Изготовление с детьми поделок по типу оригами
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду на тему

Никишкина Елена Петровна

«Сложенная бумага» – именно так переводится это диковинное слово. Предполагают, что изготовление красочных фигурок в далекой древности не было только забавой и увлечением, а  являлось священным ритуальным  действием, связанным с ритуальным культом «многоликой» и «тысячерукой» богини милосердия Каннон. Фигурками украшали статую, чтобы задобрить богиню, попросить у нее покровительства.     

                                                           

       Утратив со временем свое религиозное предназначение, оригами стало украшением японского быта, народных праздников, карнавальных шествий.          

 

       Изготовление красочных поделок из бумаги приёмами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для дошкольников.

 

       Разработка тонких, точных движений моторики пальцев необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом: деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.

                                                                                                                                                                                                                                      

       Бумага – доступный для  ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании.

 

       Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, аккуратности, умении бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 5 «Колокольчик»

города Белёва Тульской области

Семинар-практикум по теме

«Изготовление с детьми поделок по типу оригами»

                                           

 Воспитатель Никишкина Е.П.

г. Белёв

2014 год

  1. ИЗ ИСТОРИИ ОРИГАМИ

       Оригами как способ создания из бумаги разнообразных поделок зародилась в Японии  более тысячи лет назад, но об истории этого исскуства почти ничего не  известно.

       «Сложенная бумага» – именно так переводится это диковинное слово. Предполагают, что изготовление красочных фигурок в далекой древности не было только забавой и увлечением, а  являлось священным ритуальным  действием, связанным с ритуальным культом «многоликой» и «тысячерукой» богини милосердия Каннон. Фигурками украшали статую, чтобы задобрить богиню, попросить у нее покровительства.      

                                                           

       Утратив со временем свое религиозное предназначение, оригами стало украшением японского быта, народных праздников, карнавальных шествий.          

       Изготовление красочных поделок из бумаги приёмами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для дошкольников.

       Разработка тонких, точных движений моторики пальцев необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом: деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.

                                                                                                                                                                                                                                       

       Бумага – доступный для  ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании.

       Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, аккуратности, умении бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций.

  1. ИЗ ИСТОРИИ БУМАГИ

       Бумага для нас является привычным материалом, с которым мы сталкиваемся буквально на каждом шагу. Редко кто задумывается о том, что бумага – необыкновенное изобретение человека, одно из важнейших и величайших его завоеваний.        

       С момента своего рождения бумага стала активным средством общения между людьми, приобщения их к знаниям, культуре. Недаром ее называют «источником мудрости», так как она помогает сберечь для будущих поколений огромное наследие прошлого и настоящего.

       Бумага  возникла в результате многовековых поисков материала для закрепления мыслей, чувств, отношений.

       Человек всегда стремился поведать о себе, вначале высекая загадочные рисунки и знаки на скалах, гранитных глыбах, стенах пещер. Позднее на смену камню пришли глиняные таблички.

       Человек не перестал искать все более легкие и прочные материалы для письма, так появились деревянные дощечки, берестяные грамоты.

       В древнем Египте широко использовался папирус, который в изобилии произрастал на мелководных участках озер и рек.

       Соперником папируса стал пергамент, тонкий и прочный материал. На Руси пергамент стал выделяться в XY веке для государственных грамот,  cводов законов и особо ценных книг.

        Пергамент –  прочный, эластичный, долговечный, но очень дорогостоящий материал,  прослужив людям на протяжении столетий, уступил дорогу только бумаге.                                                                                                                                                        

       Бумага была впервые получена в XI веке в Китае. Китайцы долго держали  в секрете рецепт получения бумаги, чтобы сохранить монополию на ее изготовление и обеспечить рынки сбыта за границей.

        В Европе бумага стала производиться с  XII векf сначала в Италии, а затем во Франции, Англии, Голландии и Германии. Россия ввозила бумагу из Франции и Голландии, потому что первая бумажная мельница была  построена лишь в XYI веке в 30-ти километрах от Москвы, но просуществовала всего  2-3 года, а потом сгорела.

       Несколько крупных бумажных мельниц, построенных по  европейским образцам, появилась при Петре 1. Ко второй половине XYIII века в России работало 20 крупных бумажных фабрик, а к концу 1825 году их стало 88. С 1861 по 1900 год производство бумаги в России  увеличилось в 5 раз. Это связано с тем, что уже появились бумагоделательные машины и начиная с 1812 года по решению правительства полностью прекратился ввоз бумаги из-за границы.

       В настоящее время бумага стала универсальным материалом, который все чаще используют не только для  издания книг, журналов, газет, изобразительной продукции, но и в промышленности, строительстве,  электротехнике и радиотехнике, медицине и т.д.

  1. ПРИЕМ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДЕЛОК ПО ТИПУ ОРИГАМИ

       Большинство игрушек создают из цветной бумаги квадратной или прямоугольной формы, применяя в определенной последовательности формы, способы и приемы сгибания заготовки.

       Основные приемы, с которыми встретятся дети, заключаются в следующем:

       1) При складывании сначала бумагу перегибают на столе от себя ровно пополам (поперек или по диагонали) так, чтобы совпали точно углы и стороны противоположных частей заготовки.

       2) Затем сгиб проглаживают ребром ладони, а потом ногтем большого пальца правой  рукой от середины к краям с одной и другой стороны, придерживая бумагу левой рукой.

       Полученная заготовка служит основой для дальнейшего сгибания бумаги.

       Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам по горизонтали или по вертикали.

       3)  После освоения этого приёма детей учат делить квадрат по диагонали и складывать стороны от одного угла к центральному сгибу. Их можно сложить попеременно, т.е. сначала одну сторону, а потом к ней подровнять другую или же одновременно, взяв обеими руками и согнуть к середине от угла. В любом случае необходимо закрепить приёмы правильного сгибания.

       4) При изготовлении поделок часто встречается приём сгибания бумаги к средней линии верхних углов квадрата или прямоугольника, а затем и противоположных сторон с острым углом внизу.

       5) Приём сгибания складкой – сгибать квадрат пополам, соединяя противоположные концы, чтобы образовать форму треугольника с обеих сторон.

       6) Затем детей обучают перегибать заготовки пополам, соединяя противоположные концы, чтобы образовать форму треугольника с обеих сторон.

       7) Значительных усилий требует от детей приём складывания из квадрата заготовки с расходящимися концами. Здесь складывание начинают с исходной заготовки в виде вложенных друг в друга квадратов, сгибая ее пополам по горизонтали и вертикали: от нижнего открытого угла сгибают к середине обе стороны сначала с наружной, а потом и с противоположной части. Затем эти сложенные линии разворачивают и заправляют по сгибу вовнутрь. Так получают ромбовидную фигуру с раздвижными частями.

       Образность изготовляемых игрушек, использование различных приёмов складывания и сгибания, применение цветной бумаги делают процесс выполнения такой работы увлекательным и полезным занятием для каждого ребёнка.

Используемая литература

1. Афонькин С. Ю.,  Афонькина Е. Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. – СПБ.: Химия, 1994.

2. Афонькин С. Ю.,  Афонькина Е.Ю.  Оригами в вашем доме. – М.: Легпромбытиздат, 1994.

3. Афонькин С. Ю.,  Афонькина Е.Ю.  Оригами. Зоопарк в кармане. –  СПБ.: Химия, 1994.

4. Афонькин С.Ю.,  Афонькина Е.Ю. Рождественское оригами. – М.: Аким, 1994.

5. Афонькин С.Ю.,  Афонькина Е.Ю.  Собаки и коты – бумажные хвосты. – СПБ.:  Химия, 1995.

6. Афонькин С.Ю.,  Афонькина Е.Ю. Оригами на праздничном столе. – М: Аким, 1995.

7. Афонькин С.Ю.,  Афонькина Е.Ю.  Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким, 1995.

8.Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение,1992.

9. Игрушки из бумаги. – СПБ.: Издательство Дельта, 1996.

10. Коротеев И.А. Оригами для малышей. – М.: Просвещение, АО: Учебная литература:, 1996.

11. Коротеев И.А. Как долететь до оригами. –  М.: Детское издательство: Два жирафа, 1996.

12. Соколова С.В. Игрушки-оригамушки.Ч.1.-СПБ.: Химия,1997.

13. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Коротеев И.А. Ярославль: ООО: Академия развития, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изготовление с детьми поделок из старых коробочек

Выбрасывая пустые коробочки их под соков, йогуртов, спичечных коробков, мы и не представляем, что им можно дать вторую жизнь в виде смешных поросят, забавных котят и т.д....

НОД по изготовлению поделок из бумаги по типу «оригами» Тема: Пруд.

НОД по изготовлению поделок из бумаги по типу «оригами»Тема: Пруд.Программное содержание:Средняя группа: развивать способность сгибать квадратный лист бумаги пополам, соединяя углы и стороны; разрезат...

НОД по изготовлению поделок из бумаги по типу «оригами»

НОД по изготовлению поделок из бумаги по типу «оригами»Тема: Гостевой деньЦель: Вызвать желание участвовать в совместной деятельности;Задачи:1.воспитательные – воспитывать доброжелательность, взаимопо...

Изготовление поделок по типу Оригами

laquo;Сложенная бумага» – именно так переводится это диковинное слово. Предполагают, что изготовление красочных фигурок в далекой древности не было только забавой и увлечением, а  яв...

Конспект - открытка по изготовлению работы по типу оригами тема работы "Лягушка"

1 Образовательные задачи.Формирование конструктивных и технических навыков. Развитие трудовых умений. Знакомство с планированием трудового процесса. Правильное оформление работы.2.Развивающие задачи.Р...

Конспект образовательной деятельности по конструированию из бумаги на тему:« Изготовление лягушки по типу оригами».

Цель: - формировать умение детей поэтапно складывать лягушку из бумаги, объяснить, насколько полезны и нужны в природе лягушки. - обратить внимание на внешний вид, строение лягушки...

Конспект мастер-класса по «Оригами» на тему:« Изготовление лягушки по типу оригами».

МБДОУ Кизненрский детский сад № 2       Конспектмастер-класса по «Оригами»на тему:« Изготовление лягушки по типу оригами». Павлова...