"Секреты рукоделия"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) на тему

Дополнительная программа "Секреты рукоделия" (вышивание, бисероплетение, вязание крючком, макраме)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnaya_programma_sekrety_rukodeliya.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 16 комбинированного вида»

                

                                                                                             

Дополнительная

образовательная программа

«Секреты рукоделия».

(Предназначена для  детей 5-7 лет, срок реализации –9 месяцев.)

                     

                                                                      Разработана   воспитателем

Ивановой М.В.

                                                                               

                                       

Новосибирск 2013

                                        Пояснительная записка.

   Образовательная программа дополнительного образования детей   «Секреты рукоделия» направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности. Название программы  говорит само за себя. Используя  различные материалы, осваивая  традиционные приемы, открывают для себя, так называемые «секреты» рукоделия. Дети учатся творить настоящие чудеса собственными руками. Занятия проходят в теплой атмосфере, где ребята не только обучаются рукоделию, но и учатся общаться и помогать друг другу. Творческий коллектив детей совместно с педагогом создает пространство и атмосферу для творчества и общения. Такой опыт в детстве помогает обрести новых друзей по интересам, а также способствует открытию талантов, помогает найти увлечение по душе, попробовав разные виды рукоделия, способствует развитию у детей мелкой моторики, а также развитию художественного вкуса и цветового восприятия, учит быть с самим собой. Дети с удовольствием и трудолюбием делают поделки, развивая умение доводить начатое дело до конца одновременно развивая руку для письма. Часто такие занятия перерастают в хобби на всю жизнь, помогая успокаиваться, сосредотачиваться, отдыхать от суеты жизни, да и просто радовать себя и близких вещами, сделанными своими руками, которые хранят тепло души мастера. А ведь это так важно особенно в современном,  переполненном  техникой мире, когда душевные работы  ремесленников вытесняются штампованными изделиями промышленных предприятий.

  Актуальность и целесообразность данной программы заключается в следующем. В детстве особенно важно научиться работать руками. Давно известно, что мелкая моторика пальцев рук активно развивает мышление. Аккуратная, мелкая и тонкая работа руками развивает внимание, способствует точности и ясности речи, хорошо организует и дисциплинирует мышление.  Кроме того,  если выполненная ребенком работа обладает высоким качеством, то этот труд приносит маленькому мастеру ни с чем несравнимые  удовольствие и пользу, поскольку  положительные эмоции при выполнении любой работы пробуждают желание творчески подойти к делу, развивают фантазию, интерес. А в итоге делают личность маленького человека богаче, ярче, целеустремленнее. Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема сведений. Центральное место на занятиях занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение обучающимися знаний познавательного характера, они изучают технику безопасности и санитарно – гигиенические требования к занятиям ручного труда. Индивидуальные работы важны для того, чтобы сам ребенок и его родители увидели, что малыш может сделать что-то красивое и удивительное для близких своими руками (при разумно организованной помощи взрослых). Коллективные же работы объединяют детей и взрослых, дают возможность приложить усилия в общем деле, сделать вместе нужную и красивую поделку.

Новизна данной программы предполагает обучить детей некоторым видам рукоделия, которые, следуют народным традициям, изучая ремёсла, дети прикоснутся к богатому наследию народного декоративно-прикладного творчества. Подбор методики обучения строится с учётом возраста ребенка. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.

Программа рассчитана на обучение детей от 5 до 7 лет.

Продолжительность реализации программы  – 1 учебный год.

 Образовательный  процесс включает в себя 4 этапа.        

  • первые 2 месяца дошкольники знакомятся с основами вышивания;
  • в следующие 2 месяца знакомство с основами бисероплетения;
  • затем основы вязания крючком, 2 месяца;
  • последние 2 месяца основы макраме.

Целью данной программы является развитие личности ребенка путем творческого самовыражения через освоение некоторых видов декоративно-прикладного творчества (вышивания, бисероплетения, вязания крючком и макраме).

Задачи, которые должна решать предлагаемая программа:

Обучающие задачи:

  1. познакомить с историей и развитием художественного вязания, бисероплетения, вышивания и макраме;
  2. вызвать интерес у детей к таким видам деятельности, как вышивания, вязания крючком, бисероплетения и макраме и обучить детей техническим приёмам основам по данным видам деятельности;
  3. сформировать систему знаний об особенностях тех материалов, с которыми придется работать обучающимся.
  4. показать основные принципы работы с инструментами и материалами;
  5. сформировать умение пользоваться простыми схемами.                      

               Развивающие задачи

  1. развивать интерес к народному и декоративно-прикладному искусству;
  2. развивать наблюдательность, творческие способности;
  3. развитие высших психических процессов (память, внимание, мышление, воображение и т.д.).
  4. развивать коммуникативные качества, обеспечивающие совместную деятельность в группе;
  5. развитие мелкой моторики рук

               Воспитательные задачи:

  1. воспитывать уважение к истокам народного творчества;
  2. воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

Программа предусматривает 1 занятия в неделю по 30 минут, в течение 8 месяцев.

В процессе работы по программе «Секреты рукоделия» дошкольники  должны усвоить ряд  знаний, умений, навыков:

  • получают навыки работы с инструментами и сопутствующими материалами (иглы, пяльцы, проволока, крючки  и др.);
  • осваивают элементарные приемы вышивания, бисероплетения,  вязания крючком, плетения в технике макраме и изготавливают изделия разной степени сложности (как по готовым схемам, так и самостоятельно);
  • учатся строить композиции и изображать объекты природы и человека при помощи бросовых материалов: ниток, бисера, ткани и т.д.
  • получают знания из истории рукоделия (вышивания, бисероплетения,  вязания крючком, плетения в технике макраме).
  • получают знания о правилах безопасности при работе, организации рабочего места.

        Чтобы успешно реализовать программу,  необходимы следующие условия:

- техническая оснащенность (наличие инструментов, материалов для занятий по тем видами творчества, которые предлагает данная программа);

- руководитель кружка владеет предлагаемыми видами рукоделия в той мере, чтобы преподавать детям основы по предложенным направлениям;

- для осуществления грамотного методического сопровождения    подобраны необходимые дидактические материалы, наглядные пособия, образцы изделий и материалов;

-  режим занятий организован так, чтобы дошкольники занимались 30 минут в неделю, тем самым получали информацию небольшими порциями, закрепляли ее, и не уставали.

  Для того, чтобы проследить результаты усвоения материала используется: наблюдение за детьми (их творческое отношение к деятельности, заинтересованность, желание и т.д.), индивидуализация (учет продвижения личности в развитии),  участие в выставках, анкетирование среди детей и их родителей по эффективности данной программы.

             

                                               Учебно-тематический план

темы

Название

темы

Всего занятий

1.

Вводное занятие.

1

2.

Основы вышивания

8

3.

Основы бисероплетения

8

4.

Основы вязания крючком

8        

5.

Основы макраме

6

6.

Итоговое занятие.

Организация выставки детских работ за год

1

                                              Содержание программы.

Тема №1 Вводное занятие (№ 1)

Знакомство с детьми. Выставка работ – готовых вышивок, поделок, панно, выполненных детьми и взрослыми. Заинтересовать детей и вызвать желание заниматься декоративно-прикладным творчеством. Техника безопасности при работе в кабинете.

Тема № 2  Основы вышивания

Занятие № 2

Знакомство с вышивкой. История. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Рассматривание иллюстраций. Готовых изделий. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Загадки об иголке, нитке, узелке и т.д.  

Занятие № 3

Организация рабочего места при работе с иголкой. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка.

Во время занятия физминутка и глазная гимнастика.

Занятие № 4

Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка.

Швы «Шов вперед иголку», «Шов строчка».

Во время занятия физминутка и глазная гимнастика.

Занятие № 5

Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка.

 «Петельный», «Стебельчатый», «Тамбурный».

Во время занятия физминутка и глазная гимнастика.

Занятие № 6, 7, 8, 9

Изготовление изделий по желанию детей с использованием ранее изученных швов (цветочный мотив, изображение животных, насекомых и т.д).

Во время занятия физминутка и глазная гимнастика.

Во время всех занятий особое внимание уделяется тому, чтобы дети не брали иголку в рот, не вкалывали в одежду, следить за размером нитки, пересчитывать иглы после занятий.  

Тема№3 Основы бисероплетения.

Занятие № 10

Знакомство с искусством бисероплетения, материалом (бисер, рубка, стеклярус и т.д.), историей бисера, техникой безопасности.

Инструктаж по технике безопасности: правила обустройства рабочего места; работа с иглами и другими инструментами; изготовление простой цепочки.

Во время занятия физминутка и глазная гимнастика.

Занятие № 11

Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы в течение 5 минут и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем. Изготовление простой цепочки на 2-х иголках, изготовление цепочки «Цветочки» (браслет).

Во время занятия физминутка и глазная гимнастика.

Занятие № 12

Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы в течение 5 минут.

Изготовление простой сетки «Восьмерка» (браслет)

Во время занятия физминутка и глазная гимнастика.

Занятие № 13

Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы в течение 5 минут.

Изготовление параллельного плетения

Во время занятия физминутка и глазная гимнастика.

Занятие №14

Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы в течение 5 минут.

Изготовление петельное плетение.

Во время занятия физминутка и глазная гимнастика.

Занятие №  15, 16, 17

Работа по схемам.

По желаю детей изготовление цветов или насекомых по изученным ранее плетениям: параллельное и петельное.

Во время занятия физминутка и глазная гимнастика.

Тема№4  Основы вязания крючком 

Занятие №18 

История возникновения техники вязания. Инструменты, пряжа.

Техника безопасности.

Положение рук во время работы.

Основные приемы вязания: начальная петля, воздушная петля

Во время занятия физминутка и глазная гимнастика.

Занятие №19 

Положение рук во время работы.

Основные приемы вязания крючком: образование начальной петли, воздушной петли - цепочки, вязание образцов соединительных петель,
Прибавление и убавление петель.

Во время занятия физминутка и глазная гимнастика.

Занятие №20

Положение рук во время работы.

Изучение схем и условных обозначений.

Зарисовка условных обозначений основных приемов вывязывания воздушных петель и столбиков.

Отработка приемов вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.

Во время занятия физминутка и глазная гимнастика.

Занятие №21

Учить читать условные обозначения, зарисовка схем в тетради.

Отработка приемов вязания: столбик  с накидом,  выполнение нескольких столбиков из одной петли.

Вязание цепочек.

Во время занятия физминутка и глазная гимнастика.

Занятие №22,

Отработка приемов вязания, узнанных ранее - вязание цепочек.

Составление панно из цепочек «Цветные мотивы».

Во время занятия физминутка и глазная гимнастика.

Занятие №23, 24, 25

Отработка приемов вязания, узнанных ранее.

Вязание изделий с применение различных видов вязания.

Выбор эскиза, модели.

Вывязывание образца по схеме.

Вязание «Ажурного цветка», «Плотный цветок», «Овальный цветок».

Во время занятия физминутка и глазная гимнастика.

Тема№5 Макраме

Занятие №26

Знакомство с искусством плетения – макраме, материалом (различные нити, инструменты и т.д.), историей макраме.

Инструктаж по технике безопасности: правила обустройства рабочего места; работа с булавками и другими инструментами.

Во время занятия физминутка и глазная гимнастика.

Занятие №27

Знакомство с наборным рядом (три способа)

Освоение одного из основных узоров макраме - простой узел, левый и правый узел.

Во время занятия физминутка и глазная гимнастика.

Занятие №28

Освоение одного из основных узоров макраме – репсовый узел и плоский.

Во время занятия физминутка и глазная гимнастика.

Занятие №29, 30, 31

Отработка приемов макраме, узнанных ранее.

Изготовление изделий с применение основных узоров макраме.

Выбор эскиза, модели.

Во время занятия физминутка и глазная гимнастика.

Тема № 6 Итоговое занятие

Занятие № 32

Заключительное занятие. Оценка выполненных изделий, конкурс «Мы умельцы». Организация выставки работ.

                       Методическое обеспечение программы

Методика выполнения программы  включает в себя следующие аспекты: методы и формы проведения занятия.

- словесные: устное изложение изучаемого материала (рассказ); анализ выполнения  предстоящей работы; беседа – диалог, из которого учащиеся получают дополнительные сведения об изучаемом предмете;

- наглядные: поэтапный показ педагогом процесса изготовления изделия; выполнение работы по образцу, схеме, просмотр журналов, фотографий и т.д.;

- практические творческие работы.

 При организации деятельности дошкольников в программе наиболее целесообразна  подгрупповая форма. Основной формой реализации программы являются практические занятия. 

         Чтобы иметь представление  об эффективности выполнения программы в процессе обучения, предлагается самостоятельная работа дома по образцу.


                      Список использованной литературы.

     

  1. Андреева И.А., Рукоделие. Популярная энциклопедия.- М., 1998 г.
  2. Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком. – М., 1984 г.
  3. Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера. – М., 2001г.
  4. Кузьмина М. Макраме. – М., 1994 г.
  5. Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком. – М., 2000 г.
  6. Полная иллюстрированная энциклопедия вышивки, АСТ, Астрель, Харвест, 2009 г.
  7. Тимченко Э. Энциклопедия бисерного рукоделия. – «Русич», 2007г.
    Федотова М.В. Цветы из бисера «Культура и традиции» 2005г.  
  8. Журналы «Ручная работа», «Валентина», «Чудесные мгновения», 2007-2013 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшей группы из цикла "Женские рукоделия" Тема занятия: "Вышивка"

Продолжать знакомить детей в мини-музее сада "Русская изба" с экспонатами музея, традицией совместного труда девушек на посиделках. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к рукоделиям....

Памятка для родителей: «Введение в искусство рукоделия».

В старину, когда рождалась девочка, ей дарили маленькую прялку. В 10 лет она получала большую прялку и вместе с ней задание – напрясть ниток и соткать половинки. В 16 лет девочки изготавливали с...

Практический материал по рукоделью

Данный материал поможет детям и взрослым изготовить мягкую игрушку своими руками....

Презентация "Семейное хобби - рукоделие (шитьё и вязание)"

Совместое участие в конкурсе "Семейное хобби"дете, родителей и воспитателей....

Проект Семейное хобби «Рукоделие»

Знакомство детей с термином рукоделие, с техникой вязания и шитья, с орудиями труда (иголка, спицы, крючок, швейная машинка).Семьи подготовили небольшие презентации в номинации «Семейное хобби» ...

Изготовление «Кормушка для птиц» Конкурс «Золотое рукоделие - 2012» Раздел «Творчество педагогов» Номинация «Чудеса природы»

Зима – время для того, чтобы помочь нашим пернатым друзьям с пропитанием. Если с детства ребенок будет видеть теплое отношение к птицам от взрослых людей, в особенности, от их родителе...

Проектная деятельность Тема: «Наше рукоделие».

Актуальность и необходимость создания подобной программы обусловлена потребностью воспитания всесторонне развитой личности, осознание ребенком собственной индивидуальности, его самореализации.За...