Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях оригами
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Немытова Ирина Васильевна

Важной педагогической задачей занятий оригами является не складывание как можно большего количества разнообразных фигурок, а развитие у детей целого ряда способностей и навыков.

Занятие оригами интересно детям и при правильном его проведении подкрепляется позитивными эмоциями. Дети испытывают эмоциональный комфорт, ощущение радости, и конечно же чувство удовлетворения  как от самого процесса складывания, так и от итогов труда -  выполненной своими руками поделки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей  детей дошкольного возраста

 на занятиях оригами

И.В.Немытова, воспитатель

МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 63 г. Орла

        Выдающийся психолог Л.С.Выготский, говоря об основном законе детского творчества, подчёркивал, что «ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе. Важно то, что они (дети) создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Занятие оригами интересно детям и при правильном его проведении подкрепляется позитивными эмоциями. Дети испытывают эмоциональный комфорт, ощущение радости, и конечно же чувство удовлетворения  как от самого процесса складывания, так и от итогов труда -  выполненной своими руками поделки.

Связь природных способностей и потребностей ребёнка с техникой оригами – объект многочисленных исследований различных научных областей. На состоявшихся в 2004 и 2005 годах в г.Омске VII-ой и VIII-ой Сибирской научно-практической конференции по теме «Оригами  в учебном процессе», медики и физиологи обратили внимание на то, что сосредоточенные занятия оригами на положительном эмоциональном фоне освобождают ребёнка от перегруженности впечатлениями,  позволяют избежать определённых невротический состояний. Работа обеими руками при складывании бумаги активизирует процессы в левом и правом полушариях мозга, развивает межполушарное взаимодействие и связи. Педагоги и психологи отмечали, что оригами позволяет  в увлекательной форме развивать зрительную и двигательную память, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, логическое и образное (пространственное) воображение.

Важной педагогической задачей занятий оригами является не складывание как можно большего количества разнообразных фигурок, а развитие у детей целого ряда способностей и навыков.

Для проведения занятий оригами с максимальным учётом творческой доминанты, а следовательно превратить их увлекательными для детей, а не сводить все к простому показу новой фигурки или нового приема складывания, педагог может  использовать разнообразные методы и приёмы:

  • копирование детьми действий педагога;
  • показ взрослым нескольких этапов складывания фигурки, а затем повтор детьми по памяти увиденных действий (выбор количества этапов позволяет упрощать или усложнять деятельность);
  • педагог словесно обозначает действие, а дети, не имея перед глазами примера действия, его выполняют (педагог переводит зрительные образы в названия базовых форм, операций или  поправляет действия детей, используя приём «горячо-холодно»);
  • дети отворачиваются или зажмуриваются, а педагог в это время выполняет одну операцию, после чего дети отгадывают, что было сделано;
  • дети получают задание изготовить простые по изготовлению фигурки по готовой фигурке (с разрешением ее развернуть).

Накопление опыта и знаний у детей - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.  Переходя к созданию сложных форм в технике оригами, педагог должен обязательно продумывать уровень трудности. В заданиях новизна должна составлять 20-30%. Например, в изготовляемой фигуре большинство  действий должны быть хорошо знакомы ребёнку, их он выполняет самостоятельно, без помощи воспитателя, по памяти или, опираясь на пооперационные карты или схемы, в 2-3 операциях может использоваться помощь педагога.  Для осмысления  деятельности и развития коммуникативных навыков детей  в ходе изготовления поделки практикуются вопросы «Зачем?», «Что?» и «Как?». Постоянно поощряется импровизация,  для этого предлагается в незавершенной форме увидеть образ, создать композиции из отдельных моделей, собрать  готовые  элементы  в панно. По окончании работы, дети с удовольствием приступают к играм с готовыми фигурками.

В нашей практике приветствуется активное подключение к детским работам родителей. У каждого ребёнка есть личный альбом, в котором родители в выходные дни вместе с детьми придумывают сюжет и включают готовую фигурку в художественную композицию. Это стимулирует деятельное общение детей и родителей, создаёт возможность заниматься общим делом.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию  их творческих способностей. Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка, наличие свободного времени, материалов. Важно постоянное стимулирование ребенка к творчеству, исключение  из обихода взрослых замечаний и осуждений, терпеливое отношение даже к странным идеям, несвойственным в реальной жизни, проявление сопереживания к неудачам.

Наблюдения за старшими дошкольниками показывают, что если на начальных этапах  большинство детей выполняют работы репродуктивно, то впоследствии, отмечается их способность преобразованиям, своему видению предмета, креативному отношению к миру и к себе, стремление к творчеству, увлечённость процессом творческой деятельности, способность к сотрудничеству. В коллективных работах фантазии всех участников соединяются воедино, и создается свой добрый, фантастический мир. Дети подбирают добрые сюжеты для своих персонажей, используют яркие краски, их работы интересные и жизнерадостные, в них нет места жестокости, агрессии, отрицательного отношения к миру.  

  1.   Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами. Справочник. С-Пб:      «Кристалл», М: «Оникс», 2005.
  2. Оригами в учебном процессе: Материалы VII Сибирской конференции (5-6 ноября 2004 г.). Омск: ОмГУ, 2004.
  3. Оригами в учебном процессе: Материалы VIII Сибирской конференции (2-3 ноября 2005 г.). Омск: ОмГУ, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольного возраста посредством приобращения к русскому народу фольклору.

Выступление на заседании МО музыкальных руководителей на тему: "Развитие творческих способностей дошкольного возраста посредством приобращения к русскому народу фольклору"....

Развитие творческих способностей дошкольного возраста по средствам нетрадиционной аппликации

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности, является художественная деятельность....

«Развитие творческих способностей дошкольного возраста по средствам нетрадиционной аппликации»

Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изоб...

Инновационная деятельность воспитателя «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством занятия оригами».

Актуальность темыРебёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.Умение выполнять мелкие движения с пре...

Статья "Лепка как средство развития творческих способностей дошкольного возраста".

Развитие детского творчества является актуальной проблемой педагогики. Очень важно его формировать у ребёнка с самого раннего возраста, потому что наша действительность т...

План деятельности дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами) на 2021-2022 учебный год. (2 год обучения)

План деятельности дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами) на 2021-202...

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами) 2 год обучения

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию  детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами)...