Методическое обеспечение проекта «Транспорт», направленного на развитие навыков конструирования у детей подготовительной группы
учебно-методическое пособие по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Лялюшкина Марина Сергеевна

Тезисы о Лего конструировании в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_lyalyushkina.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое обеспечение проекта «Транспорт», направленного на развитие навыков конструирования у детей подготовительной группы

Лялюшкина М.С.,

студентка 31до группы,

специальность

44.02.01 Дошкольное образование

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяет в качестве одного из приоритетных видов активности в ДОУ детское конструирование. Конструктивная деятельность, то есть создание заранее определенного продукта из какого-либо строительного материала, позволяет стимулировать познавательное, речевое, креативное, физическое развитие ребенка и может относиться к многоплановым формам дидактической работы. Кроме того, регулярная конструктивная деятельность является немаловажным фактором в нравственном воспитании дошкольников, так как способствует формированию таких личностных качеств, как: инициативность, целеустремленность, трудолюбие, организованность.

В литературе выделяют различные виды конструирования. По способу создания моделей выделяют конструирование: по образцу, по условиям, по замыслу

Конструирование по образцу – когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

При конструировании по условиям – образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки – большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении.

Конструирование тесно связано с игрой. Основное внимание обращается на более сложные формы обследования предметов с целью формирования обобщенных представлений о группах однородных предметов и установлении связи формы с теми функциями, которые эти предметы выполняют в жизни, а также для овладения обобщенными способами действия. Обследование направленно и на то, чтобы дети могли видеть предметы в разных пространственных положениях и представить последовательность процесса конструирования.

Значительная роль конструированию отводится в программах дошкольного образования.

Так, например, в основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (Н.Е. Веракса), говорится о том, что дошкольники в значительной степени должны научиться: освоить конструирование из строительного материала. Они свободно владеть обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализировать основные конструктивные особенности различных деталей, но и определять их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно должны подбирать необходимый материал. Они достаточно точно должны представлять себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

Особую популярность на сегодняшний день в области образования, в том числе дошкольном, приобретают конструкторы Лего. Они активно используются во многих дошкольных образовательных учреждениях, в большинстве из них предусмотрены целые «ЛЕГО» - комнаты. Овладение Лего конструктора и его применение должно нести направленный характер. Обязательным элементом процесса обучения в образовательной и воспитательной деятельности воспитателя является наличие у него четкой стратегии применения этого конструктора.

В целом конструирование с помощью Лего может быть использовано следующим образом:

  • В сюжетно-ролевых играх. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребёнок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать.
  • Лего-элементы могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях, направленных на развитие тактильного восприятия и речи, коррекцию памяти и мышления.
  • Еще одно важное направление применения Лего – использование его в диагностике. Такой метод, как наблюдение за спонтанной и коллективной спонтанной игрой, индивидуальными играми дает много важной информации педагогу о проблемах, которые возникают во время игры.

Образовательная программа предполагает организацию проектной деятельности. Образовательный проект рассматривается как метод реализации целей и задач программы, в основе которого лежит переход от авторитарного руководства к равноправному взаимодействию педагога и воспитанников. Проектная технология имеет цель, процесс и результат. На этапе определения цели (очевидно, что она напрямую зависит от тематики набора Лего, определяющие сюжетную линию) важно, чтобы дети научились совмещать общие и локальные цели. В подготовительной группе процесс педагогического руководства может быть направлен на развитие у детей устойчивости внимания, умения представить замысел, условия его реализации, развивать точность восприятия, зрительный анализ, чувство пропорции и симметрии, художественный вкус.

Таким образом, можно сделать вывод, что занятия по Лего - конструированию помогают дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. Конструктивная деятельность носит моделирующий характер и непосредственно включает детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира.

Список литературы и источников

  1. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2015. – 217 с.
  2. Методическое пособие / сост. В.Н. Мамрова – Лего-конструирование в детском саду– Челябинск, 2014.
  3. Дополнительная образовательная программа «Лего-конструирование в ДОУ» для детей дошкольного возраста 5-7 лет – 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие познавательного интереса у детей подготовительной группы компенсирующей направленности (с ТНР) посредством экологического проекта»

в методической разработке представлен материал по развитию познавательного интереса у дошкольников через экологическое воспитание...

Тезисы на тему: "Методическое обеспечение проекта «Зоопарк» как средство развития навыков конструирования у старших дошкольников"

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяет в качестве одного из приоритетных видов активностив ДОУ детское конструирование, так как данный вид деятельности, направ...

Творческий проект по художественно- эстетическому развитию "Небесная гжель" для детей подготовительной группы

Добрый день уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию проект по художественно- эстетическому развитию "Небесная  гжель",  для детей подготовительной группы.Этот проект поможет п...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности: интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» (труд), «Художественно-эстетическое развитие» (конструирование) для детей подготовительной группы «Ракета»

Данный конспект поможет воспитателям научить детей самостоятельно строить ракету из счётных палочек по заданному образцу; работать с бумагой в технике оригами по схеме: (складывать квадрат гармошко...

Сборник практических задний по "ТИКО" - конструированию, как средство развития навыков конструирования у детей младшего дошкольного возраста

Сборник практических заданий по «ТИКО» конструированию как средство развития навыков конструирования у детей младшего дошкольного возраста В сборнике дано описание практических заданий по ...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КОНСТРУИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Детское конструирование представляет собой довольно сложную деятельность и рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование - прежде всего важное средство умственного воспи...