"Волшебная бумага"
проект по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

педагогический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический  проект  в  ДОУ

        «Волшебная бумага»

Содержание  проекта:

Тип проектатворческий, долгосрочный.

Вид проекта: внутригрупповой.

Состав проектной группыруководитель проекта—воспитатель Маслова Ольга Вячеславовна ,дети средней группы, родители.

Место проведенияМБДОУ д/с №3 г.Ельца.

Сроки проведения: сентябрь-май.

Актуальность проблемы Формирование творческой личности-одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе.Развитие творческих способностей наиболее полно проявляется в продуктивных видах деятельности.Одним из таких видов является конструирование из бумаги-оригами .Искусство оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, средством развития творческий способностей,но и средством  решения многих педагогических задач,в частности развития мелкой моторики.В.С.Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке,тем умнее ребёнок».Создавая поделки своими руками,видя результат своей работы ,дети испытывают положительные эмоции.

 Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с  техникой оригами , формирование у детей  , и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Цель проекта Развитие творческих способностей, эстети-  ческого вкуса, мелкой моторики рук, координации и тактильных ощущений рук, речи детей  с  использованием  техники оригами .

Задачи проекта1) Обучающие :знакомство детей с исто-  рией  оригами, ее возможностями; обучение детей складыванию базовых форм; формирование знаний о свойстве бумаги, использовании  различных сортов бумаги. 2)Развивающие: развитие мелкой моторики рук, синхронизации  работы обеих рук, речи, образного и логического мышления, словарного запаса, эстетического вкуса; расширение кругозора, развитие интереса к изучению японского искусства.  3)Воспитательные: воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности, стремление доводить начатое до конца; воспитание умения общаться со сверстниками и работать в коллективе.  4)Социальные: создание благоприятной атмосферы для общения увлеченных общим делом; учить организовывать свой досуг.  5)Технические: обучение  складыванию бумажного квадрата в разных направлениях ,  пальцами делать мелкие детали; развивать координацию движения рук; учить основам и умениям работать с листом бумаги, отдельными частями, создавать образ.

Предполагаемый результатиметь представление о свойствах бумаги, её разновидностях; более широкое представление об искусстве оригами; развитие самостоятельности, инициативности, творческого самовыражения, овладение  техникой оригами, применение знаний в свободной творческой деятельности, умение правильно активизировать движения пальцев рук, уметь складывать простые базовые формы, работать с помощью пооперационной карты, создавать коллективные композиции, добиваться выразительности образа; пополнение развивающей среды в группе.

        Содержание проекта   

Этапы реализации проекта

 

Подготовительный этап (сентябрь)

Основной этап (октябрь-апрель)

 

Заключительный этап (май)

- диагностика детей  по выявлению уровня  развития конструктивных навыков; изучение и сбор информации по теме проекта; определение цели и задач проекта; анализ предметно-развивающей среды группы; подборка литературного  и иллюстративного материала, образцов для работы в стиле оригами.

– ознакомление детей с художественной литературой;

– проведение бесед;

− рассмотрение иллюстраций и беседы по их содержанию;

− работа с родителями (разработка рекомендаций и их презентация);

− проведение ООД;

− проведение мероприятия;

 -оформление выставки детских работ.

 

 

 

– анализ результатов проекта. 

Ресурсное обеспечение проекта.

Материально-технические: разноцветная двухсторонняя бумага («Радуга»); ножницы, клей, фломастеры, магнитофон, пооперационные карты для складывания базовых форм и поделок, предметно-развивающая среда группового помещения, театральная студия (для обыгрывания поделок), использование мультимедиа.

Информационные: методическая литература, различные энциклопедии для дошкольников, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры с конструктором, театрализованные игры. Картотека стихов, загадок, сценариев сказок.

Финансовые: приобретение комплектов разноцветной двухсторонней бумаги «Радуга»,белой бумаги «Снегурочка» ножницы, клей, фломастеры.

 

Методическое обеспечение проекта

 План работы

 

Месяц

Содержание работы

Формы работы

Связь с другими видами деятельности

Подготовительный этап

Сентябрь

 

 

 

 1.Диагностика детей  по выявлению уровня  развития конструктивных навыков.

2. Изучение и сбор информации по теме проекта.

3. Анализ предметно-развивающей среды группы. 

Контрольные задания для определения уровня сформированности конструктивных навыков и умений дошкольников при работе с бумагой.

Изучение     методической литературы

Ресурсное обеспечение проекта

Опытно-экспериментальная деятельность.

Основной этап

Октябрь

 Обобщить и расширить знания детей о свойствах бумаги,разнообразия её видов.познакомить с различными техниками работы с бумагой:сминание и разрывание,складывание.

Консультация для воспитателей «Из истории возникновения бумаги и оригами»

ООД «Путешествие в бумажную страну»

Беседа о том,как  делают бумагу,откуда она берётся во время игровой деятельности.

Обращать внимание детей на разные виды бумаги в повседневной жизни.

Ноябрь 

 Выявить умения детей распознавать и называть геометрические фигуры.

Научить делить квадрат на две равные части:два треугольника и два прямоугольника.

Д/и «Давайте поиграем», д/и «Покажи такую фигуру»

На занятиях по ФЭМП закрепить названия фигур.Подготовить поделки с детьми к Дню матери.

Декабрь

Заинтересовать детей изготовлением поделок в стиле оригами, продемонстрировать их.Начать знакомить с искусством оригами.

ООД «В некотором царстве ,в Бумажном государстве..»

Пальчиковый театр из поделок в стиле оригами.

Январь

Продолжать знакомство детей с искусством оригами.Показать приёмы складывания базовой формы «треугольник».Упражнять детей в точном соединении углов и сторон квадрата.

ООД «Ёлочки»,

ООД «Зайчики на лесной полянке»

Экскурсия в зимний лес.

Рассматривание иллюстраций с изображением зайчиков зимой.

Февраль

Продолжать развивать  умение складывать базовую форму «треугольник»,точно совмещая стороны и углы квадрата.Развивать интерес к искусству оригами через новую форму работы: составление картинок в подарок.

ООД  «Рыбки»,

ООД «Парусник»(открытка в подарок папе)

Наблюдение за рыбками в аквариуме,рассматривание иллюстраций с изображением рыбок.

Беседа «День Защитника

Отечества».

Март

Учить изготавливать поделки,используя базовую форму «треугольник»,выполнять дополнительные разрезы по намеченным  линиям. Поддерживать интерес к искусству оригами.

ООД  «Тюльпан в вазе»(открытка в подарок маме);

ООД «Птицы прилетели»

Праздник 8 марта.

22 марта –жаворонки.

Рассматривание иллюстраций птиц.

Апрель

Закрепить умение складывать базовую форму «треугольник»,упражнять в точном соединении углов и сторон квадрата. Формировать художественный вкус при оформлении поделок.

ООД«Лягушата»,

ООД «Плясуньи»

Рассматривание иллюстраций бабочек.

Рассказ детям о лягушатах,о местах их обитания. Рассмотреть первых бабочек на прогулке.

Май

Развитие творческих способностей, эстети-  ческого вкуса, мелкой моторики рук, координации и тактильных ощущений рук.

Оформление выставки детских поделок.

 Презентация материалов проекта.

Создание коллективной работы по сказки «Теремок».

Выставка совместного детского творчества с родителями.

 

 

 

           Беседа  «Бумажное волшебство»

Консультация для воспитателей  «Особенности обучения дошкольников технике оригами в ДОУ»

        

Консультация для  родителей «Влияние оригами на развитие умственных и творческих способностей детей»

Практические задания: Изготовление оригами совместно с детьми дома с родителями

 Информационное обеспечение проекта

 

  1. Агапова, И.А. 100 лучших оригами для детей [текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 240 с.- (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
  2. Афонькин, С. Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – СПб.: Химия, 1994. – 64 с.
  3. Афонькин, С.Ю. Бумажный конструктор [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1997. – 64 с.
  4. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [текст] / З. А. Богатеева. − М.: Просвещение, 1992. – 208 с.
  5. Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников [текст]: конспекты и тематические занятия и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005. – 48 с.
  6. От рождения до школы [текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. − М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. − 304 с.
  7. Просова, Н. А. Сказка из бумаги: оригами [текст]: пособие для детей 5-6 лет / Н. А. Просова. – М.: Просвещение, 2007. – 16 с.
  8. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [текст] / Т. Б. Сержантова. – М.: Айрис Пресс, 2006. – 208 с.
  9. Соколова, С. В. Театр оригами. Игрушки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – М.: Эксмо, 2003. – 246 с.
  10.  Соколова, С. В. Сказки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – СПб. : Валери СПб, 1998. – 224 с. - (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»).
  11.  Соколова, С. В. Игрушки из бумаги: Оригами для малышей [текст] / С. В. Соколова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с. - (Серия «Я расту!»).
  12.  Табарина, Т. И. Оригами и развитие ребенка [текст] / Т. И. Табарина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 224 с.
  13.  Художественно-творческая деятельность. Оригами [текст]:  тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И. А. Рябова, О. А. Дюрлюкова. −  Волгоград: Учитель, 2012. – 95 с.
  14.  Черенкова, Е. Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей [текст] / Е. Ф. Черенкова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. – 154 с. – (серия «Учимся играючи», «Азбука развития»).

 

Консультация для воспитателей

«Особенности обучения дошкольников технике оригами в ДОУ»

Новый для отечественной педагогики предмет «оригами» предполагает не только и не столько знакомство со складыванием конкретных фигурок из бумаги, но и использование радостного для ребенка занятия с целью развития у него целого комплекса навыков. Во время занятий оригами, особенно с маленькими ребятами, следует стремиться не только научить их работать с бумагой, но и развивать у них пространственное воображение, умение читать чертежи, следовать устным инструкциям родителя и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени. Полезно и даже необходимо также развивать устную речь ребенка, стремиться сделать ее красивой, грамотной, научить ребенка свободному общению. На занятиях с применением оригами можно не только складывать, но и изучать русские обряды и сказки, петь, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами русского фольклора. Фигурки, выполненные в технике оригами, дополняют эти занятия, иллюстрируют их. Та или иная фигурка может сочетаться с загадкой, стихами, прибауткой. В процессе работы ребята и песенку выучат, и фигурку освоят!

 Конструирование оригами представляет для дошкольника некоторые трудности, так как бумагу — плоский материал — надо перевести в объемные формы. Поэтому с самого начала нужно научить детей простейшим приемам складывания. Воспроизведение действий, показанных взрослым, не является для ребенка простой механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. При слабой еще координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребенка известного волевого и мыслительного напряжения.

 Отношение детей к оригами существенным образом изменяется, когда им становится ясно, что из бумаги можно делать определенные поделки, игрушки.

 Путем складывания бумаги по типу оригами можно получить различные поделки животных, птиц, цветов, предметов. Для достижения наибольшей выразительности поделок следует варьировать окраску и величину квадратов. Однако необходимо помнить, что на качество изделия влияет не только выбор заготовки, а, в первую очередь, тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов. Поэтому, прежде всего, нужно научить детей приемам складывания квадрата. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки — это базовые формы. Например, фигурки гуся, ослика, слона сделаны на основе базовой формы оригами "воздушный змей", а фигурки лебедя, бабочки, жука сделаны на основе другой базовой формы — "двойного треугольника".

 Оптимальный возраст учеников для его полного освоения - 5-6 лет. Каждое занятие может быть разбито на два отдельных урока, проводимых с перерывом в один-два дня. Обычно занятия включают несколько работ разной степени сложности.

 Начинать работать можно с трехлетками. Маленькие ребята иногда боятся листа бумаги - страшно взять его в руки, сделать с ним что-то. На первых уроках с трехлетними детьми следует сначала знакомиться со свойствами бумаги как материала. Навыки работы подаются в сказочной форме. Например, можно рассказать такую немудреную сказку: «Жил-был квадратик бумаги. Пошел он погулять и видит - лужа! Подошел поближе и вдруг - бух! - упал в нее. Вот беда! Давайте посмотрим, что с ним случилось и спасем квадратик! Кто же придет нам помогать спасать его? Может быть, Лисичка?».

 Во время рассказа на пол ставится тазик с водой, квадратик падает в «лужу». Появляется фигурка Лисички или другого сказочного персонажа и вместе с ней дети «спасают» квадрат - вытаскивают его, мокрого, вешают сушить...

 Нередко маленькие дети не умеют правильно формировать линию сгиба - пришлепывают, а не разглаживают складку. Оказывается, таким простым и очевидным для взрослого приемам тоже надо учиться! В трехлетнем возрасте даже точно соединить два противоположных уголка квадрата бывает непросто. Поэтому следует начинать занятия с самых простых действий.

 От полученной фигурки ребенку должно быть радостно! Именно тогда у него возникает желание заниматься дальше, продолжать занятия дома.

 Чистота метода не должна заслонять цель. Ребенок должен получать радость от занятий, радость от того, что у него все получилось. Поэтому сложенные фигурки можно красить, украшать, оживлять любыми средствами! После раскрашивания каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер, даже если нарисованы только глаза и нос. Фигурка оживает.

 Общие правила при обучении технике Оригами:

 1. Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый, а дети-школьники готовят их самостоятельно.

 2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

 3. Бумага для оригами должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.

 4. Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.

 5. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

 6. Обучение складыванию каждой оригами должно быть поэтапным: показ одного приема — выполнение детьми, показ второго — выполнение детьми.

 7. Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.

 8. Совмещение углов и сторон в процессе складывания оригами должно быть точным.

 9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания. В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Консультация для  родителей

 «Влияние оригами на развитие умственных и творческих способностей детей»

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания.

         Прежде всего, он учиться общаться с бумагой, укладывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Специалисты рекомендуют малышам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами – мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный простор – мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. У большинства людей ведущей является правая рука.  И это приводит к непропорциональному развитию полушарий мозга. А занятия оригами координируют работу обоих полушарий мозга, потому что все действия в оригами производятся  двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

     Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Можно соединить знания оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

          Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. А ребята уже постарше легко усваивают такие понятия, как диагональ, деление угла пополам, базовая форма или модуль – обычно это называют заготовкой. Важно и то, что маленький ребенок обычно перегружен впечатлениями, а оригами дает ему возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей в условиях дошкольного учреждения комбинированного вида.

        Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.

Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по формированию элементарных математических знаний и рисованию

  У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

 

 Результат занятия оригами –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям "Волшебная бумага"

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!Мы хотим обратить Ваше внимание на ОРИГАМИ. Это замечательное искусство, которым под силу овладеть детям. Какие замечательные самолетики, кораблики, или ...

Программа кружковой работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста "Волшебная бумага"

В настоящее время педагоги , занимающиеся проблемой развития художественно-эстетических способностей детей, отмечают, что именно различные  виды продуктивной деятельности, в частности работа с...

Кружок "Волшебная бумага"

Описание деятельности работы кружка....

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию на тему: "Волшебные шары"(мозаичная аппликация в кружке "Волшебная бумага")

Знакомство детей с процессом изготовления мозаичной аппликации; развитие у детей творческого воображения....

Опыты и эксперименты с бумагой. "Волшебная бумага"

Знакомство со свойствами бумаги и ее "волшебные превращения"....

Семинар – практикум для воспитателей «Волшебная бумага». Использование различных техник работы с бумагой в развитии художественного творчества у дошкольников.

Использование  различных  техник работы с бумагой  в развитии  художественного творчества у  дошкольников....