Развитие мелкой мотроки пальцев рук в процессе конструирования и моделирования из бумаги, природного и бросового материала у детей с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Бурмакина Анастасия Николаевна

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики пальцев рук в процессе конструирования и моделирования у детей с общим недоразвитием речи.

1.1. Психолингвистическая характеристика развития мелкой моторики пальцев у детей с общим недоразвитием речи.

Глава 2 Экспериментальное изучение практики развития мелкой моторики пальцев у детей с общим недоразвитием речи.

2.1 Оценка исходных уровней развития тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи.

2.2. Анализ обследования.

  1. Методы  и условия коррекционной работы, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук.

2.4.Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников

  1. Конструирование из бумаги.
  2. Развитие мелкой моторики в процессе работы с природным материалом.

Заключение.

Список литературы.

Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики пальцев рук в процессе конструирования и моделирования у детей с общим недоразвитием речи.

1.1. Психолингвистическая характеристика развития мелкой моторики пальцев у детей с общим недоразвитием речи.

У детей  при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук тесно связаны речевой функцией. Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, которая практически является частью двигательной области. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка и позволяет учёным (Кольцова М.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б.) отнес ти кисти руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную области кисти считать речевой областью мозга.

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (Кольцова М.М.). Так на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движении пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже         выше нормы (Фомина Л.В.).

Кольцова М.М пришла к заключению, что сформирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Исследование развития движений рук ребёнка представляет интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов.), так как, рука, обладая многообразием функций, является специфическим человеческим органом.

Великие русские физиологи Сеченов Л.М. и Павлов И.П  придавали большое значение  мышечным ощущениям. Возникающим при мышечной артикуляции. Сеченов И.М. писал: «Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями». И.П.Павлов также говорил, что речь-это, прежде всего мышечное ощущение, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Если внимательно посмотреть на карту головного мозга, то бросаетя в глаза, что речевая область находится рядом с двигательной областью. От этого развитие моторной речи зависит от общей моторики в целом.

Сеченов И.М. был одним их первых учёных, подвергших критике теорию наследственной предопределённости развития движений ребёнка как результат созревания определённых нервных структур. Он писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связью между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

В настоящее время рядом исследователей (Кольцова М.И., Исенина Е.И., Антакова-Фомина А.В., Филичева Т.Б.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук «положительно» сказывается на становление детской речи.

Исследование сотрудников лаборатории  и института физиологии детей АПН России показали, Что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелких движений пальцев рук. Если движения развиты и соответствуют возрасту, то и речь будет в норме.

Двигальный анализатор играет важную роль в развитие в речи ребёнка. Проекция правой руки в коре головного мозга расположена близко с речевой зоной. Развитие речевой зоны идёт параллельно с развитием тонких движений пальцев рук.

С позиции теории амплификации (обогащения) развитие детей ( А.В.Запорожец) важную роль в формировании творчества играют спецефические виды детской деятельности, к которым относится детское творческое конструирование.

Детское конструирование из-за его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника при определённой организации может подлинно творческий характер.

В исследованиях (К.И.Чуковский, Дж.Родари, Г.Свиноградов, Т.Нушакова, С.Н.Цеёнтлин, А.ГАрушанова, Т.ИАлиева и др.) было установлено, что в процессе творческого конструирования из разных материалов у детей складывается представления об обобщённых способах построения деятельности, аналогичные тем, которые наблюдаются в детском сочинительстве. Это позволяет рассматривать конструирование и моделирование не только как средство создание конкретных предметов (как это было раньше), но и как деятельность, в процессе которой формируется универсальная способность  к построению новых целостностей различного типа (конструкций, текстов, сюжетов и т.п.)

Творчестве рассматривается учёными как человеская деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек): он становится творческой личностью.

Творчество в широком смысле- это деятельность, направленная на получение того- то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведения, идея, механический прибор и т.п.)

Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н Поддьяков, Н.А. Ветгулина, Н.П. Сакузина) доказали, что  творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения.

Анализ современных концепций творчества, представленных в книге «Основные современные концепции творчества и одаренности» (1997), демонстрируют очевидность существенного расширения и углубления подходов к решению проблемы творчества, выявлению его механизмов.

Глава 2 Экспериментальное изучение практики развития мелкой моторики пальцев у детей с общим недоразвитием речи.

Полноценная речь ребёнка является непременным условием успешного обучения в школе.  Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте.

Известно что:

  1. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
  2. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее пальцев.

В начале своей работы по развитию мелкой моторики пальцев рук я составила план:

  1. Систематизировать методы обследования тонких движений пальцев рук.
  2. Исследовать уровень сформированнорсти тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи.
  3. На основе полученных результатов разработать модель коррекционной работы по развитию мелкой моторики в процессе конструирования и моделирования.
  4. Реализовать перспективный план работы по конструированию с детьми старшей и подготовительной логопедической группы.

  1. Оценка исходных уровней развития тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи.

При составлении схемы обследования мелкой моторики пальцев рук я использовала методики разработанные  Гризик Т.И. и Тимащук Л.Н. (Приложение №1).

        Цель: Выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с общим недоразвитием речи, уточнение характера, трудности и степени отставания.

        Обследования уровня сформированности мелкой моторики проводилось по единому плану. Перед выполнением каждого задания ребёнок получил словесную инструкцию. В случаях затруднения выполнения задания оказывалась пассивная помощь в виде повторения инструкции (иногда с некоторым изменением формировки), наводящих вопросов, а в случае необходимости - активная обучающая помощь.

        Указанные приёмы и методы обследования адаптированы с учётом цели исследования и особенностей контингента обследуемых детей. Результаты работы представлены в приложении №2.

2.2 Анализ обследования.

        Анализ обследования мелкой моторики пальцев рук у детей общим недоразвитием речи позволил мне выявить статическую и динамическую недостаточность функции:

  1. Отмечалось не качественность выполнения проб, напряжённость, скованность движений
  2. Нарушался темп выполнения заданий. А именно замедление заданий
  3. Количество ошибок значительно возрастало в тех случаях, когда перед ребёнком стояла задача воспроизвести нужное движение по представлению без опоры на зрительное восприятие
  4. Наиболее трудным для выполнения являлось одновременное изменение положение обеих кистей рук. Упражнение  «Обрывание листа бумаги». Это движение характерезуется многочисленными ошибками, наличием лишних движений, выражающихся в дополнительной работе предплечья, в резком выбрасывании всей руки вперед, сокращением элементов движений, постоянным воспроизведением одного и того же положения для обеих кистей рук.
  5. Выполнение ряда последовательных движений (упражнение «Ладонь, Ребро, Кулак». Вызывает трудности практически у всех детей. Им оказывается чрезвычайно сложным плавный переход от одного движения к другому. В ряде случаем последовательное выполнение движений рук оказывается возможным только при проговаривании их элементов. При этом всё равно сокращается количество элементов движения, постоянно пропускается, какой либо из них (чаще «ребро»).

В тех случаях, когда последоватедьные движения руи выполняется без проговаривания, отмечается медленный темп движений, иногда с сокращением отдельных элементов.

Последовательное движение пальцев у детей характеризуется в большинстве случаев медленным темпов, одновременными движениями нескольких пальцев, их напряжённостью, неполным объёмом, наличием дополнительных движений. Наиболее трудной для выполнения является двигательная программа, требующая точных, дифференцированных и коорденированных движений пальцев рук.

Нарушение ручной моторики моторики проявлялись вырезании ножницами. Дети режут самыми концами ножниц, маленькими поступательными движениями. При этом больше разрывая бумагу в трудных для разрезания местах, осуществляют вырезание только по прямой, без соблюдения контура фигуры, надрезая её в нескольких местах. Таким образом, имеющиеся нарушения ручной моторики у детей проявляются, в основном. В нарушении точности, быстроты и координированности движений. Значительные трудности вызывает у детей динамическая организация двигательного акта. Часто затруднёнными или невозможным оказывается быстрое и плавное воспроизведение движений кистей и пальцев рук. Отличается добавочные движения, перестановки, оптико- пространственной координации. Переключение движений часто осуществляется, сопряжено, по речевой инструкции и проговариванием их последовательности.

В результате обследования мелкой моторики рук в начале 2014-2015 учебного года дети не проявили высокий уровень, средний уровень составили 42,2% детей, а низкий – 57,8 детей. Наибольшие трудности вызывали упражнения на исследования динамической координации движений, в ходе наблюдений отличалась быстрая утомляемость детьми, действия были хаотично, дети не выслушивали инструкцию до конца и соответственно испытывали затруднения при выполнении заданий. Исходя из полученных данных, при обследовании мелкой моторики рук сделала вывод, что наши дети нуждаются в коррекционной работе по развитию мелкой моторики пальцев рук.

2.3 Методы  и условия коррекционной работы, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Из выше сказанного следует, что дети логопедической группы нуждаются в развитии мелкой моторики пальцев рук.

В начале своей работы после обследования детей я изучила литературу по развитию мелкой моторики пальцев рук. Затем создала предметно- развивающую. Групповая комната разделена на зоны: логопедический уголок, уголок по развитию мелкой моторики пальцев рук, уголок природы, зона экспериментирования, уголок ручного труда и изобразительной деятельности, театрализованный уголок, выставочный стенд творческих работ «Очумелые ручки». Для системы работы с воспитанниками и родителями разработала «Модель реализации работы по развитию мелкой моторики пальцев рук в процессе конструирования и моделирования из бумаги, природного и бросового материала» (Приложение №3).

При разработке данной модели учитывала результаты обследования детей, т.е коррекционно-развивающая работа концентрировалась именно на тех разделах, которые были не сформированы у большинства детей.

Организация работы детей с бумагой, природным и бросовым материалом основывается на принципах дидактики:

А) Системности;

Б) Последовательности;

В) Доступности.

При  разработке перспективного планирования по конструированию согласовывала с перспективным планом по формированию лексико-грамматического строя речи. Необходимо отметить также. Что формирование мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением речи происходило в тесной связи с развитием речи. Перспективное планирование по конструированию в Приложении№4.

2.4.Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников

Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время других занятий. Оптимальным оказалось использование физкультминуток.

Традиционно во время проведения физкультминуток движения сопровождаются речью детей.

Для детей логопедических групп проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется с движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. В ходе физкультминуток детям предлагалось как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Физкультминутки подбирались на материале изучаемых тем по формированию лексико-грамматического строя. (Приложение№5).

В ходе ежедневных физкультминуток детям предлагается как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья и т.п. Такая необычная игровая деятельность вызывает у ребят ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизировать их внимание, желание быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание. Таким образом, включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминуток на занятиях играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.

  1.  Конструирование из бумаги.

Изготовление красочных поделок из бумаги приёмами многократного складывания и сгибания - увлекательное и полезное занятие для детей. Бумага - доступный для ребёнка и универсальный материал. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского или подарены на день рождения, к празднику своими родителями, воспитателям, друзьям.

Из квадратного (реже прямоугольного листа бумаги), ничего не отрезая, и не вырезая, а, только складывая, можно изготовить множество оригинальных объёмных фигурок. Поэтому- то техника и получила такое название: по-японски ОРИ - «складывание», ГАМИ - «бумага». Оригами все активнее входит в воспитательно-образовательный процесс. Результаты исследований показали безусловную пользу конструирования из бумаги для детей. Использование заложенных в оригами педагогических и психотерапевтических возможностей помогает усовершенствовать и обогащать процесс воспитания и обучения детей дошкольного обучения. Ведь оригами как метод- это целый комплекс, просто необходимых в работе с детьми.

И с полной уверенностью можно сказать, что оригами- это развлечение, как для детей, так и для взрослых…

Как говорят Е. и Ю. Шумаковы (самые известные оригамисты) - «оригами- это развлечение для души, гимнастика для ума и тренировка для рук».

Включая оригами в занятия, в совместную и самостоятельную деятельность детей регулярно и планомерно, можно быть всегда уверенным в том, что:

-ребёнок попадает в конструктивную среду, в которой он решает определённые задачи при помощи взрослого во взаимодействии со сверстниками (зона ближайшего развития);

- ребёнку предоставляется такая конструктивная среда, в которой он решает задачи самостоятельно (зона активного развития).

В оригами всегда можно найти материал как для детей, с высокой начальной степенью интеллектуальных и конструктивных умений, так и для детей, у которых эти умения формируются с нуля, от простого к сложному.

Мир детской игрушки с каждым днём становится все богаче и ярче. Тем не менее, дети с удовольствием конструируют поделки из бумаги. Для организации процесса складывания нужно немного: цветная бумага и создание, и поддержание у детей интереса к данному виду деятельности. Нет ребёнка дошкольника, который бы не сумел или не захотел сложить фигуру в технике оригами. В оригами у детей всё удаётся и получается, для них это-ситуация успеха.

  1. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
  2. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
  3. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
  4. Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, что бы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.
  5. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.) одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
  6. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает  необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
  7. Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда.
  8. Оригами способствует создании. Игровых ситуаций. Систематическое занятие с ребёнком оригами- гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школе.

2.6. Развитие мелкой моторики в процессе работы с природным материалом.

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь:

- Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребёнка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

- Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

- Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, и если  вначале не точными движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становяться гибкими.

Ручной труд способствует развитию сенсоматорики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнение действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие речейки, которые питают источник творческой мысли».

Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить. Способы изготовления, затем после усвоения этого процесса задания усложняются. И, наконец, дети без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию по собственному замыслу.

Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Возрастающее влияние совестной регуляции поведения ребёнка проявляется в повышении уровня его ориентировки во внешнем в мире и в себе самом, в выработке новых знаний и умений. Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей вниманию - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность моих воспитанников. В этом труде есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Заключение

Углублённо изучив тему «Развитие мелкой моторики  пальцев руки и подготовки руки к письму у дошкольников с общим недоразвитием речи».

В результате работы над темой мною были сделаны выводы, что:

  1. В каждом конкретном случае необходимо базировать развивающую работу на результатах обследования конкретных детей.
  2. Формирование мелкой моторики происходит в тесной взаимосвязи  с развитием речи. (Ускоряет процесс фонемообразования, обеспечивает готовность к усвоению грамоты, способствует предупреждению дисграфии и дислексии).
  3. Для успешного решения данной проблемы необходимо привлечь всех участников образовательного процесса: специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физвоспитанию, музыкального руководителя), воспитателей, конечно, родителей.
  4. Работу по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи необходимо проводить регулярно, в течение всего дня: во время специально-организованной  деятельности - на занятиях по конструированию, и включать в другие интегрированные занятия, использовать пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной гимнастикой, во время совместной и индивидуальной деятельности.
  5. Работу осуществлять, соблюдая основные принципы работы с детьми: последовательности от простого к сложному.

Работу по данной системе я достигла положительных результатов по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста, которые мы видим по результатам диагностики, проводимых на начало учебного года и конец года за 2014-2015 год (старшей группы).

На начало года

На конец года

Высокий- 0%

Высокий- 21%

Средний- 42,2%

Средний- 52,6%

Низкий- 57,8%

Низкий- 26,4%

        Я считаю, что необходимо продолжать работать по данной теме, так как при целенаправленном и систематическом коррекционно-педагогическим воздействии, снижается уровень нарушений мелкой моторики, способствует подготовке к овладению навыкам письма будущих первоклассников.

Список литературы:

  1. Аксенова М.И. «Формирование тонких движений рук у дошкольников с нарушением речи». Горький, 1998 г.
  2. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития речи у дошкольников», ООО «Издательство АСТ».
  3. Богатеева З.А, «Чудесные поделки из бумаги», 1999г.
  4. Гризик Т.И. «Развитие речи детей».
  5. Докучаева Н.Н. «Материал бумажный мир»
  6. Гаврина С.Е. «Развиваем руки, чтоб учиться и писать и краство рисовать» 1997г.
  7. Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в  детском саду». Москва 2005г.
  8. Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игр».
  9. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребёнка».
  10. Ткаченко Т.А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики» Москва 2001г.
  11.  Перевертень Г.И. «Самоделки из разных материалов» Москва 1985 г.
  12.  Цирулик Н.А. «Уроки творчества»
  13. Долженко Г.И. «Сто поделок из бумаги»
  14. Цвынтарный В.В. « Играем пальчиками и развиваем речь».
  15. Докучаева Н.Н. «Материал бумажный мир, строим город» 1997г.
  16.  Лебедева А.Н «Развитие сенсорики детей» Москва.2002г.
  17.  Козлина А.В. «Уроки ручного труда» Москва. 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи.

В данной статье представлено обоснование значимости влияния моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи. Предлагаю конкретные методы и приемы работы с детьми по это...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Материал из опыта работы " Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

В представленной работе раскрывается  организация занятий по развитию связной речи и внедрению в образовательный процесс метода наглядного моделирования. Представленный материал, поможет решить п...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....