План работы кружка по ручному труду: «Волшебная мастерская» (подготовительная группа).
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Хуснутдинова Гулия Хайдаровна

Ручной труд как средство развития творческих способностей детей.

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Дети от природы наделены яркими способностями. Однако,  к сожалению,   мы не всегда уделяем достаточного  внимания развитию способностей у наших детей. В связи с этими возникла проблема освоения творческой деятельности детей. Детство – чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Показатель детского творчества – это самостоятельное решение собственных возможностей в освоении мира. Это сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.

Специфика бытия человека такова, что в основе его развития лежит саморазвитие, в основе воспитания - самовоспитание, в основе сознания -  самосознание. И все эти «само», конечно,  немыслимы без творческой активности, которые развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью  ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Правильно организованный ручной труд в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок формируется система специальных навыков и умений.

 Уровень развития мелкой моторики – один из важных показателей интеллектуальности детей к школе и самостоятельной жизни.  Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь. Считаю, что работа по ручному труду является важной и значимой для воспитанников  детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnoe_planirovanie_po_kruzhku.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 395 комбинированного вида»

Московского района г. Казани

План работы кружка по ручному труду:

«Волшебная мастерская»

Составила: воспитатель МАДОУ № 395

Хуснутдинова Гулия Хайдаровна

2013 – 14  гг

Пояснительная записка.

                                               Истоки творческих способностей  и

                                             дарований детей - на кончиках их пальцев.

                                                            (В. А. Сухомлинский)

Ручной труд как средство развития творческих способностей детей.

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Дети от природы наделены яркими способностями. Однако,  к сожалению,   мы не всегда уделяем достаточного  внимания развитию способностей у наших детей. В связи с этими возникла проблема освоения творческой деятельности детей. Детство – чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Показатель детского творчества – это самостоятельное решение собственных возможностей в освоении мира. Это сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.

Специфика бытия человека такова, что в основе его развития лежит саморазвитие, в основе воспитания - самовоспитание, в основе сознания -  самосознание. И все эти «само», конечно,  немыслимы без творческой активности, которые развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью  ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Правильно организованный ручной труд в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок формируется система специальных навыков и умений.

         Уровень развития мелкой моторики – один из важных показателей интеллектуальности детей к школе и самостоятельной жизни.  Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь. Считаю, что работа по ручному труду является важной и значимой для воспитанников  детского сада.

Перспективное планирование

Октябрь.

Тема

Программное содержание

1

«Стрекоза» (из природного материала)

Учить детей делать игрушки по образцу, использовать для соединения частей игрушки пластилин. Формировать интерес к данному виду труда, развивать воображение. Соблюдать правила работы с пластилином и аккуратно обращаться с природным материалом.

2

«Георгины» (объемная аппликация)

Учить детей составлять цветок из отдельных лепестков, аккуратно сгибая их по центру вдоль, наклеивать намазывая клеем только ровный край лепесточка. Катать шарики из салфетки, аккуратно наклеивать их в середину цветочка. Приклеивать свой цветок в общий букет так, что бы он не загораживал цветы других детей.

3

«Магазин игрушек» (из бумаги и картона)

Учить детей мастерить игрушки из бумаги. Закреплять умение складывать прямоугольный лист бумаги пополам, сглаживать линии сгиба, вырезать заготовку по контуру. Развивать творческие способности при оформлении поделки. Соблюдать правила работы с ножницами.

4

«Грибочки» (аппликация, выполненная торцом бумаги)

Учить детей скручивать готовые полосочки бумаги в рулончик. Готовые рулончики наклеивать на нарисованную форму гриба.

5

«Осенняя пора» (коллективная аппликация из листьев)

Предложить детям сделать картину из листьев. Каждому ребенку предложить выбрать, что он хочет сделать (показать картинки, образцы), учить аккуратно приклеивать листики в правильной последовательности. Учить красиво располагать готовые аппликации на ватмане.

6

«Бабочка» (из природного материала)

Учить соизмерять части игрушек при её изготовлении. Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом. Развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой. Продолжать учить анализу процесса работы. Развивать умение использовать в работе различные природные материалы, соблюдая при этом технику безопасности.

7

«Зверушки» (поделки из природного материала)

Предложить детям изготовить зверушек из природного материала. Учить детей самостоятельно составлять зверей: туловище-шишка, голова-каштан и подобное. Предложить самим придумать и изготовить зверушку, (возможен показ образца или картинок). Использовать для соединения деталей пластилин.

8

«Жираф» (аппликация с использованием крашенного песка)

Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок песком соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении.

Ноябрь.

Тема

Программное содержание

1

«Коробочка».

(из бумаги и картона)

Учить детей работать по готовой выкройке, аккуратно надрезая и склеивая её. Развивать умение складывать части выкройки по линиям сгиба. Воспитывать внимательное отношение к товарищам. Закреплять умение осторожно обращаться с ножницами.

2

«Бабочка» (мозаичная аппликация из бросового материала)

Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно разрезать остатки самоклеющейся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1 см. Наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненной педагогом.

3

«Зверушки из шишек»

Ознакомить с техникой работы. Предложить самим придумать и изготовить зверушку, (возможен показ образца или картинок). Использовать для соединения деталей пластилин.

4

«Золотая осень» (мозаичная аппликация из пластилина)

Учить детей самостоятельно выполнять работу, отщипывать маленькие кусочки пластилина и наклеивать их на форму, приготовленную педагогом.

5

«Гусеница» (Аппликация с использованием крашенного песка)

Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок песком соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении, создавать композицию. Развивать фантазию.

6

7

 

«Собака» (объемная фигурка и бумаги)

«Корзиночка» (из бумаги и картона)

Учить вырезать из бумаги различные фигуры, склеивать из них различные детали фигуры. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным.

Закреплять  у детей умение работать по выкройке (делать квадратную коробочку). Развивать умение аккуратно делать по выкройке надрезы и склеивать стороны. Воспитывать самостоятельность, инициативу. Формировать внимательное отношение к товарищам.

8

«Зверушки из фисташек»

Ознакомить с техникой работы. Предложить самим придумать и изготовить зверушку, (возможен показ образца или картинок). Использовать для соединения деталей пластилин.

Декабрь

Тема

Программное содержание

1

«Заяц-хваста»

(из природного материала)

Учить детей для изготовления поделки использовать в работе еловые шишки. Формировать умение составлять коллективную композицию по сюжету сказки. Развивать желание использовать в работе различный природный материал. Закреплять навык аккуратной работы с природным материалом.

2

«Сказочный домик».

(из бумаги и картона)

Учить делать новую игрушку, передавая в ней сказочный образ (избушка на курьих ножках, и т.д.). Закреплять полученные ранее умения работы с бумагой. Развивать фантазию, творческие способности детей. Формировать умение держать правильную осанку во время работы, заботиться о здоровье окружающих.

3

«Черепашка» (аппликация с использованием чайной заварки)

Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок заварки. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении, создавать композицию.

4

«Елочка»  (мозаичная лепка из пластилина)

Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне, контролировать совпадение цветов рисунка и пластилина.

5

«Фонарик трехсторонний» (из бумаги и картона)

Учить делать игрушку приёмом склеивания выкройки. Развивать воображение детей. Закреплять умение складывать бумагу в определённой последовательности и тщательно проглаживать линии сгиба, аккуратно вырезать украшения для изделия. Соблюдать технику безопасности при работе с ножницами.

6

«Символ года» (аппликация из резаных ниток)

Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

7

Открытка «Веселые хороводы» (аппликация)

Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.

8

«Открытка» (бисерография)

Учить украшать свою открытку бисером и пайетками. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки.

Январь

Тема

Программное содержание

1

«Домик из баночек от йогурта»

(из использованных материалов)

Учить детей использовать на занятии различный бросовый материал. Развивать фантазию, воображение, творческие способности. Закреплять интерес к изготовлению необычных поделок. Формировать умение аккуратно изготавливать поделку, соблюдая технику безопасности.

2

«Волшебные снежинки» (лепка из соленого теста, украшение из бисера)

Учит детей изготавливать снежинку их четырех тонких колбасок, пересекающихся в центре. Развивать фантазию в украшении снежинок бисером.

3

«Вагон» (из использованных материалов)

Учить детей обклеивать готовые коробочки цветной бумагой, предварительно сделав выкройку. Развивать внимательность, аккуратность, умение выполнять поделку в определённой последовательности. Закреплять приобретённые ранее навыки работы с бумагой, осторожное обращение с ножницами.

4

«Киска» (объемная фигурка и бумаги)

Учить вырезать из бумаги различные фигуры, склеивать из них различные детали фигуры. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным.

Февраль

Тема

Программное содержание

1

«Фрукты»

(игрушки из поролона)

Учить детей из квадратов поролона изготавливать различных форм фрукты путём срезания углов и граней. Воспитывать интерес к изготовлению поделок из различных материалов. Развивать воображение, мышление, фантазию. Закреплять умение соблюдать технику безопасности при работе с ножницами.

2

«Карусель» (из бумаги и картона)

Познакомить детей с новым видом материала – картоном, учить работать с ним. Закрепить умение аккуратно и последовательно изготавливать поделку. Развивать творческие способности. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.

3

«Барашек» (аппликация, выполненная торцом бумаги)

Учить детей скручивать готовые полосочки бумаги в рулончик. Готовые рулончики наклеивать на нарисованную форму барашка.

4

«Валентинки» (аппликация из салфеток)

Учить детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать не большой участок формы клеем и приклеивать шарики из салфеток.

5

«Игрушки» (из бумаги и картона)

Учить детей изготавливать игрушки из конусов. Формировать умение пользоваться рисунками в качестве образцов. Совершенствовать умение украшать игрушки  самостоятельно изготовленными деталями. Закреплять умение проводить анализ готовой игрушки. Развивать навык аккуратной работы с ножницами, принадлежностями для клея.

6

«Домик» (мозаичная лепка из пластилина)

Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне, контролировать совпадение цветов рисунка и пластилина.

7

«Солдатская пилотка» (конструирование)

продолжать учить детей складывать бумагу прямоугольной формы в разных направлениях; освоить геометрические понятия: треугольник, прямоугольник, квадрат, угол, горизонтальная и вертикальная линяя; развивать внимание, память и пространственное воображение; закреплять знание о Российской армии; воспитывать любовь к Родине.

8

«Вазочка» (поделка Папье – маше)

Продолжать знакомить детей с новым видом ручного труда. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги, обмакивая их в воду, приклеивать на форму (баночка.) Учить аккуратно, раскрашивать подсохшее изделие гуашью.

Март.

Тема

Программное содержание

1

«Подарок для мамы» (настенная игрушка из поролона)

Продолжать учить детей изготавливать игрушки из поролона. Развивать у детей фантазию, умение сочетать различные виды материалов. Воспитывать интерес к изготовлению необычных поделок. Закреплять умение поддерживать правильную осанку во время работы.

2

«Весеннее солнышко» (аппликация с использованием крашенного песка)

Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок песком соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении, создавать композицию.

3

«Мышонок»

(из бумаги и картона)

Учить детей изготавливать игрушки из конуса. Развивать у детей умение украшать игрушку различными фигурками. Закреплять навык изготовления деталей по шаблону. Формировать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

4

«Цветок» (лепка из соленого теста)

Учит детей изготавливать цветок их шести тонких колбасок, пересекающихся в центре. Развивать фантазию в украшении цветов бисером.

5

«Черепаха» (из природного материала)

При изготовлении черепахи дети выбирают природный материал необходимой формы и размера, дополняют его мелкими деталями из пластилина, учатся переносить умения работы с одним видом природного материала (скорлупа грецкого ореха) на другой (шишки, кожура апельсина).  Изготовление поделки развивает у детей наблюдательность и самостоятельность.

6

«Первые цветы» (аппликация)

Учить детей самостоятельно вырезать лепесточки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок.

7

«Ёжик» (из природного материала)

На занятии дети продолжают учиться мастерить поделку, одна часть которой выполнена из природного материала, а другая из пластилина. Оформление изделия дополнительными деталями (яблоки, листок, грибы) положительно скажется на развитии творческих способностей детей.

8

«Зайчик» (аппликация из тканей)

Учить детей вырезать кружочки и овалы из квадратов, аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя фигуру зайчика.

Апрель

Тема

Программное содержание

1

«Игрушки»

(из поролона)

Учить детей из квадратов поролона изготавливать различных форм фрукты путём срезания углов и граней. Воспитывать интерес к изготовлению поделок из различных материалов. Развивать воображение, мышление, фантазию. Закреплять умение соблюдать технику безопасности при работе с ножницами.

2

«Обитатели морей и океанов» (лепка из пластилина и природный материал)

На этом занятии дети учатся не только выполнять различные поделки, но и осуществлять выбор содержания работы и природного материала для создания наиболее выразительного образа. Анализ поделок позволит детям реально оценить свою работу.

3

«Чебурашка».

(из бумаги и картона)

Учить делать поделки из бумажных цилиндров. Формировать умение самостоятельно изготавливать некоторые детали игрушки. Закреплять умение анализировать поделки. Развивать творческие способности. Совершенствовать умение поддерживать правильную осанку во время занятия.

4

«Цветы» (мозаичная лепка из пластилина)

Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне, контролировать совпадение цветов рисунка и пластилина.

5

«Лягушка» (оригами)

Учить аккуратно складывать лист бумаги по диагонали, вдоль и поперек. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным

6

«Поздравительная открытка»

Продолжить учить украшать свою открытку бисером и пайетками. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки.

7

«Пасхальные яйца» (лепка из соленого теста)

Учить тонко расплющивать тесто, закатывать в него форму от шоколадного яйца. Катать между ладошками, придавая форму яйца.

8

«Утята» (аппликация из резаных ниток)

Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

Май

Тема

Программное содержание

1

«Панно»

(из природного материала)

Учить детей в процессе работы сочетать в композицию различные природные материалы. Закреплять умение аккуратно обращаться с данным материалом. Развивать фантазию, воображение, творческое мышление. Продолжать формировать умение безопасного обращения с ножницами и принадлежностями для клея.

2

«Игрушки-забавы»

(из бумаги и картона)

Учить складывать квадратную форму по диагонали, чётко совмещая стороны и углы. Развивать глазомер, аналитическое мышление, память. Воспитывать у детей чувство заботы о младших, желание доставить им радость. Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами.                              

3

«Золотая рыбка» (мозаика из пластилина)

Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне, контролировать совпадение цветов рисунка и пластилина.

4

«Вертушка» (оригами)

Учить аккуратно складывать лист бумаги по диагонали, вдоль и поперек. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным.

5

«Звери из картона» (конструирование)

Учить детей отрезать от листа картона неширокие полосочки, склеивать эти полосочки в кольца. Самостоятельно моделировать зверушку по своему усмотрению.

6

«Львенок» (аппликация из резаных ниток)

Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

7

«Смелый крабик» (поделка из природного материала)

Крабика дети выполняют из ракушки или скорлупы грецкого ореха, для мелких деталей используют пластилин, семечки арбуза и другой природный материал.

8

«Сказочные лесные жители» (поделка из природного материала)

Создание на занятии из природного материала сказочных образов лесных жителей положительно скажется на развитии творческих и конструктивных способностей детей. Создавая сказочный персонаж, ребенок вынужден соотносить форму и размер природного материала с деталями будущей поделки, ориентироваться в пространственном расположении частей изделия, самостоятельно планировать свою деятельность и находить наиболее выразительные варианты оформления поделки мелкими деталями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка "Умелые ручки" для 2 младшей-средней группы

Детям очень нравится создавать своими руками интересные поделки, аппликации.  Благодаря этому у них создаётся радостное настроение, появляются навыки работы с различными материалами, развивается ...

Перспективный план работы кружка по ручному труду «Мастерилка». Младший дошкольный возраст.

Цель кружка: способствовать развитию творческой активности, трудовых навыков, художественного вкуса, помочь детям проявить свои творческие способности в различных видах художественной деятельности....

Рабочая программа кружка по ручному труду " Волшебный мир оригами"

Цель программы - Развитие творческих способностей детей в процессе занятий техникой оригами....

План работы кружка по театрализованной деятельности для средней сколиозной группы.

Театрализованная деятельность позволяет формировать у детей опыт социальных навыков потому что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, д...

Программа кружка по ручному труду «Волшебная иголочка».

Актуальность ручной вышивки, как вида декоративно-прикладного творчества состоит в том, что техника шитья позволяет не только развивать эстетические и художественные вкусы детей, но также мелкую мотор...

Перспективный план работы кружка по ручному труду «Чудесная мастерская» с детьми старшего возраста 2022

               Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способ...