Обогащение предметно-пространственной развивающей среды материалами для творчества в процессе художественно-эстетического развития детей.
консультация по конструированию, ручному труду на тему

Серебренникова Евгения Евгеньевна

Если человек что-то слышит,

он сомневается,

 если что-то видит –

может усомниться,

 если что-то сделал своими руками –

он уверен в результате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rpps.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Обогащение  предметно-пространственной развивающей среды материалами для творчества в процессе художественно-эстетического развития детей.

Если человек что-то слышит,

он сомневается,

 если что-то видит –

может усомниться,

 если что-то сделал своими руками –

он уверен в результате.

  Современная система дошкольного воспитания говорит нам о необходимости модернизации отечественного образования, о внедрении новых форм и методов работы. Реализация ФГОС направлена на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей и реализацию индивидуального подхода к каждому ребенку. Одним из аспектов образовательной среды в ДОУ является предметно-пространственная развивающая среда. Именно создание условий для детского творчества в процессе хуожественно-эстетического развития отражает основные компетенции, соответствующие дошкольному возрасту: обеспечение эмоционального благополучия, поддержка индивидуальности и инициативы детей, развитие творческих способностей, взаимодействие и вовлечение родителей в образовательный процесс. В ходе художественного творчества происходит процесс воспитания самостоятельности и коллективизма, что соответствует основным требованиям ФГОС. Исходя из требований ФГОС «Обеспечения позитивных установок к различным видам труда и творчества» стоит остановить особое внимание на материалах для детского творчества. В процессе создания предметно пространственной развивающей среды продукт детского творчества играет неотъемлемую роль. Так как же разнообразить данный процесс, вызвать непосредственный интерес к художественному труду, формированию эстетического отношения к искусству? Современные производители предлагают огромное количество материалов для детского творчества, на интернет-парталах можно найти множество мастер-классов для совместного «хэнд-мейда» с детьми. Ставя перед собой задачи по реализации самостоятельной творческой деятельности детей, по формированию элементарных представлений о видах искусства и рукоделия, по становлению эстетического отношения к окружающему миру, особое внимание следует уделить материалам, которые способствуют формированию у детей устойчивой мотивации к труду и художественному творчеству, и служат основой дальнейшей продуктивной и  творческой деятельности ребенка, позволяющих с помощью несложных приемов создавать интересные и выразительные продукты детского «хэнд-мейда». На ряду с этим, предметно-развивающий материал способствует организации совместной деятельности с родителями, что непосредственно влияет на укрепление и налаживание детско-родительских отношений.

  Процесс освоения различных видов материалов для детского творчества, можно разделить на следующие тематические направления: «Мир в цвете. Волшебное рисование», «Наши руки не для скуки. Юные скульпторы», «Лоскутная сказка », «Сорочья кладовка. Бусинки, блестяшки», «Тонким перышком…Гравюра».

Работа по всем направлениям ведется в рамках культурных практик, непосредственно с подгруппами детей. Это обуславливается необходимостью соблюдений техники безопасности и для более глубокого проникновения в процесс,  достижения конечного результата. Сначала происходит знакомство с определенным видом искусства, детям демонстрируются работы художников и мастеров, период освоения различных техник может выходить за рамки занятия или образовательной ситуации, поэтому работы отдаются детям на «домашнее доделывание», тем самым обеспечивая совместную деятельность с родителями.

  Работая в направлении «Тонким перышком…Гравюра», мы решаем такие образовательные задачи как: развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, обучение элементарным графическим навыкам. Основным материалом в работе по данному направлению является гравюра. Конечно, можно использовать готовые наборы для детского творчества, но на ряду с этим можно использовать гравюры, подготовленные воспитателем или самими детьми. Процесс создания гравюры может разделяться на несколько способов, один из самых простых – это уже готовая основа-картинка, которая натирается свечей или парафином, закрашивается черной тушью или гуашью, а после высыхания с помочью штихеля (деревянной палочки или стека для пластилина) аккуратно счищается верхний слой, под которой проявляется картинка. Сделать более интересным процесс создания гравюры можно, предложив ребенку сделать подарок-сюрприз для друга. Дети рисуют самостоятельно рисунок, затем «прячут» свой сюрприз под слоем туши и дарят другу, второй этап данного процесса заключается в «раскрытии» сюрприза, а именно в расчистке верхнего слоя, вызывая неподдельный интерес к спрятавшемуся рисунку.

  Так же детям можно предложить еще один вид гравюры «По трафарету», на готовую гравюру накладывается контурный трафарет и расчищается только трафаретная зона, тем самым создаются необычные композиции.

  Направление «Мир в цвете. Волшебное рисование»

Реализуемые задачи: овладение новыми техниками рисования, знакомство с новыми видами материалов для рисования, отработка техники рисования в зависимости от задач изображения, развитие творческих способностей детей, создание условий для организации и развития самостоятельной игры.

  Работая в данном направлении, дети знакомятся с такими видами искусства как «Батик», «рисунок пастелью», «роспись по камням», «цветная соль», «расписной барельеф».

Начиная с младшего возраста, мы знакомим детей с необычными красками, с помощью которых можно создавать великолепные шедевры не на бумаге, а на ткани. Совсем не сложная, но «волшебная» техника шибори (узелковый батик) поможет детям создать невероятные картины и подарки для любимых мам: шарфик, платок, закладка.          Перевязывая нитками отрезок шелковой ткани, можно представить, что это гусеничка, которая непременно превратиться в прекрасную бабочку. Погружаясь в мир цвета, знакомясь с различными оттенками красок, проявляя собственную индивидуальность в выборе палитры, каждый ребенок непременно создает неповторимый шедевр.

Рисование пастелью, погружает детей в мир полутонов, мягкости очертаний, эффекта прозрачности. На первый взгляд пастель кажется достаточно сложным материалом для рисования, который используют профессиональными художниками. Но если обернуться к практике освоения рисования с помощью пальчиковых красок в раннем возрасте, то пастель вызывает у детей знакомое ощущение рисования руками. Задача в более старшем возрасте – научить детей техники растирания в определенно заданных направлениях, комбинируя в рисунке мягкий фон и четкие линии.

  С помощью «цветной соли» можно создавать не только картины, но и предмета декора для интерьера группы и дома. Создать «цветную соль» достаточно просто, для этого требуется цветные мелки и соль мелкого помола.

  В процессе росписи камней, детей можно познакомить с акриловыми красками, освоить работу с тонкой кистью, с точечным нанесением рисунка.

  Работа над росписью барельефа начинается с создания самого барельефа по направлению  «Наши руки не для скуки. Юные скульпторы», уже готовый продукт служит для детей как новый  и необычный материал для росписи, расписывая камушки, хранящие воспоминания теплого лета, дети отрабатывают ранее освоенные техники росписи и техники работы с кистью.

  Направление «Наши руки не для скуки. Юные скульпторы» знакомит детей с новыми поделочными материалами, способствует совершенствованию навыков лепки, создает условия для организации и развития самодеятельной игры с самодельными игрушками.

  Создание гипсовых барельефов можно реализовать как на основе готовых наборов для творчества, так и на основе бросового материала: упаковки от игрушек, кондитерских изделий и пр.

  В рамках организации культурных практик, работа с глиной и слоеным тестом позволяет детям творчески самовыражаться как юные мастера, знакомиться с различными видами гончарного искусства, с традиционной глиняной игрушкой.

Направление «Лоскутная сказка » знакомит детей с созданием традиционной тряпичной куклы, с народными  традициями, фольклором. Формирует элементарные представления о видах рукоделия, расширяет представления об истории своего народа. Готовые куклы используются в игровом процессе и театрализованной деятельности. Лоскутная аппликация является для детей так же нетрадиционной техникой создания картин из лоскутков и ниток, формируя положительные мотивации к созданию красивых поделок, подарков собственными руками.

  Направление «Сорочья кладовка. Бусинки, блестяшки» осуществляет гендерно-ориентированный подход в образовании. Любимые всеми девочками материалы для создания украшений, формируют не только эстетическое становление, но и развивает чувство композиции, ритмического рисунка, поиск последовательностей. Аппликация пайетками подходит как для девочек, так и для мальчиков, развивая мелкую моторику рук, усидчивость, эстетическое отношение к своей работе.

  В данной статье рассматриваются основные этапы работы по обогащению предметно пространственной развивающей среды. Изучая опыт коллег, современных мастеров, обращаясь к традиционным видам рукоделия, работа в области  художественного эстетического воспитания может быть очень плодотворна, создавая с детьми первые шедевры, мы закладываем в них возможность стать ВЕЛИКИМИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план воспитательно – образовательной работы ГККП «Детского сада № 2 «Жулдыз» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей на 2014 - 2015 учебные годы

Задачи  на 2014 -2015 учебный год:1. Укрепление здоровья детей и создание необходимых условий для их физического развития в    соответствии с ГОСО РК. Формировать здоровый...

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Авторская программа кружка по художественно-эстетическому направлению развития детей в разновозрастной группе «Волшебные сказки» на 2015-2016 уч.год МБДОУ «Детский сад с.Каменка» Красноармейского района Саратовской области В

I.Пояснительная запискаНаши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старш...

Презентация «Развивающая среда группы и игрового участка для коррекции сенсомоторного развития детей с ТНР»

Презентация «Развивающая среда группы и игрового участка для коррекции сенсомоторного развития детей с ТНР»...

Свидетельство о публикация проекта «Время знаний» «Развивающая среда группы и игрового участка для коррекции сенсомоторного развития детей с ТНР»

Свидетельство о публикация проекта «Время знаний» «Развивающая среда группы и игрового участка для коррекции сенсомоторного развития детей с ТНР»...