Особенности технического конструирования в развитие детей старшего дошкольного возраста.
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

В данном докладе идет речь о необходимости конструирования в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Особенности технического конструирования в развитие детей старшего дошкольного возраста.

 Современная система дошкольного образования переходит на качественно новый уровень. Новый Федеральный Закон «Об образовании в РФ», а также Стандарт ДО не только предъявляют широкий ряд требований к организации педагогического процесса, но и предоставляют новые возможности для дошкольного образования, педагогов, родителей и конечно же для детей.

Поэтому в детских садах создаются новые условия для реализации инновационных, авторских программ дополнительного образования дошкольников, направленных на формирование познавательных интересов и познавательных действий детей через включение их в различные виды деятельности.

Деятельность детей в детском саду многообразна. Это позволяет поддерживать у детей интерес к творческой деятельности, осуществлять их всестороннее развитие. Одним из видов деятельности является конструирование.

Конструирование (от латинского слова construere) означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций, моделей и построек из строительного материала и деталей конструктора, бросового и природного материала, бумаги и картона и др.

В процессе конструирования, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивой постройке, которую он создал сам, огорчается, если что-то не получается.

Но самое главное то, что создавая постройку, ребенок приобретает различные знания: уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и название деталей, овладевать конструктивными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. В процессе конструирования происходит

  • развитие мелкой моторики;
  • знакомство с формой и способность тактильного восприятиятекстурой предметов на практике;
  • развитие фантазии и воображения;
  • обогащение речи новыми понятиями (пирамида, куб и т.д.);
  • выработка технических навыков в процессе задумки и реализации поставленной задачи;
  • стимуляция образного и логического мышления.

 Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.

К техническому конструированию относятся конструирование из строительного материала, деталей конструктора, крупногабаритных модулей, а также конструирование на базе компьютерных программ.

К художественному конструированию относятся конструирование из бумаги, бросового и природного материала.

Я работаю в старшей возрастной группе. У детей старшего дошкольного возраста возрастает интерес к конструированию и строительным играм. Особый интерес у детей вызывает техническое конструирование.

Дети с большим интересом конструируют, когда перед ними поставлена определенная задача, требующая умственного напряжения. Особую радость вызывает у детей успешно выполненная задача. Успех в деятельности достигается еще и тем, что дети могут запомнить и рассказать, как они собираются действовать, хотя это удается им еще не так легко.

К старшему возрасту ребята уже могут хорошо усвоить название всех деталей, форм и величин.

Для конструирования в группе мы с детьми используем крупным деревянным конструктор, блочный конструктор из пластмассы, учебно-игровое пособие логические блоки Дьенеша.

Л.В. Куцакова различает несколько форм организации конструирования.

 Конструирование по образцу, когда детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструкторов. В данной форме обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.

Использование образцов — это необходимый важный этап, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях.

Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала.

В процессе конструирования у детей формируется умение анализировать модель, называть составляющие ее детали, выбрать необходимые для воспроизведения конструкции.

Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.

В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры.

Для реализации всех выше перечисленных форм конструирования можно использовать конструкторы деревянные, пластмассовые блочные.

Для воспроизведения построек могут также использоваться простейшие чертежи и наглядные схемы, специально разработанные шаблоны, отражающие конструктивные замыслы.

Еще одним интересным видом конструирования, который осваивают дети нашей группы, является конструирование из блоков Дьенеша. Чаше их применяют для ознакомления с геометрическими фигурами, но мы успешно используем их в конструировании.

Конструирование, по сравнению с остальными видами деятельности развивает технические способности ребенка, а это имеет большое значение для общего развития личности. В процессе конструктивно — технической деятельности у ребенка формируются такие качества, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, коммуникативность. Это прежде всего развитие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества.

Список литературы:

  1. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. – М. 2014г.
  2. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.: Просвещение, 1990г.
  3. Научно – дидактический журнал. Детский сад от а до я.
  4. Научно – дидактический журнал. Детский сад от а до я.
  5. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. М., 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика "Особенности нравственного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста"

Диагностика«Особенности нравственного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста».У детей старшего дошкольного возраста появляются моральные суждения и оценки, понимание общественно...

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Цель: привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях. Ход собрания - Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родител...

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание«Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему "Возрастные особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

В данном конспекте родительского собрания затрагивается очень актуальная тема развития речи детей старшего дошкольного возраста. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок правильно и граммотно.  Э...

Памятка "Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

В данной памятке раскрываются особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Конспект родительского собрания для родителей старшей группы по теме «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Привлечение внимания и заинтересованности родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях.Задачи:Расширить знания родителей о возрастных речевых особенностях детей;Формироват...