Конструктивная деятельность как эффективное средство умственного развития детей дошкольного возраста
статья по конструированию, ручному труду на тему

статья по конструированию для детей младшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конструктивная деятельность как  эффективное средство умственного развития детей дошкольного возраста

Вичканова Татьяна Павловна, воспитатель

Исхакова Гюзель Кямильевна, воспитатель

Петрова Вера Сергеевна, воспитатель

АНО ДО Планета детства «Лада» ДС № 201 «Волшебница»

Г.Тольятти

Аннотация: в статье рассказывается о методах и приемах работы по конструктивной деятельности с детьми в детском саду.

Ключевые слова: дошкольная организация, творческие способности, конструирование.

Понимание дошкольного образования как творческой активизации  работы ребёнка заставляет нас выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер.

Термин «конструирование» (от латинского слова construere) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки – для игры, поделки – для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов), что способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления (Н.Н. Поддьяков). С одной стороны, этот вид деятельности требует от детей достаточно сложной пространственной ориентировки.

Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов). При этом особенно важно развитие пространственного воображения (М.Б. Ребус, Л.А. Венгер) и образного мышления (Н.Н. Поддъяков, И.С. Якиманская).

Наиболее изученным оказалось конструирование из строительного материала (А.Р. Лурия, Н.Н. Поддъяков, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук и др.). Были предложены разные формы организации обучения: по образцу, теме, замыслу.

Вопрос о развитии конструктивной деятельности и ее значении для умственного развития детей специально изучался А.Р. Лурия. Им был сделан вывод о том, упражнения в конструировании по моделям действительно оказывают существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер познавательной деятельности. Эту идею поддержал и развил в экспериментальных исследованиях Л.А. Венгер. Он указывал, что сама конструктивная деятельность носит моделирующий характер и непосредственно включает детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира. Создавая постройки, дети учатся понимать признаки предметов реального мира.

В нашем детском саду использууются следующие методы и приемы для формированияконструктивных навыков у дошкольников.

Для формирования  умения выделять признаки деталей (цвет, форма, величина, пространственные ориентировки): обследование; экспериментирование с материалом; знакомство с цветами спектра; знакомство с формой (плоской, объемной); знакомство с величиной.

Для формирования умения анализировать образец постройки (умение обследовать объект, знакомство с объектом): рассматривание целого; выделение частей; определение пространственного расположения частей; выделение деталей частей; определение функционального назначения частей в соответствии с назначением объекта; расположение изображения на листе бумаги разной формы; соблюдение пропорциональности изображения.

Для формирования умения преобразовывать конструкции (способы соединения и изменения конструкций):  надстраивание; пристраивание; комбинирование; убирание лишнего; замена мелких деталей на более крупные; замыкание пространства по четырехугольнику; рассуждения в форме диалога.

Для формирования умения планировать этапы создания постройки (последовательность возведения постройки): охватывание взором объекта в целом; выделение основных частей; установление пространственного расположения этих частей; выделение деталей в основных частях постройки; установление пространственного расположения этих деталей по отношению друг к другу; возвращение к целостности объекта.

Для формирования умения обыгрывать постройки: рассуждения в форме диалога.

Таким образом, детское конструирование, в силу самой его созидательно-преобразующей природы, при определенной организации обучения может носить подлинно творческий характер.

Используемая литература:

  1. Блинова, Г.М. Познавательное развитие детей 5–7 лет. Методическое пособие [Текст] / Г.М. Блинова. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
  2. Дыбина, О.В. Интегрированные формы взаимодействия педагога и детей [Текст] / О.В. Дыбина, В.В. Щетинина, О.А. Еник, С.Е. Анфисова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – №1 (27). – 2014.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка "Дидактические игры, как средство умственного развития детей дошкольного возраста"

¨Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр¨Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия¨Проблемные ситуа...

Собственная методическая разработка "Дидактические игры, как средство умственного развития детей дошкольного возраста"

¨Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр¨Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия¨Проблемные ситуа...

Художественное конструирование как средство умственного развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются актуальные вопросы дошкольного образования по развитию умственных способностей. Представлен опыт работы по проектной деятельности в ДОУ....

Конструктивная деятельность как эффективное средство умственного развития детей дошкольного возраста

инновационная деятельность по конструктивной деятельности дошкольников...

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста...