Планы-конспекты занятий по развитию мелкой моторики в процессе художественно – продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Кожевникова Марина Николаевна

В конспектах предложены основные этапы развития мелкой моторики с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспекты115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Планы-конспекты занятий по развитию мелкой моторики в процессе художественно – продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник

Разработала Кожевникова М.Н.,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 65 –

Центр развития ребенка»

города Бийска Алтайского края

Планы – конспекты занятий по развитию мелкой моторики в процессе художественно – продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник.

1 Конспект занятия на 1 этапе: в старшей группе детского сада.

Деятельность на данном этапе:

 - обучение оречевлению операций;

 - создание положительного настроя;

 - формирование умения планировать ход работы;

 - использование системы ориентиров на каждом этапе.

Тема занятия: « Ветка рябины» - рисование пальчиками.

Программное содержание:

  1. Учить детей технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику.
  2. Формировать умение анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности.
  3. Формировать умение планировать ход работы.
  4. Развивать восприятие, внимание,
  5. Закрепить прием вливания одного цвета в другой.
  6. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям по изобразительной деятельности.

Оборудование:

 - альбомный лист в форме овала, тонированный тушью черного цвета;

 - набор гуашевых красок;

 - кисть;

 - стаканчик с водой;

 - влажная салфетка;

 - фартук;

 - гроздь рябины – натура или иллюстрация.

                                                     Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Педагог : Наступила поздняя осень: часто идут дожди, ночью случаются заморозки, последние перелетные птицы покинули наши края. Листья с деревьев все опали, и лес уже не радует нас разноцветными нарядами. Но если внимательно приглядеться, можно увидеть яркие краски.

                                           Осень

                      Осыпается весь наш бедный сад,

                      Листья пожелтевшие по ветру летят;

                      Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

                      Кисти ярко – красные вянущих рябин.

                                                                   А. Толстой.

Педагог: Словно девушка – молодушка , стоит рябина в осеннем одеянии. Рябина  - не только украшение осеннего пейзажа, без нее не могут обойтись зимующие птицы. Ранней осенью рябиновые ягоды горькие и кислые, но стоит ударить первым морозам, они становятся приятными на вкус, и нет лучшего угощения для птиц, чем ягоды рябины.

 - Покажите мимикой, какая рябинка грустная?

 - Изобразите птиц, которые попробовали приятную рябинку?

  1. Основная часть занятия:

Рассматривание ветки рябины:

 - Что есть у ветки?

 - Какие ягоды по цвету и по форме?

 - Какой формы листочки у ветки рябины?

 - Как расположены листочки на ветке?

 - Каким способом можно нарисовать ветку рябины?

 - Каким приемом можно передать объемное изображение ветки рябины?

 

Динамическая пауза.

                                       Физминутка « Рябина».

На тропинке тень – солнечная сетка                 Поднять руки вверх, покачать ими влево, вправо.

Через тын, через плетень свесилась ветка       Наклониться вниз – руки к носкам ног.

Прибегу, прискачу, на носках привстану         Бег, прыжки на месте, привстать на носках.

Ветку за косы схвачу, ягоды достану                 Хватательные движения руками.

У плетня посижу и на шелковинку                     Присесть – руки на колени.

Осторожно нанижу ягоду – рябинку                   Имитация движения – нанизывание ягод на нитку.

Бусы горькие надень, веточка – ветка                Встать, «надеть» бусы на шею.

На тропинке тень – солнечная сетка.                  Хлопки в ладоши.

Педагог: Ягоды у рябины собраны в гроздь, по своей форме напоминающую овал, внутри которого собраны ягоды – кружочки. Они практически одного размера, как сестры – близнецы.

Кисточкой, пожалуй, сложно будет сделать их такими похожими. Но я знаю способ, который поможет нам успешно справиться с этой задачей. Мы попробуем напечатать ровные и одинаковые кружочки при помощи своих пальчиков. Для этого нужно кончик пальчика окунуть в краску, а затем примакнуть его к поверхности листа. А так, как ягоды рябины собраны в гроздь, отпечатки следует наносить рядышком, близко друг к другу.

(Дети упражняются в приеме примакивания на дополнительном листе,затем вытирают палец влажной салфеткой).

Педагог: Листики у рябины сложные, все они парные, а один на конце пары не имеет. Осень раскрасила листики самыми разными красками, цвета как бы вливаются один в другой, и границ перехода не видно.Чтобы изобразить листочки, мы воспользуемся самым маленьким пальчиком – мизинцем, его боковой стороной. Но теперь пальчик не будем окунать в краску, а используем кисточку. Наберите краску на кисть и покрасьте боковую сторону мизинца, а затем приложите палец окрашенной стороной к поверхности листа. У вас получится отпечаток одного листочка.

(дети отрабатывают прием выполнения листочка).

Динамическая пауза.

                                           Физминутка «Рябинка»

На холме стоит рябинка                

Держит прямо, ровно спинку.

Ей не просто жить на свете –

Ветер крутит, крутит ветер.

Но рябинка только гнется,

Не печалится – смеется.

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую.

Самостоятельная работа детей:

Далее дети планируют ход действий, выстраивают композицию на тонированном листе, первоначально кистью нарисовав веточки – черенки, а приемом примакивания изображая ягоды и листочки.

В процессе работы педагог следит за тем, как рисуют дети. Напоминает, чтобы они аккуратно и правильно использовали краски, своевременно вытирали пальцы влажной салфеткой.

        

  1. Итог занятия.

Педагог: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с работой. Кажется, будто сама Осень побывала у нас в гостях и оставила свой разноцветный след. Да и рябинка повеселела, теперь ей не страшны никакие морозы и злые ветры.

2 Конспект занятия на 2 этапе: в старшей группе детского сада.

Деятельность на данном этапе:

 -создание рисунка по образцу;

 - выполнение работы с применением схем;

 - обучение правильному выполнению действий;

 - усвоение детьми структуры продуктивной деятельности.

         Тема занятия «Осенние мотивы» - кляксография с трубочкой.

Программное содержание:

  1. Познакомить с новым способом изображения – раздуванием краски, показать его выразительные возможности.
  2. Учить пользоваться схемами последовательности выполнения работы.
  3. Формировать умение пользоваться новым способом изображения.
  4. Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования.
  5. развивать мышцы рта, тренировать дыхание.

Оборудование:

 - репродукции с осенними пейзажами;

 - альбомный лист;

 - набор гуашевых красок;

 - кисть;

 - трубочка для коктейля или полая часть от шариковой ручки;

 - стаканчик с водой;

 - салфетка;

 - фартук.

                                                    Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Педагог: Вот и закончилось веселое, теплое лето. На смену ему спешит красавица – осень.

                         Золотая осень.

              Снова осень на пороге, листья пожелтели.

              Закружились на дороге желтые метели.

              Загорелись ярко ветки тоненькой рябинки.

              Мелкий дождик ставит сетки зайцам у ложбинки.

             Входит осень в лес дремучий, входит желтой кистью.

              Ветерок сгребает в кучи золотые листья.

                                                                               Е. Авдиенко.

Педагог: Что еще говорит нам о том, что наступила осень? ( Ответы детей).

Педагог: Разноцветными стали травы, деревья, кусты. Воздух прохладный, погода чаще бывает пасмурной и дождливой. Дни стали короче, а ночи длиннее. Начинается пора листопада, по утрам лужицы затягиваются тонким льдом. Улетают на юг птицы. Звери готовятся к зиме.

  1. Основная часть занятия:

Педагог: А еще красавица осень радует нас многоцветием: листья деревьев она окрашивает в самые разные цвета и оттенки. Крона становится похожей на праздничный салют из разноцветных листьев – огоньков.

                                             

                                                                Осень.

    Для своей работы Осень взяла самые яркие краски и отправилась в лес. Там и принялась за свою картину.

    Березы и клены она покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник ярко – красным, весь, как огонь горит.

    Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб – богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.

    Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кованую броню одеть».

    Так и обрядила старика.

    Глядит, а неподалеку, на самом краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветки вниз опустили. Им больше всего подойдет тяжелый убор из золотой парчи.

    Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по – своему, по – осеннему: кого одела в желтый наряд, кого в ярко – красный…

                                ( Из книги «Четыре художника» Г. Скребицкого.)

Чтение рассказа педагог сопровождает показом иллюстраций с осенними пейзажами.

 Динамическая пауза.

                           Физминутка « Журавлики».

Журавлики – журавли,                        Дети плавно машут руками – крыльями вверх – вниз.

Журавлики – журавли

Оторвались от земли                           Медленно встают.

Крылья к небу вскинули                      Машут руками вверх – вниз, ускоряя темп.

Милый край покинули.                        Быстро, не опуская рук, перестраиваются в колонну

Закурлыкали вдали                               по одному за вожаком, ускоряют темп движения,

Журавлики – журавли                          бегая по кругу друг за другом.

                                                                                                                                 М. Шпак.

Педагог: Сегодня мы с вами нарисуем осеннюю композицию, но необычным способом – при  помощи своего дыхания.

  1. Кистью нарисовать ствол дерева: от середины к нижнему краю листа.
  2. Над верхней частью ствола кистью нанести пятно краски яркого цвета (желтого, красного или оранжевого), разведенной водой.
  3. Направить нижний конец трубочки в середину пятна и с усилием раздуть краску в разные стороны (лист можно поворачивать, чтобы равномерно раздувать краску в разных направлениях).
  4. Рядом с первым пятном нанести пятно другого цвета и проделать с ним туже операцию, при этом «ножки» раздуваемых красок могут пересекаться, сливаться. Изобразить округлую крону дерева из нескольких разноцветных пятен способом раздувания краски.
  5. Дополнить композицию изображением 2 – 3 ежей (пятно черного цвета раздуть в верхней его части – иголки ежа, кистью дорисовать мордочку, методом примакивания ворса кисти к нижней части туловища – лапки, поверх иголок – листик или грибок).
  6. Способом раздувания краски дополнить композицию опавшими листьями, облачками и солнцем.

Самостоятельная работа детей.

Педагог следит за тем, чтобы дети рисовали аккуратно, ставили трубочку в нужном направлении.

Напоминает детям о том, что лист можно поворачивать, чтобы добиться выразительности рисунка.

  1. Итог занятия.

Педагог: У нас с вами получился осенний парк, по которому гуляет, шурша листиками , семья ежей. Молодцы! Все справились с заданием, усвоили новый способ изображения!

                                           Листопад.

                            Под ногами листопад, листья желтые лежат,

                            Листья желтые лежат. А под листьями шуршат

                            Шурш, Шуршиха и Шуршонок – папа, мама и листенок.

                                                                                     В. Голяровский.

3 Конспект занятия на 3 этапе: в подготовительной группе детского сада.

Деятельность на данном этапе:

 - свертывание операций, входящих в структуру продуктивной деятельности;

 - проговаривание действий в ходе выполнения задания про себя;

 - сокращение наглядных опор;

 - усложнение словесных инструкций;

 - создание условий для развития связной речи и мелкой моторики;

 - изготовление аппликации или рисунка по представлению, по теме, используя смешанные техники.

                             Тема занятия « Морозный узор» - рисование свечой.

Программное содержание:

  1. Совершенствовать умение и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования.
  2. Формировать умение рисовать по представлению, используя смешанные техники.
  3. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
  4. Вызвать интерес к зимним явлениям природы.
  5. Развивать воображение, творчество, координацию тонких движений пальцев.

Оборудование:

 - альбомный лист;

 - дополнительный лист;

 - кусочек свечки или мыла;

 - акварельные краски;

 - кисть с широким ворсом;

 - стаканчик с водой.

                                     Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Педагог предлагает детям отгадать загадки:

                       С неба звезды падают, лягут на поля.

                       Пусть под ними скроется черная земля.

                       Много – много звездочек, тонких, как стекло.

                       Звездочки холодные, а земле тепло. (Снежинки).

                       Морозно в белом январе, деревья тонут в серебре.

                       Кусты, березы и осины украсил блеском светлый….(иней).

 

                       Какой это мастер на стекла нанес

                       И листья, и травы, и заросли роз. (Мороз).

                       Случается и с неба камешки летят.

                       Прячутся прохожие, а всего – то….(град).

                       

                     

                      Гуляю в поле, летаю на воле,

                      Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

                      Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. ( Метель).

Педагог: Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки. Скажите, а когда бывают эти явления природы, в какое время года? (Зимой).

А кто зиме верный и незаменимый помощник? (Мороз).

  1. Основная часть занятия.

Педагог: Наступает зима, приходят холода. По свету гуляет Мороз. Прохаживается он по лесам, по полям, городам и селам. Приходил он и в наш дом. Постучался в окошко, а мы в это время спали и ничего не слышали. Оставил нам мороз письмо. Проснулись мы утром, посмотрели в окошко. Какое красивое! Расписное! Все в кружевах и узорах! Это Мороз нарисовал: веточки – травинки белые, снежинки, цветы ледяные, листочки пальм, перышки диковинных птиц, завитушки и крючочки студеные…

                                                     Волшебник.

                          Мороз – волшебник – это видно сразу:

                          Я свой альбом еще не открывал,

                          А он уже без кисточек и красок

                          Все окна за ночь нам разрисовал.

                                                               Д.Чуяко.

Педагог: Ребята, как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует?

Мнения детей: Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.

Педагог: На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки. За холодную ночь они как – бы наращиваются друг на друга. И в итоге получается узор. Ребята, как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом, чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза?

Дети: Нет.

Педагог: А на самом деле можно: есть такие материалы, рисуя которыми мы сначала получаем невидимые узоры, но если сверху их покрыть акварельными красками, узоры проявятся.

Свечка состоит из вещества – воска, который отталкивает воду, она как бы скатывается с его поверхности. Поэтому рисунок проявляется после покрытия акварельными красками. Сегодня мы попробуем сотворить волшебство – нарисуем морозный узор, только при помощи свечи. Но вначале нужно произнести зимнее заклинание, чтобы у нас получилось не хуже, чем у Мороза:

Динамическая пауза.

                     Физминутка «Заклинание Зимы».

Лягте мягкие снега, на леса и на луга,    Стоя в кругу, поднять руки над головой, опустить их.

Тропы застелите, ветви опушите.            Руки перед собой, покачать вверх и вниз.

На окошках Дед Мороз,                            Имитировать движения рисования кистью поочередно

Разбросай хрустальных роз                      правой и левой руками.

Легкие виденья, хитрые сплетенья.        

Зачаруй сердца людей                              Поднять руки над головой, плавно опустить их через

                                                                    Стороны вниз.

Красотой своих затей:

Пусть вникают взоры

В светлые узоры.

Ты, Метелица , чуди,                                  Присесть, встать, поднять руки вверх, покружиться

Хороводы заводи,                                       вокруг себя.

Взвейся вихрем белым

В поле поседелом.

Педагог:

  1. Продумайте содержание будущего узора, представьте его.
  2. Выполните рисунок при помощи свечи, соблюдая правило заполнения листа узором.
  3. Готовый рисунок покройте акварельными красками оттенками голубого или фиолетового цвета, во избежание размокания листа не наносите краску многократно на одно и то же место, покройте равномерно, не оставляя пустых мест.

Самостоятельная работа детей.

Педагог следит за тем, чтобы дети соблюдали технологию изображения, рисовали аккуратно,

Напоминает о последовательности создания рисунка.

Итог занятия.

Молодцы, ребята! Теперь мы можем полюбоваться вашими «морозными узорами».У нас получилось не хуже, чем у деда Мороза, а даже намного лучше.

                                     На стекле морозный иней.

                                     Сколько черточек и линий!

                                     Знаю только я одна,

                                     Кто стоит там у окна…..

                                                               Н. Френкель.

4 Конспект занятия на 4 этапе: в подготовительной группе детского сада.

Деятельность на данном этапе:

 - совершенствование умения осознанно планировать действия;

 - самостоятельное регулирование и контролирование собственных действий;

 - создание условий  для реализации полученных умений;

 - развитие связного речевого высказывания;

 - развитие тонких движений пальцев.

         Тема занятия «Космический пейзаж» - граттаж.

Программное содержание:

  1. Формировать умение получать изображение новым способом – граттаж.
  2. Учить детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтении литературы о космосе.
  3. Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предлагаемая техника.
  4. Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира.

Оборудование:

 - альбомный лист с готовой основой под граттаж;

 - заостренная палочка (или ручка с пером).

                                                   Ход занятия.

  1. Организационный момент:

Педагог предлагает детям отправиться в космическое путешествие, но сначала просит ответить, кто может полететь в космос, какими качествами и знаниями должен обладать космонавт.

Дети: Космонавты должны быть смелыми, выносливыми, спортивными, уметь управлять ракетой и т. д.

Педагог: Чтобы полететь в космос, будущий космонавт должен знать, как устроена ракета и работают приборы, изучить звездное небо, чтобы ориентироваться в космическом пространстве.

Космонавт должен обладать крепким здоровьем, обязательно быть спортсменом. Но и этого мало.

На земле летчиков готовят на специальных тренажерах ко всем трудностям полета.

  1. Основная часть занятия:

                   Игра «Космическое путешествие».

Педагог: Представьте, что вы превратились в космонавтов, а ваши стульчики в ракету. Вам предстоит отправиться в путешествие на другую планету. Наденьте скафандры.

 - Скафандры надеты. Экипаж делает круг почета перед посадкой в ракету.

 - Космонавты занимают места в ракете ( дети садятся на стульчики).

 - Внимание, до старта осталось 5 секунд (дети имитируют звук двигателей).

Педагог: Внимание, посмотрите в иллюминаторы корабля, что интересного вы там видите?

Ответы детей: Нашу планету, звезды, луну, спутники, комету, солнце и другие объекты.

 - Внимание! Говорит командный пункт. Скоро вы будете выходить на связь с землей!

Педагог: Земля на связи. Вам предстоит ответить на вопросы журналистов. Отвечайте хором, но помните, что Земля находится очень далеко, звук будет доходить не сразу. Все готовы? Начали!

 - Космонавты здоровы? Раз, два, три!

 - Люди на чужой планета есть?

 - Небо какого цвета?

 - Вода есть?

 - Животные есть? Какие?

 - Есть ли там растительность? Какая?

Педагог: Молодцы, справились с ответами. Путешествуя в космическом пространстве, вы увидели много интересного, вам будет о чем рассказать землянам, а еще лучше будет, если вы нарисуете космический пейзаж. Рисовать мы будем  необычным космическим способом на специальных листах острыми палочками. Называется этот способ – граттаж, или по – другому – царапины. Придется приложить усилия, чтобы процарапать рисунок и изобразить то, что вы увидели, путешествуя на корабле.

Динамическая пауза.

              Физминутка « Ракета».

Раз – два – стоит ракета,               Проверить осанку.

Три – четыре – самолет.                Руки в стороны.

Раз, два – хлопок в ладоши           Хлопки в ладоши над головой.

А потом на каждый счет.              Четыре хлопка перед собой.

Раз, два, три, четыре -                    Руки вверх, потянуться.

Руки выше, плечи шире.                Руки в стороны, предплечья вверх.

Раз, два, три, четыре –

И на месте походили.                     Ходьба на месте.

А сейчас мы с вами дети                Руки вверх, ладони соединить – «купол ракеты».

Улетаем на ракете .

На носочки поднялись,                   Встать на носочки.

Быстро, быстро руки вниз              Правую руку вниз, левую руку вниз.

Раз, два, три, четыре -                      Потянуть голову вверх, плечи вниз.

Вот летит ракета ввысь!

В ясном небе солнце светит,           Потягивания – руки вверх.

Космонавт летит в ракете.

А внизу леса, поля -                          Низкий наклон вперед, руки развести в стороны.

Расстилается земля.

Педагог:

  1. Продумайте композицию рисунка и его содержание.
  2. Выделите главные элементы рисунка и второстепенные.
  3. Нажимайте с усилием на палочку, так, чтобы проявилось изображение, контурно наметьте

Объекты.

  1. Для того, чтобы объекты (ракета, солнце, планета) казались объемными, полностью процарапайте всю поверхность внутри контура.

Самостоятельная работа детей.

Педагог следит за тем, чтобы дети регулировали самостоятельно нажим, старались четко обозначать контур рисунка.  

Итог занятия:

После того, как дети справятся с работой, педагог предлагает вернуться на Землю:

 - Пришло время отправляться в обратный путь. Домой хотите? ( Да).

Педагог: Ну, тогда полетели!

Дети имитируют звук двигателей.

Педагог: Вот, наконец – то мы с вами вернулись на свою родную планету. Путешествуя по космическому пространству, вы увидели много интересного, вам будет о чем рассказать своим близким и друзьям, а еще вы покажете свои рисунки им.

                                         

                                                      Космонавт.

                       Я ракету выстрою, в дальний путь уйду.

                       Самую лучистую выберу звезду.

                       И в пути, конечно я вспомню милый дом

                       И пятиконечные звезды над Кремлем.

                       Где планеты кружатся, мой корабль пройдет.

                       Там со мной подружится солнечный народ.

                                                                                                                                     

                                           

                                             

                           

                                                  Литература.

  1. Волосовец Т.В., Сазонова С. И.Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 232с.
  2. Горичева В. С., Филиппова Т. В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. Художники М. В. Душин, В. И. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000. – 96с.:ил. – (Серия: «Лучшие поделки»).
  3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. Пед. Учеб. Заведений. – 2 – е изд., испр.,  - М: Издательский центр «Академия», 1998. – 272 с. ISBN 5 – 7695 – 0211 – 8.
  4. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. Училищ по спец. №2002

«Дошкольное воспитание» и №2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – 3 – е изд., доп. и перераб. – М.:  Просвещение, 1987. – 128с.: ил.

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I – II.
  2. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие. – СПб.:  «Детство – пресс», 2004. – 128с. ISBN 5 – 898 – 14 – 144 – 8.
  3. Долженко Г.И.100 поделок из бумаги. Художники А.И.Долбишева, В,И.Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000. – 96с.: ил. – (Серия:

«Лучшие поделки»).

  1. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М,  Рисование с детьми дошкольного возраста:

           Нетрадиционные техники , планирование, конспекты занятий. Под. Ред. Р.Г.Казаковой,

           М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. (Серия «Вместе с детьми».) ISBN 5 – 89144 – 365 – 1.

      9. Кобитина И.И. Работа с бумагой : поделки и игры (занятия с детьми старшего дошкольного

          возраста). – М.: ТЦ. «Сфера», 2001. – 128с.(Серия «Вместе с детьми».) ISBN 5 – 89144 – 063

          - 6.

      10. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя  

            детского сада: Из опыта работы. – М. – Просвещение, 1990. – 158 с.

      11. Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада. – М.:

           Просвещение, 1981. – 159 с.,  - (Библиотека воспитателя детского сада).

      12. Малышева А.Н. Работа с тканью. Старшая и подготовительная группы. Художники

            Н.И.Витковская, В.Н.Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия К.Академия

            Холдинг, 2001. – 96 с.,  - (Серия «Детский сад день за днем»).

      13. Методические рекомендации к « Программе   воспитания и обучения в детском саду»

           Сост.Л.В.Русскова. – М.: Просвещение, 1986. – 400с.

      14. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и

            педагогов. Художники М. В. Душин, В. И. Куров. – Ярославль: « Академия развития»,

            1998. – 208 с., ил. – (Серия « Вместе учимся мастерить»).

      15. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2006. – 62, [2]с.:ил.

             ISBN 5 – 17 – 037902 – 1/

      16. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Популярное пособие для

            родителей и педагогов. Гаврина С.Е., Кутявина И.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.

           Художники   Г.В.Соколов, В.И.Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 192 с., ил.

            – (Серия «Игры, обучение, развитие, развлечение»).

       17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного

             возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 224.с. – (Библиотека

              логопеда – практика).

        18. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа:

              Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит.

              Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с.

         19. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.

             Просвещение, 1973.