Педагогический проект
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_stepanishcheva_ekaterina_1.ppt | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность М ир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет и толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения. Помочь ребенку открыть себя могут родители, но в наш век Н.Т.П., папы и мамы, к сожалению, заняты заработком денег и карьерой, поэтому основная помощь лежит на плечах воспитателей, которые создают условия для динамики творческого роста, и поддерживают стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях. Во всех видах развития личности большую роль играет формирование умений, основанных, на развитии мелкой моторики рук. Кроме того, ручной труд способствует воспитанию терпения, усидчивости, самостоятельности. Работая с разным материалом, ребенок получает дополнительные знания и умения, расширяя одновременно свой кругозор. Для этого я разработала проект «Волшебная мастерская»”. Считаю, что, работа по данному проекту, будет доступна и интересна детям старшего дошкольного возраста. Применение эффективных методов по теме проекта, повысит интерес детей к окружающей действительности, а также, приобретенные практические умения, и навыки межличностного общения (взаимовыручка, уважения друг к другу, чувство коллективизма) необходимы при обучении в школе.
Цель проекта : Подготовка личности ребенка к восприятию новых форм школьного обучения, на основе соединения исследовательских и воспитательных технологий на занятиях по ручному труду. Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир материи, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.
Познакомить детей со свойствами и особенностями разных материалов Развивать эмоционально – личностную сферу ребенка. Развивать свободную творческую личность. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу. Формировать потребности в создании собственной поделки, картины. Воспитывать старательность, трудолюбие, бережное и созидательное отношение к окружающему Формировать практические навыки работы с материалами и инструментами. Практическое освоение некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов Формировать пространственные представления. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать восприятие, зрительно-двигательную координацию, внимание, память. Формировать умение действовать по словесным инструкциям, схемам; умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями. Задачи проекта:
Проблема: формирование первоначальных исследовательских умений и навыков посредством включения дошкольников в занятия ручным трудом. Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Принципы: Принцип культуросообразности ; Принцип приемственности ; Принцип самостоятельности.
Распределение работы по этапам проекта: Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей 1 этап - Подготовительный Определяет цели и задачи, Осуществляет сбор и уточнение информации, выбирает оптимальные варианты, составляет план деятельности. Диагностика. Принимают цели и задачи, предложенные воспитателем. Дополняют собственными. 2 этап – Практическая деятельность по решению проблемы Организует работу через занятия с применением эффективных методов и приемов, оказывает практическую помощь детям. Формируют знания, умения, навыки. Изготовление поделок. 3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами. Диагностика. 4 этап - Презентация проекта .“Выставка поделок за год”, Организует презентацию проекта через выставку поделок. Организация игры. Участвуют в организации выставки и развлечении.
Схема осуществления проекта «Волшебная мастерская». Разделы программы Виды детской деятельности Игровая деятельность Сюжетно – ролевые игры: «Дом», «Магазин». Д/и: «Узнай по описанию», «Что лишнее?», «Чего не стало?», « Кому, что нужно для работы?», «Назови часть». Пальчиковые игры: «Собачка», «Кошечка». Игры: «Составь узор», « Пасха», «Дочки-матери». Учебно – познавательная деятельность Занятие-путешествие «Космос» Занятие «Жители Севера»- ознакомительное тематическое занятие. Занятие-эксперимент «Мастерская деда мороза»,- знакомство со свойствами ткани. Занятие - открытие «Жители Севера» «День матери» – тематическое занятие. Занятие – наблюдение
Художественно – речевая деятельность Загадки , пословицы. Чтение Заучивание Рассматривание иллюстраций по темам занятий. Составление рассказов о своей поделке. Наблюдения за рыбками в аквариуме (форма, цвет) Рассматривание попугайчика (цветовая гамма). Физическое развитие Подвижные игры: «Собери быстрей букет?», «Светофор», « Краски» Взаимодействие с родителями Выполнение домашних заданий совместно с детьми. «Природа и фантазия». Организация выставок. Консультация «Поделки из бросового материала», «Что такое сенсомоторика». Ярмарка – продажа «Букеты для мам» Выставки детских работ Музыкально–театрализованная деятельность Пение частушек, прибауток, слушание весенних звуков.
ПЛАН–ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Задачи проекта Мероприятия Сроки Ответственные Участники Ресурсы: Имеющиеся и требующиеся Ожидаемые результаты Познакомить детей со свойствами и особенностями различных материалов Беседы. Рассматривание Сентябрь - октябрь Воспитатель Родители и дети Разные материалы Изделия из разных видов ткани Расширение представлений о видах ткани и открытие новых возможностей Воспитывать интерес к ручному труду. Беседы. Рассматривание иллюстраций Октябрь - ноябрь Воспитатель Дети Книги, материалы Интерес к истории. Формировать потребность в создании собственной поделки, картины Изготовление различных поделок, картин; Конструктивная деятельность. В течение учебного года. Декабрь. Воспитатель Дети, родители Обеспечение материалами для создания поделок Удовлетворить потребность в создании собственной поделки. Развивать эмоциональ-но–личностную сферу ребенка Занятия. Составление рассказов В течение учебного года. Февраль. Воспитатель Дети Обеспечение наглядного материала Развитие эмоционально–личностной сферы.
Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу Работа с разными материалами. Занятия. Самостоятельная деятельность. В течение учебного года. Январь. Март. Воспитатель Дети Материал для деятельности Умение подбирать материал для деятельности, манипулиро -вание с ним. Развивать творческую свободную личность Занятия, самостоятельная деятельность. В течение учебного года Воспитатель, муз. рук Дети Материал для занятий Развитие творчества Учить пользоваться специальной терминологией, инструментами. Занятия. Самостоятельная деятельность. В течение учебного года Воспитатель Дети Наглядный материал Обогащение словарного запаса, активизация использования терминологии на занятиях и в повседневной жизни.
Со старшими детьми содержание занятий по ручному труду усложняется. Детей продолжают обучать работе с различными материалами. У детей совершенствуются умения работать, в процессе занятий получают возможность упражняться, самообучаться и взаимообучаться, экспериментировать, познавать свойства различных материалов. Дети могут создать простую аппликацию, овладевает навыком вырезания по контуру , использует пооперационные карты, помогающие освоить базовый алгоритм деятельности. Важно воспитывать вкус, умение выбирать, выбирать соответствующий материал, цвет. Помочь решению поставленных задач могут красочно оформленные работы. Все созданные работы необходимо рассмотреть, побуждая дошкольников к их оценке, обращая внимание на качество работы, их красоту, оригинальность украшения, проявление детьми творчества .
Художественный ручной труд это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта, игр, труда и отдыха, это обязательный компонент развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшее средство умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания.
Работа с детьми по организации ручного труда Проведение специально организованного обучения Создание условий для самостоятельных практических действий детей Условия организации образовательной деятельности по ручному труду
Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение Использование усложнения технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера. Создание ситуаций в педагогическом процессе, провоцирующие ребенка к творчеству Использование методов и приёмов для успешной реализации поставленных целей и задач Вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить удовольствие от результата своей работы. Способствовать освоению детьми пространственных отношений между предметами и некоторых физических закономерностей, познанию свойств материалов. Сформировать у детей основные практические навыки работы с материалами и инструментами . Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей
Совершенствование умения работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Обучение создания из бумаги объемных фигур: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжать обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки), прочно соединяя части. Формирование умения самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку. Привлечение к изготовлению пособий для занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.
Условия для самостоятельной творческой деятельности детей: насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда, свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ним и наличие образцов изделий и поделок, использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок , альбомов, книг непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми
Приёмы и методы в работе: Предварительная работа Создание выставок Создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.) Создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий и др.) Экспериментирование Чтение литературы Рассматривание картин Экскурсии Материалы и инструменты Мастер-классы Конкурсы Презентации Проекты Выставки Создание альбомов Совместные праздники
Работа с родителями: . Родительские собрания. Анкетирование. Тестирование. Консультации. Информационные листы. Папки-передвижки. Листы-памятки Работа с коллегами: Консультации, семинары, мастер-классы, открытые занятия
Ресурсы обеспечения: 1.Материально-техническая база: предметно-развивающая среда ( подбор различного материала) Материалы и инструменты: Природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, крупы, семена овощей и цветов) Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки, трубочки, фантики и т. д.) Бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга) Ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т . д. Ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья. 2.Дидактическое обеспечение: д /и: «Узнай по описанию», «Что лишнее?», «Чего не стало?», « Кому, что нужно для работы?», «Для чего нужна ?», «Назови часть», , «Чудесный мешочек», «Тактильные дощечки», «Пооперационные карты», «Три подружки», «Кто первый?» , «Сложи отгадку», «Угадай из какой это сказки». 3.Т. С. О.: записи частушек, прибауток, пение и работа под музыку. 4.Кадровое обеспечение: воспитатели группы. 5.Взаимодействие с родителями: помощь в оформлении группы, организация совместных с детьми выставок, подготовка раздаточного материала для занятий по ручному труду , консультации о заготовках для ручного труда, что такое сенсомоторика, совместный праздник « День матери».
Прогнозируемый результат: Сформированность умений определять структуру, свойства материалов для проведения самостоятельной работы. Сформированность умений подбирать цвет, сочетать, комбинировать. Сформированность умений конструировать, моделировать.
Критерии отслеживания результатов. Механизмы отслеживания результатов работы. Периодичность. Умение пользоваться инструментами. Тест-игра «Для чего нужен этот инструмент, покажи!» В начале и конце учебного года. При завершении работ по каждому тематическому блоку. Вырезывание по контуру. Тест-игра « Самый аккуратный» Качество выполненной работы. Выставка творческих работ. Представление о свойствах и качествах материи. Анализ результатов художественно-продуктивной деятельности детей. Отслеживание результатов.
Диагностика Педагогическая диагностика обеспечивает воспитателя оперативной информацией о характере детских представлений о труде, как социальном явлении, т. е. об уровне социальной, бытовой компетентности ребенка. Ребенку индивидуально предлагается сделать поделку в подарок малышу. Можно самому придумать, выбрав материал нужного качества, цвета, формы, величины и необходимые инструменты, или сделать ее по одному из вариативных образцов. Для проведения диагностики важно обеспечить широкий выбор материалов и инструментов для работы. В процессе наблюдения следует выявить ручную умелость и способность реализовать замысел: умение принять цель деятельности; выбрать инструмент, организовать рабочее место; умение использовать пооперационные карты; владение действиями самоконтроля; результативность и самостоятельность в достижении результата. Используя наборы картинок о труде взрослых, воспитатель проводит индивидуальную беседу и выявляет, осознают ли дети значимость труда людей разных профессий (работники ателье, транспорта, сельского хозяйства и т.д, обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между его компонентами. Уровень социальной компетентности ребенка проявляется в поведении и свидетельствует о зарождении экономически значимых личностных качеств - трудолюбии, бережливости, добросовестности, честности .
Критерии Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий Умение пользоваться инструментами 3/13% 16/70% 4/17% _ 5/20% 18/80% Вырезывание по контуру _ 5/20% 18/80% _ 2/9% 21/91% Качество выполненной работы _ 12/51% 11/49% _ 2/9% 21/91% Представление о свойствах качествах материи _ 14/60% 9/40% _ 1/4% 22/96% Начало года. Конец года. 23 ребёнка – 100% 1 ребёнок ≈ 4,3
Мы играем
Мы творим, создаем
Выводы: Ожидаемые результаты подтвердились. Благодаря оптимально составленному плану занятий, бесед, досугов, игр, тематических занятий повысилась эффективность всех этих мероприятий: Дети стали более ответственными. Проявилась способность выражать собственное мнение, умение сопереживать, оказывать посильную помощь, желание выполнять порученную работу хорошо.
Практическая значимость проекта: Проект, доказав свою эффективность в качестве материала, соответствующего современным запросам дошкольного образования, может быть использован как целиком, так и положен в основу других педагогических проектов, позволяющих предоставить детям большую свободу для развития, совершенствования, творчества, дать возможность ребятам активно прожить период детства.
Литература: Л.В.Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду». З.В.Лиштван «Конструирование». Л.В.Куцакова «Творим и мастерим».
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»
Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....
Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.
В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...
Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »
В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, И.А Лыковой «Цветные ладошки», пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...
Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»
Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост количества образовательны...
Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .
Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...
Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»
Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...
Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»
Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...