветная сказка" для дополнительных занятий с детьми дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9222959","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"347"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9222961","at...

Авторская разработка модуля НОД художественно-эстетического направления по образовательной области "Художественное творчество: рисование, аппликация, ручной дизайн" для старшей группы ДОО (возраст детей 5 - 6 лет), модуль состоит из 5-ти блоков

Разработка модуля НОД художественно-эстетического направленияпо образовательной области"Художественное творчество: рисование, аппликация, ручной дизайн" для старшей группы ДОО (возраст детей...