Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Конструктивная деятельность для воспитателей раннего возраста"
    консультация по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему

    Чебуркова Галина Ивановна

    Полезная информация для воспитателей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konstruirovanie.docx24.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конструирование

      Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и т.п.) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.

         В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование – прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

         Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца, форму, величину, строение и пр. У него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель.

         Конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их. В процессе конструирования дети учатся правильно обозначать в слове названия направлений (вверх, вниз, далеко, сзади, слева, справа и т.п.), овладевают и такими понятиями, как «высокий – низкий», «широкий – узкий», «длинный – короткий».

         Также в процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребенка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъемом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.

    Конструирование для детей раннего возраста.

         Детей первого года жизни привлекают действия взрослых, сверстников, у них появляется потребность в общении, их интересуют новые игрушки, предметы. Малыши стремятся потрогать красивую игрушку, взять ее в руки, постучать. С развитием движений ускоряется понимание речи взрослого, что облегчает ребенку усвоение названий предметов, игрушек. У воспитателя появляется возможность, с одной стороны, вырабатывать связи между словами и действиями, с другой – учить детей несложным действиям.

         В возрасте 9 месяцев дети получают для игр набор цветных кирпичиков, а затем кубиков. Игры с этими наборами помогают формированию целенаправленных действий. Однако овладение ребенком первого года жизни даже несложными действиями зависит в основном от того, как взрослые организуют его деятельность.

    Программа занятий с кубиками и кирпичиками с детьми конца первого года жизни несложна: у ребенка необходимо вызвать интерес к действиям с кубиками и кирпичиками, научить его узнавать и различать предметы, которые его окружают, следить за действиями взрослого и воспроизводить их; накладывать кубики или кирпичики друг на друга, укладывать рядом, ставить вертикально. Важно во время игр с постройками вызвать у ребенка чувство радости: за кубиками, поставленными в ряд, может спрятаться куколка, зайка; на башню, сооруженную из кубиков, прилетает птичка, садится петушок и поет песенку; если два кирпичика уложить рядом, куколка может лечь спать. Чтобы ребенок усвоил действия, необходимо многократное их повторение.

    Второй год жизни.

         На втором году жизни дети становятся более активными, расширяются их возможности общения со взрослыми, так как они начинают говорить. Интенсивно развивается способность к подражанию. Дети уже сами обращаются к взрослым с просьбой дать игрушки поиграть. Под влиянием воспитательного воздействия взрослых развивается способность к сосредоточению. Самостоятельные действия приобретают большую целенаправленность. С 1 года 6 месяцев дети способны воспроизводить знакомые действия не только по показу, но и по слову воспитателя, а также те действия, которые наблюдают в окружающей жизни, что дает начало отобразительной игре.

         Программа занятий с детьми второго года жизни конструированием из строительных материалов несколько усложняется в сравнении с первым годом работы. Дети учатся различать и узнавать 3—4 вида деталей строительного набора (кирпичики, кубики, пластины, трехгранные призмы), различать их по размерам, уметь накладывать друг на друга, ставить рядом, делать несложные перекрытия (у ворот, у дома), замыкать небольшое пространство, воспроизводить показанные воспитателем 8—10 построек, узнавать и называть их (например, башня, машина, стол, стул, кровать, лесенка, домик).

         Детей учат производить не одно, а несколько действий с кубиками и кирпичиками: вынуть кубики из коробки, сделать несложную постройку, показанную воспитателем, поиграть с ней, затем сложить кубики или кирпичики в коробку или тележку.

         У детей второго года жизни должно прочно закрепиться умение не разрушать постройки после игры, а разбирать их и материал аккуратно укладывать в шкаф.

         На первых занятиях рекомендуется предложить детям несложные постройки по показу взрослого: башня — два-три кубика, поставленные друг на друга, машина из кирпичика и кубика. Дети усваивают несложные действия, последовательность выполнения постройки, запоминают ее название, учатся видеть и узнавать детали, из которых она сделана. Каждой постройке следует уделить не менее 4—5 занятий.

      На первом занятии важно, чтобы малыши усвоили, что для постройки башни, например, кубики нужно накладывать друг на друга, на последующих — обратить внимание на то, что кубики нужно укладывать ровно друг на друга (провести пальчиком ребенка по стенкам башни, чтобы он почувствовал и понял, что значит ровно, что значит неровно). Когда дети будут справляться с такими задачами, следует увеличить количество кубиков до трех-четырех. Если дети, сооружая башню, укладывают кубики друг на друга по образцу или самостоятельно, следует переходить к созданию другой постройки тоже по показу взрослого. Это конструкции, выполненные из кубиков и кирпичиков, кубиков и призмы (машина, мебель, лесенка, горка). Когда дети научатся это строить, можно предложить сделать стул и стол, кроватку и стул.

         Примерно со второй половины года дети могут сооружать постройки по готовому образцу, а затем и по словесному указанию взрослого. Но не следует спешить с переходом к новым постройкам. Для этого нужны более точные и координированные движения. Их можно выработать с помощью повторных действий на знакомых постройках. Малыши многократно и с интересом повторяют усвоенное действие. Знакомые постройки можно использовать в играх.

         Следует стремиться к тому, чтобы дети одну и ту же постройку могли соорудить в разных вариантах: кроватку можно сделать из трех кирпичиков, можно из двух кубиков и двух кирпичиков или из пластины и двух кирпичиков; домик сначала строят из кубика и трехгранной призмы, затем из трех кирпичиков и призмы и т. д. Кроме того, постройки могут отличаться друг от друга по цвету. Все это создает возможность ребенку легко ориентироваться и находить подходящие детали, когда возникает желание что-то сделать самостоятельно.

         Лесенку дети строят из трех кубиков или из трех кирпичиков, а затем ее можно построить из шести кубиков, по этой лесенке будет взбираться кукла, петушок. Кукла на лесенке может сидеть и петь песенку, петушок кричать «ку-ка-ре-ку», радуясь тому, что так высоко забрался, и т. п.

         Делать перекрытия, хотя и очень несложные, детям трудно, так как при этом требуются более точные движения и определенный уровень развития глазомера. Поэтому дети не могут сразу достичь хороших результатов. В дальнейшем постройки, у которых нужно делать перекрытие, замыкать пространство, усложняются: дети делают их из большого количества деталей, сочетают расположение их по вертикали и горизонтали. К таким постройкам относится домик куклы. Кроме этого, можно построить домик для животных.

         Чтобы помочь детям запомнить процесс стройки и сделать его осознанным, взрослый, показывая способ конструирования, объясняет, из каких деталей и что он строит. Например, при постройке кроватки рассказывает: «Сначала нужно положить кирпичик, а потом с одной и с другой стороны поставить по одному кирпичику. Вот и кроватка». Затем предлагает детям самим построить такую же кроватку. Для игр с кроваткой нужны маленькие куклы и лоскутки. Следует показать как укладывать куколку спать.

    Постройку домика, например, мама сопровождает примерно таким объяснением: «Сначала надо поставить кирпичик на большую сторону, к нему с одной и с другой стороны поставить еще кирпичики. Это будут стены. Сверху положить кирпичик (или призму) — крышу. Впереди двери, куколка будет входить в домик. Сзади у домика окно». Нужно обратить внимание ребенка на цвет стен, крыши (стены одного цвета, крыша другого), сказать, что домик красивый.

         Затем предлагает малышу самому сделать такой же домик. Мама помогает вспомнить, с чего начинать, как последовательно выполнять постройку. Когда домик будет готов, следует рассмотреть его и еще раз обратить внимание, где у него стены, окно, крыша, какого они цвета, порадоваться вместе с ребенком тому, что он сумел построить такой домик. Теперь можно предложить поиграть с маленькой куклой или матрешкой. Некоторые действия взрослый показывает, помогает детям развивать игру — дает им игрушки, лоскутки. В игре малыши практически постигают целевое назначение постройки из строительного материала. Иногда для развития действий взрослый сооружает новые постройки: около домиков строит скамьи, за воротами горку, куда куклы приходят покататься. Это вызывает у детей желание самим сделать знакомые постройки.

         Характерным для занятий конструированием с детьми второго года жизни является то, что связь между постройкой из строительного материала и реальным сооружением дети устанавливают с помощью взрослого. Лишь в конце второго года жизни они пытаются иногда устанавливать эту связь самостоятельно.

         Рассматривание образца не должно быть длительным, чтобы не утомлять малыша. Для этого вполне достаточно 1 — 1,5 мин. При более продолжительном показе активность детей снижается. Итак, задачи занятий усложняются постепенно, меняются при этом и приемы обучения. Если в первые месяцы основным был показ образцов и приемов стройки, сопровождаемый объяснением взрослого, обучение действиям, то к концу года все большее место начинает занимать словесная инструкция, относящаяся к знакомым действиям. С этого времени у взрослого появляется возможность больше пользоваться словом, подсказывая, что еще надо сделать в той или иной знакомой постройке, побуждая ребенка к действию наводящим вопросом (будут ли двери, где у домика крыша и пр.).

         В игре не всегда надо добиваться точного воспроизведения ранее показанных образцов построек, дети иногда могут сами изменять внешний вид постройки и при этом довольно удачно. Важно, чтобы они усвоили последовательность и способ выполнения конструкции.

    Третий год жизни.

         На третьем году жизни ребенок становится физически значительно крепче, выносливее, способным к более продолжительным занятиям и с большей умственной нагрузкой, так как в его психической деятельности происходят существенные изменения. Внимание приобретает большую устойчивость, хотя в основном оно еще не произвольно, обусловлено внешними факторами. Дети могут с интересом наблюдать за движением автомобиля, строительством дома и т. д. Большие изменения происходят в речи ребенка. Все это расширяет возможности детей в познавательной деятельности.

         Ребенок хорошо понимает речь взрослого, когда говорится о знакомых ему предметах, игрушках, явлениях, которые он постоянно видит, наблюдает в окружающем. Взрослый может рассказывать, напоминать о прошедших событиях, а ребенок легко вспоминает их, особенно если события были для него интересны. В разговоре о предстоящих делах он активен, сам ориентируется в том, что делает, понимает, о чем взрослый говорит.

         Таким образом, с развитием речи расширяются возможности словесного общения не только ребенка со взрослым, но и между детьми. Интерес у детей друг к другу, к деятельности товарищей становится более устойчивым. Они способны подражать друг другу, выражать сочувствие, оказывать помощь. Но умение тормозить свои желания, согласовывать действия и тем более договариваться с товарищами еще очень слабо проявляется и в очень элементарном виде. Даже если взрослый сумеет убедить, что вместе можно играть интересно (кукла одного ребенка приходит в гости к кукле другого и т.п.), совместные игры в этом возрасте непродолжительны. Преобладают игры рядом. Ребенок приобретает большую по сравнению с предыдущим возрастом самостоятельность, появляется стремление выполнять те или иные действия без помощи взрослых.

         К началу третьего года жизни дети в своих играх способны передавать несколько взаимосвязанных действий, воспроизводить в них свой жизненный опыт или то, что непосредственно наблюдают. Изображая в игре увиденное в жизни, они способны изменять ход событий, выражая этим свое отношение к ним. Все эти качества являются результатом хорошо организованного обучающего процесса.

         После игр со строительным материалом следует систематически показывать детям, как разбирать постройки и укладывать материал на место. Взрослый показывает как это делать: сначала разбирают постройку и детали группируют по формам на столе (отдельно кубики, кирпичики и т.д.), а затем их убирают со стола. Следует иметь ввиду, что процесс группировки, укладывания деталей сам по себе интересен детям третьего года жизни, в пять лет эта работа уже не будет привлекать их внимания.

    Как уже говорилось, конструирование играет наиважнейшую роль в гармоничном развитии ребенка и является неотъемлемым средством эстетического воспитания. Следует знать, что строительные материалы для малыша должны быть безопасными (не слишком мелкими, не острыми и не токсичными) ведь здоровье вашего ребенка превыше всего. Также важно, чтобы материала было в изобилии, тогда ребенок сможет беспрепятственно употреблять его в своих постройках, а следовательно развивать фантазию.

    Конструирование из бумаги и дополнительных материалов.

         Соорудить из плоского материала (бумаги и тонкого картона) игрушку объемной формы непросто, так как и бумага и картон заготавливаются в форме квадратов, прямоугольников, кругов, треугольников. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали и украшения, сделать нужные надрезы и только потом сложить и склеить детали. Весь этот процесс требует умения увидеть объемную игрушку в ее плоскостной выкройке-развертке, умения пользоваться ножницами, представлять соразмерность частей предмета. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек из отдельных готовых форм способом их составления.

         Этот вид конструирования включает поделку игрушек с использованием других материалов и предметов: разнообразных коробочек, катушек, пробок, кусочков пенопласта, поролона и т. и. Этот, материал — фактически полуфабрикат для детских поделок. Скрепляя клеем коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала (бумага, картон и др.), дети получают интересные игрушки (из спичечных и других коробок — мебель, транспорт; из круглых коробочек — торшер, барабан и др.).

    Конструирование из природного материала.

         Для конструирования используют плоды каштана, шишки сосны, ели, ольховую скорлупу, кору, ветки, сучки погибшего дерева, солому, желуди, семена клена и др. Особенность изготовления игрушек из природного материала состоит в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность игрушки достигаются умением подметить в естественном природном материале сходство с предметами действительности или сказочными образами и усилить это сходство дополнительной обработкой. Этот вид конструирования ближе всего к изобразительной деятельности. Особенно велико значение этого вида конструирования для развития фантазии, художественного вкуса, творческой деятельности ребенка дошкольного возраста.

         Из природного материала получаются интересные декоративные работы типа аппликаций. Из мелких камешков дети изображают бабочку. Из плодов каштана и удлиненных белых камешков на картонном листе делают грибы, расположив их на фоне сухой травки. Окантованные под стеклом, такие картинки могут служить украшением групповой комнаты, уголка для родителей и других помещений.

         Каждый из перечисленных видов конструирования имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой конструкции ребенок отражает в основном предметы реальной действительности, имеющие практическое применение (для игры, для украшения елки, для подарка маме, младшему брату и т.п.).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Школа начинающего воспитателя Тема консультации: Организации образовательного деятельности с детьми раннего возраста

    Содержание воспитательно-образовательного процесса 1-ой младшей группы (детей от 2 до 3 лет) выстроено в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада и образовательной программ...

    Консультация для воспитателей на тему «Театрализованная деятельность для детей раннего возраста»

    В консультации размещён материал для воспитателей групп раннего возраста по данной теме....

    Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

    Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...

    Консультация для воспитателей. Тема "Организация игровой деятельности с детьми раннего возраста"

       В ФГОС дошкольного образования - разработаны требования к образовательным программам, одним из которых является требование к организации предметно-игровой деятельности в ДОУ, являю...

    «Методические рекомендации для воспитателей раннего возраста» Тема: «Проектная деятельность в группе раннего возраста»

    Методическая разработка представляет собой обобщение опыта по использованию метода проектирования с детьми дошкольного возраста. В методической разработке представлен опыт по использованию проекта &la...

    Доклад с презентацией на МПО воспитателей раннего возраста «Комплексно-тематический принцип построение воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возраста». Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с № 3 Даниелян Е.К. 24.10.2019г.

    Доклад с презентацией на МПО воспитателей раннего возраста «Комплексно-тематический принцип построение воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возраста». Подготовила:воспитатель М...