Оригами как средство ручной умелости для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Созданная рабочая программа.  По ней я вела в детском саду кружок с детьми старшего возраста. Детям очень нравилось создавать своими руками из бумаги поделки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_filippovoy_n.2003.doc854.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное    учреждение
      «Детский сад  комбинированного  вида  второй  категории «Снегирёк»

                                            г. Белоярский»

Оригами

как средство развития

ручной умелости

детей старшего дошкольного возраста.

       

                                               

                                 Воспитатель второй квалификационной категории

                                                                   Филиппова Наталья Валентиновна                                                        

                                                    2010год

Тема опыта работы:  «Оригами как средство развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста»

Сведения об авторе: воспитатель МДОУ «Детский сад «Снегирёк»  Филиппова Наталья Валентиновна, образование средне-профессиональное

 

 Актуальность.

    Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц.

       Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.  Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма.

        Проблема  подготовки руки  у детей дошкольного возраста вот уже на протяжении ни одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. Тревожно, что исследования ряда авторов свидетельствуют о снижении  показателей уровня развития ручной умелости у детей, находящихся на пороге школьного обучения.

Сравнительный анализ по развитию тонкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста в МДОУ «Снегирёк»  за три года показал, что многие воспитанники не обладают достаточной ручной умелостью, и число таких детей имеет тенденцию к увеличению.

  Рисунок 1. Сравнительный анализ по развитию тонкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста  за три года.

    Принимая во внимание такую ситуацию, основным направлением в работе  дошкольного образовательного учреждения является именно развитие мелкой моторики руки у  воспитанников.                                                                                    

        Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев очень много это и пальчиковые игры, и специальные игрушки, и занятие рукоделием.   Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости  является  оригами - японское искусство складывания бумаги. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.

         Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие  способности.

Поэтому, работа с бумагой была выбрана для развития  у детей мелкой моторики руки

  Цель:   Развитие мелкой моторики руки у детей старшего возраста средствами ознакомления с техникой работы оригами.

     

  Задачи: 

1. Учить детей различным приемам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.  Развивать  у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, развить глазомер.

2. Учить концентрации внимания, стимулировать  развитие памяти, умение следовать устным инструкциям.

3. Развивать  пространственное воображение - учить читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме.

4.Совершенствовать  трудовые навыки, формировать культуру труда.

Ожидаемый результат

  1. Повысится количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики руки.
  2. Дети освоят технику работы с бумагой, научатся выполнять разные  поделки способом оригами.
  3. У воспитанников  сформируются  навыки  планирования  индивидуальной и коллективной  деятельности, умения самостоятельно действовать и осуществлять контроль.
  4. Дети  будут проявлять творчество в продуктивных видах деятельности.

Теоретической основой данной программы являются работы Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Дубровиной И.В. В практической реализации задач программа опирается на методические пособия  Гризик Т.И.  и Тимощук Л.Е.

В своей деятельности при реализации программы педагог руководствуется Законом об Образовании, Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Типовым положением о ДОУ (2008), санитарно-эпидемиологическими правиламии нормативами САНПИН, Уставом ДОУ, образовательной программой, реализуемой в ДОУ.

Принципы построения программы:

  • Системность - педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий.
  • Преемственности - каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».
  • Возрастное соответствие - предлагаемые игры и упражнения учитывают возможности детей данного возраста.
  • Наглядность.
  • Деятельностный принцип - задачи развития психических функций достигаются через практическую деятельность
  • Здоровьесберегающий принцип - обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.

Направления работы

  1. Сбор информации, анализ результатов обследования по развитию мелкой моторики руки у воспитанников ДОУ за три последних года.
  2. Изучение педагогической и психологической литературы по развитию мелкой моторики руки у дошкольников.
  3. Составление плана работы по развитию мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста средствами оригами, разработка конспектов занятий, подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики руки.
  4. Реализация плана работы в воспитательно-образовательном процессе
  5. Анализ достигнутых результатов. Определение  дальнейших перспектив развития

Содержание работы по развитию мелкой моторики руки через работу с бумагой ( оригами)

Работа проводится вне занятий, в совместной  деятельности с педагогом, индивидуальным и подгрупповым способом,  по 5-10 минут ежедневно на первом этапе.  Последующее проведение  занятий увеличивается  до 20-25 минут.

Условия  реализации опыта

  1. Должно быть хорошо освещенное место, поверхность стола должна быть ровной и чистой.
  2. Бумага должна быть мягкой,
  3. У ребёнка должен быть стимул для выполнения определённых операций с бумагой.
  4. Задания должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка.
  5.  Ребенок должен получать  радость от того, что у него все получилось.
  6. Взаимодействие с родителями.

Этапы работы:

1 этап.  Информационно-мотивационный – знакомство детей с оригами, происхождением этого способа работы с бумагой,  готовыми работами.

 2 этап. Организационно-подготовительный – подготовка  необходимого материала, знакомство с разными сортами бумаги, её  подбор  для изготовления поделок.

3 этап. Деятельностно-обучающий -  обучение ориентировке на листе бумаги, работа со схемами, знакомство с базовыми формами ( косынка, воздушный змей, дверь, квадрат)

4 этап. Продуктивно-творческий -  самостоятельное выполнение детьми индивидуальных и коллективных работ.

Структура занятия:

 Создание  мотивации. Загадки, стихи, интересные истории о  предмете

Повторение правил техники безопасности

Повторение базовых форм

Показ  и рассматривание образца

Чтение схемы поэтапного  выполнения

Практическая часть        

Анализ работы (аккуратность, последовательность, творчество)

 Методы используемые при проведении органично сочетаются. Используется наглядный метод - демонстрация способов действий, показ образца, словесный - рассказ педагога, беседа. Задаваемые детям вопросы ориентируют их на необходимость рассуждать, анализировать, стимулируют самостоятельный поиск решения познавательной задачи.

Практический и игровой методы включают упражнения и игры для развития моторики кисти и пальцев рук. Упражнения и игры для развития пространственных представлений, пространственной ориентации. Игровые упражнения на развитие умения ориентироваться в плоскости листа. Игровые упражнения на развитие зрительного восприятия, свойств внимания. Важной частью работы  являются «пальчиковые игры». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Активизируют моторику рук, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.

В работе с детьми используются следующие приемы:

- мотивация к выполнению (оформление для группы, детского сада, участие в выставке, подарки к празднику);

- обсуждение правил, пользования орудием труда, например тема беседы «Как работать безопасно»,

- комментирование способа выполнения действий, позволяет развивать логическое мышление;

- совместные действия (или «пассивные), рука ребенка в руке педагога;

- художественное слово, использование, как стихотворений, так и загадок;

- вопросы к детям;

- выполнение работы небольшими частями;

- использование музыки;

- физкультурно – оздоровительные паузы;

- приемы самоорганизации, самооценивания и взаимопроверки.

                                                     

Мониторинг

Система мониторинга  развития мелкой моторики руки включает в себя упражнения и задания для старшей  группы,  предложенные Т.И. Гризик в программе «Из детства в отрочество»

 Достигнутые результаты

Развивающая работа на основе предложенного опыта  позволила добиться следующих результатов:

  • Увеличилось количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики руки  на 38 %.
  • Отмечается повышение интереса детей к оригами, усидчивость и стремление закончить начатое дело.
  • Дети освоили различные технологические приёмы и  способы работы оригами
  • Повысился интерес родителей к развитию творчества детей.

Диаграмма 2 . Результаты обследования  мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста. Сентябрь 2009 год.

Диаграмма 3. Результаты обследования мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста. Май 2010 .

Диаграмма 4. Сравнительный анализ результатов обследования  мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста  старшая группа »В». Сентябрь 2009-2010 .

Вывод

Таким образом, достигнутые результаты позволяют сделать вывод, что  работа с бумагой, в частности способом оригами, способствуют развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Артемов А.В. «Декоративно прикладное искусство», изд., М., 1990 г.

2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995

3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами. Справочник. С-Пб: «Кристалл», М: «Оникс», 2005

4. Баранов Н.В. «Искусство стран и народов мира», изд., М., 1989 г.

5. Банк оригами - искусство складывания денег, «Центральный банк России»

6. Быстрова А.Н. “Основы культурологии”, изд., М., 1995 г.

7. С.Н. Белим «Задачи по геометрии, решаемые методами оригами» (Приложение к журналу «Оригами»)

8. Выгонов В.В. «Практикум по трудовому обучению» «Академа» изд., М., 1999г.

9. Гагарин Б.Г. «Конструирование из бумаги», изд., Ташкент, 1988 г.

10. Даванова В.Н. Уроки труда для начальной школы. Пособие для учащихся, изд., Москва-Ставрополь 2000 г.

11. Демидова А.П. Справочник по трудовому обучению, изд., М., 1989 г.

12. Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 199

13. Журналы «Оригами» (за период с 1998 по 2003 год)

14. Интернет сайт www.origami-school.narod.ru

15. Савиных В.П. Умельцу о поделочных материалах, изд., М., 1998 г.

16. Соколов Г.И. «Искусство», изд., М., 1988 г.

17. Сундара Р. Геометрические упражнения с куском бумаги, изд. Одесса, 1973 г.

18. Чудаков Н.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия, изд., АСТ 1999 г.

19. «Энциклопедия для детей», том 7, часть 1, изд. «Аванта», М., 1997 г.

20. «Энциклопедия для среднего и старшего возраста», Том 12 (Искусство), 3-е издание, изд., М., 1987 г.

                                                                                                           

      Приложение 1

Перспективный план

Месяц

Тема

Содержание

 Предварительная работа

Сентябрь

Знакомство с оригами.            

Дом.

Познакомить  детей с новым видом искусства «оригами». Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Учить детей складывать прямоугольный

Лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.                                                                                                 Используя базовую форму «книжечка» , изготовить дом.

Октябрь

 Базовая форма «воздушный змей». Ягоды Морковь.

Учить детей, используя  различные приёмы оригами, создавать композицию «Осенний урожай».

Ноябрь

Базовая форма «воздушный змей». Композиция «Курица с цыплятами».

Используя новую базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей курицы, соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, создавать коллективную композицию.

Декабрь

. Подарки малышам.

Используя технику оригами, учить изготавливать  модели птиц, корабликов.

Январь

Базовая форма «дверь». Снежинка.

Познакомить детей с новой базовой формой «дверь».учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке.

Февраль

Цветы.

Учить детей складывать знакомые базовые формы, следуя словесному указанию воспитателя,  делать

заготовки для цветов, соединять детали между собой, создавая цветочную композицию

Март

Базовая форма «блинчик». Цветы для мамы.

Учить детей складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на треугольник другой, совмещая вершины углов и стороны деталей.

 Апрель

Базовая форма «треугольник».                     Петушок. Щенок. Котёнок

Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз.

Май

Итоговое занятие.

Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Приложение 2

Обследование мелкой моторики

( методика Гризик Т.И.)

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Цель обследования — проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц.

Во время выполнения упражнений педагоги смотрят, как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев).

Проверку можно провести как экспресс-исследование в форме игры «Замри». Педагог предлагает детям (ребенку) поиграть в игру; дает соответствующие каждому упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три! Замри!». Дети (ребенок) выполняют упражнение. Педагог следит за выполнением каждого упражнения, считая про себя или смотря на часы. По истечении 2 мин педагог дает команду «Отомри!».

Проверку можно проводить подгруппами. Количество детей в подгруппах может быть разным (3—7 человек).

В отличие от старшей группы упражнения проводятся без наглядности (картинок). Воспитатель дает словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения.

Каждое упражнение выполняется три раза. При этом сначала идет инструкция педагога, сопровождающаяся показом. Затем ребенок выполняет упражнение под счет в следующем порядке:

1-й раз выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых (около 5 с);

2-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых;

3-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15).

1.        «Кольцо». Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх . Пальцы в данном положении удерживать под счет до 15.

2.        «Коза». Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони.  Упражнение выполняется под счет до 15 ( дети 5-6 лет до 10)

 3.   «Три богатыря». Поднять   вверх   указательный,    средний,    безымянный пальцы,   соединенные   вместе.   При  этом  большой   палец удерживает мизинец на ладони Упражнение выполняется под счет до 15 ( дети 5-6 лет до 10)

      4.  «Заяц». Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и    безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони.  Упражнение выполняется под счет до 15 ( дети 5-6 лет до 10)

5.        «Солдатики» (упражнение для пяти пальцев). Удерживать   вытянутые    напряженные    пальцы    руки.  Упражнение выполняется под счет до 15 ( дети 5-6 лет до 10)

    ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

    6. Вырезание ножницами. Работа с ножницами показывает, как ребенок может быстро сменить напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление.

     Дети 5-6 лет. Педагог предлагает вырезать из бумаги круг.

     Дети 6-7 лет. Педагог заранее готовит на каждого ребенка по листу бумаги (размером 10 х 10 см) с изображением контура цветка (4—5 лепестков). Образцы см. в приложении на с. 208.

При выполнении задания обращается внимание на быстроту и ловкость руки ребенка.

7.        Обрывание листа бумаги. Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе. Педагог раздает листы бумаги, показывает квадрат-образец и спрашивает, что он показал. Далее воспитатель просит детей сделать такой же квадрат (по форме) способом обрывания. Детям 5-6 лет предлагают сделать прямоугольник.

ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

8.        Узнавание предмета и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные предметы определенного качества.

Оборудование. Ложки (деревянная, металлическая, пластмассовая); линейки (деревянная, металлическая, пластмассовая).

Дополнительный материал. Пуговицы (деревянная, пластмассовая, металлическая); расчески (деревянная, пластмассовая, металлическая).

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и вытащи деревянную ложку (ложку, сделанную из дерева)».

9.        Узнавание формы и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу геометрические фигуры разной формы и определенного качества.

Оборудование. Треугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый картонный); прямоугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый (картонный). Для детей 5-6 лет  предметы круглой, прямоугольной, квадратной, треугольной, овальной формы.

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и вытащи пластмассовый треугольник

СИЛА ТОНУСА.

10. Сжатие рук взрослого двумя руками. Воспитатель   протягивает   обе   руки   ребенку   ладонями и предлагает ему сильно сжать их своими ладошками.  При этом педагог  говорит:   «Сожми  мои ладони  так крепко, как только ты можешь».

11. Сжатие руки взрослого одной рукой («Рукопожатие») Воспитатель протягивает руку ребенку (с учетом ведущей руки ребенка) и предлагает ему обменяться сильным  и длительным дружеским рукопожатием.

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ 

12. Вдевание нитки в иголку. Педагог предлагает ребенку иголку длиной 30 мм с маленьким ( дети 5-6 лет с большим) ушком и тонкую  нить.

13. Упражнение «Ладонь — ребро — кулак». Ребенок сидит за столом, его рука(и) расположена(ы) на краю стола.  При   выполнении   упражнения   необходимо выдерживать   четкую   последовательность.    В  отличие   от старшей группы темп выполнения упражнения задает воспитатель посредством счета (один, два, три). Темп приблизительно следующий: на каждое упражнение дается 1 с, на три упражнения — 3 с.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЩЕПОТИ РУКИ

Обследуется щепоть (большой, указательный и средний пальцы руки, соединенные вместе) ведущей руки: у правшей — правой руки, у левшей — левой руки.

Обследование представлено одной пробой — катанием шарика. При этом оценивается ловкость ребенка при выполнении задания.

14.  Катание шарика.

Упражнение проводится с шариком  ( 6-7 лет диаметр 5мм, 5-6 лет диаметр 10 мм). Время проведения упражнения — 1 мин.

Все полученные данные заносятся в таблицу 9 (см. приложение).

При анализе результатов обследования мелкой моторики руки детей, особое внимание уделяется качеству и выполнения заданий. Поэтому в таблице есть особая графа. «Примечания», в которой педагоги фиксируют свои наблюдения (положительные и отрицательные) во время выполнения детьми заданий.

В предпоследней графе выставляется суммарное количество баллов.        

Условные обозначения:        

если ребенок справился с заданием — 1 балл;        

если ребенок справился с заданием частично — 0,5 балла;

если ребенок не справился с заданием — 0 баллов.        

В последней графе выставляется группа (А, Б, В), которая показывает  степень развития  мелкой  моторики  руки ребенка на момент обследования.        

Характеристика групп        

Группа «А». К группе относятся дети, набравшие в процессе обследования 14 —12 баллов. У этих детей мелкая моторики развита  хорошо.

Группа «Б». К группе относятся дети,  набравшие   11 -  8 баллов.  Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Для достижения  положительного  результата в наследующей работе необходим тесный контакт педагогов с родителями.

Группа «В». К группе относятся дети, набравшие 7 баллов и менее. У этих детей мелкая моторика развита плохо.

Кинестический праксис

Кинетический праксис

Количество баллов

группа

«Кольцо»

«Коза»

«Три богатыря»

«Солдатики»

«Заяц»

«Вилка»

Работа с бумагой

Тактильные ощущения

Сила тонуса

Координация движений

Обследование щепоти

№ п/п

Фамилия

Имя ребёнка

Вырезывание ножницами

Обрывание листа бумаги

Узнавание качества предмета

Узнавание формы предмета

Узнавание предмета

Сжатие рук взрослого  двумя руками

Сжатие рук взрослого одной рукой

Вдевание нитки в иголку

Ладонь-ребро-кулак

Коза -  заяц

Захват карандаша

Посолим суп

Катание шарика

1

Петрова Инна

+

+

+

+

+

+

+

V

V

+

+

+

+

V

V

V

V

_

_

Условные обозначения:

«+» - правильное выполнение задания;

« - » - задание выполнено неверно;

« V» - неустойчивое выполнение задания

Примечание. При подсчете баллов за единицу принимается только «+». Неустойчивость выполнения  ( «V») является отрицательным показателем и нуждается в доработке.


           

Филиппова Наталья Валентиновна МДОУ «Детский сад « Снегирёк»                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность как одно из средств развития ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста

В данной методической разработке представлены теоретические основы влияния изобразительной деятельности на ручную умелость у детей старшего дошкольного возраста, а также методика использования разнооб...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (конструирование ручной труд) для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Маркер игрового пространства руками детей».

Окружающая действительность диктует свои правила. В век нано технологий актуальна мобильность, умение дошкольника, школьника и студента выбирать и определять для себя пути наиболее подходящие по...

Консультация «Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Занятия по оригами вносят вклад в психическое развитие детей. Они способствуют развитию пространственных представлений, практическому освоению некоторых представлений, физических закономерностей, позн...

Оригами, как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста

Влияние Оригами на художественно-эстетическое развитие детей и его помощь при поступлении в школу....

Самообразование педагога «Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста».

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно р...

Оригами как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста

занятия оригами способствуют не только развитию тонких движений пальцев рук, но и улучшают внимание, память, мышление, воображение, речь и творческие способности. Дети ведут настоящий творческий поиск...

Оригами как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста

В связи с тем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то рекомендую использовать в работе методику оригами. Оригами развивает мелкую моторику рук. Развитие мелкая моторика...