Творческий проект по художественно- эстетическому развитию "Небесная гжель" для детей подготовительной группы
проект по рисованию (подготовительная группа) на тему

Т.В.Богданова

Добрый день уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию проект по художественно- эстетическому развитию "Небесная  гжель",  для детей подготовительной группы.Этот проект поможет педагогам организовать содержательное и доверительное общение с детьми, , успешно развивать детей в увлекательной игровой форме, а детям создавать красивые и полезные предметы для интерьера в технике народного искусства - гжель. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://www.playcast.ru/uploads/2016/05/08/18579373.jpg

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное

образовательное бюджетное учреждение  

центр развития ребёнка детский сад  «Улыбка»

                                                Проект

«Небесная Гжель»

для детей старшего дошкольного возраста

                                                                       Педагог дополнительного образования

                                                                        Богданова Татьяна Владимировна

                                                             

п. Салым 2018 год

Информационная карта проекта.

Название проекта

«Небесная гжель»

Автор проекта

Богданова Татьяна Владимировна

Вит проекта

Познавательно-творческий, среднесрочный.

Участники проекта

дети подготовительной  группы, педагог дополнительного образования, воспитатели.

Целевая группа

Воспитанники подготовительной группы (6-7лет)

Сроки реализации

1 месяц

Основание для разработки проекта

 Недостаточная осведомленность дошкольников о русских традициях, орнаментах, узоров Гжели.

Форма проведения

НОД, самостоятельная деятельность, совместная деятельность педагога и ребёнка, ребёнка и родителя.

Цель

Формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала, на основе культуры и творчества русского народа.

Задачи

Обучающие:

- Познакомить детей с русским декоративным искусством "Гжель".

-Формировать умение различать особенности цвета, узора гжельской росписи.

-Формировать умения и навыки в конструировании изделий в технике папье- маше.

Развивающие:

-Развивать умение составлять декоративные композиции, используя элементы гжельской росписи

-Развивать воображение, творческую фантазию.

Воспитывающие:

-Воспитывать желание перенимать и хранить  народные традиции.

-Воспитывать аккуратность в работе.

- Воспитывать чувство гордости за творческое наследие своего народа.

Ожидаемые результаты

Дети знают и называют вид народного декоративно-прикладного творчества - Гжель, могут рассказать об истории возникновения предметов данного творчества, составляют узоры, композиции по мотивам декоративной росписи Гжель и получают положительный эмоциональный отклик от своей деятельности. 

                                                     

                                 Актуальность проекта:

Декоративно-прикладное искусство –это многовековое представление народа о красоте, целесообразности и гармонии . Основополагающими ценностями духовной культуры народа, передаваемыми от поколения к поколению, выступают душевность, доброта, открытость, бескорыстие, толерантность, что способствует   воспитанию людей , наделённых чувством гражданской ответственности и свободы.  Декоративно- прикладное искусство глубоко традиционно, поэтому в произведениях воплощаются образы, близкие жизненному  опыту детей, обладающие яркостью внешнего вида, простотой и выразительностью формы.

Мы все хотим видеть своих детей добрыми, хорошими, нравственными. А для этого нужно, прежде всего, заложить в воспитание прочные духовно-нравственные основы. Декоративно- прикладное искусство в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Декоративно-прикладное искусство – это нить, связывающая нас с прошлым.

Приобщение к миру декоративно- прикладного  искусства  поможет ребенку поддерживать интерес к традициям русского народа, уважение к людям прославляющим Родину своим мастерством. Неслучайно гжель считается символом России, которая славится своими долгими роскошными зимами.

Предварительный этап.

  1. Создавать развивающую среду.
 2. Организовать работу с воспитателями.
 4. Составить план проекта, разрабатывать ООД.
 5. Осуществлять подбор сюжетных картин и художественных произведений.
                                             Основной (практический) этап.
1. Художественное творчество.
2. Чтение художественных произведений, беседы на данную тему, рассматривание иллюстраций, картин.

Заключительный этап.

1.Оформление выставки для родителей из детских работ

 2. Изготовление альбома «Мы рисуем Гжель»;

3. поделки в технике папье- маше  «Посуда в стиле Гжель»;

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Нормативно – правовой ресурс:

- согласование проекта с администрацией детского сада. 

2. Материально – технический ресурс:

   - приобретение расходного материала для изготовления    пособий и создания развивающей среды в группе детского сада.

3. Информационный ресурс:

    - подбор методической и познавательной литературы по теме; - сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических      изданий.

Принципы работы по проекту:

Принцип психологической комфортности :(взаимоотношения с детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, уважительного отношения, моральной поддержки и взаимопомощи)

 Принцип творчества: процесс сориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка и приобретение им собственного опыта.

 Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Принцип интеграции : (строится на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта.)

Мероприятия познавательной и коммуникативной деятельности:

-беседа «Синее чудо Гжели»;
- виртуальная экскурсия – презентация ,автор Павлючик М.В. : «Гжель», «Сказочная гжель».
-Рассматривание картин и иллюстраций ,загадывание загадок, рассматривание наглядного материала, рассказы детей о своих впечатлениях.

Чтение произведений:

 -чтение рассказов и сказок - Сказка "Небесная лазурь Гжели", М. Боброва.

   - чтение стихов "Сине - белая посуда" С. Вахрушева,

   - "Взял мастер в руки кисть" Н. Савченко,

   -"Незатейливый узор" Н. Радченко.

    -легенда-сказка «Откуда в Гжели синий цвет»; 

    - разучивание частушек и стихов про Гжель.
Прослушивание  и исполнение музыкальных произведений: 

-слушание музыкальных произведений по тематике проекта: песня «Сказочная Гжель» музыка В. Темнова, стихи О. Левицкого;   хореографические композиции В. Корнева «Россия вечная»;

Мероприятия продуктивной деятельности.

Изготовление  посуды в технике папье- маше, 

-декоративное рисование :занятие «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель». расписывание посуды

- занятие по лепке (пластилинография)- «Сказочная гжель».

                        Мероприятия игровой деятельности:

Дидактические игры

«Разрезные картинки»,

«Народные промыслы России»,

«Собери узор»

Работа с родителями:

-Информация папка- передвижка: «С чего начинается Родина- гжельские          узоры».

-Рекомендации о прочтении художественных произведений;

Предполагаемый результат:

-Активизация интереса у детей к традициям русского народа.

-Повышение уровня знаний и практических умений по данному направлению;

Результат работы проекта:

Дети знают и называют вид народного декоративно-прикладного творчества  Гжель, могут рассказать об истории возникновения предметов данного творчества, составляют узоры, композиции по мотивам декоративной росписи Гжель и получают положительный эмоциональный отклик от своей деятельности. Знают и умеют работать в технике папье- маше. Бережно относятся к предметам быта ,произведениям народного творчества.

Литература:

Боброва М. А. Небесная лазурь: М. А. Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание. - СПб.: 2006, № 2.- 20 с.;

Лыкова И. А. Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова.- М.: Издательский дом Карапуз, 2008. - 10 с.;

Нина Степановна Сурьянинова. Синие цветы гжели. - М.: Малыш, 1986. - 14 с. цв. ил.;

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009;

Чижкова, Т.Н. Дорофеева, А.Н, Гжель: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет / Т. Н. Чижкова, А. Н. Дорофеева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 10 с.;

Интернет ресурсы:

https://proshkinaia-shat-dou28.edumsko.ru/

C:\Users\user\Desktop\гжель\DSC06473.JPG         C:\Users\user\Desktop\гжель\DSC06494.JPG

                                                                           

Приложение№1

Стихотворения о Гжели.

* * *

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела

Голубыми, синими, 

Нежными, красивыми…

Так, что глаз не оторвать,

Ах, какая благодать.                                                                                                         

     С. Вахрушев.

* * *

Здесь рисуют девицы

Белые картинки,

Голубой узор на них,

Словно паутинка.

Эти синие цветы 

Мы в узоры заплели.

Синих красок карусель

Называют всюду Гжель!                  

     П. Синявский.

* * *

Рядом с осинками в синих косынках                                     

Синие гроздья на синих рябинках                                      

Синие зори и синие птицы –                                      

С этой красою ничто не сравнится                                    

Звонкими волнами кружатся краски,                                     

Чтобы блестели анютины глазки.                                      

Льётся узор под рукой мастерицы,                                      

Чтобы нигде он не мог повториться!                                                                                                        

     П. Синявский.

* * *

Взял мастер в руки кисть

И в синь небес макнул.

Взамен холста взял белизну

Просторов наших русских

И полились узоры, вензеля,

Вспорхнули птицы, зацвели сады…

Вдруг зазвенела синяя капель,

Явилось чудо русской нам зимы,

С таким же звонким званьем – Гжель!        

                                                                                                        

* * *

Сколько сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где–то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем есть!  

Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

Об искусниках-умельцах –

На весь мир молва идёт!

 

* * *

Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.
Весеннее украсят утро
Чудесной гжели нежные букеты,
И лёгким ветерком как будто,
На нас подует жарким летом.
Порой осенней в ярких красках
Природы милого творенья,
К нам гжель приходит снежной сказкой,
Зимы, предвидя приближение.
Ну а зимой, холодной, вьюжной,
Согреет нас огнём камин,
В котором, жаркий пламень дружит

С узором сине-голубым.

Беседа «Синее чудо Гжели».

        В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко  от  Москвы,  живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они  делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая  при  обжиге  становится  белой.

         Откуда же произошло название деревни? В названии этой  деревушки  слышится  слово «жечь». Жители  деревни с радостью называют себя гжельцами и говорят, что  нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о  ласковом лете.

         Почему же Гжель так полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет. Он всегда бело-синий, яркий и прямо какой-то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!» Далеко слышно колокольчик, далеко видно узор на посуде. То сильнее нажимает художник на кисточку, то слабее, то всем ворсом ведёт узор, то самым кончиком. Будто не художник одной – единственной краской рисует, а дирижёр целым оркестром управляет. Палочка дирижёра помогает рождаться звукам, а кисточка художника – красочным узорам.

        Гжельская посуда хороша необыкновенно! Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей  краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.

        Гжельская  посуда  хороша  необыкновенно! Слава о ней разлетелась по всей  земле и не только у нас в стране, но и в далёких заморских краях. И в туманной  Англии, и в солнечной  Италии, и в элегантной  Франции, и в загадочной Японии  многие люди пьют чай из сине-белых чашек, а чай наливают из гжельских чайников. А чашки у мастеров самой различной формы, некоторые в форме коня, льва или  рыбы – даже сразу не поймёшь, что это чашка или фигурка.

         Узоры на гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый – чайная  роза, которая так и называется «гжельской». Розы тоже не похожи одна на другую. Одни крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи - бутоны, а  четвёртые - целые букеты из роз. Самые опытные мастера украшают посуду    диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями, а то и сценки из жизни  людей изобразят: чаепитие, гуляние, посиделки, хороводы. Кроме роз и  другие цветы  встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.

        Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы - часы,  подсвечники, шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными узорами.       

«Нежно-голубое чудо».

Авторская сказка М. Бобровой.

        История эта случилась в рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием Гжель бедная женщина. Муж у неё умер, и, чтобы прокормить свою единственную дочь, женщине приходилось  горшки  глиняные обжигать да на рынке их продавать. Чуть свет, она уж на ногах: печь  затопит, за работу берётся. Да и дочка Настенька такая умница уродилась, и пол подметет, и хлеб замесит, и на колодец за водой сбегает. Так вдвоём они и жили, а вдвоём любая работа спорится. Наступила зима, да такая суровая, с ветрами сильными, метелями- завирухами, морозами лютыми. И надобно же было случиться большому несчастью. Заболела Настенька, лежит, с постели встать не может. Какие только доктора не смотрели девочку, а вылечить не смогли. Приближалось Рождество. Снегу намело столько, что сугробы до самых окон доставали, деревья в лесу стояли в белых кружевах, снежинки весело кружились, поблескивая разноцветными искорками. По всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику - Рождеству Христову. Только в доме у Настеньки не до праздника, с каждым часом ей становилось все хуже и хуже. Матушка не знала, чем порадовать дочку, как облегчить её страдания . «Настенька, скоро праздник придёт- веселье, радость принесёт. Может, это тебе силы придаст?» -  говорит матушка. «Не до праздника мне, матушка, не до веселья. А вот есть у меня заветное желание - хочется мне голубые васильки да колокольчики в руках подержать, на нежную красоту их полюбоваться!» - отвечает Настенька. «Да где ж я тебе среди зимы васильки да колокольчики отыщу? Подожди, придёт весна, появятся и васильки и колокольчики!»

        Ничего не ответила Настенька, только грустнее ещё стала. А этот разговор матушки с дочерью услышала звёздочка юная, которая только что на небе зажглась. Стало ей жалко Настеньку. И решила она помочь больной  девочке, тем более что, как известно, под Рождество всякие чудеса случаются. Разукрасила звёздочка оконное  стекло такими причудливыми узорами, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Чего там только не было! И васильки, и колокольчики, и волшебные птицы ягоды клюют. Всю ночь трудилась звёздочка, но так и не успела закончить свою работу: ночь к концу подошла. Тогда обратилась звёздочка за помощью к ясному солнышку: «Солнышко-батюшка, время моё закончилось, не успела я Настенькино желание до конца выполнить... Помоги мне, надели силой волшебные узоры мои сказочные, ты же все можешь!» Солнышко согласилось и осветило своими волшебными лучами узоры дивные, и заиграли они весело! Да и Дед Мороз от Солнышка не отстал:  разукрасил узоры чудные в нежно-голубой цвет. Как увидела матушка такое чудо, так руки сами к краскам потянулись...

         И расцвели нежно-голубые цветы на кувшинах, и на блюдцах, и на чашках... И радовалась Настенька, глядя на красоту такую сказочную, радовалась несказанно, а радовавшись, постепенно поправлялась. А вскоре и совсем выздоровела. С тех самых пор и занялись жители деревушки изготовлением и росписью посуды, потому, что всем захотелось создавать такую красоту. А посуду, расписанную нежно – голубой краской, ласково называют «Небесно-голубая Гжель». Жители деревушки с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

 

Легенды-сказки

 «Откуда в Гжели синий цвет».

        Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду.

        В далёкой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В её саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые. Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила  беречь её: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя!» - сказала она. И купец уехал. Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела. Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать её на своей посуде. Когда купец вернулся домой, он подарил жене красивую расписную посуду с синей розой.

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (декоративное рисование) с использованием ИКТ

в подготовительной группе.

Тема: «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель».

 

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Технологии: информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология.

Цель: формировать интерес детей к декоративно-прикладному искусству Гжели.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с историей и искусством гжельских мастеров.

Формировать практические умения и навыки в составлении узоров по мотивам гжельской росписи.

Упражнять в рисовании бордюров и цветочных узоров, используя тонкие линии и элемент «капелька».  Совершенствовать навыки работы с красками (набирать нужное количество краски, лишнюю снимать о край баночки, промывать кисть перед набором другого цвета), закреплять технику рисования концом кисти и всем ворсом. Упражнять в смешивании цветов на палитре для получения нужного оттенка.

Развивающие:

Развивать эстетический вкус и фантазию, творческую самостоятельность.

Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства и интерес к искусству народных мастеров.

Средства: мультимедийный проектор, п компьютер, презентация «Нежно-голубое чудо – сказочная Гжель», экран, музыкальная композиция В. Корнева, таблицы с элементами гжельской росписи, образцы украшенных изделий, белые бумажные силуэты гжельских изделий (чайник, чашка, тарелка), гуашь, кисти (белка №№ 2,3,5), баночки с водой, подносы, салфетки, мольберты.

Форма организации: групповая.

Литература:  Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

Ход ООД.

На экране первый слайд презентации «Нежно-голубое чудо – сказочная Гжель».

Воспитатель: - Здравствуйте ребята. (Обмениваются приветствиями. Дети садятся на стульчики перед экраном).

Наше занятие сегодня я хочу посвятить одному из чудес декоративно-прикладного искусства - гжельской росписи. А откуда она взялась и как появилась, я сейчас вам расскажу.

(слайд 2) Давным-давно в некотором царстве, в нашем государстве среди лесов и полей стояла деревушка Гжель. Славилась она не пирогами и коврами, а поделками местных мастеров. Издавна делали они посуду из белой глины. И недаром название деревни было связано со словом «жечь», ведь изделия из глины обжигали в печи. Однажды собрались местные умельцы и стали думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали они, думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

(слайд 3) Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка. Другой увидел на улице бычка, да и вылепил его. Третий мастер слепил сахарницу в виде рыбки сказочной.

         Стали дальше думать, как бы украсить такую посуду?

(слайд 4) Идут они домой и смотрят, а вокруг красота сказочная разливается: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

(слайд 5) Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Взял мастер в руки кисть

И в синь небес макнул,

Взамен холста взял белизну

Просторов зимних, русских…

И полились узоры, вензеля,

Вспорхнули птицы, зацвели сады…

Вдруг зазвенела синяя капель,

Явилось чудо русской нам зимы,

С таким же звонким званием – Гжель.    

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть её ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нём внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

(слайд 6) Гжельские мастера – большие фантазёры. Чашки – одни стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.

(слайд 7) При виде гжельских чайников даже глаза разбегаются. Уж очень они хороши!

(слайд 8) На гжельских тарелках во всём великолепии расцветают полевые цветы: ромашки, колокольчики, васильки и, конечно же, роза. Смотришь на цветы и, кажется, что они излучают голубой волшебный свет.

         (слайд 9) Фарфоровая маслёнка «Рыба-кит»… на спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками.

(слайд 10) Занятно и затейливо сделаны гжельские игрушки: немного смешные, но все такие же красивые.

(слайд 11) Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая. Снизу доверху они расписаны цветами, а на самой макушке – петушок. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!» Вот такую красоту творят народные умельцы Гжели!

(слайд 12) Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе её название – Гжель.

 

         А теперь давайте немного отдохнём.

Физкультминутка «Посуда»:

Вот большой стеклянный чайник,          («надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.               (другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,                (приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,              (кружиться вокруг себя, рисуя руками

Только стукни - разобьются.                  круг)

Вот серебряные ложки,                  (потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос –

Он посуду нам принёс.                           (сделать большой круг).

 

Воспитатель:  - А сейчас я хочу пригласить вас в сказку и почувствовать себя настоящими гжельскими мастерами. На столах лежат бумажные силуэты гжельских изделий, но только они белые, не раскрашенные. Поможете их расписать?

Дети: - Да, поможем! (проходят и садятся за столы).

Воспитатель:  - Давайте посмотрим на основные элементы гжельской росписи. Это бордюры(показывает таблицу с изображением бордюров). Ими украшают края изделий (показывает бордюры на изделиях). Они могут быть простыми и сложными. Рисуют их тонкими линиями и дугами, украшают точками и капельками. А теперь напомните мне, как можно нарисовать тонкие линии?

Дети: - Тонкие линии нужно рисовать концом кисти.

Воспитатель:  - Один из основных элементов – «капелька» (показывает таблицу с изображением цветов и листьев, выполненных из капелек), такая простая, но сколько разных цветов и листиков можно нарисовать с её помощью (показывает на изделиях цветы  и листья). Каким способом можно нарисовать «капельку»?

Дети: - Капелька рисуется способом примакивания ворса кисти к бумаге.

Воспитатель: - Ну, раз вы так хорошо всё знаете, можно приступать к украшению нашей посуды. Выберите себе то изделие, которое больше нравится, подумайте, где будет располагаться бордюр, а где самый большой и красивый цветок. А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.

(В процессе самостоятельной деятельности воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце занятия устраивается выставка. Ребята вывешивают свои работы на мольберты и вместе с воспитателем любуются красотой гжельской росписи).

Воспитатель: - Ребята, сегодня я познакомила вас с искусством гжельских мастеров. Скажите, из какого материала делают посуду? (Её лепят из белой глины). В чём обжигают посуду? (Посуду обжигают в печи).Каким цветом расписывают посуду гжельские мастера? (Сине-голубым цветом по белому фону).

Воспитатель: - А теперь давайте рассмотрим ваши работы, что вы можете сказать о них? (Вместе с ребятами анализируют детские работы).

Воспитатель:    - Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и розы, и ромашки, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не из Гжели мастера,

Расписала ту посуду из детсада детвора.

Воспитатель: - Молодцы! А теперь я попрошу вас поделиться своими впечатлениями, своим настроением от увиденного, услышанного и сделанного вами. (Рефлексия).

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческий проект Небесная гжель Автор Богданова Т.В. Салым - 2018год н Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное бюджетное учреждение центр развития ребёнка – детский сад «Улыбка»

Слайд 2

Актуальность Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у дошкольников необходимо не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, нужно знакомить детей с его историей и культурой, тем самым развивать предпосылки к художественному творчеству.

Слайд 3

Цель проекта: Формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала, на основе культуры и творчества русского народа. Задачи: Обучающие: - Познакомить детей с русским декоративным искусством "Гжель". -Формировать умение различать особенности цвета, узора гжельской росписи. -Формировать умения и навыки в конструировании изделий в технике папье- маше. Развивающие: -Развивать умение составлять декоративные композиции, используя элементы гжельской росписи -Развивать воображение, творческую фантазию. Воспитывающие: -Воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции. -Воспитывать аккуратность в работе. - Воспитывать чувство гордости за творческое наследие своего народа.

Слайд 4

Предполагаемые результаты Дети знают и называют вид народного декоративно-прикладного творчества Гжель, могут рассказать об истории возникновения предметов данного творчества, составляют узоры, композиции по мотивам декоративной росписи Гжель и получают положительный эмоциональный отклик от своей деятельности. Знают и умеют работать в технике папье- маше. Бережно относятся к предметам быта ,произведениям народного творчества.

Слайд 5

Этапы проекта: 1- предварительный 2- основной 3-заключительный

Слайд 6

Предварительный этап

Слайд 7

Дети учатся быть мастерами: владеть формой и цветом, приёмами работы кистью.

Слайд 8

Основной этап Изготовление посуды в технике папье- маше

Слайд 9

Самый ответственный этап работы- это роспись изделий

Слайд 10

Заключительный этап

Слайд 11

Гжельская посуда хороша необыкновенно!

Слайд 12

Рефлексия и критерии успеха работы над проектом -Достигнут конечный результат. -Участники проекта способны продолжить работу в будущем. -Результат проекта использован в интерьере изо студии . -Получено удовольствие от своей деятельности.

Слайд 13

Литература Боброва М. А. Небесная лазурь: М. А. Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание. - СПб.: 2006, № 2.- 20 с.; Лыкова И. А. Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова.- М.: Издательский дом Карапуз, 2008. - 10 с.; Нина Степановна Сурьянинова . Синие цветы гжели. - М.: Малыш, 1986. - 14 с. цв . ил.; Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009; Чижкова , Т.Н. Дорофеева, А.Н, Гжель: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет / Т. Н. Чижкова , А. Н. Дорофеева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 10 с.; Ресурсы интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Мой любимый город» по художественно – эстетическому развитию для детей подготовительной группы

Цель:   воспитание патриотических чувств и любви к родному городу, желание увидеть его красивым, экологически чистым....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной группы по теме: «Подводное путешествие по Чёрному морю»

Ознакомление детей с особенностями Черного моря. Рисование подводного мира со множеством различных обитателей нетрадиционной техникой рисования (акварельные краски+ парафиновая свеча)....

Конспект по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей подготовительной группы Нетрадиционная техника рисования солью «Разноцветные бабочки»

Познакомить с использованием нетрадиционных техник рисования в  изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста, через формирование художественно-творческих способностей с использован...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области художественно-эстетическое развитие для детей подготовительной группы (6-летнего возраста).

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области художественно-эстетическое развитие для детей подготовительной группы (6-летнего возраста).Тема: «Новая книга в подар...