Развитие конструктивной деятельности у детей раннего возраста
методическая разработка по конструированию, ручному труду на тему

Валентина Ивановна Долгоносова

методическая разработка о развитии конструктивной деятельности детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_konstruktivnoy_produktivnoy_deyatelnosti_.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №57 комбинированного вида

Колпинского района г. Санкт-Петербурга

ЯСЛИ – ЭТО СЕРЬЁЗНО!

Семинар для воспитателей

«Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности

Подготовила и провела

Воспитатель Долгоносова В.И.

Санкт-Петербург

2012г.

Я работаю с детьми раннего возраста по программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, соответствующей федеральным государственным требованиям.

Основные задачи, выделенные в программе в области развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности следующие:

  • Развивать продуктивную (конструктивную) деятельность;
  • В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр),  с вариантами расположения строительных форм на плоскости;
  • Развивать умение детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно;
  • Способствовать пониманию пространственных соотношений;
  • Предлагать использовать дополнительные сюжетные игрушки, соразмерные с масштабом построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т.п.);
  • По окончании игры приучать убирать игрушки на место;
  • Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами;
  • Предлагать совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины;
  • Поддерживать желание детей строить самостоятельно;
  • В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т.д.)

Конструирование – приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Существуют следующие виды конструирования:

  • Конструирование из строительных материалов;
  • Конструирование из бумаги и дополнительного материала;
  • Конструирование из природного материала;
  • Конструирование из бросового материала.

Тематика построек в раннем возрасте такова:

  • Башня;
  • Мебель;
  • Лесенка;
  • Горка;
  • Дорожки;
  • Забор;
  • Дом;
  • Поезд (трамвай);
  • Автомобиль.

Последовательность обучения выглядит таким образом:

  • Сначала строим башни (накладываем детали друг на друга – сверху можно поставить призму – домик для птички;
  • При конструировании мебели выделяем части предметов (у стула – спинка и сиденье и т.д.), сначала строим один предмет из мебели, затем несколько;
  • После обучения конструированию лесенки, можно объединить сооружение башни и лесенки;
  • Знакомые приемы стройки башни и лесенки закрепляются в сооружении горки;
  • Обучение детей укладывать кирпичики по горизонтали на широкую и узкую сторону (дорожки, загородки);
  • Учим деталь перекрытия (сооружение дома);

После сооружения постройки – обыгрывание (чтение художественной литературы, подсказать сюжет, поиграть вместе с ребенком).

Рекомендуемые стихи:

Села птичка на окошко,

Посиди, еще немножко,

Посиди, не улетай.

Улетела …- Ай!

Час обеда подошел,

Села Машенька за стол…

Баю-баю-баиньки

Прискакали заиньки:

- Спит ли Ваша девочка,

Девочка-припевочка?

Уходите, заиньки,

Не мешайте баиньки

«Это чей, это чей

Новый дом из кирпичей?

- Это дети строят дом,

Чтобы куклы жили в нём.

В литературе для детей по оснащению развивающей среды рекомендован примерный набор материалов и оборудования для конструктивной (продуктивной) деятельности:

  • Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы;
  • Комплект больших мягких модулей (22-52 элемента);
  • Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призма, короткие и длинные пластины (от 62 до 83 элементов));
  • Наборы игрушек (для обыгрывания – транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей, деревьев, домов (домики можно сделать самим – коробочки из-под соков, молока и т.д.));
  • Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования.

Очень полезны для плоскостного конструирования («Блоки Дьенеша» и палочки Кюизенера «Волшебные дорожки»), это пособие разработано старшим преподавателем кафедры психологии и педагогики детства Ленинградского областного института развития образования Б.Б. Фильке штейн.

Показ слайдов (практическая часть конструирования с детьми).

Несомненно, игры с разного вида конструктором, очень полезны для малышей: играя, они упражняются в сооружении построек, у них развивается мышление, дети знакомятся со способами соединения различных деталей, с их свойствами; формируются такие качества личности, как аккуратность, целеустремленность, любознательность, настойчивость в достижении цели; развивается речь ребенка, расширяется его словарный запас, происходит знакомство с предметами окружающего мира.

Показателями развития конструктивной деятельности из строительного материала являются следующие аналитико-синтетические и сенсорные умения:

  • Анализируют простейшие постройки;
  • Различают и называют основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина, части постройки по величине (большая, маленькая, длинная – короткая, высокая – низкая, узкая – широкая)

Производя те или иные действия в ходе конструктивной деятельности у малышей напрямую задействованы руки. Известен тот факт, что на пальцах и ладонях есть активные точки, взаимодействие на которые положительно сказывается на самочувствии, способствует поддержанию хорошего тонуса и оказывает оздоравливающее воздействие на внутренние органы человека, так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень, мизинца – на сердце. Чем больше тактильных прикосновений с предметами производит ребенок, тем лучше развивается его речь.

Домашнее задание для слушателей семинара (воспитателей):

  • Разработать любую игру по экспериментальной деятельности с детьми с тремя вариантами;
  • Провести понравившиеся опыты со своими воспитанниками;
  •   Разработать для родителей воспитанников демонстративный материал «Обучаем малыша конструктивным умениям».

Рекомендуемая литература:

- З.В. Лиштван «Конструирование»;

- Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы: "Развитие конструктивной деятельности у детей раннего возраста."

К 3-ем годам конструирование остаётся слитным с сюжетно-отобразительной игрой. Мотивом для создания проектных сооружений является сюжетные игры....

Особенности развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является уникальным периодом в развитии человека. В этот период закладываются основы общего развития ребенка. Особое место в развитии детей дошкольного возраста занимает констр...

Особенности развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста

Конструктивная деятельность предполагает создание конструкций из отдельных частей и деталей. Конструктивная деятельность развивает технические способности детей, способствует развитию изобретательских...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ВО 2 ГРУППЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста»

Развитие творческого воображения детей, подражание мимике и движениям героев сказки "Курочка Ряба". Развивитие мимической и интонационной выразительности. Умение распознавать цвета, соотноси...

Развитие конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста

Конструирование  – это приведение в определенное  взаимоположение различных предметов,  частей, элементов. Строительно­конструктивная д...

Мастер-класс для педагогов "Развитие конструктивных навыков у детей раннего возраста"

Мастер-класс был подготовлен для педагогов с цнлью обобщить знания педагогов о развитии конструктивных навыков у детей раннего возраста, их значимости о формировании познавательных процессов и предпос...