Главные вкладки

    Обобщение опыта по теме «Развитие мелкой моторики в процессе художественно – продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник у детей с общим недоразвитием речи»
    методическая разработка по рисованию на тему

    Кожевникова Марина Николаевна

    Опыт работы посвящен системе деятельности по развитию мелкой моторики средствами нетрадициннных техник рисования

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opyt_raboty_kozhevnikova_mbdou_detskiy_sad_65-tsrr.doc254 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обобщение опыта по теме

    «Развитие мелкой моторики в процессе художественно – продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник у детей с общим недоразвитием речи»

    Опыт обобщен Кожевниковой М.Н.,

    воспитателем МБДОУ «Детский сад № 65 –

    Центр развития ребенка»

    города Бийска Алтайского края

    1. Наименование опыта: Развитие мелкой моторики в процессе художественно – продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник у детей с общим недоразвитием речи.

    1. Условия возникновения опыта.

               Опыт формировался в условиях МДОУ « Детский сад № 65 – Центр развития ребенка», на базе групп с общим недоразвитием речи. Детский сад находится по адресу: Алтайский край, город Бийск, улица Ленинградская 75/1.

                  У автора подобран материал, что позволило начать работу по развитию мелкой моторики у детей.

    1. Актуальность опыта.

    В условиях гуманизации и демократизации системы образования, широкой вариативности действующих программ воспитания и обучения детей в детских садах и начальных классах школы, все более актуальной становится проблема обеспечения им преемственности дошкольного и школьного звеньев образовательной системы.

    Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики детей 5 – 6 лет не теряет своей актуальности.

    В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей -  на кончиках пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

             Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в полной зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

             Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов. И. М. Сеченов писал, что « движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

            М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.

            У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объемом движений. Огромное значение в развитии мелкой моторики имеет изобразительная деятельность, которую предпочитают дети как наиболее интересную и занимательную среди различных видов деятельности. В процессе изодеятельности получают развитие такие стороны личности, которые не могут сформироваться в других видах.

             Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н. А. Ветлугина, Г. С. Комарова, Н. И. Сакулина и другие утверждают, что процесс развития мелкой моторики представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Данные специалисты едины во мнении, что художественная деятельность обеспечивает сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, подводит его к более глубокому восприятию красок, линий , их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства.

    О положительном влиянии искусства не развитие ребенка с общим недоразвитием речи указывал Л. С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей. Искусство позволяет ребенку ощутить мир во всем богатстве и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Виды изобразительной деятельности  очень разнообразны, а особое место среди них принадлежит рисованию и аппликации.

           По мнению Т. С. Комаровой, рисование и аппликация как формы деятельности включают в себя многие компоненты психических процессов и в связи с этим их следует считать важным фактором формирования личности. Изобразительная деятельность требует от ребенка проявления качеств и умений. Для того, чтобы нарисовать какой – либо предмет, его необходимо рассмотреть: определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве, но и сконцентрировать свое внимание на руке.

           Опыт работы свидетельствует: рисование и аппликация  необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

    А эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности, художественного творчества.

    Педагоги нетрадиционных техник рисования и аппликации отмечают, что овладение различными способами рисования и аппликации позволяет детям:

     - решать изобразительные задачи;

     - развивает пространственное мышление;

     - учит детей свободно выражать свой замысел;

     - побуждает детей к творческим поискам и решениям;

     - учит детей работать с разнообразным материалом;

     - развивает чувство композиции, ритма, цветовосприятия;

     - развивает навыки мелких движений пальцев, кисти рук;

     - способствует формированию положительных черт характера;

     - развивает уверенность в себе.

              Поэтому особую актуальность приобретают работы, рассматривающие вопросы развития мелкой моторики в процессе художественно – продуктивной деятельности, поиск новых методов и приемов нетрадиционных техник рисования и аппликации.

    4.Теоретическая база опыта.

           В данной работе автор использует основы теории оптимизации обучения Бабанского.

    Автор ставит во главу своей деятельности следующие принципы:

     - научность,

     - системность,

     - доступность.

    При этом автор опирается на исходные принципы технологии развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова:

     - принцип опережающего обучения;

     - принцип субъективности;

     - принцип проблемности;

     - принцип моделирования.

    При организации воспитательно – образовательного процесса автор реализует основные аспекты технологии компенсирующего обучения детей с общим недоразвитием речи:

     - любовь к ребенку;

     - понимание детских трудностей и проблем;

     - принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми недостатками;

     - сострадание, участие, необходимая помощь;

     - обучение элементам саморегуляции.

    Автор использует различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний на занятиях:

     - обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе и доверии);

     - занятие, совместная деятельность как система коррекции;

     - одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти, логического мышления в процессе создания рисунка или аппликации;

     - использование ориентировочной основы действий;

     - взаимообучение,

     - оптимальность темпа с позиции полного усвоения;

    Теоретический подход к данной проблеме основывается на исследованиях, сформированных в трудах Н. И. Сакулиной, Н. А. Ветлугиной, Г. С. Комаровой.

    Автор для обследования применяет рекомендации:

     - М. М. Безруких – определение ориентировки на листе бумаги

     - И. Г. Топоркова и С. В. Щербинина – исследование координации движения руки и глаза

     - Л. А. Венгер – определение развития точности движений

    В целях комплексного исследования точности движений пальцев рук используются следующие задания:

     - нарисовать картинку по инструкции;

     - вырезать круг по широкой линии, продолжительность 1 минута;

     - провести линию по дорожке;

    В основе своей деятельности автор опирается на методические требования к занятиям по изодеятельности, сформулированные Т. С. Комаровой и Т. Г. Казаковой: «при проведении занятий по изобразительной деятельности следует уделять внимание формированию у детей эстетического  восприятия, обучению способам действия, развитию творчества».

    Автор реализует в воспитательно-образовательном процессе следующие программы:

     - «Программа воспитания и обучения в детском саду» Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, Москва Мозаика  - синтез 2007.

     - Программа Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой « Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», Москва 1993 год, издательство « Альфа».

             В первую очередь ориентируется на развитие индивидуальности ребенка, создание условий для его психолого – педагогического сопровождения посредством разработки индивидуальных образовательных программ на основе положений « Концепции и программы развития дошкольного учреждения».

    5.Новизна опыта.

            Новизна проявляется в необходимости решения одной из важнейших проблем – современной парадигме образования – модернизации. Предпринята попытка осуществить системный подход в работе. В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по задачам, с использованием лексических тем, изучаемых в группе.

             Новшество состоит в разработке автором педагогической технологии развития мелкой моторики в процессе художественно – продуктивной деятельности, включающей использование нетрадиционных техник рисования и аппликации.

    6. Ведущая педагогическая идея опыта.

            Развитие тонких движений пальцев рук возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного развития мелкой моторики относится формирование специальных  моментов, потребность в использовании тонких движений пальцев для создания рисунка, сформированность различных действий с необычными материалами, овладение различными видами контроля и самоконтроля, умение составлять композицию, делать самостоятельный выбор цветового решения.

             Формирование навыков требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, способствуя их совершенствованию.

             Автор выстраивает свою работу на основных методах и приемах, сформулированных Т. Г. Казаковой и Т. С. Комаровой, помогающих реализовать возможность использования нетрадиционных техник в развитии мелкой моторики у детей.

    7. Технология опыта.

     Цель работы:

    Создать условия для развития мелкой моторики в процессе художественно – продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник у детей с общим недоразвитием речи.

    Задачи:

    1. Отобрать, синтезировать и проанализировать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования и сопоставление своего опыта с отраженным в литературе по данной проблеме.
    2. Раскрыть сущность понятия «мелкая моторика», особенности работы по ее развитию в процессе художественно – продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник у детей с общим недоразвитием речи.
    3. Найти соответствующую методику для исследования мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.
    4. Организовать обследование мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.
    5. Спроектировать перспективный план художественно – продуктивной деятельности по развитию тонких движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи.
    6. Выстроить рациональную структуру занятий и совместной художественно – продуктивной  деятельности по развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.
    7. Организовать работу по реализации перспективного плана художественно – продуктивной деятельности у детей с общим недоразвитием речи.
    8. Обосновать и выявить эффективность использования нетрадиционных техник в процессе художественно – продуктивной деятельности для развития мелкой моторики  у детей с общим недоразвитием речи.
    9. Сформулировать выводы по результатам исследования мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи. Выявить динамику и эффективность данной работы.
    10. Привлечь родителей к активному сотрудничеству в развитии мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.

    Работу по развитию мелкой моторики автор осуществлял по следующим этапам, предложенным Ю. Ф. Гаркушей.

    1 этап: Диагностический.

    Задача: Организовать обследование мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.

    2 этап: Развивающий.

    Задача: Организовать работу по реализации перспективного плана художественно – продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник у детей с общим недоразвитием речи.

    2.1 Формирование ориентировочной основы продуктивной деятельности

    Деятельность на данном этапе:

     - Оречевление отдельных операций;

     - Планирование работы;

     - Формирование умения выбирать способы выполнения заданий.

    Методы работы:

      - словесный,

     - наглядный.

    Приемы:

     - рассматривание,

     - объяснение,

      - беседа.

    2.2 Формирование всех основных звеньев продуктивной деятельности в материальной форме.

    Деятельность на данном этапе:

     - Создание аппликации и рисунка по образцу, сделанному педагогом;

     - Выполнение заданий с использованием различных схем;

    Методы работы:

     - словесный,

     - наглядный,

     - практический.

    Приемы:

     - показ отдельных действий и операций;

     - расчленение действия на отдельные операции;

     - повторная демонстрация операции;

     - показ образца.

    2.3 Свертывание операций, входящих в структуру продуктивной деятельности.

    Деятельность на данном этапе:

     - Преобразование речевых высказываний;

     - Проговаривание операций про себя;

     - Изготовление аппликации и создание рисунка по представлению.

    Методы работы:

     - словесный,

     - практический,

     - продуктивный.

    Приемы:

     - словесные инструкции;

     - описание своей работы;

     - указания и объяснения.

    2.4 Совершенствование системы осознанного планирования, регулирования и контролирования действий.

    Деятельность на данном этапе:

     - создание условий для реализации умений детей;

     - развитие связного речевого высказывания;

     - самостоятельное выполнение работы детьми;

    Методы:

     - словесный,

     - наглядный,

     - практический ,

      - продуктивный.

    Приемы:

    - беседа,

     - указания и объяснения;

     - коллективное обсуждение.

    3 этап. Заключительный

    Задачи:

    1. Сформулировать выводы по результатам исследования мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи. Выявить динамику и эффективность данной работы.
    2. Составить рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики в процессе художественно -  продуктивной деятельности у детей с общим недоразвитием речи в семье.

    Таким образом, перспективный план основывается на лексические темы. Подобран различный материал для художественно – продуктивной деятельности, для использования нетрадиционных техник на занятиях по изобразительной деятельности и в совместной деятельности детей. Осуществляется взаимосвязь с родителями по развитию мелкой моторики через консультации, семинары – практикумы, просмотр занятий, проведение родительских собраний, выставки совместных работ.

    Формы проведения работы:

    - занятие,

    - художественно-продуктивная деятельность в повседневной жизни;

    - индивидуальная работа.

    Примерная структура занятия:

    1. Организационный момент.

      - введение в тему деятельности, создание положительного настроя, коррекция психофизических функций;

     - включение в работу детей с первых минут деятельности;

     - введение релаксационных, мимических, имитирующих упражнений.

    2. Основная часть.

     - сообщение темы;

     - рассматривание образца, обсуждение этапов работы;

     - показ способов и действий с материалом;

     - составление плана работы;

     - динамическая пауза;

     - самостоятельная работа детей.

    3. Заключительная часть.

     -выставка работ;

     - обобщающая беседа;

     - самоконтроль, взаимоконтроль.

    Развитие мелкой моторики у детей, имеющих общее недоразвитие речи, вызывает трудности у педагогов  - практиков. Именно поэтому обучение детей работе с различными материалами в художественно – продуктивной деятельности  - одна из основных задач в системе занятий по изобразительной деятельности. Развитие мелкой моторики детей ведется автором на основе общения, совместных занятий по созданию творческих работ, межличностного взаимодействия.

             Критериями развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста является:

     - точность движений пальцев рук;

     - координация движений руки и глаза;

     - ориентировка на листе бумаги.

             Показателем точности движений пальцев рук является умение провести по дорожке линию, не выходя за пределы дорожки. Показателем  координации движений руки и глаза является умение вырезать круг по широкой линии. Показателем ориентировки на листе бумаги является умение нарисовать картинку по инструкции педагога.

    8. Результативность опыта.

         Подводя итоги работы, автор отмечает, что системный подход в обучении, специальное планирование, разнообразие форм и приемов  обучения с учетом особенностей детей с общим недоразвитием речи, получены хорошие результаты.

    Таблица1:

    Старшая группа для детей с общим недоразвитием речи.

    Уровень

    Развития

    Параметры оценки

    Ориентировка

    на листе бумаги

    Точность  движений

    Координация движений

    руки и глаза

    Начало

    года

    Конец года

    Начало года

    Конец года

    Начало года

    Конец года

    Высокий

    уровень

          -              

          -

              -

    15, 9%            

               -

    -                      

    Средний

    уровень

    46, 1 %

      69, 2%

        30, 8%          

    69, 2 %

          38, 4%        

    69, 2%

    Низкий

    уровень

    53, 9%

    30, 8%

           69,2%          

    14, 9%

            61,6%          

      30, 8%

     

    Таблица 2:

    Подготовительная группа для детей с общим недоразвитием речи.

    Уровень

    Развития

    Параметры оценки

    Ориентировка на

    листе бумаги

    Точность движений

    Координация

    руки и глаза

    Начало года

    Конец года

    Начало года

    Конец года

    Начало года

    Конец

    года

    Высокий

    Уровень

    -

    53, 9%

    15, 9%

    53,9%

     -

    38, 4%

    Средний

    Уровень

    69, 2%

    46, 1%

    69, 2%

    46, 1%

    76, 9%

    61, 6%

    Низкий

    Уровень

    30, 8%

    -

    14, 9%

    -

        23, 1%

     -

    По данным диагностики видно, что систематическая работа по развитию мелкой моторики в процессе художественно – продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник  позволила улучшить точность движений пальцев рук, развить координацию движений руки и глаза, сформировать умение ориентироваться на листе бумаги. Это, в свою очередь, создало условия для успешной адаптации детей в школе и для обучения письму.

    9.Адресная направленность опыта.

    Данный опыт может быть использован воспитателями детских садов для детей с общим недоразвитием речи в работе по развитию мелкой моторики, используя нетрадиционные техники в художественно – продуктивной деятельности. Предложенная система рассчитана для детей старшей и подготовительной групп с общим недоразвитием речи.

    1. Трудоемкость опыта.

    Работа по данной теме предполагает высокий уровень подготовки воспитателя, наличие наглядного и методического материала.

    Данная работа строится на основе взаимосвязи воспитателей и родителей.

     

                                                                                                                                                           

     

                                                                                                                                                               


    Приложение № 1.

    «Перспективный план работы по развитию мелкой моторики в процессе

    художественно – продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник у детей

    с общим недоразвитием речи на 2012– 2013 учебный год».

    Месяц: сентябрь.

    Лексическая тема

    Содержание деятельности

    Задачи

    Литература

    Теоретическое изучение

    Изучение методик, необходимых для проведения диагностики.

    Изучение особенностей развития двигательных навыков у детей от3 до 7 лет.

    Формирование аналитических умений.

    Л. А. Венгер» Воспитание сенсорной культуры ребенка»,  - М. 1988г.

    М. М. Безруких, « Ребенок от3 до 7, особенности развития», Журнал  «Медработник», №3 – 2009г.

    Работа с детьми

    1-2 диагностика

    3 «Золотая осень»

    4. « Детский сад».

    1.Диагностирование. Заполнение листов результатов диагностики.

    2. «Ветка рябины» - рисование пальчиком.

    3. «Чебурашка» - рисование скомканной бумагой.

    1. Определить уровень развития мелкой моторики у детей.

    2. Познакомить с техникой рисования скомканной бумагой, пальчиком.                               3.Учить планировать свою деятельность.

          Г.С. Швайко, «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»

    Т. С. Комарова, « Обучение детей технике рисования»,

    М. 1994г.

    Г. Н. Давыдова

    « Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

     

    Работа с родителями

    Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Познакомить родителей с особенностями развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.

    Программа Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой, « Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада».

    Месяц: октябрь.

    Лексическая тема

    Содержание деятельности

    Задачи

    Литература

    Теоретическое изучение

    Изучение методики развития мелкой моторики в процессе художественно – продуктивной деятельности.

    Изучение нарушений двигательных функций

    в структуре аномального развития.

    Познакомиться с общими основами развития мелкой моторики.

    Изучить двигательные нарушения.

    Журнал « Дефектология»

    №3 – 1987г.

    Е.М.Мастюкова, « Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития».

    Работа с детьми

    1. «Осень».

    2. «Овощи»

    3. «Фрукты»

    4. «Сад – огород»

    1.«Осенние мотивы» - кляксография с трубочкой.

    2. «Овощи» - лепка.

    3. «Фрукты» - предметная аппликация из ткани.

    4. «Машины везут урожай» - аппликация из цветной бумаги.

    1.Познакомить с новым способом изображения – кляксография с трубочкой.

    2. Научить работать с тканью, применяя различные  способы работы с ней.

    Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

    М. А. Гусакова,

    « Аппликация».

    Работа с родителями

    Консультация «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей с общим недоразвитием речи».

    Познакомить родителей со значением развития мелкой моторики в развитии речи детей.

    .Материал в папке.

    Месяц: ноябрь.

    Лексическая тема

    Содержание деятельности

    Задачи

    Литература

    Теоретическое изучение

    Изучение методических рекомендаций по работе с нитками

    Изучение зависимости развития двигательной активности от развития функций мозга.

    Применять в работе над развитием мелкой моторики.

    Законспектировать статьи .

    Использовать  при написании конспектов.

    М.М.Кольцова,  «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка» М. 1973г.

    Работа с детьми

    1.» Моя семья».

    2. « Части тела».

    3. « Игрушки».

    4. « Одежда».

    1.»Семья» - аппликация из ниток.

    2. «Веселые клоуны» - рисование кружками.

    3.«Капитошка»–попрыгунчик» - конструирование из помпонов.

    4. «Укрась сарафан» - рисование пальцами.

    1.Формировать умения детей создавать композиции с помощью ниток.

    2. Использовать в работе знакомые способы аппликации: вырезывание, наклеивание, обтягивание.

    3. Развивать тонкие движения

    пальцев в рисовании.

    В. С.Горичева, « Мы наклеим на листок…».

    А.Н.Малышева,«Работа с тканью».

    Работа с родителями

    Оформление папки – передвижки на тему:

    «Изготовление игрушек своими руками».

    Конкурс на лучшую игрушку из помпонов.

    Консультация на тему:«Зависимость развития движений от развития мозга».

    Познакомить родителей со способом изготовления помпонов из ниток.

    Дать рекомендации по использованию бросового материала в изготовлении поделок.

    М. М. Кольцова,

    «Двигательная активность и развитие мозга ребенка» М. 1973г.


    Месяц: декабрь.

    Лексическая тема

    Содержание деятельности

    Задачи

    Литература

    Теоретическое изучение

    Изучение приемов  рисования тонким концом кисти и методов использования их в работе по изодеятельности.

    Подготовка различных семян для выполнения работ по аппликации из семян.

    Использовать данные методы и приемы в работе с детьми.

    Г.Г.Григорьева. «Изобразительная деятельность дошкольников»

    В. С.Горичева, « Мы наклеим на листок..»

    Работа с детьми

    1. «Зима».

    2. « Посуда».

    3. «Новый год».

    4.«Новогодний праздник.».

       

    1. «Зима» - рисование тонким концом кисти.

    2. «Украсим тарелочку» - аппликация из семян.

    3. « Мы гуляем на участке» - лепка.

    1.Учить детей ритмично наносить точки тонким концом кисти. Упражнять в умении сочетать цвета.

    2. Развивать координацию тонких движений пальцев в работе с семенами.

    3. Учить последовательности лепки человека.

    Р. Г.Казакова, « Рисование с детьми дошкольного возраста»

    В. С. Горичева, « Мы наклеим на листок..»

    « Учимся лепить и рисовать»,

    СПБ.: Кристалл; Валери СПБ.

    Работа с родителями

    Консультация на тему: «Значение лепки для развития тонких движений пальцев».

    Выставка работ из семян.

    Стенд: « Последовательность лепки фигуры человека».

    1. Формировать у родителей интерес к созданию работ из семян совместно с детьми.

    2. Рассказать о значении мелких предметов ( семян) в развитии мелкой моторики у детей.

    3. Показать различные способы работы с пластилином.

    Г. Г. Григорьева,

    «Изобразительная деятельность дошкольников».


    Месяц: январь.

    Лексическая тема

    Содержание деятельности

    Задачи

    Литература

    Теоретическое изучение

    Изучение методов и приемов рисования поролоном.

    Изготовление образцов работ, выполненных поролоном.

    Использование дифференцированных заданий при обучении рисованию поролоном.

    Подготовить образцы  работ, выполненных поролоном.

    Использовать приемы рисования поролоном в работе с детьми.

    О.А.Соломенникова,  «Радость творчества».

    Н.П.Сакулина,Т. С. Комарова, «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию».

    Работа с детьми

    1.«Зимующие птицы».

    2.«Домашние животные и их детеныши».

    3.«Домашние птицы».

    1. « Птицы на кормушке» - лепка.

    2. « Котенок» - рисование поролоном.

    3. « Цыпленок.» - аппликация из салфеток.

    1.Развивать мелкую моторику у детей в работе с поролоном, пластилином, салфетками.

    2. Учить детей передавать образ, правильно сочетая цвет и пропорции.

    Т.С. Комарова, «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».

    Работа с родителями

    Оформить газету на тему:  Нетрадиционные техники рисования , их значение в развитии тонких движений пальцев рук».

    Консультация на тему: « Работа с бумагой как средство развития речи».

    Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования, со способами работы с бумагой.

    Дать рекомендации по их использованию в семье.

    Материал в газете, в папке.


    Месяц: февраль.

    Лексическая тема

    Содержание деятельности

    Задачи

    Литература

    Теоретическое изучение

    Изучение материала на тему: «Развитие мелкой моторики – возрастные особенности».

    Использовать материал в работе с детьми по развитию мелкой моторики в процессе художественно – продуктивной деятельности.

    Учитывать возрастные особенности в выборе темы.

    Л.В.Русскова  «Методические рекомендации

    к программе воспитания и обучения в детском саду».

    Работа с детьми

    1.« Дикие животные и их детеныши».

    2. « Зима».

    3.«День защитников Отечества».

    4. «Профессии».

    1. « Ежик» - лепка с использованием семян.

    2. « Снеговик» - аппликация из ниток.

    3. «Открытка для папы» - аппликация из цветной бумаги.

    4.« Телевизор» - конструирование из бумаги.

    1.Развивать точность движений пальцев в работе с нитками, пластилином, бумагой.

    2. Учить детей самостоятельно рассматривать образец, передавать в работе его форму и пропорции. Использовать в аппликации знакомые способы.

    Г.С.Швайко, «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»

    Т. Г.Казакова, « Развивайте у дошкольников творчество».

    Работа с родителями

    Оформить папку – раскладушку на тему:

    «Свойства бумаги и способы работы с ней».

    Оформить выставку образцов поделок из бумаги на основе коробочки.

    Консультация на тему: « Возрастные особенности тонких движений пальцев у старших дошкольников».

    Продолжать знакомить родителей с различными способами аппликации из ниток: скручивание по спирали, наклеивание.

    Расширить знания родителей о

    Возрастных особенностях развития мелкой моторики.

    Л.В.Русскова,

    «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения».


    Месяц: март.

    Лексическая тема

    Содержание деятельности

    Задачи

    Литература

    Теоретическое изучение

    Изучение технологии аппликации из перьев птиц, способов их обработки, приемов работы с ними.

    Изучение методов развития тонких движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи.

    Использовать в работе с детьми по развитию творческого воображения и мелкой моторики.

    Законспектировать статью по развитию мелкой моторики.

    Журнал « Дефектология»

    №1 – 1983г. Статья О. С. Бот.

    Работа с детьми

    1. «8 марта»

    2. « Ранняя весна»

    3.«Перелетные птицы».

    4. «Наш город».

    1. «Открытка для мамы» - аппликация из скомканной бумаги.

    2. « Весна» -рисование красками.

    3. «Над гнездом» - аппликация из перьев птиц.

    4. «Наш город» - коллективная аппликация из цветной бумаги.

    1.Продолжать учить детей использовать в работе скомканную бумагу. Создавать композиции, сочетая цвет, размер комочков.

    2. Познакомить с технологией аппликации из перьев, способами их использования.

    3. Учить детей выполнять работу по предложенной схеме последовательности.

    В. С. Горичева, « Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок.

    Работа с родителями

    Оформить стенд на тему: « Использование бросового материала в творчестве детей».

    Рекомендации для родителей по использованию различных методов и приемов по развитию тонких движений пальцев.

    Познакомить родителей с новым материалом, способом его обработки и использования в детском творчестве.

    Заинтересовать родителей в совместной деятельности с ребенком.

    Журнал « Дефектология»

    №1 – 1983г. Статья О. С. Бот.


    Месяц: апрель.

    Лексическая тема

    Содержание деятельности

    Задачи

    Литература

    Теоретическое изучение

    Виды творческих заданий при обучении детей способам работы с использованными материалами.

    Изучить и использовать в работе по развитию точности движений у детей.

    З. В. Лиштван,

    « Конструирование».

    Работа с детьми

    1. « Транспорт»

    2.«День космонавтики».

    3. « Мебель».

    4. «Почта».

    1.«Машина» - конструирование из спичечных коробков.

    2. «Ракета летит в космос» - аппликация из цветной бумаги.

    3.«Мебель» - конструирование из использованных материалов ( катушки).

    4. «Почта» - аппликация с обработкой края нитками.

    1.Развивать мелкую моторику, глазомер детей в работе с использованным материалом.

    2. Учить изготавливать дополнительные детали по трафарету.

    3. Учить обрабатывать открытку швом « через край». Развивать умение подбирать нитки по цвету, работать с иглой.

    Л.В.Куцакова, «Конструирование и ручной труд в детском саду».

    А.И.Малышева, «Работа с тканью».

    Работа с родителями

    Оформить папку – раскладушку на тему:

    «Использование спичечных коробков, катушек в развитии воображения  и точности движений пальцев у детей».

    Консультация на тему: «Виды швов и способы их использования»

    Формировать интерес к созданию творческих работ из использованных материалов.

    М.И.Нагибина, «Чудеса из ткани своими руками».

    З. В. Лиштван,

    « Конструирование».


    Месяц: май.

    Лексическая тема

    Содержание деятельности

    Задачи

    Литература

    Теоретическое изучение

    Изучение влияния пластичных материалов на развитие мелкой моторики у детей.

    Использовать в работе с детьми пластичные материалы.

    Т. С.Комарова, « Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».

    Работа с детьми

    1. «День победы».

    2.«Растения леса, луга и сада».

    3. «Насекомые».

    4. «Рыбы».

    Диагностика.

    1.«Цветы» - аппликация из ореховой скорлупы.

    2. «Рыбы» - барельеф.

    Проведение диагностики.

    1.Учить детей сравнивать разные способы изображения, передавать полуобъемное , используя пластичные материалы.

    2.Развивать умение составлять композицию из ореховых скорлупок, подбирая их по цвету и размеру.

    3.Заполнение листов диагностики.

    В.С.Горичева, Т.В. Филиппова, « Мы наклеим на листок..».

    Т. Г.Казакова, « Развивайте у дошкольников творчество».

    Работа с родителями

    Оформить папку – передвижку на тему:

    « Барельеф , способы его изготовления, роль

    пластичных материалов в развитии мелкой моторики у детей».

    Рассказать о значимости пластичных материалов для развития точности движений пальцев у детей.

    Дать рекомендации по их применению в изготовлении творческих работ совместно с детьми.

    Журнал «Дошкольное воспитание» №5 – 2006г.


    Приложение № 2.

    « Перспективный план работы по развитию мелкой моторики

    в процессе художественно – продуктивной деятельности

    с использованием нетрадиционных техник

    у детей с общим недоразвитием речи на 2013– 2014 учебный год».

    Месяц: сентябрь.

    Лексическая тема

    Содержание деятельности

    Задачи

    Литература

    Теоретическое изучение

    Задачи и содержание обучения и развития тонких движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи в старших группах.

    Познакомиться с особенностями развития мелкой моторики у детей данного возраста.

    Использовать задачи для планирования работы по изодеятельности.

    Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина, «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста».

    Работа с детьми

    1 – 2 диагностика.

    3. « Осень».

    4. « Детский сад».

    1. Диагностика развития мелкой моторики у детей.

    2.«Осеннее дерево» - рисование выдуванием.

    3. «Любимая игрушка» - аппликация из цветной бумаги.

    1.Познакомить с техникой выдувания, используя трубочки. Развивать воображение, зрительное восприятие.

    2. Совершенствовать умение работать с ножницами. Развивать координацию движений пальцев.

    Т. С,Комарова, « Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».

    Работа с родителями

    Консультация на тему: «Особенности развития мелкой моторики у детей подготовительной группы».

    Сообщить родителям результаты диагностики.

    Расширять знания по теме.

    Васильева, «Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста».


    Месяц: октябрь.

    Лексическая тема

    Содержание деятельности

    Задачи

    Литература

    Теоретическое изучение

    Изучение методов и приемов работы с бумагой, способы вырезывания .

    Использовать в работе с детьми данные приемы.

    Н. И. Кобитина, «Работа с бумагой».

    Работа с детьми

    1. « Моя семья»

    2. « Овощи».

    3. « Фрукты».

    4. « Части тела»

    1.«Соберем урожай» - аппликация из пластичного материала.

    2. « Фрукты» - барельеф.

    3.«Веселый хоровод» - аппликация из бумаги , сложенной « гармошкой».

    1.Учить детей передавать особенности овощей путем нанесения на плотный картон, изменять фактуру с помощью стек и палочек.

    2. Учить вырезать фигуру человека. Составлять композицию. .Развивать чувство цвета.

    В. С.Горичева, « Мы наклеим на листок…»

    Т.С.Комарова,Н. П. Сакулина, «Методика обучения  изобразительной деятельности и конструированию».

    Работа с родителями

    Оформить папку – раскладушку на тему:

    « Способы вырезывания фигур из бумаги».

    Продолжать знакомить родителей с возможностями бумаги, со способами вырезывания фигур.

    Н. И. Кобитина, «Работа с бумагой»


    Месяц: ноябрь.

    Лексическая тема

    Содержание деятельности

    Задачи

    Литература

    Теоретическое изучение

    Изучение видов декоративной росписи.

    Подбор нетрадиционных способов  росписи посуды.

    Изучение нетрадиционных техник рисования.

    Использовать материал для составления конспектов, для работы с детьми.

    Р. Г. Казакова, « Рисование с детьми дошкольного возраста»

    Журнал « Воспитатель ДОУ»

    №3, 2009г., стр.93.

    Работа с детьми

    1. « Посуда»

    2.«Продукты питания».

    3.«Домашние животные».

    4.«Домашние птицы».

    1. «Посуда» - декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи.

    2. «Вкусные фантазии» - лепка из глины.

    3. «Барашки» - аппликация из ваты.

    4.«Цыплята» -конструирование из помпонов.

    1.Совершенствовать умение детей выбирать приемы рисования, придумывать узор, используя элементы росписи.

    2.Развивать художественный вкус, глазомер.

    3. Совершенствовать координацию тонких движений пальцев.  

    Т. Г.Казакова, « Развивайте у дошкольников творчество»

    А. Н. Малышева, « Работа с тканью».

    Работа с родителями

    Оформить выставку на тему:

    «Образцы работ по конструированию из ниток.».

    Консультация на тему: «Виды декоративной росписи».

    Продолжать знакомить родителей с возможностями использования ниток в детском творчестве. Заинтересовать родителей в совместной деятельности с детьми.

    А. Н. Малышева, « Работа с тканью».


    Месяц: декабрь.

    Лексическая тема

    Содержание деятельности

    Задачи

    Литература

    Теоретическое изучение

    Изучение технологии работы с кожей, способов обработки.

    Подбор кожи различной фактуры, цвета.

    Изучить. Использовать различные приемы работы с кожей в работе с детьми.

    М.И.Нагибина, «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры».

    Работа с детьми

    1. «Зима».

    2.«Дикие животные».

    3.«Животные севера и жарких стран».

    1. «Морозный узор» - рисование свечой       2. «Ежик» - аппликация из кожи.

    3. «Лев» - оригами.

    1.Учить детей рисовать с помощью свечи, вызвать интерес к рисованию необычным способом.

    2. Познакомить с кожей, как материалом для аппликации.

    Объяснить способы работы с ней. Развивать мелкую моторику в процессе создания аппликации, фантазию.

    В. С.Горичева,Т. В. Филипова

    « Мы наклеим на листок…»

    Г.И.Долженко, «100 оригами»

    Работа с родителями

    Консультация на тему: «Использование кожи в детском творчестве».

    Оформить папку –передвижку на тему:

    «Азбука и техника Оригами».

    Расширить знания родителей о нетрадиционных материалах, используемых в детском творчестве.

    Познакомить со значением Оригами для развития моторики у ребенка.

    М.И.Нагибина, «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры».


    Месяц: январь.

    Лексическая тема

    Содержание деятельности

    Задачи

    Литература

    Теоретическое изучение

    Изучение методических рекомендаций по работе с бумагой в технике Оригами.

    Изготовить образцы игрушек , выполненных в технике Оригами.

    Г.И.Долженко100 оригами».

    Т.И.Тарабарина, « Оригами и развитие ребенка».

    Работа с детьми

    1.«Зимующие птицы».

    2. «Почта».

    3.«Город, улица, столица».

    1. «Снегири» - лепка.

    2. «Конверт» - оригами.

    3. «Новые дома» - коллективная аппликация.

    1.Совершенствовать умение работать с бумагой. Развивать точность движений пальцев.

    2. Уметь самостоятельно планировать и контролировать свои действия при создании творческих работ.

    3.Закреплять умение создавать несложную композицию, используя знакомые приемы.

    Т. Г.Комарова, « Развивайте у дошкольников творчество».

    Т. И. Тарабарина, « Оригами и развитие ребенка».

    Работа с родителями

    Консультация на тему: «Игры – сказки в обучении детей искусству Оригами»

    Привлечь родителей к искусству Оригами.

    Познакомить с правилами складывания фигур, способами окрашивания бумаги.

    Т. И. Тарабарина, « Оригами и развитие ребенка».


    Месяц: февраль.

    Лексическая тема

    Содержание деятельности

    Задачи

    Литература

    Теоретическое изучение

    Изучение статьи «Современные изобразительные материалы как средство развития мелкой моторики у дошкольников»

    Изучить и использовать в работе с детьми новые изобразительные материалы.

    Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №1, 2009 г., стр.87.

    Работа с детьми

    1. «Спорт».

    2. «Ранняя весна».

    3 «День защитников Отечества».

    1. « Мы любим зимний спорт» - лепка.

    2. «Морской берег» - аппликация из камней и ракушек.

    3. « Брелок» - конструирование из кожи.

    1.Познакомить детей с технологией наклеивания ракушек и камней. Развивать эстетический вкус, интерес к нетрадиционным материалам.

    2. Совершенствовать умение сочетать материал по цвету и величине.

    В. С.Горичева, Т. Филиппова,

    « Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок»

    Р. Г.Казакова, « Рисование с детьми дошкольного возраста».

    М.И.Нагибина, «Плетение для детворы из ниток, прутьев коры».

    Работа с родителями

    Оформить папку – раскладушку на тему:

    « Кожа, ракушки, камни, способы работы с ними».

    Оформить газету на тему: « Мои пальчики расскажут».

    Продолжать знакомить родителей с нетрадиционными материалами и техниками  детского творчества. Заинтересовать в создании поделок из них.

    Журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2008 г., стр.34. статья О. Жуковой « О развитии ручной умелости».


    Месяц: март.

    Лексическая тема

    Содержание деятельности

    Задачи

    Литература

    Теоретическое изучение

    Изучение статьи «Развитие предметных движений у дошкольников».

    Изучить и использовать в планировании работы

    Записать тезисы статьи..

    Я.З.Неверович, «Развитие предметных движений у дошкольников».

    Работа с детьми

    1. « Электроприборы»

    2.  «Профессии».

    3. « Перелетные птицы».

    4. « Ранняя весна».

    1.«Электроприборы» - рисование восковыми мелками.

    2.«Художник – летняя фантазия»- аппликация из засушенных цветов.

    3.«Птицы» - аппликация из яичной скорлупы.

    1. Учить детей выполнять аппликацию из скорлупы и засушенных цветов, соблюдая технологию.

    2. Совершенствовать умение придумывать узор, дополнять работу мелкими деталями, воспитывать самостоятельность в выборе материала , композиции.

    И.В.Новикова,  Л.В. Базулина,« 100 поделок из природных материалов»

    В. С. Горичева, « Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок».

    Работа с родителями

    Оформить папку – раскладушку на тему:

    «Развитие предметных движений у дошкольников».

    Познакомить с особенностями развития предметных движений у дошкольников.

    Расширять кругозор по теме.

    Я.З.Неверович, «Развитие предметных движений у дошкольников».


    Месяц: апрель.

    Лексическая тема

    Содержание деятельности

    Задачи

    Литература

    Теоретическое изучение

    Изучение статьи «Индивидуальные особенности усвоения графических навыков».

    Изучить статью, законспектировать.

    Учитывать особенности детей при планировании занятий по изобразительной деятельности.

    Т.С.Комарова, «Формирование графических навыков у дошкольников».

    Работа с детьми

    1. « Космос».

    2. «Сказки».

    3.«Школьные принадлежности»

    4. « Рыбы».

    1. «Комический пейзаж» - граттаж

    2.«Коврик» - аппликация из конфетных оберток.

    3.«Морские глубины» - аппликация из использованных материалов.

    1.Познакомить детей с технологией рисования граттаж, придумывать композицию, уметь сочетать цвета.

    2. Развивать воображение и тонкие движения пальцев в работе с нетрадиционными материалами.

    В. С. Горичева, « Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок».

    Работа с родителями

    Конкурс на лучшую работу из речного песка.

    Консультация на тему: «Индивидуальные

    особенности усвоения графических навыков».

                                                                                 

    Познакомить родителей с особенностями усвоения графических навыков детьми.

    Т. С. Комарова,

    «Формирование графических навыков у дошкольников»..


    Месяц: май.

    Лексическая тема

    Содержание деятельности

    Задачи

    Литература

    Теоретическое изучение

    Изучить статью «Развитие тонких движений пальцев и кистей рук у дошкольников».

    Использовать изученный материал в работе с детьми.

    С.В.Комаишко, «Мир под рукой».

    Работа с детьми

    1.  «Наш город».

    2.« Цветы».

    3.« Лето».

    4.«Лес. Деревья».

    5.« Насекомые.»

            1.« Ночной город» - рисование в технике граттаж.

    2« Цветы в корзине» - аппликация из атласной ленты.

    3« Наша дача» - аппликация из пластичных материалов.

    4.« Край березовый» - аппликация из березовой коры.

    5.« Бабочки» - аппликация из ткани.

    6.Диагностика развития мелкой моторики.

    1.Познакомить детей с техникой рисования «граттаж», аппликацией из различных материалов.

    2.Совершенствовать умение работать в коллективе, используя навыки работы с различными материалами.

    3.Заполнить листы диагностики.

    В. С. Горичева, « Мы наклеим на листок….»

    А. Н. Малышева, «Работа с тканью».

    Работа с родителями

    Познакомить родителей с результатами диагностики развития мелкой моторики у детей..

    Использовать полученные навыки в дальнейшем обучении в школе.


                                           

    Приложение №10.

                                                      Литература.

    1. Волосовец Т.В., Сазонова С. И.Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 232с.
    2. Горичева В. С., Филиппова Т. В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. Художники М. В. Душин, В. И. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000. – 96с.:ил. – (Серия: «Лучшие поделки»).
    3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. Пед. Учеб. Заведений. – 2 – е изд., испр.,  - М: Издательский центр «Академия», 1998. – 272 с. ISBN 5 – 7695 – 0211 – 8.
    4. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. Училищ по спец. №2002

    «Дошкольное воспитание» и №2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – 3 – е изд., доп. и перераб. – М.:  Просвещение, 1987. – 128с.: ил.

    1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I – II.
    2. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие. – СПб.:  «Детство – пресс», 2004. – 128с. ISBN 5 – 898 – 14 – 144 – 8.
    3. Долженко Г.И.100 поделок из бумаги. Художники А.И.Долбишева, В,И.Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000. – 96с.: ил. – (Серия:

    «Лучшие поделки»).

    1. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М,  Рисование с детьми дошкольного возраста:

               Нетрадиционные техники , планирование, конспекты занятий. Под. Ред. Р.Г.Казаковой,

               М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. (Серия «Вместе с детьми».) ISBN 5 – 89144 – 365 – 1.

          9. Кобитина И.И. Работа с бумагой : поделки и игры (занятия с детьми старшего дошкольного

              возраста). – М.: ТЦ. «Сфера», 2001. – 128с.(Серия «Вместе с детьми».) ISBN 5 – 89144 – 063

              - 6.

          10. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя  

                детского сада: Из опыта работы. – М. – Просвещение, 1990. – 158 с.

          11. Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада. – М.:

               Просвещение, 1981. – 159 с.,  - (Библиотека воспитателя детского сада).

          12. Малышева А.Н. Работа с тканью. Старшая и подготовительная группы. Художники

                Н.И.Витковская, В.Н.Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия К.Академия

                Холдинг, 2001. – 96 с.,  - (Серия «Детский сад день за днем»).

          13. Методические рекомендации к « Программе   воспитания и обучения в детском саду»

               Сост.Л.В.Русскова. – М.: Просвещение, 1986. – 400с.

          14. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и

                педагогов. Художники М. В. Душин, В. И. Куров. – Ярославль: « Академия развития»,

                1998. – 208 с., ил. – (Серия « Вместе учимся мастерить»).

          15. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2006. – 62, [2]с.:ил.

                 ISBN 5 – 17 – 037902 – 1/

          16. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Популярное пособие для

                родителей и педагогов. Гаврина С.Е., Кутявина И.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.

               Художники   Г.В.Соколов, В.И.Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 192 с., ил.

                – (Серия «Игры, обучение, развитие, развлечение»).

           17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного

                 возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 224.с. – (Библиотека

                  логопеда – практика).

            18. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа:

                  Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит.

                  Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с.

             19. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.

                 Просвещение, 1973.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Планы-конспекты занятий по развитию мелкой моторики в процессе художественно – продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник

    В конспектах предложены основные этапы развития мелкой моторики с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования....

    Рабочая программа "Развитие сенсомоторных способностей у детей 5-6 лет с ЗПР в процессе художественно-продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник"Очумелые ручки"

    Программа включает в себя : целевой раздел, пояснительную записку, цель и задачи, принципы и подходы, особенности развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, планируемые результаты освоения пр...

    Конспекты занятия по развитию мелкой моторики в процессе художественно – продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования

    laquo; Ветка рябины» - рисование пальчиками.Учить детей технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику...

    Планы-конспекты занятий по развитию мелкой моторики в процессе художественно – продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник

    Планы-конспекты занятий по развитию мелкой моторики в процессе художественно – продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник...