Космические приключения
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Конспект  занятия по конструктивной деятельности (образовательная область "Познввательное развитие") для детей старшей возрастной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prokaeva_zv_kosmicheskoe_priklyuchenie.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Прокаева Зоя Васильевна, воспитатель

 «Космическое приключение»

Конспект занятия по конструктивной деятельности

в подготовительной группе

образовательная область «Познавательное развитие»                                                                

Задачи:

  1. Продолжать учить детей самостоятельно находить новые конструктивные решения при выполнении задания по условию и в соответствии с общим замыслом (социально-коммуникативное развитие);
  2. Формировать совместную поисковую деятельность (социально-коммуникативное развитие);
  3. Совершенствовать у детей конструкторские способности (социально-коммуникативное развитие)
  4. Развивать у детей умение конструировать из разных строительных наборов и конструкторов (художественно-эстетическое развитие)
  5. Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которые притягивает предметы к Земле (познавательное развитие)
  6. Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света (познавательное развитие)
  7. Развивать у детей умение делать самостоятельные исследования и выводы (познавательное развитие)
  8. Упражнять детей в создании схем и чертежей (познавательное развитие)
  9. Формировать у детей чувство ритма посредством стихов, сопровождающих упражнения (физическое развитие)
  10. Развивать у детей координацию движений пальцев рук посредством пальчиковой гимнастики (физическое развитие)
  11. Способствовать предупреждению утомления детей посредством физкультминутки, расслаблять мышцы языка путем самомассажа (физическое развитие)
  12. Продолжать развивать у детей умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (речевое развитие)

Методы и приемы:

  1. Практические: малоподвижная игра с правилами, моделирование, экспериментирование, продуктивная деятельность (конструирование), игровые упражнения, игровые приемы, подвижная игра с правилами.
  2. Наглядные: наблюдение, показ с пояснением, повтор, рассматривание, работа по образцу, прослушивание.
  3. Словесные: объяснение, вопросы чтение загадки, художественное слово, составление рассказа, беседа.

Материал и оборудование:

микрофон, фигурки инопланетян (3 шт.), маски инопланетян по количеству детей, разные строительные наборы и конструкторы, конверт с рисунками, план маршрута для поиска, спички на каждого ребенка, корзина с легкими и тяжелыми предметами (лист бумаги, металлический болт и т. д.), ножницы, иголки с нитками, спираль (змея, нарисованная на листе бумаги) на каждого ребенка, геометрические фигуры, листы бумаги, карандаши, аудиозапись песни «Земля в иллюминаторе», глобус и настольная лампа.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

1. Двигательная

2. Игровая

3. Продуктивная

4. Познавательно-исследовательская

5. Коммуникативная

6. Музыкально-художественная

7. Чтение

Подвижная игра с правилами (поиск по карте-схеме),

малоподвижная игра с правилами (пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, физкультминутка), игровые упражнения (пантомима).

Игры с правилами, игровые приемы.

Конструирование из строительных наборов , конструкторов, бумаги, работа по образцу (вырезание спирали)

Наблюдение, моделирование (плоскостное моделирование из геометрических фигур, схематическое изображение Земли, предметов), экспериментирование (опыты).

Беседы, составление рассказа.

Прослушивание песни.

Чтение текстов (стихи, загадки)

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

1. Включение в образовательную деятельность — сюрпризный момент.

Воспитатель громко объявляет в микрофон экстренное сообщение:

«На нашу планету Земля совершила посадку летающая тарелка с далекой планеты. В нашем детском саду высадились инопланетяне. Обнаружено место их посадки — подготовительная группа.

Объявляет поиск инопланетян и вручает детям план маршрута, по которому надо проводить этот поиск

Воспитатель показывает детям фигурки инопланетян, тут же находит конверт, вынимает оттуда картинки и предлагает придумать и рассказать истории по изображениям на картинках.

Воспитатель выслушивает детей, подводит их к пониманию того, что космический корабль потерпел крушение и инопланетяне прося помощи — построить им новый корабль. Но для постройки нового космического аппарата нужно время, а гости устали.

2.Поэтому предлагает детям временно поселить их в группе и построить для них дома.

Дает установку — поскольку инопланетяне необычные жители, то и дома для них должны быть не совсем обычные, не похожие на земные.

Воспитатель предлагает детям разделиться на бригады по 3-4 человека, подводит детей к рабочим столам, раздает каждой бригаде по фигурке инопланетян и ставит перед каждой бригадой конкретные задачи, предлагая самим выбирать строительный материал или конструктор.

Для I бригады: «Этот инопланетянин любит смотреть на звезды и поэтому дом у него должен быть похож на звезду.»

Для II бригады: «Этот инопланетянин любит лазить и карабкаться, поэтому он построил бы себе дом, как большую лестницу. По ней можно подняться высоко-высоко и дотянуться до солнца.»

Для  III бригады: «Этот инопланетянин хотел бы дом с арками и колоннами с необычной крышей.»

Воспитатель дает установку на творческий поиск, переходя от одной работающей группы к другой, помогает найти интересные архитектурные решения для создания необычных конструкций домов в соответствии с просьбами инопланетян. Советует использовать различные виды строительных наборов, конструкторов и лего-конструкторов.

Оценка работы проводится воспитателем в процессе непосредственно образовательной деятельности. Воспитатель отмечает правильность выполнения задания, поощряет за проявление творчества и самостоятельности в работе.

После окончания работы дает общую оценку работе всех бригад, обращает внимание на общий результат, достигнутый совместными усилиями- «Вот какой необычный жилой район мы построили для инопланетян».

3. Пальчиковая гимнастика «Колодец»:

«А их нашего колодца

Никогда вода не льется.

Нет ни кранов и ни труб -

Мы кладем из спичек сруб!

- Очень-очень аккуратно

Мы кладем и, вероятно, -

Со стараньем возведен -

В мире лучшим будет он!

Ровно-ровно, спичку к спичке

И совсем не для сестрички,

Понимаем я и ты:

Строим дом мы для воды!»

4. Воспитатель предлагает детям стать инопланетянами и отправиться в космическое путешествие на волшебной карусели.

Физкультминутка «Карусель»

«Мы примчались к карусели.

- Все успели?

- Все успели.

- Все ли сели?

- Все мы сели.

- Полетели?

- Полетели!

И за тридевять земель понесла нас карусель»

5. Воспитатель интересуется, как они будут общаться с инопланетянами, на  каком языке будут разговаривать и предлагает...

Логопедическое упражнение «Шлепаем губами по языку»

«А теперь уж не зубами -

Я пошлепаю губами:

«Па-па-па, па-па-па.»

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «па-па-па». Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.

Этапы: 1 — пошлепывать губами кончик языка;

2 — пошлепывать губами середину языка;

3- пошлепывать губами язык. Продвигая его медленно вперед, а затем назад.

Воспитатель напоминает детям условия выполнения упражнения и следит за правильностью его выполнения.

6. Воспитатель проводит беседу:

- Поймут ли нас жители других планет?

- Как они разговаривают между собой?

Воспитатель организует игру по типу пантомимы.

Показывает, как можно поздороваться на языке инопланетян — положить руку на грудь, сделать поклон.

Предлагает детям поздороваться друг с другом. Воспитатель здоровается первым, дети ему отвечают. Далее воспитатель «разговаривает» с детьми жестами. Т. е. показывает ребенку различные жесты: сесть на стул, налить воды. При затруднении ребенка воспитатель помогает.

7. Воспитатель предлагает детям посмотреть в иллюминаторы и доложить, что происходит в космическом пространстве.

Опытно — исследовательская деятельность

Воспитатель задает вопрос: «Если Земля круглая, то почему реки, моря не выливаются?»

Воспитатель предположительно говорит, что есть, видимо, какая то сила невидимая, которая притягивает реки и моря к Земле и не дает им выливаться.

Предлагает провести опыты и выяснить, держит ли нас эта сила, может ли человек летать — просит детей подпрыгнуть, оторваться от земли и задержаться в воздухе.

А так же взять любые предметы (легкие и тяжелые) из корзинки и отпустить их из рук или подбросить вверх, что выяснить, что происходит.

Воспитатель объясняет, что сила, которая притягивает предметы к Земле, называется силой тяготения, и если бы ее не было, предметы не смогли бы удержаться на поверхности планеты Земля, отрывались бы от нее и улетали в космос.

Воспитатель предлагает детям подойти к магнитной доске и маркерами нарисовать на ней то, что притягивает сила тяготения.

8. Воспитатель загадывает загадку:

«Что на небе расцветает

И теплом всех согревает?» (солнце)

Задает вопросы:

1. На что похоже Солнце?

2. Что было бы, если б не было Солнца?

Опытно-исследовательская деятельность.

Воспитатель озвучивает проблему:

- Как можно проверить, что Солнце дарит нам тепло?

Проводит вместе с детьми опыты:

а). Представьте, что электрическая лампа — это Солнце. Поставьте ближе к ней ладошку. Что чувствуете? Ладошка нагрелась. Вот и солнечные лучи нагревают поверхность Земли, а от нее нагревается воздух. Теплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх. Хотите в этом убедиться.

б). Воспитатель предлагает детям по образцу нарисовать и вырезать спираль (змею), с помощью иголки продеть сквозь ее голову нитку, повесить змею под лампочкой.

Задает вопросы:

  1. Что наблюдаете?
  2. Почему змейка вертится?

Далее воспитатель предлагает вернуться на планету Земля

«Хоть и мило в синеве,

После космоса приятно

Очутиться на Земле!»

9. Напоминает детям, что инопланетянам нужно помочь вернуться на свою планету. Но вот беда, их летающая тарелка разбилась, и у нет даже чертежа их космического корабля. Предлагает детям придумать и смоделировать свой летательный аппарат из геометрических фигур с последующим составлением их чертежа.

10. Итог

Просит ответить на вопрос:

«Как вы думаете, о чем расскажут инопланетяне жителям других планет, когда вернутся домой?

Что нового они узнали, чему научились».

Дети слушают сообщение воспитателя

Ищут инопланетян по плану маршрута и находят их среди игрушек в игровом уголке.

Создают бригады по своему желанию, обсуждают проект здания в кругу своих сверстников.

Определяют и выбирают, какие детали больше всего подходят для постройки, как целесообразнее их скомпоновать.

Конструируют здания из разных строительных наборов и конструкторов.

Анализируют результаты своей работы.

На каждую строчку стихотворения дети выкладывают по одной спичке в форме колодца.

Дети надевают «космические шапочки», строят из стульев, составленных по кругу, карусель.

Дети встают лицом в круг,

наклоняют голову влево, разводят руками,

кивают головой,

наклоняют голову вправо, разводят руками,

кивают головой,

пожимают плечами,

кивают головой,

садятся на стулья.

Дети выполняют логопедическое упражнение.

Дети отвечают

- Нет, ничего не понятно.

- На своей планете инопланетяне разговаривают с помощью звуковых сигналов, которые нельзя увидеть, или с помощью движений рук, головы, туловища.

Дети кладут руку на грудь, кланяются друг другу.

Дети отгадывают, о чем просит воспитатель.

Затем один ребенок показывает жест, остальные отгадывают (причесаться, завязать шнурки и т. д.)

Дети отвечают:

-Идет космический дождь;

-Кругом космическая пыль;

-Падают звезды;

-Видим планету Земля.

Дети отвечают:

-земля очень быстро крутится;

- У рек сильное течение и т. д.

Дети подпрыгивают, отвечают, что человек не может летать, какая сила его притягивает к земле.

Дети берут легкие и тяжелые предметы из корзинки и отпускают их из рук или подбрасывают вверх.

Отвечают: все предметы падают на землю, их притягивает к земле какая то невидимая сила.

Дети слушают.

Дети рисуют:

1. Сначала схематично зарисовывают Землю (круг); 2. Затем схематично внутри него различные предметы.

Дети отгадывают загадку (солнце), отвечают на вопросы:

1. «На огненный шар»

2. Все погрузилось бы во мрак, и жизнь на Земле скоро бы угасла. (Можно вспомнить произведение К. Чуковского «Краденое солнце»).

Дети подносят свои ладони к лампе, отвечают: тепло — горячо.

Дети выполняют все указания воспитателя.

Отвечают на вопросы

1.Змейка вертится.

2.Теплый воздух поднимется вверх и заставляет змейку вертеться.

Дети слушают аудиозапись песни и садятся за столы.

Дети выполняют плоскостное моделирование из геометрических фигур, определяют функциональное назначение составных частей объекта, рисуют схематическое изображение своего летательного аппарата.

Дети отвечают:

Научились строить дома необычной формы; моделировать из геометрических фигур; рисовать схемы; проводить опыты и т. д.

Сформирована мотивация образовательной деятельности

Сформированы задачи.

Сформирован навык активного взаимодействия со сверстниками

Сформирован навык совместной поисковой деятельности.

Развиты умения конструировать из разных строительных наборов, конструкторов, лего-конструкторов.

Получены навыки конструирования по условию и в соответствии с общим замыслом.

Развита мелкая моторика рук.

Сформировано умение контролировать свои движения и управлять ими.

Расслаблены мышцы языка.

Развито воображение.

Получен навык владения разными формами игры.

Развито, сформировано желание узнавать новое самостоятельно добывать новые знания.

Получены начальные представления о планете Земля и о Солнце.

Развито умение изготавливать поделку по образцу.

Сформирован навык плоскостного моделирования их геометрических фигур.

Закреплены полученные знания, умения и навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по теме: "Космическое приключение"

Цель: Сформировать у детей элементарные представления о космосе.Задачи:1.     Вызвать у детей интерес к космосу.2.     Учить объединяться в игре, выполнять игро...

Сценарий развлечения посвященного дню космонавтики: "Космическое приключение"

Развлечение проводится в игровой форме, используются световые спецэффекты, звучит характерная музыка...

Сценарий театрализованной игровой программы для дошкольников "Космическое приключение Незнайки и Знайки"

Данный сценарий подойдет для выпускного вечера дошколят, рассчитан на 40 мин...

Конспект "Космическое приключение"

Конспект занятия во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим....

ПРОЕКТ «Космическое приключение»

Формирование начальных представлений о Космосе. Развитие познавательной активности и интереса к познанию окружающего мира....

Космические приключения

Занятие посвященное дню космонавтики, развивает у детей нравственно-патриотическое воспитание....

Конспект совместного познавательного интегрированного развлечения на тему "Космическое приключение" для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.

В конспекте раскрывается опыт совместной работы логопеда и тифлопедагога по лексической теме "Космос" для детей с нарушением зрения (как вариант закрепления и расширения знаний детей по данной теме). ...