Главные вкладки

    Конспект ОД по конструированию и ручному труду "Изготовление обрядовой маски козы".
    план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

    Конспект по познавательно-продуктивной деятельности в детском саду

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл izgotovlenie_obryadovoy_maski_kozy.docx19.06 КБ

    Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное        

                               учреждение детский сад№21

                   

          Конспект открытой образовательной деятельности

                                  по конструированию                                                  

                            в подготовительной группе  

                       «Изготовление обрядовой маски козы».

                               Подготовила воспитатель:          

                                                                                                 Орлова И.Н.

                                             ст.Стародеревянковская

                                                                2014г.

    Программное содержание: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомство с рождественскими  обрядовыми праздниками и русским народным фольклором.

    Создание  благоприятных условий для формирования у детей положительного отношения к народным традициям.

    Закрепление умений работать с бумагой и картоном, совершенствование навыков симметричного вырезания.

    Развитие пространственного мышления, творческого воображения, фантазии.  

    Воспитание трудолюбия, аккуратности.

     Воспитание уважительного отношения к культурному наследию и традициям наших предков.

     Предшествующая работа: заучивание загадок детьми, чтение литературы о Рождестве и Святках.                                               

     Материал: сарафан, кокошник, маска козы, горшок, фасоль, иллюстрации ряженных, шаблоны маски козы, белый картон, ножницы, цветная бумага, бисер, фольга, пайетки, клей, салфетки, резинка.

                                               Ход занятия.  

    1. В гости к детям приходит Марьюшка в русском народном сарафане и   кокошнике.

                       - Колядки пусть звучат кругом,

                         Несут они вам радость в дом.  

                         Несут здоровье и успехи,

                         Веселье, радость и потехи.

    Марьюшка говорит детям о том, что сначала мы встретили Новый год, Рождество, затем наступили Святки. Празднуют их две недели с 7 по 19 января. Это светлый, радостный праздник, связанный с рождением и крещением Иисуса Христа. В эти дни люди поздравляли друг друга, готовили угощения и ходили  друг к другу в гости. А вот шить, вязать, прясть, плести корзины и лапти запрещалось. Потому что эти дни считались святыми. Во время святок люди играли в разные игры.  

         Марьюшка ведёт на верёвочке козу (ребёнок в маске).  

                         - Мы не сами идём, мы козу ведём.

                           А, ну, народ, расступись, дай нам ход.

                           Проводится игра-танец « Коза».

                           Идёт коза по лесу, по лесу, по лесу

                           Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

                           Давай, коза, попрыгаем,

                           И ножками подрыгаем,

                           Ручками похлопаем,

                           Ножками потопаем.  

    Ещё один святочный обычай – собираться всей семьёй по вечерам, звать гостей, рассказывать сказки и загадывать загадки.

    Марьюшка предлагает детям  загадать друг другу загадки.

    1. Он вошёл – никто не видел,

              Он сказал – никто не слышал,

              Дунул в окна и исчез,

              А на окнах вырос лес.  ( Мороз)

    1. Не ботинки, не сапожки,

               Но их тоже носят ножки.

               В них мы бегаем зимой:

               Утром – в садик, вечером – домой.  ( Валенки)

    1. Рыбам зиму жить тепло:

               Крыша – толстое стекло.  (Лёд)

    1. Он всё время занят делом,

               Он не может зря идти.

               Он идёт и красит белым

                Всё, что видит на пути.  (Снег)

    Во время святок  было принято разделять на «святые вечера» и «страшные». В « святые вечера» устраивали весёлые ночные посиделки, в «страшные» гадали.

    Марьюшка предлагает детям погадать, судьбу предсказать.

                                      « Гадание на фасоли»

    Детям предлагают загадать желание и взять из горшочка в кулачок немножко фасоли. У кого пара, т.е. чётное число, у того желание сбудется. У кого не чётное число, тому подождать немного придётся.

    2. Любимое народное развлечение – рядиться и колядовать. Люди наряжались в различные костюмы и надевали маски (иллюстрации). Переодевались в зверей или персонажей сказок и шли колядовать по городу или деревне. Они говорили « Пришла коляда – отворяй ворота», « Открывай сундучок – доставай пятачок».

      Главным персонажем всегда был медведь и коза. Ими старались одеть самых  крупных  парней. Присутствие Козы, по старинным поверьям, приносило хороший урожай, обещало плодородие и процветание, отпугивало злые силы.Ряженые заходили в каждую избу, где горел свет. Они пели колядки. Колядки – это что-то вроде кричалок Винни – пуха, в которых            хвалили  хозяина дома, выпрашивая у него угощения. 

                     Коляда – Маляда,

                    Уродилась Коляда,

                    Кто подаст пирога-

                    Тому двор живота,

                    А  мелкой скотинки-

                    Числа бы вам не знать!  

    А если хозяева ничего не дали, пели грозную колядку.

                    Кто не даст лепёшки

                   Завалим окошки.

                   Кто не даст пирога-

                   Сведём корову за рога.

                   Кто не даст хлеба-

         Уведём деда.                                                                                                                                                                          

         Кто не даст ветчины-

                   Тем расколем чугуны.

               А потом устраивали посиделки. Ну а девушки по вечерам устраивали гадания, хотели узнать свою судьбу.

    Ещё одна святочная традиция - «баловство». Дети и подростки собирались по ночам и озорничали как могли. Раскидывали дрова во дворе или заколачивали ворота. Похищали что-нибудь, но обязательно с шумом. А после праздника всё возвращали.

     Марьюшка предлагает поиграть в русскую народную игру « Золотые ворота».

     3.       Марьюшка:

    Ребята, а хотите ли вы сами побывать в роли ряженых? И смастерить себе маску козы ?                                                                                                     Раздаю детям белый картон и шаблоны маски козы.Простым карандашом ребята обводят шаблоны,рисуют глаза,нос,выделяют рожки и вырезывают ножницами по контуру.Далее, по-желанию детей, выполняется аппликация из цветной бумаги,фольги,паеток.В конце проделываем отверстия на маске и вставляем резинку.(Совместно с воспитателем).

    Вот,и готова обрядовая маска  козы!

    4.Дети одевают свои маски и поют щедровочку:

    Щедровочка  щедровала

    До  окошка  подбегала.

    Что  бабуся  напекла

    То давай  до  окна

    Не  ломай, не  щипай,

    А по  целому  давай!

    Добрый  вечер,щедрый  вечер!

    Марьюшка  одаривает  ребят  угощениями(конфеты,печенье).

              Список литературы.

    1. Жаворонушки: Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры: В 5 вып. /Запись, нотация, составление Г.Науменко. М., 1977 – 1988
    2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. –

    2 – е изд., перераб. Т доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2002.

    1. Карпенко М.Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 2986.

                           

                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по конструированию и ручному труду «Игрушка своими руками, или старой вещи – новую жизнь»

    Лучшей игрушкой для ребенка будет та,  которую он создал своими руками....

    перспективный план по конструированию и ручному труду в старшей группе

    содержит перспективный план по конструированию и ручному труду,с указанием авторов пособия, а так же некоторые конспекты...

    Интегрированное занятие по конструированию и ручному труду "Цветы для героев"

    Инегрированное занятие конструирование ручной труд...

    Методические рекомендации по конструированию и ручному труду в подготовительной группе

    Конструирование и ручной труд являются обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственног...

    Конспект НОД по конструированию и ручному труду на тему: "Бабочка - капустница".

    конспект НОД по конструированию/ручному труду на тему: «Бабочка-капустница». Старшая группа...

    Конспекты занятий по конструированию и ручному труду

    Конспектв занятий по конструированию и ручному труду по Куцаковой Л.В....