Главные вкладки

    "Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша во второй младшей группе"
    материал по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему

    Занимательные игры с палочками Кюизенера: "Чудесный мешочек", дидактическая игра "Найди мне", " К нам гости пришли", "Кто быстрее", игра "Отгадай загадку, выбери отгатку".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_praktikum.docx23.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум

     «Занимательные игры с палочками Кюизенера»

    Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставят в тупик взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть, причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной  ситуацией.

    Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогут игры-исследования, к которым относятся счетные палочки Кюизенера.

    Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.

    Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

    Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком.

    В состав комплекта входят:

    белая - число 1 - 25 штук,

    розовая - число 2 - 20 штук,

    голубая – число 3 - 16 штук,

    красная – число 4 - 12 штук,

    жёлтая – число 5 - 10 штук,

    фиолетовая – число 6 - 9 штук,

    чёрная – число 7 - 8 штук,

    бордовая – число 8 - 7 штук,

    синяя – число 9 - 5 штук,

    оранжевая – число 10 - 4 штук.

    На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.

    На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

    Задачи:

    • развивать общую и мелкую моторику ,внимание, образное логическое мышление, память, речь;
    • формировать умение соотносить предметы по цвету, размеру.
    • продолжать учить различать один и много предметов;
    • упражнять  детей в ориентировке в пространстве;
    • закреплять понятия «высокий», «низкий», «короткий», «длинный»;
    • расширять знания об основных цветах, форме, величине предметов.

    «Чудесный мешочек»

    Цель игры :В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.

    Необходимый инвентарь для игры:

       Непрозрачный мешок. Для малышей его рекомендуется сшить из ярких тканей (чтобы увеличить интерес к происходящему), а для более старших детей – из темной.

       Предметы. Блоки Дьенеша

    Описание игры «Чудесный мешочек»

    Смысл игры очень прост: необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько. Например: Достань из мешочка круглый предмет. Ребенок достает и описывает предмет.

    Дидактическая игра «Найди мне»

    Цель игры: закрепить знания детей о форме, цвете, свойстве предмета.

    Материал: блоки Дьенеша, прозрачная коробка.

    Описание игры: воспитатель дает указание ребенку достать из коробки что-то например круглое и синее. Ребенок находит данный предмет и подтверждает свой выбор.

    Дидактическая игра «К нам гости пришли»

    (II младшая группа)

    Цель: развитие умений разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не». Развивать логическое мышление, внимание. Называть цвет, форму, размер, толщину.

    Материал:

    - логические блоки;

    - игрушки: волк, лиса, заяц, медведь, еж;

    - карточки - свойства.

    Ход игры:

    ( В игре принимает участие подгруппа из 5 детей)

    Под музыку перед детьми расставляют игрушки( волк, лиса, заяц, медведь, еж).

    Ребята, к нам гости пришли! (дети рассматривают сказочных героев, выбирают себе одну игрушку).Зверюшки принесли с собой красивые фигуры, но они не умеют с ними играть. Давайте ребята поможем зверюшкам. Надо разделить фигуры чтобы:

    ·  У волка оказались все круглые, синие;

    ·  у лисы -квадратные, красные;

    ·  зайца- прямоугольные, желтые;

    ·  медведя - синие, прямоугольные;

    ·  ежа - синие, круглые.

    (рядом с игрушками можно положить карточки-свойства –чтобы дети легче запомнили правило).

    После практического решения дети называют, какие фигуры у зверей.

    А теперь посмотрим, какие фигуры остались (дети перечисляют). --Поменяемся зверюшками и слушаем другое задание. Выберите фигуры для:

    волка - не толстые;

    лисы - не тонкие;

    зайца - не треугольные;

    медведя - не квадратные;

    ежа - не маленькие;

    ( положить карточки- свойства)

    После выполнения, дети объясняют, что они выбрали, почему. В конце игры - танец со зверушками.

    - Молодцы ребята, научили мы зверюшек играть с фигурами. Дети прощаются с героями.

    Дидактическая игра « Кто быстрее?»

    (II мл и ср. гр.)

    Цель: познакомить детей со свойствами логических блоков в игровой форме. Развивать умения выявлять в предметах и называть цвет, форму, размер, толщину.

    Материал:

    ·  логические блоки

    ·  3 корзинки

    ·  Петрушка

    Ход игры:

    Логические блоки рассыпать на ковре. Для детей выставляются корзинки, дети под музыку выбирают:

    1.  1 корзинка - все желтые фигуры;

    2 корзинка - все красные;

    3 корзинка - все синие;

    После выбора рассказывают Петрушке, какого цвета у них фигуры.

    2.  1.корзинка-все квадратные;

    2.корзинка - все круглые;

    3.корзинка - все прямоугольные;

    -Назови какие фигуры ты собрал? (дети рассказывают Петрушке)

    3.  1.корзинка - все тонкие;

    2.корзинка - все толстые;

    3.корзинка - все маленькие.

    «Угадай чего не стало?»

    (с блоками Дьенеша 2мл., ср. гр)

    Цель:

    *Развивать умение называть свойства( цвет, форму, толщину, размер) фигур, внимание.

    Материал:

    - игрушка - собачка;

    - логические блоки;

    Х ОД ИГРЫ:

    Пришел пес Пушок, хочет поиграть с детьми, принес фигуры, выкладывает на столе вместе с детьми рассматривает, вместе решают какая эта фигура, какая она цветом.

    Затем выставляются 5 фигур, Пушок просит детей закрыть глаза, убирает одну фигуру. Дети отгадывают к(акая фигура потерялась. Затем 6 и 7 фигур разного цвета, формы, толщины.

    Игра:

    «Отгадай загадку, выбери отгадку».

    Цель:- Упражнять в различении цвета;

    - Развивать умение работать со схемой;

    накладывать палочки на изображение;

    - Развивать логическое мышление, речь.

    Развивающая игра:- наборы палочек Кюизенера;

    - схемы (мышки, котенка, лягушки, зайчика, утенка, курочки, рыбки, собачки );

    - шарики с загадками этих животных.

    Ход игры:

    Воспитатель предлагает выбрать пласт. Шарик( который легко открывается), в шариках находятся загадки. Воспитатель читает загадку, ребенок отгадывает и выбирает отгадку - схему( схемы разложены на столе).С помощью палочек Кюнзенера выкладывает рисунок по схеме. Называя цвет палочек. Ребенку, который быстро справился, можно предложить еще один шарик.

     Дети сами загадывают загадки и выкладывают отгадку без схемы.

    Дети выкладывают с помощью палочек Кюизенера какой-либо рисунок, нужно придумать загадку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект занятия с палочками Кьюзенера и блоками Дьениша во второй младшей группе, приуроченной Дню защитника Отечества.

    Занятие сложноватое, но если есть предварительная подготовка, дети хорошо с этим справляются....

    Кружковая деятельность "Математический Знайка" с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша

    Для современной образовательной системы проблема умственного развития чрезвычайно важна и актуальна. По прогнозам ученых третье тысячелетие ознаменовано информационной революцией. Знающие, активные и ...

    Открытое занятие в старшей группе по ФЭМП с элементами ТРИЗ, использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша

    Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе«Путешествие в страну Математики» с  использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....

    Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в работе с детьми младшего дошкольного возраста

    Планы-сценарии занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера...

    Занятие по математике в средней группе с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.

    Тема: «Путешествие в волшебную страну Математики». Программные задачи: продолжать формировать у детей представления о числах и цифрах в пределах 5 и умения устанавливать взаимоотношен...

    Конспект ОД во второй младшей группе с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша «Красная шапочка на новый лад».

    Задачи: • Расширять знания об основных цветах, форме, величине предметов. • Формировать умение соотносить предметы по цвету, размеру. • Развивать общую и мелкую моторику, образное логическое мышлен...