Открытое занятие по математике в средней группе "Путешествие в волшебный лес" ( с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша )
методическая разработка по математике (средняя группа)

Демышева Наталья Ивановна

Программные задачи: продолжать формировать у детей представления о числах, цифрах, составе числа в пределах 5 и умения устанавливать взаимоотношения между ними с помощью палочек Кюизенера; закреплять порядковый счет, дни недели; уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине;

Учить детей зрительно воспринимать и понимать алгоритм, умения выполнять задания по картинкам-схемам;

Развивать логическое мышление, внимание, доказательную форму речи.

Материал: наборы цветных палочек Кюизенера ; загадки; блоки Дьенеша; карточки с изображением свойств фигур; цифры 1 ,2 ,3, 4 ,5 - на каждого ребенка; изображения животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе на тему: «Путешествие в Волшебный лес» (с использованием блоков Дьеныша  и палочек Кюизенера)

Составил воспитатель  первой категории Демышева Н.И.

Программные задачи: продолжать формировать у детей представления о числах, цифрах, составе числа в пределах 5 и умения устанавливать взаимоотношения между ними с помощью палочек Кюизенера; закреплять порядковый счет, дни недели; уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине;

Учить детей зрительно воспринимать и понимать алгоритм, умения выполнять задания по картинкам-схемам;

Развивать логическое мышление, внимание, доказательную форму речи.

Материал: наборы цветных палочек Кюизенера ; загадки; блоки Дьенеша; карточки с изображением свойств фигур; цифры 1 ,2 ,3, 4 ,5 - на каждого ребенка; изображения животных.

                                         Ход занятия:

Воспитатель: Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро!

Воспитатель: Давайте скажем «Доброе утро друг другу  и улыбнемся» (дети говорят друг другу: «Доброе утро!»)

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (Ответы детей) Тогда давайте скажем волшебные слова и отправимся в волшебный лес:

Два раза хлопни,

Три раза топни,

Вокруг себя обернись,

И в волшебном лесу очутись.

Воспитатель: Вот и волшебный лес, полный заданий и чудес.

- Вот стоит красивый дом,

И живёт Неделя в нём.

Дней в неделе ровно семь-

Знать об этом надо всем!

Братья – гномы здесь живут,

Дружно песенки поют.

И, рассказывая сказки,

Каждый день меняют краски…

Вот неделя началась,

За работу принялась…

Дидактические игры: «Живая неделя», «Назови соседей»

( с помощью «Волшебного мешочка» в котором будут лежать 7 цветных палочек Кюизенера).
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, сопоставлять каждый день недели с определенным цветом; называть «соседей» дня недели.
Материал: мешочек, 7 цветных палочек Кюизенера.
Ход: Дети в шапочках гномиков из мешочка берут по одной цветной палочке Кюизинера.
По команде раз, два, три – неделю собери выстраивают дни недели:
Белая маленькая палочка – это понедельник;
На один больше предыдущей палочки – вторник;
Затем голубая палочка – среда;

Потом красная палочка – четверг;
Желтая палочка – пятница;

Фиолетовая палочка – суббота;
Черная палочка – воскресенье.
Воспитатель: Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда);
- пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота);
- воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник);
- суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье)».

Воспитатель: Ребята, гномы поведали мне интересную историю про трех друзей, которую я   сегодня  хочу вам рассказать. А про кого мой рассказ, вы узнаете, если разгадаете загадки.

1.Домик мой уютный – норка,

Здесь сложила зерна горкой.

В шубке серой меховой,

Хвостик тонкий озорной.

На головке крошки-ушки,

Многие зовут Норушкой.

Поскребусь, пока ты спишь,

Ведь, недаром, же я – (мышь)

2.Кто в берлоге до весны.

Днем и ночью смотрит сны? (медведь)

3.
Под кустом, под ёлкой, катится клубок с иголками (еж)

Воспитатель:

Сегодня я расскажу вам историю про Ежонка, Мышонка и Мишку Косолапого.

В лесу в избушке с окошком жили Ежонок, Мышонок и Мишка Косолапый. (На доске появляется изображение избушки и зверей)

Жили они дружно. Ежонок ходил в лес за грибами и ягодами. Мишка Косолапый дрова рубил, воду из колодца носил, а Мышонок дома прибирал, еду готовил. Вот однажды сидели друзья в домике, вдруг подул сильный ветер и сломал домик (убрать изображение домика). Еле успели из него выскочить Мышонок, Ежонок и Мишка Косолапый.

Сели они на пенёк и стали думать, что же им дальше делать. Думали, думали и решили построить новый дом, лучше прежнего. Но строить они не умели. Мы можем им помочь, ребята? Мы с вами построим дом для наших лесных друзей, строить мы будем из цветных  палочек. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Строить дом для зверей вы будите по схемам, которые лежат перед вами.

Ребята, давайте посмотрим, что есть у домика (стены, крыша, окно). 

Воспитатель: Посмотрите внимательно, какие палочки мы должны использовать при строительстве дома. Начинаем работу. (Дети строят дом из палочек).  

Воспитатель: Молодцы, дом построили.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять.  Будем строить и играть. (Дети выполняют прыжки на месте).

Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх).

Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу – сомкнуть руки над головой).

Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед).

Будут гости приезжать (вращают воображаемый руль перед грудью).   В нашем доме отдыхать (кладут голову на ладошки и закрывают глаза).

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились. Какой красивый дом получился!

Ребята, Мышонок, Еж и Мишка Косолапый очень хотят на новоселье пригласить гостей.

 Мишка Косолапый пошёл на лесную почту отправлять приглашение. А Ежонок решил цветы посадить. Давайте мы ему поможем цветы сажать.

Игра  «Посади цветок»

Цель: Закреплять умение детей выкладывать блоки по образцу, пользуясь схемами.

Воспитатель: домика мы построили, цветы на клумбе посадили, Ежик и Мышонок радостные, а Мишка Косолапый почему то расстроенный. Он получил телеграмму от своих лесных друзей, они получили от него приглашение, но ехать им не на чем. Я думаю, мы с вами, сможем помочь им.

Игра «Поезд»

Цель: Учить детей соотносить длину палочки с её числовым эквивалентом. Для этого нам надо построить поезд.

(Детям раздаются палочки Кюизенера и бумажный паровоз)

Воспитатель: Ребята, у вас есть паровоз, а вагончики вы должны прикрепить сами из цветных палочек. от самой короткой до самой длинной. Вагонов должно быть всего 5.

Воспитатель:

-Сколько всего вагонов у поезда? Ответы детей.

- Какой по порядку стоит вагон голубого цвета?

-Вагон, какого цвета стоит второй, ( третий, четвертый, пятый)?

-Сколько пассажиров смогут сесть в первый вагон?

-Сколько пассажиров смогут сесть в третий вагон?

-А как мы их сможем разместить? (1 и 2; 2 и 1)

-А как разместить пассажиров в четвертом вагоне? (1 и 3; 2 и 2; 3 и 1)

-А в пятом? (1 и 4; 2 и 3; 3 и 2; 4 и 1)

Вагончики весёлые бегут, бегут, бегут…

Их круглые колёсики всё «тук», да «тук». 

Воспитатель: Молодцы ребята- построили поезд, помогли разместиться всем зверям по вагонам, а теперь пора возвращаться в детский сад. Давайте опять скажет свои волшебные слова:

Два раза хлопни

Три раза топни

Вокруг себя обернись

И в детском саду очутись.

(Дети говорят волшебные слова)

Воспитатель: Вот мы и у себя в группе. Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. И зверюшки прислали вам сундучок с угощениями за вашу помощь, доброту и желание помогать всем. Давайте посмотрим, что же там. (Воспитатель открывает сундучок) И удивленно говорит: «Странно, что же случилось с угощением? Оно, наверное, заколдовано, ребята. Но чтобы его расколдовать, нужно блоки описать. Возьмите каждый себе фигурку-блок и расскажите о нем. (Блоки Дьенеша лежат в сундучке. Дети описывают их – треугольный, синий, толстый, большой; круглый красный, тонкий, маленький и т.д.)

Воспитатель: Молодцы! Давайте опять заглянем в сундучок. Смотрите, а вот и наше угощенье. Мы расколдовали наш сундучок. Вам понравилось наше путешествие по сказке? (ответы детей)  Я за вас очень рада. А теперь угощайтесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "На поиски пяти ключей"(с использованием" палочек Кюизенера" и "блоков Дьенеша")

Не мыслям надобно учить, а мыслить. И. Кант.Мои педагогические наблюдения позволили мне сделать вывод о том, что использование такого дидактического средства как логические блоки Дьен...

Открытое занятие в старшей группе по ФЭМП с элементами ТРИЗ, использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе«Путешествие в страну Математики» с  использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....

Занятие по математике в средней группе с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.

Тема: «Путешествие в волшебную страну Математики». Программные задачи: продолжать формировать у детей представления о числах и цифрах в пределах 5 и умения устанавливать взаимоотношен...

Конспект НОД по математике с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по математике с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша для детей старшего дошкольного возрастаЦели:Закреплять представления о свойствах геометрических фигур: цвет, форма,...

Занятие по ФЭМП в средней группе с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.

Тема: «Поиски математических весов».Программные задачи: продолжать формировать у детей представления о числах и цифрах в пределах 10 и умения устанавливать взаимоотношения между ними с пом...

Сценарий образовательной деятельности по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в средней группе №2.

Сценарий образовательной деятельности по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в средней группе №2....