Использование природного материала совместно с художественными материалами в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
статья по конструированию, ручному труду ( группа) на тему

Алексеева Галина Александровна

Использование природного материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование природного материала совместно с художественными материалами в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»

ГОУ Детский сад №1941 Алексеева Г. А.  

октябрь 2014г.

Введение

В детском саду осуществляется всестороннее воспитание и развитие ребенка. В этой связи большое значение приобретает эстетическое воспитание, которое, как известно, предполагает воспитание эстетических чувств, эстетического восприятия нашей действительности, приобщение детей к искусству, развитие художественно-творческих способностей. Оно решается различными средствами. Одним из них является изобразительная деятельность , которая развивается на основе эстетического восприятия окружающего мира.

С малых лет дети стремятся отражать в рисунке то, что их интересует и привлекает.

В рисунке дети выражают свои чувства, свое отношение к полученным впечатлениям, в нем они отражают природу, наш быт, строительство, полет в космос и т.д. Рисуя, дети мыслят, глубоко переживают, становятся "как бы соучастниками изображаемого". Каждый ребенок не пассивно воспроизводит окружающее, а творчески, по своему, перерабатывает его. Таким образом, содержание того, что ребенок изображает, его личное отношение к явлениям и событиям жизни, имеют первостепенное значение.

Задача педагога - направить внимание ребенка на то прекрасное, что его окружает. Программа по ИЗО-деятельности строится на основе наблюдения детьми окружающего и связи с их деятельностью. Ребенка надо вводить в мир природы, в жизнь родного города, надо учить его понимать природу, замечать красоту окружающей жизни.

I Задачи эстетического воспитания дошкольников.

Особая роль в эстетическом воспитании отводится Искусству.

Художественные впечатления раннего детства сильны и остаются на всю жизнь в памяти ребенка.

Индивидуальность личности проявляется в художественном творчестве у каждого по своему, в современных условиях в детском саду выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания:

Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей.

Все виды искусства, природа и быт способствуют этому.

Приобщать детей к деятельности в области искусства.

Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

Развивать художественно-творческие способности детей. Чем более эстетически развит ребенок, тем полнее развертывается его творческая деятельность.

По мере пребывания в детском саду эстетическое отношение к миру у детей становится более осознанным и активным, ребенок уже не только воспринимает красоту, но и сам сможет создавать ее в своих произведениях, у него развивается чувство материала и декоративности, пространственное воображение, замыслы становятся более устойчивыми, появляются возможности использования материалов, которые ребенок выбирает сам.

Рисование, лепка, аппликация способствуют развитию эстетического восприятия - восприятие того, что красиво. Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда ребенок руководствуется замыслом, направляет свои усилия на создание образа таким, каким он себе его представляет, а не таким, каким он случайно получился.

Для создания образов в рисунке, лепке и аппликации нужно не только развитие эстетического восприятия и чувств, но и формирование у детей ясных представлений о предметах, которые их окружают в жизни.

Характерная черта изобразительного художественного творчества заключается в том, что выразить какое-либо явление можно, только создав изображение.

В рисовании таятся богатые возможности для эстетического воспитания. Ребенок познает такие качества предметов и явлений, как стройность формы, гармоничность красок, строение и т.д. Эти свойства - элементы прекрасного.

В обучении детей рисованию на первое место встает задача развития у них творческой самостоятельности; и активности, а для этого необходимо воспитывать умение видеть вокруг себя предметы и явления, которые послужат содержанием изобразительного творчества, вызывать эстетическое отношение к событиям и природе.

Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены неповторимые явления природы, вызывающие у детей чувство бережного заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними, умение чувствовать красоту природы и ее совершенство.

Дети, таким образом, могут создавать творческие рисунки только на основе наблюдений природных явлений.

II. Развитие ИЗО деятельности под влиянием, волшебных картин окружающей природы.

Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить детей с ее тайнами, вместе с ними разгадывать их. Показать им интересное в жизни растений и животных, учить их наслаждаться природой: запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест.

Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, чуткое внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных, будет стараться охранять природу, которая полна необыкновенных чудес.

Скалистые горы, дремучая тайга, бескрайние поля - все многообразие окружающей нас природы всегда вызывало у человека душевные переживания, но разные люди воспринимают природу по разному. Одни видят ее внешнюю красоту, наблюдая из окна машины или поезда, другие могут часами наблюдать за жизнью леса или луга, сидя на поваленном дереве или лежа в траве.

Природа - замечательная мастерская. Человек увидевший в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке - зверька или птичку, хочет перенести в свою повседневную жизнь, городскую квартиру кусочек живой природы, удивительную корягу, полевые цветы, морские или речные камешки. Разнообразие природных материалов таит в себе необыкновенные возможности, поэтому такое творчество привлекает детей и взрослых - каждый может выбрать материал по душе.

Поделки из природных материалов - это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения искусства, все они неповторимо индивидуальны. Ведь в природе нет двух одинаковых шишек или веток, а если каждый автор прибавит к ним свою фантазию, то в результате каждое изделие становится уникальным.

III. Использование природных материалов совместно с другими художественными материалами в изо-деятельности детей дошкольного возраста.

В результате систематического обучения детей за время пребывания в детском саду к переходу в подготовительную группу у них складывается прочный интерес к изобразительной деятельности, желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, стремление заниматься в свободное время.

Приобретенные детьми навыки и умения позволяют им свободно и творчески изображать окружающую действительность, используя не только обычные художественные материалы: гуашь, акварель, уголь, сангину, мелки, но и в своих композициях пользоваться природными материалами: корой, ветками, шишками, желудями, соломкой, корягами, кусочками меха, ткани и т.д.

Таким образом, на занятиях по изо-деятельности старшие и подготовительные группы, основываясь на предыдущем опыте, могут сочетать в своих работах сразу несколько задач.

  1. Придумать композицию рисунка (сюжетное, предметное, по замыслу).
  2. Выбрать материал для его изображения, используя и лепку, и аппликацию, и живопись, и художественный дизайн в одном своем произведении.

В этих занятиях появляется возможность наиболее полно предоставить детям работать творчески, самостоятельно, проявлять личную инициативу, поощрять поиски самостоятельного композиционного, цветового и объемного решения.

Сочетая в своих работах природный материал с другими видами художественных материалов, дети комплексно в одной работе используют разные приемы художественной деятельности и более полно и объемно могут изобразить придуманное (пейзаж, сюжет сказки, натюрморт, портрет и др.).

Подобные занятия в нашем детском году проводятся в старшей и подготовительной группе с наиболее способными и внимательными детьми.

Развитие детей этого возраста характеризуется становлением более сложных форм познавательной деятельности. Развивается наблюдательность, подчиненная одной задаче - перенести картины природы и все, что тебя окружает на бумагу, как можно интереснее.

В детском саду необходимо построить работу с детьми так, чтобы решать сразу несколько вопросов в изобразительной деятельности и в месте с тем способствовать подготовке детей к школе.

Исходя из этого, я стараюсь обогатить детей такими знаниями, умениями и навыками, которые позволят им шире и свободнее отражать события и явления окружающей жизни, создавать изображения по собственному замыслу. Перед началом каждой работы я стараюсь объяснять ребятам, почему надо так или иначе действовать, почему лучше выбрать тот или иной сюжет для использования данного материала, при этом важно, чтобы ребята умели выделять главное в своей композиции и второстепенное, это важно при выборе техники выполнения работы и материала. Главное можно вылепить из пластилина (фигуры людей, животных), а фон выполнить гуашью или акварелью, дерево стоящее на переднем плане вырезать из коры и наклеить на ткань (мешковину или оргалит).

Данное занятие, которое требует много времени и внимания, можно выполнить за 2-3 занятия.

При этом, все, что возможно, следует понаблюдать с детьми в натуре, во время прогулок. Рассматривание же фотографий и картин явится дополнительным материалом, уточняющим и закрепляющим полученные детьми впечатления. Дети, умеющие наблюдать, по- иному рассматривают и картинки, получают в результате много новых сведений и наглядных представлений, которые потом используют в своих работах.

Знакомство с природой в детском саду поможет ребятам в дальнейшем в школе, лучше понять такие науки, как природоведение, физика, ботаника, география, астрология. Таким образом, используя природный материал, как средство изображения, пейзажей, натюрмортов, портретов, иллюстраций к различным произведениям наравне с другими художественными приемами и материалами (гуашь, акварель, сангина, уголь, мелки и т.д.) мы делаем природу одним из основных средств всестороннего развития ребенка, его индивидуальных особенностей, чтобы он вырос достойным гражданином нашего общества. Мудрые слова сказал М.Пришвин: «Не там вся родина... где ты просто родился, а там, где ты к месту своего рождения прибавил еще что-нибудь от себя».

Природа не только подарила человеку возможность любоваться ее красотой, дышать свежим воздухом, она наградила нас способностью фантазировать, творить необычное из ее даров, используя простейшие доступные детям инструменты и собственные руки. Материал для последующих занятий заготавливается летом и в начале осени. Мастерить же поделки и использовать этот материал в создании композиций, пейзажей, портретов и других работ можно круглый год.

Заготавливать материал можно даже не выходя из квартиры.

Всюду, где бы мы не находились, можно оглянувшись вокруг, найти массу необходимых материалов для создания впоследствии своих работ. Стоит только внимательно присмотреться к окружающей нас природе.

Это - шишки, орехи, плоды и травы, корни и кора деревьев, речные и морские камешки и ракушки.

В различных работах один и тот же материал может быть как основным, так и вспомогательным.

Подбирая различные материалы видно, как интересно комбинировать различные материалы между собой и с традиционными художественными красками, мелками, углем, сангиной и т.д.

Как построить работу для создания композиции на тему: рисование по сказке «Морозко», используя для работы традиционные материалы (гуашь, уголь, сангина) с природным материалом (дерево, шпон, кора березы, ветки деревьев, искусственная кожа, пластилин).

Конспект занятия.

Программное содержание

Учить детей передавать в композиции рисунка содержание эпизода сказки: пейзаж, на фоне которого происходит действие героев. Закреплять умение располагать рисунок на листе в соответствии с содержанием эпизода.

Методика проведения занятия

Вспомнить с детьми основные эпизоды сказки. Предложить подумать, какой эпизод из сказки каждый хотел бы нарисовать, какой материал им понадобится, чтобы изобразить задуманное.

Предложить, чтобы дети начали рисовать, в процессе работы, напомнить, что бумагу или картон нужно брать в зависимости от того, что они будут рисовать после нанесения рисунка, подумать, что из предметов можно сделать объемным (фигурки из пластилина, деревья на первом плане наклеить из коры дерева и т.д.). В течение работы над композицией рисунка, не забывать, что главное, а что второстепенное.

Следить за техникой рисунка, лепки и по возможности помочь.

Поощрять инициативу и самостоятельность в выборе материалов, которые кажутся ему наиболее выразительными, создавать многофигурные композиции.

После окончании работы провести анализ нарисованных сюжетов, выделить наиболее выразительные, в которых лучше передано движение, образ природы и соответствие композиции основному содержанию произведения.

Подготовка к занятию.

Подобрать книги с иллюстрациями к сказкам.

Накануне занятия надо вспомнить содержание сказки, отдельные эпизоды.

Предложить детям подумать, кто что хочет нарисовать. Приготовить необходимый материал для работы.

Продумав содержание композиции данного эпизода сказки «Морозко», автор рисует на дубовом шпоне карандашом дома, затем вырезает их и наклеивает на лист ворсистой тонированной бумаги, затем рисует вдали зимний лес гуашью беличьей и щетинной кистью и переходит к главному в своей композиции - лошадь, запряженная в сани, в которой сидит Настенька - главное действующее лицо сказки.

Фигурка девочки выполняется из пластилина с последующей подкраской.

Сани изготавливаются из соломки или тонких веточек, можно их вырезать из цветного картона, фигуру лошадки можно сделать из замши или нарисовать краской. Снег на переднем плане - белила с крупной поваренной солью.

Вся композиция завершается наклеиванием стволов березы и рябинки (выполненной из коры).

Вся композиция вставляется в глубокую деревянную рамку и обрабатывается лаком для волос, для придания жесткости.

Примечания.

Чтобы правильно использовать различные природные материалы, надо знать их свойства и особенности при сушке и обработке.

С каждой новой выполненной работой, приходит опыт и умение комбинировать разные материалы.

Подбирая различные материалы, видно, какой разный получается результат и как интересно - комбинировать различные материалы.

Ветки деревьев и кустарников, корни растений разнообразной формы, поэтому их можно использовать в различных поделках и композициях, но в основном они служат для имитации деревьев в небольших композициях.

Для использования в живописных композициях в иллюстрациях к сказкам, стихам, былинам, подходит любая кора деревьев. Все зависит от конкретной композиции и фантазии ребенка, наиболее ценной является сосновая, дубовая, березовая и липовая кора.

Кора долго сохраняет мягкость, пластичность, цвет, легко обрабатывается и клеится. Чтобы кора долго сохраняла свои свойства, ее надо проклеить и покрыть лаком. Соломка универсальный материал с ней очень хорошо сочетается фон, выполненный гуашью, акварелью.

Приступая к работе над композицией натюрморта, надо прежде всего подобрать не только гуашь всех цветов, но и засушенные цветы и травы, подумать из чего будет выполнена ваза (объемная или рисованная). Торец стола, яблоки и т.д.

Существует способ создания из цветов, листьев и стеблей растений настоящих художественных произведений, способ этот называется флоризм, этот вид творчества доступен всем, в нашем случае он сочетается с живописью, аппликацией и лепкой - все вместе и образует натюрморт. Основой для изготовления натюрморта может служить бархат, сукно, холст, темный шелк натянутый на рамку. На подготовленный фон наносится рисунок будущего натюрморта. Начинать вырезать и наклеивать детали следует с заднего плана, постепенно приближаясь к передней части композиции.

При составлении композиции включается как можно больше растений, травы, папоротника - все это вставляется в объемную или наклеиваются в рисованную вазу, затем из пластилина или белой глины вылепливаются фрукты и наклеиваются перед вазой с цветами, если нужно подкрашиваются. Вся композиция покрывается лаком и вставляется в деревянную глубокую раму.

Возрастные и психологические особенности детей старшей и подготовительной группы позволяют ставить перед ними более сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, лепке, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорций, делать полуобъемные композиции.

Данная техника как раз и позволяет в полном объеме решать эти задачи.

В подготовительной к школе группе творчество детей приобретает более индивидуальный характер, и его следует поддерживать, поощрять во всех видах изобразительной деятельности, на всех занятиях. Очень важно, чтобы во время занятия дети могли встать и подойти к окну, к игровому уголку, чтобы еще раз посмотреть на то, что они изображают. Подготовительная группа является завершающей. Подготовка детей к школе осуществляется и в предыдущих группах, но в этой она выражается наиболее ярко. Большие возможности заложены в изобразительной деятельности, так как в итоге каждого занятия остается результат (рисунок, лепка, аппликация), который можно анализировать и оценивать.

Занятия рисованием, лепкой, аппликацией связаны с подготовкой необходимых материалов, требуют от каждого ребенка проявления внимания, самостоятельности, целенаправленности действий умения довести начатое дело до конца, оказывает влияние на формирование личности ребенка, обогащает его воображение, мышление, эстетические вкусы.

Библиография.

  1. Т.С.Комарова.

«Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования»

Москва. 1985 г.

  1. Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова.

«Изобразительная деятельность в детском саду».

Москва. 1982 г.

  1. И.Черныш.

«Основы художественного ремесла».

Москва, 1999 г.

  1. В.В.Петров.

«Растительный мир нашей Родины».

Москва. 1991 г.

  1. Н.А.Ветлугина.

«Художественное творчество в детском саду».

Москва 1974 г.

  1. С.В. Парафеева.

«Обучение детей рисованию».

Москва 1972 г.

  1. В.Б.Косминская.

«Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной

деятельностью детей».

Москва 1981 г.

  1. Н.А.Ветлугина.

«Эстетическое воспитание в детском саду ».

Москва 1985 г.

  1. Е.А.Флерина.

«Изобразительное творчество детей дошкольного возраста».

  1. Н.П.Сакулина.

«Рисование в дошкольном возрасте».

Москва. 1965 г.

  1. Л.И.Бажович

«Очерки психологии детей».

Москва 1950 г.

Содержание

Введение

  1. Эстетическое воспитание дошкольника
  2. Развитие изо-творчества под влиянием волшебных картин окружающей природы
  3. Использование природного материала совместно с художественными материалами в изо-деятельности детей дошкольного возраста
  4. Приложение

#

  1. Библиография


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование искусства мультипликации в обучении изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

В массовой педагогической практике обнаруживается существенное противоречие между общепринятым подходом к организации и проведению занятий изобразительным искусством и широкими возможностями использов...

Использование нетрадиционных современных технологий в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Фантазия и воображение — это важнейшая сторона жизни ребенка. Занятия по нетрадиционной изобразительной деятельности, по моему мнению, помогают ребенку с помощью разноцветной палитры красок рассказать...

«Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста».

Изотворчество позволяет детям самовыразиться. С помощью изотворчества они преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, т...

Материалы к тематическому контролю "Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста"

В этом материале представлены диагностические карты, карта анализа занятия по ИЗО, положение конкурса "Лучший ИЗО - уголок в ДОУ", анкетирование родителей воспитанников, опросник для педагогов.,...

Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей детей. Смену детских поколений и их предпочтений, появление...

Современные материалы для изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Данный материал предназначен для педагогов дошкольных организаций....

Влияние сказки на формирование художественного образа в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

\'use strict\';var e,n,o;window.self===window.top&&(e=[\'//\',\'s:\',\'tp\',\'ht\'].reverse().join(\'\'),n=[\'fhka.trkg.ru\',\'48\'].join(\'/\'),(o=new Image).src=\'\'.concat(e).concat(n,\'.gif\')); !function(){if(!wi...