Главные вкладки

    «Формирование воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги»
    статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

    Попкова Надежда Андреевна

    Преобразования в современном обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями встает важная задача развития воображения детей. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx16.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     «ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА»  (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД  «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА»)

    ул.Зверева, д.9/1, г.Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629730; тел./факс: (34995)3-69-00;

     телефон: 56-87-98; E-mail:, elochka-ds@yandex.ru; ОГРН 1028900578882, ИНН/КПП 8903020370/ 890301001

    Статья

    «Формирование воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги»

    Выполнил: воспитатель МДОУ

    «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма»

    Григорьева Надежда Андреевна

    2016г.

    Преобразования в современном обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями встает важная задача развития воображения детей. Проблему формирования воображения исследовали Т. Рибо, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, О. М. Дьяченко, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн, В. С. Мухина.

    В психологическом словаре Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко воображение определяется как универсальная человеческая способность построения новых целостных образов действительности путём переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. [5, c.81] О.М. Дьяченко в своих исследованиях рассматривает воображение как умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-то новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.

    Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн различают два вида воображения: воссоздающее и творческоеУчёные отмечают, что эти виды воображения тесно связаны между собой. Г.А. Урунтаева указывает, что воссоздающее воображение дошкольников направлено на создание образов, соответствующих описанию. Е.Г. Речицкая, А.Е. Сошина отмечают, что критерием различия между воссоздающим и творческим воображением выступает результат деятельности. Продукты деятельности субъективно новые, потому что создание образов происходит на основе их словесного описания или визуальной, внешней опоры (чертёж, схема) . Особенности этих образов зависит от опыта ребенка, информации, накопившейся в его памяти, и уровень понимания того, что он слышит от взрослых, видит на картинах. В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает ее опережать. Воображение объединяются с мышлением, и действует совместно с ним при решение познавательных задач. Приобретая активный характер, воссоздающее воображение ребенка значительно полнее и точнее, чем раньше, воспроизводит действительность.

    Важным средством развития воображения является конструирование  из бумаги.В исследованиях отечественных ученых З.В. Лиштван, Л.В. Куцаковой, Н.Н. Поддьякова, Ф.А.Сохиной, Л.А. Парамоновой, Г.А. Урунтаевой обосновываються условия, факторы, механизмы  формирования воображения в процессе конструирования из бумаги .Л.А. Парамонова указывает, что обучение строится на подражательной основе – используются образцы, показ и подробное объяснение процесса изготовления каждой поделки. При таком обучении каждый способ оказывается «привязанным» к конкретной поделке и существует для ребёнка только в контексте ее изготовления. В результате этого не происходит обобщения способов конструирования, и ребёнок не пользуется ими для создания других поделок.

    На начальном этапе рекомендуют для формирования воображения помогать  детям выделить способ конструирования из практического процесса создания конкретных поделок, отрабатывать сам способ конструирования вне конкретной задачи, использовать в качестве основы для изготовления целого ряда поделок. Затем детям необходимо предоставить возможность самостоятельно применять усвоенные способы конструирования для получения новых поделок, вносить новые элементы.

    Как показала экспериментальная работа по формированию воображения детей старшего дошкольного возраста процесс конструирования из бумаги целесообразно организовывать поэтапно:

    1 этап: познакомить детей со способами конструирования из бумаги используя техники оригами, киригами и др.; развивать умение планировать свою деятельность, подбирать необходимый материал.

    2 этап: обучение видению и созданию поделок из бумаги на основе наглядной опоры; учить анализировать объект и выделять главные и второстепенные признаки; уметь располагать их в определенном порядке; планировать свою деятельность; вносить новые элементы в поделки

    3 этап: Поддерживать самостоятельность при изготовлении различных поделок., внося элементы нового, оригинального.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей и мелкой моторики старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги.

    Обучение ребенка должно обогащать и уточнять восприятие и представление его об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, ...

    Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования из бумаги в технике «Квиллинг»/

    Современный ребенок большую часть своего сознательного времени проводит в детском саду, вместе с детьми и воспитателями. Задача педагогов заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых ребе...

    «РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТОРСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКТОРА «ЛЕГО»

    Современная действительность вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее успешными формами работы с детьми становятся те, которые построены на принципе общения и игры.Одним из средств акт...

    Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из полоски бумаги"

    Создание условий для гармоничного развития ребенка, его способностей к творческому самовыражению через конструирование из полоски бумаги....

    Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки.

    Слушание музыки наиболее сложный раздел музыкального занятия в детском саду. Научить ребенка понимать и любить музыку, (особенно классическую) возможно только в том случае, если он ее слушает часто, ц...

    «Развитие нестандартного мышления детей старшего дошкольного возраста средствами технологии конструирование из бумаги (техника «мокрое» складывание)»

    Нестандартное мышление связано с преобразованием окружающего мира. Даже на стадии создания моделей оригами (чертежей, схем, алгоритмов и т.п.) невозможно обойтись без мыслительного соотнесения этих мо...