Конспект НОД "Конь казаку лучший друг"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Яровая Виктория Васильевна

Приобщение детей к историческому прошлому родного края, формирование представлений о  жизни, традициях и законах донских казаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_kazachestvo_otkrytoe_zanyatie.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Приобщение детей к историческому прошлому родного края, формирование представлений о  жизни, традициях и законах донских казаков.

        Задачи:

  • Развивать познавательный интерес  к истории  своего народа,

  • Обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами (нагайка, пика, сабля, кинжал)

  • Воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за свой народ.
  • Обобщать и систематизировать знания о культуре  казаков.

Предварительная работа: Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в казацких семьях детей. Ознакомление и заучивание пословиц и поговорок. 

                                                           Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, мне нравится одно стихотворение и сегодня я бы хотела вам его рассказать.

Воспитатель читает стихотворение «Весна в степи на Дону»

Тихий Дон разливается тихо.

И ничем по весне не сдержать.

По-казачьи, задорно и лихо

Предъявляя могучую стать.

Берега, что в верховьях крутые,

Заросли вековым камышом.

Пейзажи донские родные

Входят в душу прекрасным стихом.

Растянулись вдоль Дона станицы,

Белизною блестят курени.

Чернобровы донские девицы,

И отважны донцы-молодцы.

Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?

Дети: О нашей реке Дон.

(на интерактивной доске появляется слайд с изображением реки Дон)

Воспитатель: А что вы знаете о реке Дон? Какая она?

Дети: Она большая, широкая, полноводная, с красивыми берегами, она тянется далеко по всей нашей области. По ней ходят корабли, теплоходы. По берегам расположены многочисленные деревни, села, города.

Воспитатель: Откуда пошло название реки Дон?

Дети: Название реке было дано древними кочевниками. «Дон» означало - вода, река.

Воспитатель: А как назывались люди, которые в далеком прошлом селились на берегу Дона?

Дети: Их стали называть казаками.

Воспитатель: Давайте вспомним, что означает слово  «казак».


Дети: «Казак» –  означает «вольный человек».

(на интерактивной доске появляется изображение казака)

Казак: Правильно,  ребята. Казаки люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие,  много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

Скажите, какие главные законы должны знать казаки  с детства?

Дети:

  • С уважением относится к старшим.
  • Уважать мать, сестру, жену. 
  • Быть честным и скромным.
  • Заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими. 
  • Защищать  от врагов свою Родину.

Казак: Молодцы, ребята! В казачьих семьях  почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. Ребята, а какие казачьи традиции вы знаете?

Дети: 

  • К отцу и матери обращались только на Вы.
  •  При появлении старшего по возрасту все должны были встать.
  • Не разрешалось в присутствии старших сидеть, разговаривать.
  • Старшим и пожилым людям младшие должны были уступить дорогу.
  • При рождении мальчика было принято покупать коня, с 2 лет ребенка регулярно сажали на коня, чтобы он привыкал к седлу

Воспитатель: Вот такие строгие обычаи были в семьях. Казаки были воинами, защитниками Родины.  Главным украшением казака считалось оружие. (на интерактивной доске появляются картинки с изображением оружия, дети называют его виды )

Воспитатель: Какое из этого оружия считалось для казака главным?

Дети: Главным оружием  у казаков был кинжал.  Покупать кинжал  считалось позором для казака. По обычаю кинжал передавался по наследству от отца к сыну, дарился или добывался в бою.

Воспитатель: Правильно. А на чем ездили казаки?

Дети: На конях.

Воспитатель: Да. У казаков была особенная любовь к лошадям. Лошади были самыми верными их друзьями. Они не расставались ни в бою, ни в труде.

Казак: А знаете ли вы пословицы и поговорки о казачьих лошадях?

Дети:

  • Конь казаку – лучший друг
  • Казак сам не ест, а коня накормит.
  • Казак без коня, что солдат без ружья.
  • Сам погибай, а коня выручай.
  • Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
  • Без коня казак кругом сирота.
  • Казак голоден, а конь его сыт.

Воспитатель: Хорошие пословицы вы знаете, настоящие казачьи. А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.

Подковка

Звонкою подковкой

Подковали ножку.

Выбежал с обновкой

Конь наш  на дорожку.

Новою подковкой

Звонко ударял

И свою обновку

Где-то потерял…

Дети образуют круг. В середине – конь с подковкой в руке. Во время декламации стихотворения  конь галопом скачет внутри круга. По окончании слов останавливается, кладет подковку между двумя стоящими в кругу детьми. По сигналу ведущего эти двое бегут в разные стороны. Обежав круг, они должны быстро взять подковку. Выигравший, становится конём. Игра повторяется.

Воспитатель: Ребята, сделаем нашему гостю подарок. Соберем из волшебного конструктора лошадок, которые превратятся в настоящих коней.

(дети собирают из «Нетающих льдинок» Воскобовича лошадок, после выполнения задания на интерактивной доске появляется изображение табуна коней)

Казак: Спасибо, ребята. Мне очень понравились ваши подарки.

Воспитатель: Ребята, вы, молодцы, знаете много интересного о казаках и их обычаях. Главное, чтобы вы не забывали о прошлом и еще больше стремились узнать историю своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Книга – лучший друг!» в средней группе

Закреплять знания детей о детских писателях, их произведений (С. Маршак, А. Барто, К. Чуковский);2. Закреплять умение детей различать жанры детской литературы (сказка, рассказ, стихотворение);3. Закре...

Конспект ООД "Мой лучший друг"

Конспект музыкального занятия в средней группе. Цель занятия: Формировать представления о празднике 8 Марта. Воспитывать любовь и чуткое отношение к маме....

Конспект развлечения "Книга - лучший друг!"

Цель: создание условий для закрепления представлений детей о разных жанрах художественной литературы...

Конспект рефлексивного круга "Лучший друг"

план конспект рефлексивного круга...

Конспект НОД "Папа - лучший друг"

Совместный с родителями музыкальный праздник "Папа - лучший друг". Цель: Повышение статуса отца в семье, укрепление взаимоотношений между родителями и детьми....

Конспект: "Книга-наш лучший друг"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26002389","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26002393","attributes":{"alt":"","class"...