НОД по конструированию «Как лоскутные куколки повели хоровод»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Трушунёва Оксана Викторовна

НОД по конструированию «Как лоскутные куколки повели хоровод»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_loskutnye_kukolki_poveli_horovod.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

Конструирование

 в старшей группе

«Как лоскутные куколки повели хоровод»

Программные задачи: Приобщать детей к традициям и ценностям народной культуры. Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла. Вызвать интерес к конструированию лоскутных кукол бесшовным способом по модели « Кувадка ». Формировать трудовые действия: складывание, сворачивание, скручивание, завязывание, обматывание. Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию «глаз-рука», пространственное мышление, творческое воображение. Воспитывать интерес к созданию и обыгрыванию рукотворных игрушек.

Оборудование: сарафан, старинные игрушки, корзинка, тряпичная кукла, иллюстрации разных видов обережных кукол, экспонаты для мини-музея, квадратный лоскут хлопчатобумажной ткани, прямоугольный лоскут ткани, нитки, технологическая карта.

Ход занятия: Дети играют на ковре, входит воспитатель с корзиной в руках и в русском сарафане.

Воспитатель: Здравствуйте мои хорошие! Здравствуйте мои пригожие!

Дети: Здравствуйте! Вы сегодня такая красивая, нарядная!

Воспитатель: Спасибо, мои хорошие. Вам нравится мой наряд? В таких сарафанах раньше ходили все женщины и девочки. А я сегодня к вам не с пустыми руками пришла. Хотите узнать что у меня в корзинке?

Дети: да, хотим посмотреть. Нам интересно.

Дети садятся на ковер, воспитатель рядом .Дети по очереди достают из корзинки старинные игрушки.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста кому что досталось? А как можно одним словом назвать – что это?

Дети: игрушки.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на них и скажите, из чего они сделаны?

Дети: У меня петушок, он сделан из глины, значит он глиняный. У меня белочка деревянная. А у меня лошадка из соломы- соломенная и т.д.

Воспитатель: Как вы думаете это игрушки современные или старинные? Почему вы так решили?

Дети: Это старинные игрушки, потому что сейчас они в магазине не продаются.

Воспитатель: Правильно, это старинные игрушки. Давным давно когда ваши бабушки и дедушки были маленькими, и ходили вот в таких красивых нарядах, у них не было ярких, красивых, современных игрушек, как у вас. Они играли вот такими игрушками, которые делали своими руками. Но у меня в корзинке осталась еще одна игрушка, сейчас я вам её покажу. (воспитатель достаёт тряпичную куклу).

Как вы думаете что это?

Дети: это кукла!

Воспитатель: правильно, это кукла. Из чего сделана она?

Дети: из тряпочек, лоскутков, ниточек.

Воспитатель: Такую куклу не купишь в магазине, эту куклу я сделала сама, своими руками. Вторую такую же не найти. Раньше игрушек было очень мало и поэтому их люди изготавливали сами. Вот с такими куклами играли ваши бабушки и прабабушки.

Ребята, вы хотите больше узнать о таких куклах?

Дети: да хотим.

Воспитатель: тогда я вас приглашаю в наш мини-музей. И эти игрушки возьмем и поставим на полочку. (дети с воспитателем проходят к музею.)

А теперь, давайте-ка сядем рядком, да поговорим ладком!

(Идет показ иллюстраций с обережными куклами. Показ сопровождается рассказом воспитателя.)

В старину в каждом доме было много таких кукол. С ними можно было не только играть, но их можно было подарить кому-нибудь из близких. Считалось, что такие куклы приносили в дом удачу, они могли защитить от болезней родных и близких. Для каждого случая делалась особенная кукла.

1. Кукла- столбушка оберегала дом и хозяйство.

2. Кукла- травница – в неё завязывали разные лечебные травы и она защищала от болезней.

3. Кукла- пеленашка оберегала новорожденных младенцев от дурного глаза.

4. Кукла- утешница создавалась чтобы отвлечь плачущего малыша и занять его новой игрой.

5. Кукла- берегиня являлась своеобразным защитником от темных сил и болезней.

6. Сегодня подробнее мы поговорим про куклу Кувадку. Кувадка- одна из самых простых обережных кукол. Её делали накануне рождения ребёнка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать злых духов от младенца. Потом их стали укладывать в люльки и подвешивать над колыбелькой. Кувадки служили первыми игрушками у младенцев и детей.

Воспитатель: Дети, что вы заметили, глядя на всех этих кукол? Может вы обратили внимание на одну особенность?

Дети: У всех кукол нет лица!

Воспитатель: Правильно всех кукол делали безликими. Ну что ж, я рассказала вам о куклах, сделанных своими руками, а вы хотите по пробовать и сделать такую же куклу-Кувадку?

Дети: Да.

Воспитатель: Ну хорошо, только сначала мы немного отдохнем.

- Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

Заведём хоровод, как в старину,

Да покажем удаль свою!

Хоровод « Веночек»

Воспитатель: Молодцы! Ну а теперь за работу! Ведь раньше говорили: Делу- время, потехе час! А может и вы знаете пословицы о труде?

(дети говорят пословицы о труде )

Хорошо! Проходите к столам, смотрите сколько здесь много разных лоскутков, тряпочек, ниток, всё что нужно для работы. Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как Ваш братик или сестричка будет улыбаться и радоваться, играя с куклой.

Технология изготовления:1. Лоскут ткани скручиваем к середине по длинной стороне. Скрученный валик перегибаем пополам, отступаем 2см. и обматываем ниткой. Это голова и туловище куклы.2.Из лоскута другого цвета делаем скрутку, на концах делаем обмотку прочной ниткой – это ручки куклы. 3. Скрутку – ручки укладываем в скрутку -туловище и фиксируем несколькими витками нитки по линии талии.

Воспитатель: Наша кукла готова! Какие красивые куколки у Вас получились! Вы можете их забрать и подарить. Кому вы их подарите?

Дети отвечают для кого делали куклу.

Воспитатель: Сегодня вы хорошо потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол, поэтому я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки-схемы. С их помощью вы вместе с мамами или бабушками сможете сделать ещё кукол, чтобы у вашей была подружка.

Спасибо за вашу работу и хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Конструирование из ткани «Куколки – пеленашки».

Знакомство детей с историей и традициями игрушечного ремесла; способом изготовления "Куколки - пеленашки"....

Конспект познавательной НОД в подготовительной группе детей с ОНР в условиях логопункта "Хоровод дружбы" с изготовлением куколки-кувадки из ткани.

Конспект  предназначен для детей подготовительной группы с ОНР в условиях логопункта, но может быть использован всеми, кто заинтересован в развитии мелкой моторики детей любого возраста. В конспе...

Конспект организованной образовательной деятельности по конструированию в подготовительной группе (6-7)лет. Тема" Куколка КУВАДКА"

Хочу поделиться конспектом из мини-проекта "Защитники земли Русской" по конструированию. Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»Подготовительная групп...

Конспект занятия "Колобок" по лоскутному конструированию

Продолжать учить детей создавать композицию сказки, точно у соединению элементов конструктора при построении отдельных изображений сюжета, их размещению в пространстве (горизонтальной и вертикальной п...

Конспект занятия по конструированию из бумаги "Мыши водят хоровод" (средняя группа).

Занятие по конструированию в средней группе. С детьми закрепляются знания о конусе, практикуется умение склеивать его из бумаги, приклеивать другие элементы....

Конспект по конструированию (плоскостное моделирование) (старшая группа) Тема: «Лоскутное одеяло».

Тема: «Лоскутное одеяло».Интеграция образовательных областей «Познания», «Художественное творчество»; «Социализация».Цель: Продолжать приобщать детей к ...

"Как лоскутные куколки повели хоровод"

В быту русской деревни лоскутная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Игрушка, скрученная из обрывков старой одежды или разноцветных лоскутков ткани,льняных веревочек называлась на Руси кукл...