"От традиций к народному промыслу".
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Ершова Надежда Валерьевна

Развитие продуктивной деятельности  и  детского творчества

в процессе использования нетрадиционных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry_.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«От традиций к народному промыслу»

Для детей подготовительной к школе группы.

Цель: Развитие продуктивной деятельности  и  детского творчества в процессе использования нетрадиционных технологий.

Задачи:

.  Формировать представления о социокультурных ценностях и традициях нашего народа посредством вовлечения детей в событийную ситуацию, предполагающую свободный выбор детей к подготовке концертной программы для праздника.

.  Способствовать развитию представлений о видах прикладного искусства через поисковую деятельность в подборе материала и техник изготовления русского пояса – кушака.

. Развивать познавательную мотивацию и творческую активность в процессе самостоятельного отбора мелодии и танцевальных движений к народному танцу.

Материалы: Нитки для плетения поясов, заготовки и нитки для изготовления кистей к поясу, схема изготовления кистей, ножницы, иллюстрации с образцами русских народных поясов (кушаков),  иллюстрации с оборудованием плетения поясов, образцы поясов,  русские народные сарафаны и рубахи  для детей,  сундук для одежды, вешалка с рубахами для мальчиков.

Ход НОД.

Дети входят в музыкальный зал вместе с воспитателем и здороваются с гостями и музыкальным руководителем.

Воспитатель: Юлия Григорьевна, мы пришли к вам за помощью.

Дети: Нам нужно подготовить народный танец для мам.

Воспитатель: Скоро праздник -  «День матери» и  мы хотим подготовить им народный танец.

Музык. Руководитель: Вы хотите танцевать народный танец?  Тогда послушайте какая музыка вам подойдёт к народному танцу ( прослушивание  записи и выбор музыки ).  Затем дети выстраиваются на танец.

Муз. Руководитель: Нет, так не пойдёт. Вам нужно войти в образ. У меня есть сундук в котором хранятся наряды подберите себе и переоденьтесь.

Воспитатель: Вот здорово! Сундук с нарядами.

 Ребята подходят к сундуку с нарядами, заглядывают в него и достают русские народные сарафаны для девочек и рубашки для мальчиков, но современного фасона.

Воспитатель: Мальчики, подойдут нам такие рубашки для народного танца?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему не подойдут?

Дети: Они не русские народные .(аргументы детей)

Воспитатель: А что есть у русских рубашек? Чем они отличаются от этих рубашек?

Воспитатель: Посмотрите мальчики, здесь ещё есть вешалка. Может - быть  мы на ней подберём нужные рубашки?  (мальчики подходят к вешалке и рассматривают вещи, выбирают русскую народную рубашку)

Воспитатель: А эти рубашки нам подойдут?

Дети: Да. Они косоворотки, украшены вышивкой около воротника, на рукавах. Разрез у них идёт не до самого низа. А до груди.

Воспитатель: Хорошо. Наряды подобрали, надели. Вот теперь наши костюмы соответствуют русским народным костюмам или чего – то не хватает?

Дети: У мальчиков нет поясов.

Воспитатель: Действительно ребята, в обрядах и быту русских поясу  уделялось огромное значение. Находиться в  обществе или как раньше говорили, выходить в люди, без пояса нельзя. Мужчине в обществе, находиться без пояса считалось непристойным. До сих пор бытующее в нашем языке выражение «распоясаться» свидетельствует об утрате приличия в поведении. А назывался раньше русский народный пояс – кушаком.

Так какой пояс нам нужен? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята,  посмотрите, сколько здесь поясов и все разные. Может мы подберём для мальчиков подходящий пояс? ( показывает пояса разного вида и размера)  

Дети: Нет. Нам нужен пояс, сделанный из ниток, с рисунком.

Воспитатель: Как жаль, что не нашлось нужного пояса. (Показывает альбом с иллюстрациями поясов и материалов для их плетения)

 Раньше пояса плели  своими руками:  на дощечках, на бёрдышках, на рогатке, на гвоздиках. Ещё были тканые пояса, которые ткали на станках. И в 18-19 веке крупные мануфактуры по плетению поясов были только у нас в СПб и в Москве. В других городах России люди плели пояса в домашних условиях. Как же нам быть? Может мы тоже сплетём пояса для мальчиков сами?

Дети: Да. Давайте сплетём.

Воспитатель: На чём будем плести? На дощечках?

Дети: Мы не умеем.

Воспитатель: А что мы с вами умеем плести? Или пробовали плести..

Дети: плели канат для перетягивания из скакалок.

Воспитатель: Давайте таким же образом сплетём пояса, но только из чего их нужно плести?

Дети: Из ниток.

Воспитатель: Вот посмотрите, сколько здесь ниток. Нам нужно выбрать

подходящие  по длине и по толщине для наших поясов.

(дети выбирают нужные нитки и определяют, что они все не подходят для плетения пояса, так как нитки, то короткие, то очень тонкие).  

Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь ещё мешочек с нитками. Вот такие нам подойдут?

(воспитатель достаёт плотные и длинные нити)

Дети: Да, эти нитки нам подойдут и выбирают нужные им цвета.

Воспитатель: Ну что же пора за работу.

Подвижная игра:  «Плетём поясок»

Дети делятся на две группы по 4 человека. Один ребёнок «молодец» держит в руках брусок к которому прикреплены три разноцветные нити по метру длиной каждая. Трое детей берут ленты за свободные концы, натягивая на уровень груди,  и становятся полукругом напротив «молодца». Ребёнок, который является крайним справа, первым пробегает под лентами и становится в центре полукруга. Затем под лентами бежит крайний слева и становится рядом с первым ребёнком. Движение происходит по схеме плетения косы из трёх нитей. Игра продолжается, пока не будут сплетены пояса.

Воспитатель: Ну, вот наши пояса и готовы. Ребята, наши пояса плетёные, разноцветные, крепкие, красивые? Но чего – то им не хватает.

Дети: У пояса нет на концах  кистей.

Воспитатель: Правильно. Я вас приглашаю к столу и мы с вами сейчас сделаем кисти для поясов. Ребята, берите каждый по заготовке, для наматывания ниток, ножницы и выбирайте по моточку ниток.

Затем вместе со мной отматываем кусочек нити приблизительно15 см. и отрезаем его. Потом отматываем ещё один кусочек точно такой - же длины и снова отрезаем. Теперь мы берём первую отрезанную ниточку и накладываем на нашу картонную заготовку в самом верху. Вторую ниточку отложите в сторону, чтобы не потерялась. А теперь возьмём клубочки и накладываем кончик нити на нашу, отрезанную ниточку и придерживая их пальчиками левой руки, правой рукой наматываем нитку на основу кругообразными движениями, заматывая картонку полностью. Когда намотанных ниток будет достаточно, нить обрезают. Затем мы берём кончики верхней ниточки, которую мы накладывали на картонную основу и стягиваем их, завязывая в два узелка. Потом ножницами снизу разрезаем намотанные нитки и достаём наши кисточки с основы, распрямляем их. Осталось сделать вверху кисточки шарик, отделив часть ниток на небольшом расстоянии от верха и замотать их вторым кусочком отрезанной нитки, в конце завязав двумя узелками, чтобы не развязывалась. Ну вот, наши кисти готовы. Осталось только украсить ими наши пояса.  (ребята подвязывают кисти к поясам и завязывают мальчикам на рубашки)

Музыкальный руководитель: Ну вот, совсем другое дело! Можно танцевать народный танец. (станцевав фрагмент танца дети останавливаются музыкальным  руководителем.) Для дальнейшего разучивания танца придёте ко мне на музыкальное занятие.

Воспитатель: Юлия Григорьевна, спасибо вам большое, вы нам очень помогли. Ребята, говорите до свидания Юлии Григорьевне и гостям, а нам с вами пора идти в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции. Март, 2-я неделя: «Народные промыслы»

Цели: расширять представление детей о народном искусстве и художественных промыслах; знакомить с народными песнями и плясками, в том числе и коренного населения; воспиывать интерес к промыслам родного...

ТЕМА НЕДЕЛИ: РУССКИЕ ТРАДИЦИИ. НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ.

ЦЕЛЬ:   продолжать воспитывать детей на народных традициях; воспитывать чувство уважения к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию, за наш народ, который славится старинными обычаями,...

Проект: «Традиции. Народные промыслы»

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ....

Обобщение опыта работы на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству и традициям народных промыслов коми"

Приобщение детей дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству и традициям народных промыслов коми...

Проект Народные промыслы и народные обычаи и традиции" в подготовительной группе

В данном проекте размещены материалы по русскому народному творчеству:как жили в старину русские люди ,чем пользовались в быту,(орудия труда,быт,музыкальные инструменты,творчество и многое другое),как...