Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий в условиях ДОУ
статья по музыке (старшая группа)

Никулица Ростислав Витальевич

В дошкольной педагогике развитие творческого воображения одна из актуальных проблем образования. Анализ проблемы развития творчества у детей  отождествляется с возможностью индивидуального развития, где  творчество - понятие широкое, предполагает создание чего-то нового, ценного, с помощью чего дошкольник может реализоваться, развивая свои природные возможности в  творческой способности воспринимать и переживать красоту мира, испытывать эстетические чувства и эмоции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nikulitsa_r.v._farhutdinova_s.g.docx31.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УДК 37.013

Р.В.Никулица

магистрант направления «Музыкальная культура и образование»

ФГБОУ ВО «НВГУ»

Г. Нижневартовск

Фархутдинова С.Г.,

 к. к., доцент кафедры музыкального образования

ФГБОУ ВО «НВГУ»

Г. Нижневартовск

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий в условиях ДОУ

The development of creative imagination in children of senior preschool age in the process of music lessons in a preschool educational institution

Аннотация

В дошкольной педагогике развитие творческого воображения одна из актуальных проблем образования. Анализ проблемы развития творчества у детей  отождествляется с возможностью индивидуального развития, где  творчество - понятие широкое, предполагает создание чего-то нового, ценного, с помощью чего дошкольник может реализоваться, развивая свои природные возможности в  творческой способности воспринимать и переживать красоту мира, испытывать эстетические чувства и эмоции.

Ключевые слова: дошкольный возраст, творческое воображение, детское творчество, музыкально-творческая деятельность.

Annotation

In preschool pedagogy, the development of creative imagination is one of the urgent problems of education. An analysis of the problem of the development of creativity in children is identified with the possibility of individual development, where creativity is a broad concept, involves the creation of something new, valuable, with the help of which a preschooler can realize himself, developing his natural abilities in the creative ability to perceive and experience the beauty of the world, to experience aesthetic feelings. and emotions.

Key words: preschool age, creative imagination, children's creativity, musical and creative activity.

 

Старший дошкольный возраст, это возраст, наиболее  благоприятный  для развития творческого воображения и его индивидуальных  возможностей. Формируется детский характер, в котором выявляется компонент детского творчества в потребности созидать, фантазировать, воображать.  К индивидуальным свойствам детей данного возраста по классификации С.Т. Шацкого относятся свойства  сильно развитого инстинкта общительности, присутствие возбуждаемого любопытства исследовательское отношение к окружающему миру [9, С. 123]. Исследования А.Н.Леонтьева отмечают, что старший дошкольный возраст отличает от младшего тем, что в первом случае у детей формируется творческий тип деятельности, по сравнению с ранним детством. Проявляется это в активности и инициативе в применения освоенных детьми знаний и способов работы по отношению к новому содержанию и нахождению нестандартных способов решения поставленных задач. Спецификой творческого воображения детей является направленность личности на поиск новых путей освоения окружающей действительности, способов освоения предметов и духовной среды, способов овладения различными видами деятельности, которые, в конечном счете, направлены на создание у него целостной картины мира и на реализацию его творческого воображения [5].

Творческому воображению при создании художественного продукта присущи следующие характеристики:

1. Продуктивный характер, в отличие от воссоздающего, репродуктивного воображения.

2. Яркость образов. Даже самые фантастические «нереальные» образы приобретают в художественном творчестве «достоверность», «реальность».        

3. Эмоциональность процесса творческого воображения и его результата.

5. Специфическая и обобщенная черта художественно-творческого воображения заключается также в том, что образы, ситуации, состояния, идеи, которые «преобразуются» и создаются воображением, всегда одухотворены.

В исследованиях  Я.А. Пономорева утверждаются мысль о том, что характерной чертой детской фантазии и творческого воображения, становится результат интеллектуальных проявлений, к которым относится: интуиция, выдумка, спонтанность и могучая фантазия, обширность знаний и порождение гипотез. Путь творца  находит удовлетворение не столько в достижении цели, а сколько в самом процессе творчества, характеризирующее уклонение от шаблона, оригинальностью, инициативностью, высокой самоорганизации и работоспособности. В связи с этим, развитие творческого воображения необходимо начинать с самого раннего возраста, постепенно всё больше уделяя внимание этому компоненту как творческая деятельность [7].

Л. С. Выготский писал о воображении, что оно не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Основу деятельности воображения составляет принесение нового в самое течение впечатлений человека и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ [1]. Исследователи обращают внимание на когнитивный компонент творческого мышления выраженный в непосредственной детской восприимчивости и впечатлительности.  

Вопросы детского творчества, творческого воображения – это неотъемлемый компонент творческой деятельности, оказывает на непосредственное формирование личности и деятельности дошкольника и его поведение в целом. Главным условием развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях является создание способствующей этому среды. Детское творчество продуктивная  ступень в развитии творческой  фантазии, непосредственности, свежести восприятия и выражения чего-либо нового. Необходимо уделять больше внимания таким видам деятельности как театрализация и элементарное музицирование, позволяя детям импровизировать. Например, в процессе слушания музыки, разбирая с детьми образность произведения, самим сочинить своё музыкальное произведение с помощью детских музыкальных инструментов. Ещё один вариант предложить показать произведение с помощью движений. При этой работе педагог должен выслушивать мнение детей. 

В отечественной науке в области психологии и педагогики искусства рассматриваются уникальные подходы по вопросам воспитания общения посредством музыкального искусства.  В исследованиях Г.С. Тарасова, значительно уделяется значению  музыки как формы художественного общения, что позволяет выделить те творческие задатки, приобретаемые в процессе услышанной музыки. Тем самым автором подчеркивается роль позиции  («творческой») как способность  выражать свои мысли и эмоции,  а значит  воспроизводить услышанное   «творчески», т.е. в непосредственной  импровизации, сочинительства и  фантазии [3, С.115].  Дошкольники учатся выражать свои мысли и эмоции, а также учатся свободно контактировать с окружающим миром, успешно раскрывать свои способности.  

В этом смысле методика Т.Э.Тютюниковой может быть применена в условиях раннего развития, детям предлагаются фантастические путешествия и увлекательные исследования, в которые творческий руководитель вовлекает своих воспитанников.  Методика применяется для музыкально-творческого обучения воспитанников в достижении эффективности результатов творческой активности. В дидактическом смысле музыкально-творческая деятельность актуальна как метод стимулирования познавательной деятельности дошкольника средствами элементарного музицирования.

В основу методики Т.Э.Тютюниковой по элементарному музицированию положены два метода. Первый метод направлен на активизацию творческих проявлений ребенка, его способность к импровизационному творчеству, музицированию, фантазии, сочинительству. Проблема импровизаций детей одна из самых увлекательных и сложных, так как требует созданий ситуаций для творчества и фантазии.

По мнению автора музицирование – это путь к творческому общению детей, их   воспитанию и обучению своих наблюдений и впечатлений полученных в результате музыкальных занятий. Дошкольники не пассивно копируют окружающее, а сознательно включаются в процесс творчества. Учитывая небольшой жизненный и музыкальный опыт детей, неразвитость их эмоционально-чувственной и образной сферы необходимо включать в атмосферу комплекс заданий, включающий в. себя виды синкретической деятельности (музыка, речь, движение, игра музыкальных инструментах, ритмопластика, двигательная импровизация, театрализация). Спонтанность, сиюминутность рождения и воплощение многих идей, атмосфера незапрограммированного для ребёнка творчества составляют суть деятельности детей на музыкальных занятиях [8, C.7].

Второй метод это  моделирование музыкального языка, в котором моделирование становится механизмом обучения. В своем методе, автор применяет ряд творческих приемов и  принципов объединенных  в процесс «творить» звучащими жестами, импровизировать движение как совместно, так и индивидуально с каждым. Девиз: делай вместе с нами, эти звуки обо мне,   музыка моего тела, игры звуками, фольклорный танец, речевое музицирование, звуки раньше чем символы, графическая запись.

Согласно позиции Г. С. Тарасова, к таким игровым действиям относится пластическое интонирование музыкальной речи в виде «исполнительского» участия рук, корпуса, ног, наклонов головы при воссоздании «пульса» музыкального произведения, его темпа и ритма, динамики, направленности и высоты звучания, музыкальной фразировки и т.п. Чем разнообразнее тематика сценариев, игр, танцев, процесс фантазии и импровизации возрождается спонтанно и непредсказуемо, тем самым дети непроизвольно вовлекаются в игру воображаемого «музыкального театра». В целом, считает Г. С. Тарасов, художественная игра предполагает обыгрывание сюжетов, событий, образов, воплощенных в музыке в импровизированной форме. Дети сами выбирают себе роль и находят те выразительные средства, которые необходимы для выражения их образного видения произведения [4,  С.55-58].

  Условия проведения занятий: при проведении занятий соблюдаются условия безоценочности, принятия, безопасности, поддержки. Для этого необходимо объединять разные виды деятельности одним тематическим содержанием, создавая возможности расширения ассоциативных связей, творческого осмысления темы, в способах осмысления с помощью выразительных  средств, что обеспечивает глубокое познание и эмоциональное переживание художественных образов, созданных в музыкальном искусстве. Большое значение, отмечает Е. В. Николаева, для раскрытия взаимосвязи музыки и искусства движения приобретает художественно-образная музыкально-пластическая деятельность, обусловленная и актуализированная средствами двух искусств. При этом на иллюстрированном уровне в создании художественного образа определяющее значение получает музыкальная интонация, так как ритмопластическая интонация имеет в этом случае условно «подчиненное» значение и направлена на раскрытие средствами пластического искусства музыкального образа. Художественно-эстетическая  музыкальная и ритмопластическая интонация образуют единое, качественно новое художественное целое. Средствами двух искусств рождается, музыкально-пластический образ [6].

Интегративный способ организации музыкальных занятий позволяет организовать процесс учебного содержания по принципу синтеза ранее разобщенных элементов, свойствами целостности. Данный подход позволяет объединить детей и педагогов единым интересом, творческим поиском, стремлением создать общую концептуальную картину композицию, игру, музыкальный театр, в котором каждый участник задействован и творчески вовлечен в процесс действа. По мнению психолога-исследователя И.Г.Вечкановой, театрализованная игра как форма организации деятельности детей позволяет изучить факторы, способствующие изменению эмоциональной регуляции ребенка, выявить особенности и средства совершенствования производных эмпатических эмоций, умения отражать чувства и состояния других, поскольку в этих играх быстро формируется чувства симпатии к взрослом, что обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанника.

В предлагаемой технологии реализуется интегрированный подход, в процессе которого обеспечиваются основные этапы и последовательность любой деятельности:

- мотивация к игре;

- определение темы и цели игры;

-выбор игровых средств и распределение ролей;

- апробация и корректировка выбранных ролей и путей достижения цели (апробирование различных вариантов);

- достижение игровой цели;

- осознание результатов игры [2].

Развивающие занятия в детском саду основываются на игровой деятельности, которые так же включают в себя музыкально-изобразительную деятельность. Сюда можно отнести музыкальную сказку, в которой присутствуют сказочные герои, придуманные детьми, и дети выбирают комбинацию  движений, мимикой, звуком или игрой на музыкальным инструментом. Структура занятий с использованием музыкально-изобразительной деятельности предполагает синтез фантазирования и элементарного музицирования.

Таким образом, синтез разных видов деятельности, таких как: музыкально-изобразительная, игровая, театральная основываются на целостном восприятии дошкольником окружающего мира, тем самым выступая как ведущий принцип создания творческого проектирования творческой личности.  Развитие творческой личности одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Развитие когнитивного компонента творческого воображения, необходимо решать с дошкольного возраста, вовлекая их в мир музыки, в котором они смогут придумывать и воплощать художественно-эстетический образ.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М. : Перспектива, 2020. – 125 с.
  2. Вечканова И.Г. , Баряева Л.Б., Алибаева Ф.И. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.  Изд-во Каро, СПб. 2009. – 256 с.

3.  Тарасов Г. С. О коммуникативной природе музыкальных способностей // Вопросы психологии. 1987. (№ 3). С. 115 – 121.

4.  Тарасов Г. С. Музыкальная психология /Спутник учителя музыки. Составитель Т.В. Челышева. М. : 1993.  С. 55-58.

5. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I —М.: Педагогика, 1983.— 392 с., ил.— (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).

6. Николаева Е. В. Музыкально-пластическая деятельность детей на музыкальных занятиях / Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. М., 2004.

7. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я. А. Пономарев. – М. : Педагогика, 1976. - 280 с.

8. Тютюнникова, Т. Э. Звучащие жесты. Музыка моего тела [Текст] / Т.Э. 4Тютюнникова // Музыкальная палитра. – 2011 – №5. – C.4.

9. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. / Под ред. Н.П.Кузина и др. – М. : 1980. – Т. 1.  С. 123.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов ТРИЗ в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Кто из нас не мечтал стать волшебником? Ведь тогда всё становится весёлым и интересным, страшное перестаёт быть страшным, неприятности оказываются преодолёнными, скучное может оказаться занимате...

Развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста в процессе работы над сказками

Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последни...

Конспект занятия по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на основе словесных игр с использованием ИКТ

помощь в работе воспитателям, логопедам, дифектологам в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)

Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки.

Слушание музыки наиболее сложный раздел музыкального занятия в детском саду. Научить ребенка понимать и любить музыку, (особенно классическую) возможно только в том случае, если он ее слушает часто, ц...