Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста: связь с игрой.
статья по рисованию на тему

Ивановская Ирина Николаевна

Статья из опыта работы.

Огромные возможности для обогащения детского творчествак таят в себе различные игры - сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические, подвижные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobrazitelnaya_deyatelnost_detey.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Изобразительная деятельность детей

                                         дошкольного возраста: связь с игрой.

      Изобразительная деятельность – органичная часть всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Вот почему так важно, чтобы деятельность эта тесно связывалась регулярно со всей воспитательно-образовательной работой. И чем богаче и интересней жизнь в детском саду, чем разнообразнее игры, чем больше положительных эмоций испытывают дети, тем больше накапливается у них впечатлений, тем богаче содержание их рисунков.

      Огромные возможности для обогащения детского творчества таят в себе различные игры – сюжетно-ролевые, подвижные, игры-драматизации, дидактические. Для сюжетно-ролевых игр малыши могут вылепить для кукол угощенье, баранки, печенье, яблоки, конфеты и т.п. Дети старшего дошкольного возраста могут рисовать (лепить или вырезать) не только угощения, но и посуду для кукол, создавать декоративно оформленные предметы (занавески, скатерти, салфетки, коврики) для кукольной комнаты. Тем самым не только повышается интерес к изобразительной деятельности, но и обогащается и развивается сама игра. Более того, углубляется познание окружающей жизни.

      Известно, что содержание сюжетно-ролевых игр определяется впечатлениями, полученными из разных источников. Наиболее типичные – в «поликлинику», «больницу», «магазин», «семья», «почту», «школу», «строительство», «транспорт» и т. д. Чем ярче впечатления, тем богаче содержание игр, тем более творчески они могут быть отражены в детских рисунках.  Заметим, что изображение игр доставляет детям более радости, чем изображение того же сюжета на основе жизненных впечатлений. Например: дети с большим удовольствием рисуют то, как они играли в больницу, чем то, как они лежали в больнице. Пережитое в игре окрашивает художественную деятельность ребёнка положительными эмоциями. Отсюда вытекают и задачи воспитателя – помочь ребёнку более и выразительнее раскрыть наиболее выразительные эпизоды.

      В детских рисунках сюжет одной игры редко повторяется, ведь каждый ребёнок передаёт свои впечатления, свои переживания, своё отношение к изображаемому. Порой в рисунках детей отображается непроигрывавшийся сюжет. Это нормально и даже хорошо, так как игра возбудила у ребёнка фантазию.

      Отбирая темы для изобразительной деятельности по мотивам игр – драматизаций, желательно варьировать и виды изобразительной деятельности. Для игр-драматизаций дети уже со средней группы могут подготавливать декорации, некоторые детали, костюмы, маски. Но здесь следует учитывать одно немаловажное обстоятельство: дети должны хорошо знать и содержание сказки, и представлять внешний облик и повадки животных. В процессе подготовки и проведения игр-драматизаций может участвовать вся группа: одни как действующие лица, другие как художники, третьи в качестве зрителей. А в изобразительной деятельности уже все дети объединены общим переживанием, заинтересованностью.

      С большим интересов и удовольствием обычно воспринимаются предложения воспитателя создать рисунки на тему подвижных игр. Сюжеты многих («караси и щуки», «Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши») – незамысловаты, их легко передать не только в рисунке, но и в аппликации. А характер игры стимулирует передачу персонажей в движении: рыбки уплывают от щуки, мыши убегают от кошки. Задача изобразить несколько рыбок, птиц обычно вызывает у детей желание изобразить их в движении. Так создаются варианты, что естественным образом способствует развитию творчества. Фактически в каждой возрастной группе можно отобрать сюжеты игр, доступные детям для изображения.

      Содержанием изображения могут стать и дидактические игры. Дети сами могут изготовить дидактические игры и материалы (чаще всего в аппликации): домино, лото, парные картинки, даже картинки-метки для шкафчиков. Эти задания полезны и сточки зрения воспитания самостоятельности, и трудового воспитания.

      Игровые приёмы обучения в изобразительной деятельности дошкольников, создающие радостную необычную атмосферу, повышающие интерес, способствующие более эффективному овладению навыками и умениями, можно использовать во всех возрастных группах. В младшей группе воспитатель, скажем, разыгрывает приезд зверят – лисёнка, зайки, бельчонка -  в гости к куклам. Чтобы облегчить задачу, педагог предлагает детям нарисовать для зверушек вагончики, разные по цвету, - синие, красные, жёлтые и зелёные. Из нарисованных вагончиков воспитатель формирует как бы состав с соответствующим по цвету паровозом (рисуется заранее воспитателем). Гостей рассаживает в вагончики педагог, т.е. приклеивает на окошки мордочки животных. В средней группе педагог предлагает построить новый дом. Дети получают задание: нарисовать отдельные блоки. Из них и составится новый дом, вокруг которого благоустраивается территория.

В старшей группе дети могут оформить уголок природы. Прежде чем приступить к работе, вместе с воспитателем обсуждается устройство уголка: какие там «высадить» (на большом листе бумаги) комнатные растения, каких птиц «рассадить « в клетках, где нарисовать аквариум. Одни будут сажать комнатные растения, другие готовить клетку с попугайчиками, третьи рисовать аквариум и запускать в него рыбок. Законченную картину можно вывесить на несколько дней в раздевалке. В подготовительной группе дети могут вырезать и наклеить весёлого Петрушку с товарищами. Когда изображения будут готовы, игрушечный Петрушка объяснит ребятам, каких товарищей они для него изобразили.

      В изобразительной деятельности (рисовании, лепке или аппликации) во всех возрастных группах можно предложить детям изобразить их любимую игрушку. Важно то, что в процессе работы ребёнок переживает добрые, радостные чувства, что, в свою очередь, вызывает желание лучше изобразить. Любимые игрушки можно изображать разные и по-разному и течение всего года.

Ценность совместной изобразительной деятельности воспитателя и детей в том. Что повышается эмоциональная отзывчивость, дети развиваются нравственно, так как их объединяет общая цель. Ведь они вместе с педагогом обсуждают композицию, обговаривают замысел. Учатся доброжелательно оценивать вклад каждого в общую работу, помогать друг другу.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характерные особенности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3566365","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3566369","at...

Методика руководства нетрадиционными приемами изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Изобразительную деятельность  детей в детском саду, я считаю, ведущей деятельностью для полноценного развития фантазии, воображения и креативного мышления. Выбрав данную тему, я на св...

Пособие по развитию самостоятельности в творческой изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Мультимидийная игра.

1.Расширять знания детей в использование мультимидийных средств.2.Продолжать развивать самостоятельность в творческой игре.3.Закреплять знания детей о народной росписи, её элементов....

Консультация для педагогов «Дидактические игры в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Дидактические игры в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»...

«Дидактические игры в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»

При работе с новыми образовательными программами в детском саду появилась потребность в более разнообразных дидактических играх....