Клуб ручного труда для младшей школы
методическая разработка по конструированию, ручному труду по теме

Зацепина Екатерина Александровна

Ручной труд или рукоделие — составная часть единой интегрированной системы обучения, которая строится на основе целостного подхода к человеку. Так же как на других уроках в процессе занятия ручным трудом развивается весь человек: его мышление, чувства, воля.

Прививая детям навыки ручного труда, мы стремимся сформировать творческую, гуманную, интеллектуально развитую, самостоятельную и внутренне свободную личность, способную ценить свой труд и труд других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub_ruchnogo_truda_dlya_mladshey_shkoly.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Клуб ручного труда для младшей школы

«Своими ручками»

Устав

1. Общее положение:

1.1. Клуб для младших школьников «Своими ручками»

1.2. Создание клуба на основе воспитательной системы «формирование нравственных ценностей».

1.3. Актуальность:

Ручной труд, или рукоделие, — составная часть единой интегрированной системы обучения, которая строится на основе целостного подхода к человеку. Так же как на других уроках в процессе занятия ручным трудом развивается весь человек: его мышление, чувства, воля.

Прививая детям навыки ручного труда, мы стремимся сформировать творческую, гуманную, интеллектуально развитую, самостоятельную и внутренне свободную личность, способную ценить свой труд и труд других людей.

Два принципа лежат в основе преподавания рукоделия: художественность и практичность. Любая вещь (от простой до сложной) в любом классе (и в 1-ом и в 11-ом) должна иметь конкретное практическое применение. Практическое использование является определяющим для формы и цветового решения конкретного изделия.

В учащихся поощряется стремление к свободному художественному творчеству, а не работа по образцу. Задача учителя — помочь ученикам осуществлять их собственные замыслы; и одновременно (особенно в младших классах) через образное преподавание учитель способствует формированию у учеников заинтересованного, уважительного отношения к самому процессу труда.

Исходя из этого, рукоделие в школе преподается как девочкам, так и мальчикам, что, наряду с развитием личных умений, способствует также обогащению представлений учащихся о мире, этапах развития культуры, что в конечном итоге формирует правильное, целостное отношение к жизни.

1.4. Цель:

  • приобретение определенных общетрудовых знаний, умений и навыков на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности;

Задачи:

  1. развитие образного, пространственного воображения, сенсорики и мелкой моторики рук;
  2. овладение практическими способами организации труда и правилами техники безопасности при работе с различными инструментами и материалами;
  3. воспитание трудолюбия и культуры труда, ответственности за результаты своего труда;
  4. развитие коммуникативных и организаторских умений в процессе различных видов деятельности, воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда;
  5. развитие эстетического вкуса и чувства прекрасного.

2. Структура:

1. Администрация школы

2. Организаторы клуба в составе 5 человек

3. Учащиеся с 5 по 8 класс.

3. Условия и порядок вступления в клуб:

В клуб вступают все желающие, которые хотят получить умения и навыки работы собственными руками.

4. Права и обязанности членов клуба:

4.1. Члены клуба имеют право:

  • На поддержку и защиту своих прав;
  • Применять на практике полученные знания, умения и навыки;
  • Проявлять и применять свою фантазию и воображение при работе;
  • Работать вместе со всем коллективом;
  • Добровольно вступать и выходить из общества клуба.

4.2. Члены клуба обязаны:

  • Соблюдать устав клуба
  • Активно участвовать в делах клуба;
  • Работать вместе с коллективом.

5. Роспуск клуба и её участников.

Клуб может быть расформирован в случае завершения программы.

6. Сотрудничество клуба с другими организациями:

1. Этнографический музей «Школа ремесел» для детей 

Практические занятия с мастерами, с помощью которых каждый желающий может сделать понравившийся ему сувенир своими руками. В программе: овладение навыками гончарного дела, изготовление глиняных игрушек, низание бисера, плетение из лозы и бересты, роспись по дереву и керамике и другие виды творчества.  

 

Занятия проводятся в ДЭЦ каждое воскресенье в течение всего учебного года с 11.00 до 17.00, без предварительной записи.

В будние дни "Школа ремесел" работает с организованными группами по предварительным заявкам.  

Режим работы  

Режим работы:

По воскресеньям и в дни школьных каникул с 11.00 до 17.00

2. Эрмитаж «Школьный центр. Изостудия»

В 1957 году в Эрмитаже была создана детская изостудия. Сегодня в Изостудии в шести возрастных группах занимается более 100 детей от 5 до 11 лет.

Руководит Изостудией Борис Константинович Кравчунас, член Союза художников России, кандидат искусствоведения.

Чем занимаются в кружках изостудии

На занятиях в студии дети постигают основы рисунка, живописи и композиции. В залах музея они знакомятся с изобразительным и прикладным искусством, приобретают первый опыт в познании теории и истории искусства. Эти знания проявляются в изобразительном творчестве детей, познакомиться с которым можно на ежегодной отчетной выставке в нашем музее. Она так и называется "Мы рисуем в Эрмитаже".

Как поступить в изостудию

Конкурс проводится в начале сентября (просмотр работ и беседа с ребенком). Ежегодно принимается 15 детей.

3. ДДЮТ Фрунзенского района «Отдел декоративно-прикладного творчества»

Заведующая отделом: Шалаева Ирина Евгеньевна

Методист: Червоткина Елена Александровна

Педагог-организатор: Тихонова Елена Ивановна

Отдел декоративно-прикладного творчества ровесник Дворца, открыт в 1936 году. Изобразительное искусство — это то, с чего началась работа. Впоследствии, в свою деятельность отдел включил востребованные детьми разного возраста занятия по декоративно-прикладному творчеству. Сегодня работа отдела осуществляется по четырем основным направлениям, включающим в себя разнообразные дисциплины.

Работа в отделе осуществляется по четырем направлениям направлениям:

1. Образцовый детский коллектив Студия детской моды «Фонтаневия» . Занимаясь в Студии, дети знакомятся с миром моды от самых истоков – появления одежды – до настоящего СЕГОДНЯ. Ребята сами создают модели и коллекции одежды от эскизов до воплощения в материале, подбора аксессуаров, создания цельного внешнего образа костюма и представляют его на подиуме.

2. Декоративно-прикладное творчество. Коллективы знакомят детей с многообразием способов применения различных материалов и техник исполнения для самостоятельного изготовления изделий из бисера, природных материалом, бумаги, проволоки, ткани, ниток и др.

3. Изобразительное искусство. Дети любят рисовать и каждый по-своему. В коллективах отдела изобразительного направления каждый сможет выбрать тот способ выражения своего внутреннего мира, который придется ему по душе. Обучение композиционному построению, работа с цветом, применение разных изобразительных средств, включение в творческий процесс декоративно-прикладных приемов работы способствует эстетическому воспитанию детей, расширению кругозора.

4. Студия изобразительного искусства. На занятиях Студии дети знакомятся с великими образцами прошлого и современными тенденциями изобразительного искусства. Наброски, зарисовки и длительные постановки живой модели, работа над натюрмортом, драпировкой, орнаментами, образцами. Изучение основ академического рисунка, живописи и композиции. Занятия помогут выработать чувство цвета, тона, поставить руку и развить точный глазомер. Каждый студиец обучается по индивидуальному плану. Занятия в группах сочетаются с домашними заданиями, работой в мастерской, занятиями на природе.

Учебно-тематический план

Время проведения

Название

Цель

Ответственные

Сентябрь

«Ваза на день учителя»

Развитие мелкой моторики.

11 класс

Октябрь

 «Составление гербария»

Ознакомление с флорой своего района. Развитие усидчивости и внимательности.

Классный руководитель

Ноябрь

«Осенний пейзаж»

Научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности.

Классный руководитель

Декабрь

«Новый год. Елочка из глины»

Научить детей обращаться с материалом и использовать его с определенной целью.

Классный руководитель

Январь

«Аппликация «Рождественский ангел»»

Формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги.

11 класс

Февраль

«Масленица. Кукла-закрутка»

Ознакомить учащихся с русской народной игрушкой. Отработка навыков и умений при работе с тканью. Развитие эстетического и художественного вкуса.

11 класс

Март

«Брошь на 8 марта»

Научить учащихся работать с тканью и природными материалами.

Классный руководитель

Апрель

«Открытка с тюльпанами» для 1,2 классов

Диспут "Нужен ли в наше время ручной труд?" (тема "Как быть трудолюбивым") для 3,4 классов

Закреплять у детей практические умения и навыки аппликации.

Вовлечение в непринужденный, живой разговор учеников. Применение знаний на практике.

Классный руководитель

11 класс

Май

«Конкурс рисунков ко Дню Победы»

Развитие эстетического и художественного вкуса.

11 класс

Портрет ученика по окончании года обучения в клубе

Предполагается, что после этого клуба ребенок будет иметь эстетический вкус и стараться развивать его дальше. Также он приобретет умения работать с различными материалами. Не будет бояться работать руками и делать что-то самому, у него сформируется положительное отношение к труду. У ученика должны развиться художественный вкус, эстетическое восприятие, творческое воображение.

Представлены примеры занятий из учебно-тематического плана:

  • Урок «Составление гербария»
  • Урок «Масленица. Кукла-закрутка»
  • Диспут на тему «Как быть трудолюбивым»

Урок для младшей школы

«Составление гербария»

Цель: составление гербария

Задачи:

  1. Ознакомление с флорой своего района.
  2. Развитие усидчивости и внимательности.
  3. Развитие мелкой моторики

Что же говорит нам о гербарии малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона?
   
Гербарий, лат., травник, собрание высушенных растений, для изучения флоры какой либо страны. Г. для ботаника одно из важных вспомогательных средств для изучения растительного мира, так как хорошо высушенные растения могут сохраняться столетия. Древнейший Г. из сохранившихся доныне (Ratzenberg'a) относится к пол. XVI в. и до сих пор имеет научный интерес.

    Известно, что изначально это слово относилось к книге о лекарственных растениях, и лишь потом Турнефор назвал этим словом коллекцию сухих растений, а Линней одобрил и заменил более ранний термин "hortus siccus" на "herbarium". С тех пор и называют такие коллекции – Гербарием.
   Зачем же создают гербарии? Какие задачи решаются при его создании?
   1. Гербарий сохраняет справочный материал, к которому Вы можете возвращаться спустя годы.
   2. Материал может быть использован для определения растений сравнительным методом.

   Гербарии могут содержать растения, собранные в одном регионе, стране, содержать только определенные виды растений и, соответственно, можно выделить гербарии общие, региональные. Специальные и локальные.

   Огромные институты, обладая большими возможностями, обычно собирают Общие гербарии. К примеру – в России самый большой гербарий находится в Петербурге, в Ботаническом институте им. В.Л. Комарова. В его коллекции более 5 млн. листов растений, встречающихся как на территории России, так и стран расположенных рядом. Для сравнения, в Лондоне гербарий Линнея и ботанического сада Кью, содержит 6,5 млн. образцов.

   Школьные гербарии могут использоваться для обучения.

   Конечно, если Вы хороший художник, Вы сможете нарисовать растение на память. И все же... никакой, даже самый точный рисунок, не заменит растения, сохраненного на гербарном листе... Хотя и тут возможен нюанс. Далеко не каждое сорванное растение можно назвать гербарным экземпляром.
   И именно об этом мы и поговорим далее.

Техника работы с гербарием.


   - Итак. Мы с вами в лесу и наша задача набрать и засушить растения для своего личного гербария. С чего начнем? Что нам понадобится?

  1. И первое, что нам понадобится, это инструменты для срезания и выкапывания растений. Для срезки будет достаточно хорошего ножа. Для выкапывания придется подумать, что Вам подойдет. Кто-то предпочитает и это делать ножом, кто-то прихватывает с собой лопатку (профессор посмотрела на ученика, прихватившего в подсобке лопату, и одобрительно кивнула, прошептав в его сторону - но разрешение все же спрашивать надо!)
  2. Затем, нам понадобится Гербарная папка для переноса собранных растений. Подойдет небольшая папка, вот такая, к примеру, - и профессор продемонстрировала самую обычную маггловскую папку с надписью "Дело", которую купила в обычном магазине, - Главное, это – два листа картона размером А4 (или больше), с двумя продернутыми в разрезы тесемками для затягивания папки.
  3. Гербарный пресс – две металлические или деревянные рамки, затянутые сеткой. В нем Вы будете расправлять и подсушивать растение.
  4. Этикетки, на которых Вы будете писать название растения.
  5. Запас бумаги для засушивания растений, пористой (фильтровальной или газетной)


   - Все, что нам понадобится, я захватила. Все в этом мешке, можете брать. А теперь займемся сбором трав. Но прежде, чем собирать, придется вам еще кое-что выслушать.

  1. Сбор растений для гербария должен проводиться в сухую погоду.
  2. Выбирать надо, разумеется, наиболее здоровые и неповрежденные растения. Если речь идет о травянистых, то не забудьте, что брать растение надо со всеми наземными и подземными органами.
  3. Вот, к примеру, кипрей. Это растение очень высокое и в папку точно не поместится. Что будем делать? Запомните, если травянистое растение очень высокое и не помещается в папку целиком, его сгибают 2-3 раза. Если оно очень крупное... То для гербария отбирают верхнюю часть (цветы и листья), среднюю (листья) и нижнюю (с прикорневыми листьями).
  4. Дерево никто рубить для гербария не надо. У деревьев срезают побег с листьями, цветками и плодами (по возможности, разумеется)
  5. В одну «Рубашку» кладут растения только одного вида. Крупные – 1-2 экземпляра, мелкие – до 10 и более.
  6. От почвы следует избавляться сразу же. Если корневища или стебли очень толстые – разрежьте их вдоль.
  7. Сорванное растение в папке расправляется. Постарайтесь придать ему сразу ту форму, в которой Вы будете его засушивать. Старайтесь избегать повреждений растения – иначе потом будет сложнее его определять. Если листьев очень много и они мешают друг другу – часть удалите, но обязательно сохраните черешки. Часть листьев укладывайте нижней стороной вверх – для того, чтобы увидеть обратную сторону листа. Так же действуют и с цветками.
  8. На этикетке необходимо указать название растения (дать условное имя или номер, если не знаете название), место сбора (район, область, название населенного пункта рядом) и место обитания (луг, лес и т.п.), дату сбора, если гербарий не лично для себя собирается – укажите, кто именно собирал и определял растение. Ну и не забудьте указать, как часто этот вид встречается.


   Есть еще одно, что Вы должны знать... Желательно, перед сбором растений, ознакомиться с Красной книгой данного района. Чтобы не выкапывать их без особой необходимости.

   Все собрали растения? Молодцы. А теперь возвращаемся в кабинет и продолжим работу там.
   При сборе, Вы уложили растение на лист (рубашку). Теперь Вы должны достать его из папки вместе с этим листом, переложить дополнительными листами и перенести в пресс. Не забудьте расправить растение, чтобы отдельные части не налегали друг на друга. Если же невозможно – попробуйте между такими частями тоже проложить бумагу.
   Растение должно быть четко размещено на листе, и не выступать за его края. Туда же поместите этикетку.

   Маленький секрет: если у вас луковичное растение, для ускорение высушивания – разрежьте луковицу вдоль и обварите ее кипятком. Внимание – только луковицу!!! А не все растение целиком. Если кому-то нужно - чайник в камине. Не обожгитесь только.
   С очень сочными растениями (к примеру, орхидеи) поступают аналогично. Обваривают их кипятком.

   Сложите листы с растениями в стопку и поместите в пресс.
   В него можно закладывать до 50 таких листов. Плотно затяните пресс и выставьте на солнышко. На ночь необходимо занести пресс в помещение (иначе он за ночь «наглотается» влаги). Дополнительные прокладные листы необходимо заменять сухими ежедневно. А если вы сушите водное растение – то два раза в день.
   Если растение высушено правильно, то оно становится хрупким, застывает в высушенном положении (ничего не провисает). А если поднести его к губам – от него не будет ощущение холода.

   Все закончили? Продолжим.
   Итак. Предположим, Вы высушили растение. Что будем делать дальше?
   Тут необходимо вспомнить, а собственно, зачем мы его собирали? Растение в Гербарии должно давать истинное представление о его строении.

   Для начала, готовим гербарные листы. Для этого проще всего взять тонкий белый картон или просто плотную белую бумагу формата А3. На таком листе можно разместить одно растение (если оно крупное) или несколько одного вида. Надеюсь, Вы заготовили несколько вариантов растения и сейчас можете выбрать для гербария наиболее удачно высушенное.

    При размещении на листе – подземные части растения всегда должны быть внизу. Если растение очень большое – обычно его надламывают и закрепляют в таком виде на листе.
   Закрепление проводят нитками белого или зеленого цвета. Начните пришивать с подземных органов, затем стебель, черешки листьев, ось соцветия, цветоножки. Только постарайтесь обойтись без широких стежков, а узелки завяжите на растении с лицевой стороны.
   Пришили? А теперь переверните лист. Если от бумаги начинают отставать какие-то части растения – такие части наклеивают с помощью небольших (1-2мм) полосок кальки.
   Если у вас есть плоды растения – их можно поместить в специальный контейнер и наклеить его на тот же лист. Цветок или соцветие можно прикрыть конвертом из кальки.
   Ну, и не забудьте про этикетку. По правилам, ее приклеивают в правом нижнем углу. Размер 10 на 8 см. Пишите четким разборчивым подчерком (информацию с черновой этикетки, которую Вы писали во время сбора).

   Если нужно что-то подклеить – используйте клей ПВА или крахмальный клейстер. И не пользуйтесь скотчем или пластырем... Они портят растения со временем.

   Гербарий довольно хрупкая вещь. Боится сырости, затхлости. И хранить его желательно в сухом светлом помещении. Шкафы, где Вы будете хранить папки с растениями, должны плотно закрываться.

   Ну вот, пожалуй, и все. Есть много нюансов и дополнений к этому уроку, но, если Вы всерьез заинтересуетесь этим, я думаю, Вам не составит труда найти эту информацию и изучить ее.

Урок для младшей школы

«История народной игрушки. Тряпичная кукла. Кукла-закрутка»

Цель:
• Воспитание чувства патриотизма через любовь к своей Родине.
• Пробуждение познавательного интереса у учащихся.
• Воспитание уважения к культуре предков и к ручному труду.

Задачи:
• Усвоение истории создания игрушек
• Развитие творческих способностей через создание собственных игрушек
• Развитие мелкой моторики

Форма: урок-лаборатория с элементами презентации

Оборудование урока:
компьютер;
мультимедийный проектор,
экран,
игрушки из различных материалов,
материалы для изготовления игрушки

Дидактические материалы
:
Презентация «Игрушки на Руси как средство воспитания»

Ход урока:

Ребята, уже скоро у нас будет праздник – Масленица.

Масленица – языческий праздник.

Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

Это всегда был самый веселый и любимый славянский праздник.

В этот праздник расставлялись на стол различные игрушки.

Какие игрушки были у наших предков? В какие играли?

Родители сами делали игрушки детям. Куклы были настолько прочные, что передавались из поколения к поколению, от мамы – дочке.

Посмотрите на куклу. Чего у нее не хватает? Лица. Предки верили, что через глаза в куклу может вселится злой дух, поэтому кукол делали без лица.

Тряпичная кукла жила в каждой семье, в иных домах их было до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть» куклу лет с пяти. И вы сегодня будете делать куклу.

У вас есть любимые игрушки?

Какие? А какие вообще вы знаете игрушки? Из чего они могут быть сделаны? (дерево, пластмасса, глина, ткань, резина, воск, глина, искусственный мех)

Как вы думаете, из чего наши предки готовили игрушки своим детям? Они делали их из подручных средств, то есть, из того, что было больше всего, то, что было под рукой. На Руси игрушки делали из разных материалов, самыми распространенными можно назвать бересту, глину, соломку, а также куклы из кусочков ткани. Имелись даже целые мастерские по производству глиняных игрушек. В древних игрушках подкупает искренность, теплота и любовь, с которой эти вещи делались. Игрушка рассматривалась, как часть народного искусства.

Демонстрация различных игрушек, которые могли делаться на Руси.

Матрешка, Кукла из соломы, Дымковская игрушка… и остальные игрушки из различных материалов, использовавшихся на Руси.

Игра на внимание:

Выставляю различные игрушки.

-Ребята, а сейчас я проверю, насколько вы внимательны. Назовите игрушки, которые лежат на столе. Хорошо. Сейчас вы закроете глаза, я что-нибудь с ними сделаю, а вы должны сказать, что изменилось. Договорились?

Закрывайте глаза! Открывайте. Что-нибудь изменилось?

Физминутка:

"Мишка"

Мишка лапки подними
Мишка лапки опусти
Мишка, Мишка покружись
А потом земли коснись
И животик свой потри - раз, два, три!

-Сейчас я расскажу о народных игрушках. Какие они бывают. А на экране вы увидите, как они выглядят.

Народные игрушки: история

Игрушки, сделанные мастерами, называли «потешными», то есть сделанными на потеху, на забаву. Это были «потешные лошадки», оружие, коровы, олени, деревянные куклы «в полном тогдашнем наряде». Но такие куклы появились 100—150 лет назад. А гораздо раньше куклой могло стать и березовое полено, белая кора которого становилась личиком куклы. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку — и кукла-модница готова отправиться в гости или на ярмарку.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились уклад, быт, нравы и обычаи, художественные достижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера — природы. Существует много видов различных игрушек, сейчас мы о них и поговорим.

Виды Народных игрушек:

Дымковские игрушки.

Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами.
Раньше на гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них.. Mастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети.

Есть очень много видов дымковской игрушки: барыни-франтихи, расписные козлы, кони, уточки-свистульки, поросята, медведи и много других игрушек.

В создании  формы и  оформлении дымковской игрушки существуют свои традиции, которые выражаются прежде всего в пышности форм и яркости окраски.

Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и юмором..

Филимоновские игрушки.

Известным народным промыслом является деревня Филимоново в Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки.
Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Забавны игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат в характерных костюмах. Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Роспись игрушек традиционна: коней, коров баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.
Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, то невольно появляется радостное настроение. Игрушки полыхают огнем, переливаются всеми цветами радуги.

Богородские игрушки.

Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки. Вот уже более 300 лет здесь живут резчики по дереву. Работают тут семьями. Сейчас в деревне около сотни резчиков.
Игрушки режут из липы. Перед тем как стать игрушкой, она должна сохнуть два года. Отходы липы - тоже идет на игрушки, но более мелкие, а также на подставки к ним. Богородские игрушки чаще бывают некрашенные и редко расписные.

Режут фигурки из целого дерева, для чего делают заготовки разной формы. Если собираются вырезать медведя, сидящего на подставке, то заготовка треугольной формы. Поверхность готовых изделий у старых мастеров зачищалась наждачной бумагой. Обычно обрабатывалась вся поверхность игрушки, в результате чего фигурка получалась гладкой.
Теперь игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делают подвижными. Достигается это различными способами. игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется пружинка, она и приводит фигурку в действие.

Можно встретить и такие игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок.

Тряпичные куклы

Куклы в древности служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать.

Традиционно такие куклы делятся на три группы:

игровые

обрядовые

обереги

среди игровых самая популярная - Закрутка. Эту куклу можно было увидеть на самом юге России. С одной куклой можно играть, другая имеет магическое значение, участвует в народном обряде. А третья используется как средство общения.

Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх.

Многие куклы передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке.

Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой.

Куклы, как главные действующие лица обрядов и традиций наших далеких предков, делают прошлое интереснее и понятнее и для взрослых и для детей. 

Пальчиковая гимнастика перед изготовлением игрушки:

“Не плачь, куколка моя”
Не плачь, куколка моя,
Остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать:
Твои платья и носки,
твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Я налью воды чуток,
В таз насыплю порошок.
Пену снежную взобью,
Постираю и пойду.
Пока светит солнышко,
Натяну веревочку.
К ней одежду прикреплю,
Ветерком все просушу.
Утюгом туда-сюда
Белье быстро глажу я.
Поработали вдвоем,
А теперь и отдохнем.

(на первые четыре строчки имитировать укачивание куклы. затем загибать поочередно пальцы. далее имитировать движения, описанные в стихотворении. на последние строчки положить ладони на стол или на колени)

А для этого нам понадобится только ткань и нитки, потому что мы будем делать куклу-закрутку.

Изготовление куклы
        Для изготовления туловища куклы берем небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку-рулик. Это будет “тулово” нашей куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.
       Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязываем нашу “скрутку” ниткой или веревочкой.
     Далее делаем голову и руки. Берем такой же квадратик ткани, желательно белой, чтобы наша красавица была белолицей. Накрываем “скрутку” по центру белой тканью и формируем голову. Внутрь можно положить вату или маленький кусочек ткани, чтобы голова получилась круглой, и завязываем ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет перед куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову.
      Сейчас делаем руки. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой.
        Вот и руки готовы.
        Оставшиеся уголки ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. В
зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.
        Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были “безликими”.
        Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства. Пусть у нашей куклы всегда будет светлое лицо!
        Основа нашей куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: мы будем свою куклу рядить. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. В доме часто остается много лоскутков и обрезков от тканей, которые можно использовать для костюма нашей куклы. Это может быть и широкая юбка-солнце, и цветной сарафан, и душегрея, и понева.
      Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Закрепить их на голове можно с помощью ленты или платка.
        Остальные детали одежды и украшения куклы - дело вкуса хозяйки!
 
      Вот и готова наша кукла. Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. Оставьте ее себе, она обязательно украсит любимый уголок вашей комнаты, и всегда будет радовать свою хозяйку. Ведь она
сделана с любовью.
 
        А на праздник или в подарок друзьям и подругам сделайте еще одну куклу! С добрыми пожеланиями!

Диспут «Как быть трудолюбивым»

Цель: Создание «проблемного» построения занятия, когда происходит столкновение новых знаний с уже имеющимися у ученика представлениями, и на фоне этого конфликта в душе формируется необходимое понятие.

Задачи:

1. Ребенок не получит готовое знание, он "прочувствует", "выведет" его самостоятельно. Это его "открытие", а не учителя.
2. Открытое высказывание и аргументация собственного мнения. Только при этом условии педагог получит реальную обратную связь, а не "красивые слова", которым сам же детей и научил.
3. Применение знаний на практике, многократное повторение в деятельности (хотя бы игровой). Желательно, чтобы использование нужных педагогу понятий было не целью игры, а ее средством. Тогда материал занятия будет усвоен гораздо глубже.

4. Вовлечение в непринужденный, живой разговор учеников и этим помогают избежать формализма в знаниях;
5. Практиковать высказывать свое мнение и обосновывать его;
6. Приучение к диалогу, то есть обучают вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, искать и спокойно приводить контрдоводы - а это все важно для нас сейчас, в современных условиях свободы слова и плюрализма мнений.

Для 3 и 4 классов была выбрана темы, в рамках которых возможна организация диспута:
- "Нужен ли в наше время ручной труд?"

План проведения диспута:
1. Разделение класса на 2 группы ("ДА" и "НЕТ")
2. Подготовка групп
3. "Аргументы и факты" (выступления групп)
4. "Каверзные" вопросы
5. Приход к "консенсусу" (общий вывод по проблеме)
6. Итоги занятия


В результате деления класса формируем 2 группы.

Группа "ДА" поддерживает утверждение либо дает утвердительный ответ на проблемный вопрос.
Группа "НЕТ" отрицает утверждение либо дает отрицательный ответ на проблемный вопрос.

После того, как группы "спорщиков" сформированы, они получают большой лист бумаги (на первых порах достаточно одного листа А4) и несколько карандашей, ручек, фломастеров. С помощью педагога либо самостоятельно учащиеся формулируют тезис, который будут доказывать, и записывают его вверху листа. Естественно, что тезисы у двух группы противоположны. Далее преподаватель объясняет, что под тезисом участники группы пишут аргументы, доказывающие правоту своей позиции. Чем больше аргументов, тем сильнее позиция. На подготовку группам дается около 10-15 минут.

От этапа подготовки во многом зависит успех проведения диспута, поэтому педагог должен ни на минуту не выпускать группы из поля зрения, переходя от одной к другой и контролируя ситуацию. Аргументы, которые собирается привести группа в защиту своего утверждения, также должны быть внимательно отслежены педагогом. При возможных затруднениях следует направить мысль детей в нужное русло, но не прямой подсказкой. Не должно быть ни малейшего ощущения навязывания чужой воли.

Кроме этого, каждая группа готовит один или несколько "каверзных" вопросов соперникам. Но в первое время проведения диспутов, когда дети могут затрудняться с этим видом заданий, "каверзные" вопросы может приготовить и задать "от себя" сам педагог.

Когда обе группы готовы, начинается собственно полемика: группы поочередно озвучивают свои тезисы и приводят аргументы в их пользу. Защиту можно провести либо перекрестно, когда участники по очереди обмениваются аргументами, выражая согласие или несогласие с аргументом соперника, либо можно предоставить слово сначала одной группе, потом другой для полного оглашения доказательств.

Во время защиты участники групп могут дописывать на свой лист доказательства, которые только сейчас пришли им в голову, и также использовать их в споре. После выслушивания позиций друг друга учащиеся (либо учитель) задают свои "каверзные" вопросы, чтобы соперникам пришлось искать новые доказательства в защиту своей точки зрения. Когда аргументы иссякнут, учителю следует ненавязчиво подвести детей к необходимости вывести общее мнение по вопросу, прийти к "консенсусу". После чего можно пожать руки соперникам в споре.

В конце ведущий подводит итог дискуссии. Полезно предложить учащимся (в начале урока) записывать факты, содержащиеся в высказываниях, в таблицу. Для этого следует заранее дать каждому ее форму. Далее по этим материалам можно написать сочинение и сделать вывод.

Очень важно зафиксировать полученное в результате спора общее мнение.

В качестве итога работы класса могут выступить:

- Памятки для всего класса
- Оформление плаката в группах
- Написание рассказа, сочинения на следующем занятии или дом
- Рисунки - дома либо в конце занятия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы кружка по ручному труду «Мастерилка». Младший дошкольный возраст.

Цель кружка: способствовать развитию творческой активности, трудовых навыков, художественного вкуса, помочь детям проявить свои творческие способности в различных видах художественной деятельности....

Перспективный план «Познавательное развитие». Конструирование /Ручной труд. Подготовительная к школе группа.

Перспективный план "Познавательное развитие".Конструирование /Ручной труд. Подготовительная к школе группа....

Ручной труд в младшей группе "Подарки для кукол"

Данное занятие проведено в рамках экзамена по трудовой деятельности во время обучения....

Ручной труд вторая младшая группа

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к д...

Ручной труд Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности "Тюльпан в технике оригами".

Цель: Стимулировать желание детей создавать цветы тюльпаны с помощью техники оригами из бумаги, формировать творческие способности.Задачи:...