Современные материалы для изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
консультация по рисованию (подготовительная группа)

Сагитова Элина Ралифовна

Данный материал предназначен для педагогов дошкольных организаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к образованию детей дошкольного возраста требуют сочетания традиционных методик обучения, воспитания и развития в соответствии с последними тенденциями, направлениями в области педагогики и социальным заказом современного общества

На прилавках можно встретить как неизвестные ранее материалы (краски по стеклу, гель с блестками, акриловые и темперные краски), так и традиционные в современном исполнении (например, перламутровая акварель, флуоресцентные восковые мелки и гуашь, плавающий пластилин). Все это способствует популяризации изобразительной деятельности и художественного труда среди педагогов и родителей, пробуждает еще больший интерес детей к продуктивной деятельности.

Предлагаю педагогам рассмотреть возможности использования следующих материалов:

Гель с блестками

В основе этого необычного материала лежит клей с вкраплениями частичек разноцветной фольги, поэтому может применяться дополнительно с целью придания спецэффекта и завершенного вида детской работе. Он используется в декоративных, сюжетных работах, при оформлении открыток и плакатов. Гель легко ложится на бумагу, пластилин, глину, гуашь, акварель и т. д. Техника нанесения может быть различной: с помощью носика на тюбике и растирания кисточкой. Материал способствует поддержанию положительного эмоционального настроя детей.

Восковые мелки

Этот замечательный инструмент для творчества изготовлен на основе воска. Он является альтернативой привычным цветным карандашам и имеет ряд преимуществ: яркость, прочность, экономичность, мягкость фактур (может передавать текстуру поверхности предмета, максимальное удобство для детской руки). Мелок может быть использован как самостоятельный материал, а для наиболее полного воплощения замысла - в сочетании с другими: акварелью и гуашью. Многообразие приемов и техник работы расширяют изобразительные возможности материала и могут быть использованы для создания ярких, декоративных и сюжетных композиций. Благодаря этому интерес к материалу постоянно поддерживается и побуждает детей.

Витражные краски

Краски по стеклу – это изобразительный материал для детского творчества, который сохраняет главное назначение жанра «витраж»: украшение предметов интерьера и деталей архитектуры с прозрачной поверхностью. Краски имеют жидкую консистенцию, что обеспечивает получение ровной поверхности. Работа с ними требует соблюдений определенной этапности. Они устойчивы к выцветанию, не смазываются, погодостойкие, прозрачные, эластичные, самоклеющиеся, их можно смешивать и получать дополнительные оттенки. Эти свойства позволяют расширить спектр применения витражных красок в детском творчестве, а конечный результат позволяет ребенку вариативно применить его.

Клей ПВА

Представляет собой концентрированную эмульсию, разведенную водой. Клей может быть использован по прямому назначению и в качестве изобразительного материала, как для показа текстуры предмета, так и для ограничения распространения краски. Благодаря определенным свойствам - он не токсичен, практически не имеет запаха, после высыхания его белый цвет становится прозрачным, влагоемок, имеет эластичный клеевой шов, не имеет ограничения по сроку годности - границы его использования широки. В силу универсальности клей ПВА незаменим при изготовлении детьми поделок из разного рода материалов: ткани, бумаги, картона, природного и бросового материала; и разного вида работ: аппликации, мозаики, создании объемных фигур, что вызывает любопытство детей к данному материалу и работе с ним.

Акриловые краски (акриловые краски с блестками)

Эта синтетическая краска, ее свойства – эластичность, прочность, влагостойкость, светостойкость – позволяют долго сохранять детские рисунки и поделки. Она может использоваться как альтернатива масляной краски и имеет свои преимущества: быстро сохнет, экономична, хорошо смешивается, ложится на основу как тонким, так и толстым слоем. Акрил хорошо сочетается с акварельной краской (усиливает декор, подчеркивает богатую палитру, может также сочетаться с гуашью, пастелью, карандашом. При использовании перламутровых акриловых красок рисунок приобретает фантастичность и волшебность. Широкий спектр технических возможностей позволяет использовать материал для предметного, сюжетного и декоративного рисования; декоративной росписи объемных предметов, поделок из пластмассы, ткани, кожи, дерева, керамики. Краска хорошо ложится на стекло и применяется в детской декоративно-оформительской деятельности (рамки для фотографий, стеклянные вазы и стаканы)

Акварель

Традиционная техника, но с появлением новых видов получила вторую жизнь. Это – водная краска на клеевой основе. Основные качества материала – его прозрачность, чистота и яркость цвета. Это достаточно сложный материал для изобразительного творчества дошкольников, поэтому следует вводить его аккуратно и дозировано. Начинающему маленькому художнику необходимо раскрыть «секреты» материала и работы с ним. Разнообразие видов краски и приемов работы с ней (рисование по сырому, вливание краски в краску, размывание) позволяет детям создавать выразительный образ. Краска может быть использована в сюжетных и декоративных работах, а также в качестве фона к работе. Для передачи художественных образов акварель можно сочетать с другими материалами: простыми и цветными карандашами, фломастерами, восковыми мелками, свечой, гуашью. Акварельная краска требует подбора специальной бумаги и кисточек. Соединение краски с водой приводит ребенка в мир многоцветия и волшебных превращений.

Гуашь 

Это – плотная, матовая, бархатистая краска различных видов: художественная, плакатная и флуоресцентная. В работе с детьми может быть использована для декоративных и оформительских работ, в сюжетном и предметном рисовании. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на ткани, картоне, фанере. Краска хорошо сохнет и при высыхании светлеет, образуя однородную текстуру. Одно из самых ценных свойств гуаши – хорошая кроющая поверхность. Разнообразие приемов рисования: высветливание, наложение более светлой на темную краску и наоборот, рисование мазками позволяет детям уже младшего дошкольного возраста создавать яркие красочные работы. Гуашь – самый любимый материал детей, с помощью которого они могут в полной мере реализовывать замысел.

Пастель

Данный материал представляет собой меловую палочку, состоящую из двух ингредиентов: цветного пигмента и специального связующего материала (камедь или смола).

Следует отметить, что существует два вида пастели: сухая и масляная. Первая выпускается как в виде мелков, так и в карандашах. Сухая пастель – наиболее востребованный у художников материал. Она пластична, легко растушевывается, позволяя создавать плавные переходы цвета. Масляная пастель более капризна. Она ложится плотным слоем, практически не допускает смешения цветов и коррекции. Как правило, ее используют для создания ученических работ или быстрых эскизов.

Темперные краски

Это - одни из самых древних изобразительных материалов. До изобретения и распространения масляных красок они были основным материалом живописи. Темпера занимает промежуточное положение между клеевыми (акварель, гуашь) и масляными красками: так же как и клеевые краски она разводится водой, однако, после высыхания, не растворяется; от масляной краски отличается быстрым сроком высыхания, не трескается, не отслаивается; от гуаши отличается тем, что тонкий слой довольно прозрачен, а сходна в том, что большинство темперных красок светлеет. Благодаря темпере рисунок выглядит мягким и бархатистым. Особой популярностью среди детей пользуются поделки, макеты и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, выполненные своими руками.

Флуоресцентные краски

        Флуоресцентные или люминофорные краски – это материал, который под воздействием обычного или ультрафиолетового свечения делает изображение объемным и красочным. В основу такого покрытия, как правило входит, несколько видов пигмента – светонакопительный и светоотражающий. Удержаться пигменту на поверхности стены или ткани помогает прозрачная клейкая основа: клей, силикон, лак, жидкое стекло.
Уголь

Уголь очень прост в изготовлении. Пучок ивовых, березовых или ореховых веточек обмазывали глиной и клали на горящий уголь. Так готовили угольки самой разной формы – круглые, граненные. Делали их разной длины и толщины, ведь и рисунки были и большие и маленькие.

На сегодняшний день, конечно же, нет нужды изготавливать уголь самостоятельно. Можно купить уже готовый уголь для рисования.

При работе с углем нужно использовать шероховатую бумагу, с идеально гладкой поверхности он осыпается. Можно использовать бумагу для пастели или специальную для угля. Интересный живописный эффект можно получить, используя бумагу для акварели – яичную скорлупу, холст, лен. Можно использовать и плотную чертежную, предварительно потерев ее мелким наждаком или жесткой резинкой. Интересные работы также можно сделать используя тонированную бумагу, для создания бликов на ней можно использовать белый мел или пастель.

Для работы бумагу закрепляют на планшете, предварительно смочив ее водой. После высыхания бумага равномерно натянется, и на ней удобно будет работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характерные особенности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3566365","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3566369","at...

Методика руководства нетрадиционными приемами изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Изобразительную деятельность  детей в детском саду, я считаю, ведущей деятельностью для полноценного развития фантазии, воображения и креативного мышления. Выбрав данную тему, я на св...

Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста: связь с игрой.

Статья из опыта работы.Огромные возможности для обогащения детского творчествак таят в себе различные игры - сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические, подвижные....

Использование нетрадиционных современных технологий в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Фантазия и воображение — это важнейшая сторона жизни ребенка. Занятия по нетрадиционной изобразительной деятельности, по моему мнению, помогают ребенку с помощью разноцветной палитры красок рассказать...

Материалы к тематическому контролю "Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста"

В этом материале представлены диагностические карты, карта анализа занятия по ИЗО, положение конкурса "Лучший ИЗО - уголок в ДОУ", анкетирование родителей воспитанников, опросник для педагогов.,...