Конструирование из строительного материала.
консультация по конструированию, ручному труду по теме

Арина  Геннадьевна  Ласковас

В статье  даётся  описание  методики обучения  дошкольников  конструированию из  строительного  материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Тема: «Конструирование из строительного материала»

(формы организации, методика обучения).

Конструирование занимает в дошкольном воспитании такое же значимое место, как и рисование, и теснейшим образом связано с игровой деятельностью. В процессе конструирования ребёнок овладевает практическими знаниями о геометрических телах, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

Детей учат конструировать из строительного материала, бумаги, природного и бросового материала.

Занятия конструированием имеют коррекционно – развивающую направленность. Они способствуют развитию мыслительной деятельности: развитию пространственных представлений, лежащих в основе формирования мышления; формированию навыков предварительного планирования, развитию сенсорно – перцептивных способностей, способности к моделированию и замещению.

Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.

Техническое конструирование отображает реально существующие предметы. К нему относятся конструирование из строительного материала, конструирование из деталей конструктора, конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

Художественное конструирование – выражает своё отношение к образам, передаёт их характер. К нему относятся конструирование из бумаги и из природного и бросового материала.

 Какие  формы  организации  обучения  конструирования  вы  знаете?    

А  сейчас  мы  остановимся  на  методике  обучения  конструированию. Конструирование из строительного материала, благодаря простоте его функциональных свойств и способов, начинают использовать в работе с детьми очень рано (с двух лет). Конструирование пока слито с сюжетной игрой, выступает как элемент, как средство, помогающее разыгрыванию простых сюжетов. Последнее, в свою очередь, является мотивом для создания несложных конструкций. Поэтому оно и называется «сюжетным конструированием»: дети строят кроватку и укладывают куклу спать, строят для неё дорожку, чтобы она могла пойти гулять и т.п. Инициатива при осуществлении постройки принадлежит воспитателю.

Основной задачей в этом возрасте является пробуждение интереса к конструированию, приобщение к созданию простейших конструкций (дорожка, ворота, башенка и т.п.). Одновременно дети знакомятся с материалом, его возможностями; у них формируются представления о цвете, форме, величине; начинает развиваться пространственное ориентирование: протяжённость предметов (длинная дорожка, высокая башня), их расположение (между ёлками домик).

   Младший возраст (3 -5 лет). Начиная с трёх лет, конструирование отделяется от игры и выступает как самостоятельная деятельность.

Дети 3 -4 лет продолжают знакомиться со свойствами основных деталей (кирпичик, кубик, пластина, призма). У них формируются понятия: высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, которые они склонны подменять понятиями: большой – маленький. В этом возрасте они овладевают двумя способами решения простейших конструктивных задач: заменой меньших деталей на большие; настраиванием  и  пристраиванием с помощью тех же деталей. Они строят короткую и длинную дорожки; низкие и высокие заборчики, башенки; широкие и узкие ворота, дорожки, скамейки.  Детям 4 -5 лет предлагаются две темы: «Домики» и «Транспорт», каждая из которых представлена пятью основными конструкциями и десятью – тринадцатью вариантами. Все основные конструкции дети учатся строить по образцу под руководством воспитателя. При этом особое внимание уделяется организации обследования образцов по определённой схеме, обеспечивающей формирование у детей целостно – расчленённых представлений об объектах.

Речь идёт о сравнении однородных образцов построек, выделении в них общего и различного. Все основные конструкции задаются в строгой последовательности, чтобы работа над одной из них подготавливала к выполнению следующей. Варианты основных конструкций дети создают сами путём преобразования образцов в высоту, в длину и ширину.  На каждом занятии после  освоения основной конструкции детям предлагаются задачи типа «Построй такой же домик, но высокий», «Построй такой же автобус, но длинный». При этом дети должны выбирать один из двух имеющихся у них способов решения: настраивание или пристраивание.

Указанные задания носят более общий характер по сравнению с заданиями типа «Построй домик для матрёшки», т.к. детям этого возраста ещё трудно выделять и в игрушке и в постройке их пространственные признаки (высоту, длину, ширину) и соотносить их между собой. Они либо просто обстраивают игрушку, не заботясь о самой конструкции, либо создают постройку без учёта размеров игрушки и пытаются её туда поместить, расстраиваясь, что ничего не получается.

 В процессе самостоятельных преобразований заданных конструкций дети учатся выделять в объектах пространственные, часто изменяющиеся характеристики (высоту, длину, ширину), что в дальнейшем даёт им возможность создавать конструкции с учётом размеров игрушек (домик для куклы, гараж для машины).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Конструированию объёмных коллажей для инсценирования сказок., конструированию объёмных коллажей»

Для оформления стен групп, я использую как детские работы, так и коллажи на темы сказок.  При изготовлении коллажей можно использовать различный упаковочный материал для подарков и цветов: фетр,...

Конспекты занятий по конструированию "Домики для зверюшек", "Веселая улица", "Построение разных зданий", сюжетно- ролевая игра с элементами конструирования Мы заботливые мамы и папы!"

Конспекты занятий по конструированию "Домики для зверюшек", "Веселая улица", "Построение разных зданий", сюжетно- ролевая игра с элементами конструирования Мы заботливые мамы и папы!"...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия по конструированию "Дом, который построю Я» (образовательная область «Познание» (конструирование)) Для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по конструированию "Дом, который построю  Я» (образовательная область «Познание» (конструирование)для детей старшего дошкольного возраста...

Виды конструирования и формы обучения конструированию дошкольников.

В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования - это техническое и художественное....

Конспект комплексного НООД по конструированию и развитию речи в первой младшей группе. «Теремок». Конструирование «Домик».

Хочу поделиться своим опытом по разработке конспекта комплексного занятия по развитию речи и конструированию  в первой младшей группе детского сада. Цель моего конспекта: учить малышей слушать ск...

Конструирование оригами из бумаги с элементами художественного конструирования для детей старшего дошкольного возраста

Тема занятия  «Наши любимые питомцы»Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие.Познавател...