«Формирование творческой активности и инициативы у детей 2 – 3 лет в конструктивно – модельной деятельности»
статья по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему

Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельностиКонструирование как один из видов детской деятельности способствует формированию самостоятельности и инициативностиИнициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно ее творческой составляющейИнициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивным видам деятельности, содержательному общению; он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

Методические приемы, которые я использую в своей работе с воспитанниками условно делятся на 2 группы: основные, которые можно увидеть на слайде. И приемы, способствующие развитию творческой активности и инициативы у детей 2-3 лет: это проблемные ситуации, сюрпризные моменты, проблемные вопросы, игровые ситуации- мотивации, «Неправильные ситуации». И именно с помощью этих приемов я в образовательной деятельности, совместной деятельности в ходе режимных моментов и самостоятельной детской деятельности активизирую у детей стремление создавать в конструктивно- модельной деятельности образы, которые бы вызвали у них интерес, положительные эмоции побуждали бы к творческой деятельности.

В процессе конструктивно- модельной деятельности я побуждаю детей обращать внимание на эстетические выразительные и разнообразные сенсорные признаки предметов: цвет, форму, размер; эмоционально откликаться на некоторые средства выразительности: яркость и нарядность цвета, выразительность форм, размера. С помощью красочного описания, вопросов к детям, развиваю у них умение внимательно рассматривать элементарные схемы и постройки, создаю ситуации совместного обыгрывания постройки.

Образовательная работы построена исходя из 2 основных направлений: 1- это обогащение развивающей предметно - пространственной среды группы; 2 - образовательная работа с воспитанниками, которая включает в себя образовательную деятельность с детьми, совместную деятельность с детьми в режимных моментах, самостоятельную детскую деятельность. РППС по конструктивно- модельной деятельности представленаконструкторами «Лего» (крупные элементы, деревянными наборами «Строитель», строительными пластмассовыми наборами из геометрических фигур. Разнообразие строительного материала развивает творческую активность детей. Также в работе я использую наборы мелких соразмерных игрушек для обыгрывания построек и создания сюжета: наборы животных, матрешек, мелких машин и кукол, детской посуды и пр.

Основной формой взаимодействия с детьми по решению задач конструктивно- модельной деятельности является образовательная деятельность, в которой я применяю основные приемы работы: показ, анализ образца, объяснение последовательности и способов создания постройки, художественное слово. Постановка мною проблемных вопросов позволяет детям находить самостоятельные решения, пусть даже самые очевидные и примитивные.

Например, в образовательной деятельности «Широкая и узкая дорожка для машины» я поставила перед детьми проблемный вопрос: «Ребята, как вы думаете, какую дорожку нужно построить для маленькой машины? А большая машина сможет по ней проехать? Какую дорожку нужно построить для большой, чтобы она смогла по ней проехать?», и одновременно, побуждаю детей соотносить размер машины и дорожки, необходимой для нее.

Прием обыгрывания созданной постройки способствует повышению интереса малышей к конструированию и помогает им включить полученные умения в самостоятельную деятельность, игру.

В образовательной деятельности «Забор для утят» я использовала прием сюрпризный момент, который привлек внимание детей и заинтересовал их: я спрятала утку под салфеткой. Уточка крякала и я просила детей угадать, кто там прячется. Дети угадывали, после чего рассматривали уточку. Уточка рассказала, что отправилась искать утят, они потерялись, потому что у них нет заборчика. Уточка попросила детей построить заборчик, чтобы утята больше не терялись. В конце уточка с утятами подарили ребятам картинки с изображением утят.

В образовательной деятельности «Стульчик для матрешки» я создала проблемную ситуацию: матрешка позвала к себе гостей, но у нее не хватит стульчиков для всех матрешек. Я спросила у ребят: «Как же мы можем помочь матрешке? Ей нужны стульчики. Из чего мы можем сделать стульчики?» Для развития творческой активности и инициативы у детей я предлагаю им самим строительный материал, из которого можно сделать удобные стульчики для матрешек. Если малыш допускает ошибку, например, для большой матрешки нужен большой стульчик, а он выбирает маленький конструктор, матрешка падает со стульчика, то мы приходим к выводу, что на стульчике из более крупного материала ей будет удобнее.

Перед началом работы мы с детьми рассмотрели образец. Я задавала им вопросы во время рассматривания с целью выделения особенностей постройки в определенной последовательности.

В процессе конструирования по образцу я показываю детям способ выполнения работы, когда они не имеют достаточного опыта конструирования или впервые сооружают постройку. Я выполняю все действия по изготовлению конструкции, сопровождая их словами.

В процессе совместной деятельности в режимных моментах я часто использую прием «Неправильные ситуации», который стимулирует детей раннего возраста к самостоятельному принятию правильного ответа. Например, мы строим ворота для прокатывания мячей. Я предложила «Давайте, попробуем прокатить через маленькие воротца большой мяч». Некоторые ребята пробуют, не уловив неправильность ситуации, и у них ломается постройка, а некоторые сразу говорят, что это не выполнимо, соотнося размер постройки и обыгрываемый предмет. Также «Давайте построим маленькую кроватку и положим на нее большую куклу». Ребята «исправляют» мою «неправильную ситуацию». Строим кроватку для куклы, также соотнося размер кроватки и куклы.

Полученные на образовательной деятельности умения и представления малыши переносят в самостоятельную деятельность. Принимая непосредственное участие в играх детей, я напоминаю им, что они строили ранее, как играли с постройками и игрушками, предлагаю повторить или изменить постройку. В игре малыши одну и ту же постройку совершенствуют, перестраивают, дополняют различными деталями. При обыгрывании постройки я подсказываю возможные действия или показываю, как это сделать, например, построили мостик и машина переехала на другой берег реки. Или, построив домик, спрашиваю у детей, кто мог бы жить в этом домике. Дети, по собственной инициативеприносят разнообразные игрушки, которые будут жить в домике. Работая над постройкой, обыгрывая ее, я побуждаю детей к общению друг с другом, что очень важно для дальнейшего развития ребенка и его эмоционального благополучия детском коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kovaleva.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование творческой активности и инициативы у детей 2 – 3 лет в конструктивно – модельной деятельности»

Ковалева Дарья Дмитриевна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 25»

г. Арзамаса, Нижегородской области

Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Конструирование как один из видов детской деятельности способствует формированию самостоятельности и инициативности. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно ее творческой составляющейИнициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивным видам деятельности, содержательному общению; он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

Методические приемы, которые я использую в своей работе с воспитанниками условно делятся на 2 группы: основные, которые можно увидеть на слайде. И приемы, способствующие развитию творческой активности и инициативы у детей 2-3 лет: это проблемные ситуации, сюрпризные моменты, проблемные вопросы, игровые ситуации- мотивации, «Неправильные ситуации». И именно с помощью этих приемов я в образовательной деятельности, совместной деятельности в ходе режимных моментов и самостоятельной детской деятельности активизирую у детей стремление создавать в конструктивно- модельной  деятельности образы, которые бы вызвали у них интерес, положительные эмоции побуждали бы к творческой деятельности.

        В процессе конструктивно- модельной деятельности я побуждаю детей обращать внимание на эстетические выразительные и разнообразные сенсорные признаки предметов: цвет, форму, размер; эмоционально откликаться на некоторые средства выразительности: яркость и нарядность цвета, выразительность форм, размера. С помощью красочного описания, вопросов к детям,  развиваю у них умение внимательно рассматривать элементарные схемы и постройки, создаю ситуации совместного обыгрывания постройки.

Образовательная работы построена исходя из 2 основных направлений: 1- это обогащение развивающей предметно - пространственной среды группы; 2 - образовательная работа с воспитанниками, которая включает в себя образовательную деятельность с детьми, совместную деятельность с детьми в режимных моментах, самостоятельную детскую деятельность. РППС по конструктивно- модельной деятельности представлена: конструкторами «Лего» (крупные элементы), деревянными наборами «Строитель», строительными пластмассовыми наборами из геометрических фигур. Разнообразие строительного материала развивает творческую активность детей. Также в работе я использую наборы мелких соразмерных игрушек для обыгрывания построек и создания сюжета: наборы животных, матрешек, мелких машин и кукол, детской посуды и пр.

Основной формой взаимодействия с детьми по решению задач конструктивно- модельной деятельности является образовательная деятельность, в которой я применяю основные  приемы работы: показ, анализ образца, объяснение последовательности и способов создания постройки, художественное слово. Постановка мною проблемных вопросов позволяет  детям находить самостоятельные решения, пусть даже самые очевидные и примитивные.

Например, в образовательной деятельности «Широкая и узкая дорожка для машины» я поставила перед детьми проблемный вопрос: «Ребята, как вы думаете, какую дорожку нужно построить для маленькой машины? А большая машина сможет по ней проехать? Какую дорожку нужно построить для большой, чтобы она смогла по ней проехать?», и одновременно, побуждаю детей соотносить размер машины и дорожки, необходимой для нее.

Прием обыгрывания созданной постройки способствует повышению интереса малышей к конструированию и помогает им включить полученные умения в самостоятельную деятельность, игру.

В образовательной деятельности «Забор для утят» я использовала прием сюрпризный момент, который привлек внимание детей и заинтересовал их: я спрятала утку под салфеткой. Уточка крякала и я просила детей угадать, кто там прячется. Дети угадывали, после чего рассматривали уточку. Уточка рассказала, что отправилась искать утят, они потерялись, потому что у них нет заборчика. Уточка попросила детей построить заборчик, чтобы утята больше не терялись. В конце уточка с утятами подарили ребятам картинки с изображением утят.

В образовательной деятельности «Стульчик для матрешки» я создала проблемную ситуацию: матрешка позвала к себе гостей, но у нее не хватит стульчиков для всех матрешек. Я спросила у ребят: «Как же мы можем помочь матрешке? Ей нужны стульчики. Из чего мы можем сделать стульчики?» Для развития творческой активности и инициативы у детей я предлагаю им самим строительный материал, из которого можно сделать удобные стульчики для матрешек. Если малыш допускает ошибку, например, для большой матрешки нужен большой стульчик, а он выбирает маленький конструктор, матрешка падает со стульчика, то мы приходим к выводу, что на стульчике из более крупного материала ей будет удобнее.

Перед началом работы мы с детьми рассмотрели образец. Я задавала им вопросы во время рассматривания с целью выделения особенностей постройки в определенной последовательности.

В процессе конструирования по образцу я показываю детям способ выполнения работы, когда они не имеют достаточного опыта конструирования или впервые сооружают постройку. Я выполняю все действия по изготовлению конструкции, сопровождая их словами.

В процессе совместной деятельности в режимных моментах я часто использую прием «Неправильные ситуации», который стимулирует детей раннего возраста к самостоятельному принятию правильного ответа. Например, мыс строим ворота для прокатывания мячей. Я предложила «Давайте, попробуем прокатить через маленькие воротца большой мяч». Некоторые ребята пробуют, не уловив неправильность ситуации, и у них ломается постройка, а некоторые сразу говорят, что это не выполнимо, соотнося размер постройки и обыгрываемый предмет. Также «Давайте построим маленькую кроватку и положим на нее большую куклу». Ребята «исправляют» мою «неправильную ситуацию». Строим кроватку для куклы, также соотнося размер кроватки и куклы.

Полученные на образовательной деятельности умения и представления малыши переносят в самостоятельную деятельность. Принимая непосредственное участие в играх детей, я напоминаю им, что они строили ранее, как играли с постройками и игрушками, предлагаю повторить или изменить постройку. В игре малыши одну и ту же постройку совершенствуют, перестраивают, дополняют различными деталями. При обыгрывании постройки я подсказываю возможные действия или показываю, как это сделать, например, построили мостик и машина переехала на другой берег реки. Или, построив домик, спрашиваю у детей, кто мог бы жить в этом домике. Дети, по собственной инициативе приносят разнообразные игрушки, которые будут жить в домике. Работая над постройкой, обыгрывая ее, я побуждаю детей к общению друг с другом, что очень важно для дальнейшего развития ребенка и его эмоционального благополучия детском коллективе.

Для отслеживания результативности по формированию творческой активности и инициативы у детей 2 – 3 лет в конструктивно – модельной деятельности я определила несколько критериев, которые представлены на слайде. Диагностика по предложенным критериям была проведена мною в начале года и промежуточная- в марте.

Таким образом,

- 62% - выполняют простейшие постройки из конструкторов по образцу

- 69% -  проявляют инициативу и самостоятельность в конструировании

- 54% - самостоятельно выполняет элементарные постройки и использует игрушки для обыгрывания постройки

Делая вывод, надо отметить, что целенаправленная и систематическая работа по развитию творческой активности и инициативы в процессе занятий конструированием у детей 2 – 3 лет способствует формированию творческой личности ребенка, развитию его интеллектуальных способностей.

Библиографический список

Акулова О.В., Вербенец А.М., Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Методический комплект программы «Детство»: учебно-методическое пособие / ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2016. – 400 с.;

Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. ТЦ Сфера, Москва 2013 – 240 с.;

Литвинова О.Э. Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 2 – 3 лет: учеб.-метод. пособие. – СПб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2016. – 160 с.;

Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 25»;

Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004. – 172 с.;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему " Развитие самостоятельности, активности, инициативы и коммуникативных навыков в конструктивно модельной деятельности у воспитанников"

Материал содержит презентацию, которая раскрывает содержание тематического педагогического совета. На данном педсовете шло обсуждение значения конструктивно-модельной деятельности для всестороннего ра...

«Поддержка детской инициативы в конструктивно-модельной деятельности и повышение мотивации к обучению»

Тема по самообразованию «Поддержка детской инициативы в конструктивно-модельной деятельности и повышение мотивации к обучению»Конструктивная деятельность – это практическая деятельно...

Семинар - практикум для воспитателей. Тема «Игры и упражнения на развитие познавательной активности и наглядно-образного мышления детей через конструктивно-модельную деятельность».

Стремительно происходящие изменения в жизни нашего общества диктуют нам условия для воспитания творческих людей. Нередко приходится наблюдать, как взрослые требуют от детей оригинального, творческого ...

Поддержка инициативы старших дошкольников в конструктивно-модельной деятельности

На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педаго...

Поддержка детской инициативы старших дошкольников в конструктивно-модельной деятельности.

Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется детская  инициативность и творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность. Под конструктивно-модельно...