Конспект работы с родителями в форме родительского клуба по формированию математических представлений детей с помощью ЛЕГО конструирования
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

Лучкина Татьяна Викторовна

Данный материал поможет воспитателю познакомить родителей со значением и возможностями ЛЕГО конструирования в математическом образовании дошкольников, а также привить практические навыки ЛЕГО конструирования. В практической части описан мастер-класс "Над водой и под водой" (морские обитатели и водный транспорт).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект работы с родителями в форме родительского клуба по формированию математических представлений детей с помощью ЛЕГО конструирования

Тема заседания родительского клуба: ЛЕГО конструирование в математическом образовании дошкольников.

Цели:

1) ознакомление родителей со значением и возможностями ЛЕГО конструирования в математическом образовании дошкольников;

2) привитие традиций ЛЕГО конструирования в семейной педагогике;

3) развитие практических навыков ЛЕГО конструирования.

Ход заседания родительского клуба

I.Теоретическая часть

1.Сообщение воспитателя по теме «Значение ЛЕГО конструирования в математическом образовании дошкольников».

Дошкольник – маленький исследователь, изобретатель и конструктор. Эти способности наиболее полно реализуются в конструировании, где каждый ребёнок имеет неограниченные возможности фантазировать, придумывать и создавать разнообразные предметы, конструкции, постройки, проявляя любознательность, выдумку, сообразительность, смекалку и творчество.

Современных детей можно заинтересовать только современными средствами их личностного развития, ведь они живут в мире Интернета, телекоммуникаций, электроники. Одним из таких средств является ЛЕГО-конструкторы.

Конструирование из ЛЕГО-конструктора полностью отвечает интересам детей дошкольного возраста, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Однако детям значительно интереснее и полезнее, если в этой деятельности принимают участие взрослые – родители, педагоги.

ЛЕГО конструирование – это игра, которая позволяет учить играя и обучаться в игре.  В педагогике Лего конструирование интересно тем, что оно строится на интеграции (объединении) элементов игры и экспериментирования. Это творческий способ исследования и ориентации ребенка в реальном мире.

2. Беседа с родителями «Чему научился Ваш ребенок в ЛЕГО конструировании»

Воспитатель просит родителей поделиться своими наблюдениями и сообщить, чему научился их ребенок, занимаясь ЛЕГО конструированием.

Выслушивает ответы родителей и обобщает.

Воспитатель:

- Из ваших ответов понятно, что ЛЕГО конструирование развивает у ребенка фантазию, пространственное воображение, навыки  трехмерного моделирования по образцу и собственному замыслу. Вырабатывает у ребенка такие полезные качества, как трудолюбие, усидчивость, терпение, самостоятельность, сосредоточенность, внимательность.

3. Беседа «ЛЕГО конструирование и математика».

Воспитатель:

- Задумывались ли Вы, как ЛЕГО конструирование влияет на математическое развитие ребенка?

Выслушивает ответы родителей и обобщает.

Воспитатель:

- ЛЕГО конструирование положительно влияет на математическое развитие ребенка. Это проявляется в том, что ребенок приобретает математические знания и умения:

- обучается счету и упражняется в счете – ребенок подсчитывает количество деталей, креплений;

- овладевает эталонами цвета – ребенок подбирает разные цвета для своей конструкции, по-разному их сочетает;

- овладевает мыслительными операциями сравнения, синтеза, анализа, моделирования и овладевает навыками измерения, развивает глазомер – ребенок сравнивает детали и предметы по высоте, ширине с помощью условной мерки, выясняет, на что похож предмет и чем он отличается от других;

- развивается пространственное мышление – овладевает навыками объемного трехмерного моделирования, положения предмета в пространстве;

- развивается математическая речь детей за счет пополнения словаря такими словами, как вверху, внизу, справа, слева, прибавить, убавить и т.д.;

- ребенок знакомится с геометрическими фигурами – выкладывает цельную фигуру, делает конструкцию из разных геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников, овалов, кругов, ромбов и т.д.), путём прикладывания одной детали к другой, добавляя детали;

- знакомится с пространственными понятиями «симметричность» и «асимметричность».

4. Работа родителей в группах по вопросы «В чем состоит интегративная основа ЛЕГО конструирования».

Воспитатель  просит родителей поделиться на группы по 3-5 человек. Каждой группе дается список образовательных областей и их задач (из ФГОС ДО).

Задание: подготовить краткое сообщение (2-3 мин.) по теме «В чем состоит интегративная основа ЛЕГО конструирования»  по каждой образовательной области.

Группы работает в течение 10-15 мин. Потом один из родителей делает сообщение.

Воспитатель выслушивает сообщения родителей и обобщает мнение родителей.

Воспитатель:

- ФГОС ДО основан на интеграции содержания образовательных областей, которая способна сделать развитие математических (да и всех остальных) способностей детей дошкольного возраста более успешным.

Главной задачей ЛЕГО конструирования является процесс, в ходе которого дети знакомятся с разными объектами и вещами окружающего мира, учатся подбирать соответствующие детали и выстраивая задуманные конструкции. Эта деятельность осуществляется в пространстве образовательной области «Познание».

Во время ЛЕГО конструирования ребенок беседует с другими детьми и взрослыми, он задает взрослым вопросы о различных явлениях или объектах, он не просто описывает и разъясняет свои модели и рассказывает об их назначении, но и отвечает на вопросы по ходу строительства. В совместной деятельности дети могут интересоваться тем, что и как делают другие, получать или давать советы о цвете, способах крепления, обмениваться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции. Поэтому ЛЕГО конструирование интегрируется с образовательной  областью «Речевое развитие».

Перед началом ЛЕГО конструирования дети обсуждают, что именно они будут моделировать, каково назначение той или иной конструкции, помогает ли она человеку в решении тех или иных задач. Так у детей развиваются социальные навыки: самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, необходимые для взаимодействия с другими людьми. Дети стремятся соблюдать технику безопасности. К тому же они постоянно следят за тем, чтобы на их рабочем столе был порядок, а все детали конструктора в нужном количестве лежали по своим ячейкам. Так решаются задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

ЛЕГО конструирование требует от ребенка, чтобы он красиво оформил свою конструкцию, возможно, использовал в ней не только детали конструктора, но и бумагу, краски, бросовый материал для создания целостного образа. Это интеграция с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие».

При ЛЕГО конструировании развивается мелкая и крупная моторика, более четкими становятся движения ребенка. Это интеграция с образовательной областью «Физическое развитие».

II. Совместная выработка рекомендаций по использованию ЛЕГО конструирования в домашних условиях для развития математических умений ребенка.

Каждый из родителей формулирует 1-2 рекомендации. Они записываются на доске и затем из них все родители вместе выбирают самые важные.

Результат: Примерные рекомендации родителям по использованию ЛЕГО конструирования в домашних условиях для развития математических умений ребенка.

1. Принимайте активное участие в ЛЕГО конструировании своего ребенка: участвуйте сами, советуйте (как лучше совместить детали), хвалите ребенка за инициативу, выдумку и фантазию, творческий подход.

2. Просите ребенка отсчитать нужное количество деталей, назвать цвета, геометрические фигуры, измерить и сравнить величину деталей.

3. Просите ребенка рассказать о своей конструкции, какие геометрические фигуры и какой величины он использовал и для чего (их назначение).

4. Задавайте ребенку вопросы на развитие пространственного мышления и ориентировку в пространстве (Где ты расположишь свою конструкцию? Где нужно поместить эту деталь? и т.д.).

5. Просите ребенка проанализировать свою работу – что получилось особенно хорошо, что не получилось и почему? как можно усовершенствовать конструкцию, сделать ее лучше?

III. Практическая часть. Мастер-класс на тему «Над водой и под водой (морские обитатели и водный транспорт).

Цели:

1. Практическое освоение участниками мастер-класса навыков создания предметов и построек из ЛЕГО конструктора.

2. Рост мотивации родителей на использование ЛЕГО конструирования для математического развития ребенка.

Оборудование:

- изображения (картинки) с морскими рыбами и другими обитателями моря (кальмар, краб, морская звезда, кораллы и т.д.);

- изображения (картинки) кораблей, катеров, лодок;

- детали ЛЕГО конструкторов;

- 4 отдельно стоящих столиков и по 2 стула (для родителя и ребенка);

- дополнительные материалы для украшения построек: бумага, клейкая лента, бусины, бросовый материал и т.д.

Ход мастер-класса

Родитель и его ребенок располагаются за отдельно стоящими столами. Остальные родители делятся на группы и располагаются вокруг, чтобы наблюдать за процессом конструирования.

Два родителя с девочками (дочерями) конструируют морских обитателей.

Два родителями с мальчиками (сыновьями) конструируют водный транспорт.

Ведущие – воспитатель. Он руководит ЛЕГО конструированием по очереди: сначала родители и девочки, потом – родители и мальчики.

1. Разминка.

Воспитатель просит детей отобрать нужное количество деталей: 2 кирпичика красного цвета, 3 прямоугольника коричневого цвета, 1 треугольник зеленого цвета, 2 круга синего цвета. После этого – собрать какую-нибудь постройку из них и объяснить, что получилось.

Проверяется: правильно ли дети отобрали детали по инструкции взрослого.

2. ЛЕГО конструирование морских обитателей.

1. Рассмотрите картинки с морскими обитателями и выберите одно из них – кого вы будете конструировать.

2. Отберите нужное количество деталей, подберите цвет (родитель называет  детали, их количество и цвет, а ребенок выбирает по этой инструкции необходимые детали).

3. Собирают нужную постройку (совместно родитель и ребенок). Родитель и ребенок проговаривают, объясняют все свои действия.

4. Подумайте, чем можно украсить вашего морского обитателя. Сделайте это.

3. ЛЕГО конструирование водного транспорта.

1. Рассмотрите картинки с водным транспортом и выберите одно из них – кого вы будете конструировать.

2. Отберите нужное количество деталей, подберите цвет (родитель называет  детали, их количество и цвет, а ребенок выбирает по этой инструкции необходимые детали).

3. Собирают нужную постройку (совместно родитель и ребенок). Родитель и ребенок проговаривают, объясняют все свои действия.

4. Подумайте, чем можно украсить ваш водный транспорт. Сделайте это.

4. Помещение ЛЕГО конструкций, выполненных родителем со своим ребенком, на выставку.

Обсуждение с другими родителями, как можно улучшить конструкцию, что бы они посоветовали добавить.

5. Подведение итогов заседания родительского клуба.

Воспитатель задает вопросы, а родители отвечают на них:

Что было наиболее полезным? интересным? запоминающим? 

О чем еще нужно поговорить на следующих заседаниях клуба, что продемонстрировать в совместной деятельности ребенка и родителя по ЛЕГО конструированию?

Решение родительского клуба:

1. Активнее использовать ЛЕГО конструирование для математического развития ребенка в семье.

2. Принимать участие в ЛЕГО конструировании ребенка, способствуя (вопросами, заданиями, советами) развитию его математических знаний и умений.

3. Пополнить предметно-пространственную среду группы ЛЕГО конструкторами.

4.Организовать в группе постоянную выставку совместных детско-родительских работ по теме «ЛЕГО и математика».

5.В конце учебного года обменяться опытом по использованию ЛЕГО конструирования в математическом развитии ребенка в семье и детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал папки передвижки для родителей по использованию дидактических игр в формировании математических представлений детей 6-7 лет

Материал  консультации поможет в  создании благоприятных условий для формирования  математических представлений посредством математических игр, повысит компетенцию родителей в вопр...

Мастер-класс для родителей по формированию математических представлений детей с помощью ЛЕГО конструирования

Тема: ЛЕГО конструирование в математическом образовании дошкольников.Цели: 1) ознакомление родителей со значением и возможностями ЛЕГО конструирования в математическом образовании дошкольников;2) прив...

Мастер-класс для родителей «Развитие конструктивного математического мышления дошкольников с помощью ЛЕГО конструирования».

Данный мастер-класс будет полезен воспитателям средних-старших групп детского сада. Данный мастер- класс имеет целью привлечение родителей к сотрудничеству, является нестандартной формой организации р...

Консультация для родителей «Развитие конструктивного математического мышления дошкольников с помощью ЛЕГО конструирования».

Консультация для родителей «Развитие конструктивного математического мышления дошкольников с помощью ЛЕГО конструирования»....

Мастер-класс для родителей «Развитие конструктивного математического мышления дошкольников с помощью ЛЕГО конструирования»

Данный мастер-класс будет полезен воспитателям старших групп детского сада. Мастер - класс имеет целью привлечение родителей к сотрудничеству, является нестандартной формой организации работы с родите...

план работы по самообразованию Тема: Дидактические игры как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Овладение способами проектирования воспитательно - образовательного процесса....