Исследовательская прогулка «Знакомство со свойствами песка»
материал по конструированию, ручному труду (младшая, средняя группа) по теме

Бакулина Майя Владимировна
Исследовательская прогулка «Знакомство со свойствами песка»

 

Младшая группа.

 

Программные задачи:

 

1.Познакомить детей со свойствами песка, установить его сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, состав из отдельных зернышек-песчинок.

 

2. Закреплять и развивать умения делать фигуры из песка.

 

3. Формировать интерес к исследовательской деятельности.

 

4. Развивать моторику пальцев, умение выполнять упражнения для глазных мышц.

Предварительная работа:

Рассматривание фотографий с видами построек из песка. Беседы о том, как человек использует песок.

Оборудование:

Песочница, лейка с водой, различные формочки, стаканчики, детские совочки.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель и дети подходят к песочнице.

Воспитатель: Ребята вы угадаете загадку! (загадывает).

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И играть.

Ответы детей. (песок).

 

Воспитатель:

Нам привезли песок в детский сад,

Я этому – безумно рад!

С ним буду целый день играть,

Лепить куличек, загорать!

Наделаю в песке ходы,

Потом налью туда воды.

Построю для машин гараж

И новый домик, и шалаш!

Песочных куличей – не ем,

Да что ж я, маленький совсем!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем ставить различные опыты с песком. Но сначала, давайте вспомним, какой бывает песок и что можно из него построить?

Дети по очереди рассказывают, что знают о песке.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень наблюдательны. А сейчас давайте проведем первый опыт.

 

Выполнение 1-й части эксперимента. (Песок он светлый, сыпучий.)

 

Воспитатель: что насыпано в ваших стаканчиках? (песок) Дети, потрогайте песок и скажите, какой он? (Сухой, тёплый, сыпется). Вывод. Правильно, песок сухой, тёплый, он сыпучий. Скажем вместе: сухой, тёплый, сыпучий.

 

Воспитатель: Запомни дети этот песок - сухой, сыпучий. (Дети повторяют).

- Насыпьте его себе на ладошку. (Дети выполняют).

- Посмотрите, из чего состоит песок? (Ответы детей.)

- Скажем вместе: из песчинок. Они маленькие. (Дети повторяют.)

- Как трудно держать их в руках. Песчинки сыпется, как струйка. Этот песок сухой. (Воспитатель сопровождает свои слова демонстрацией опыта).

 

Воспитатель: Давайте насыплем в формочки песок и сделаем куличики. Работайте осторожно, аккуратно насыпайте песок в формочки. (Дети выполняют задание.)

- Получились куличики? (Ответы детей). Почему не получились? (Песок сухой.)

 

Воспитатель: Ребята запомните, из сухого песка куличики нельзя сделать. Дети, протрите руки салфеткой.

 

Воспитатель:

Лежал песок,

Скучал песок

Сто тысяч лет наверно.

Он был ужасно одинок,

И это было скверно.

Не в радость были песни птиц,

Не в радость – дождь из тучек.

Скучал в жару, скучал в мороз –

Весь мир песку был скучен…

И так ещё сто тысяч лет

Хранил бы он унынье,

Но был доставлен к нам чуть свет,

И не скучает, вовсе нет,

В песочнице отныне.

Воспитатель: сейчас, мы дадим отдохнуть нашим глазкам. Нужно следить за моим листочком не поворачивая головы.

 

Упражнения для глаз:

Раз – налево, два – направо,

(На «раз» дети отводят глаза влево, на «два» — вправо)

Три – наверх, четыре – вниз.

(На «три» — наверх, на «четыре» — вниз)

А теперь по кругу смотрим,

(Делают круговые движения глазами)

Чтобы лучше видеть мир.

(Смотрят на листочек вытянутой вперед руки)

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцы глаз.

(Смотрят вдаль)

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

(Делают круговые движения глазами)

А теперь нажмем немного,

(Слегка нажимают указательными пальцами)

Точки возле своих глаз.

(Около переносицы)

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тысячу раз!

(повторить 2 – 3 раза)

 

Воспитатель: Молодцы ребята.

 

Выполнение 2-й части эксперимента. (Песок мокрый - он темный, холодный).

 

- Песок мокрый - он темный, холодный, из него можно лепить куличики. Кто знает, что будет, если в песок налить воду? (Ответы детей.) Давайте проверим.

Воспитатель вместе с детьми наливает воду в песок.

- Потрогайте его и скажите - сухой он или мокрый'? (Мокрый.) Тёплый или холодный? (Холодный).

 

Вывод: Ребята запомните, если в песок налить воду, он станет мокрым, холодным.

- Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой? (Показать детям.)

 

Вывод: Мокрый песок не сыпучий.

 

Воспитатель: из мокрого, сырого песка можно делать куличики. Давайте попробуем. Возьмите формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком. Постучите по донышку еще раз совочком. Снимите формочку. Что получилось? (Куличик.)

- Вот какие красивые куличики мы с вами сделали, молодцы. Дети, протрите руки салфеткой.

Физминутка:

Мы песчинки, мы песчинки

Покружиться мы не прочь.

Мы песчинки, мы песчинки

Танцевали б день и ночь.

Встанем дружно все в кружок

Получается песок.

Выполнение 3-й части эксперимента. (Песчаный конус).

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, в одном месте, то в другом возникают наплывы; движение песка похоже на течение.

Воспитатель: Вывод. Песок может двигаться.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомились с вами со свойствами песка. Расскажите, пожалуйста, что мы сегодня с вами делали? Что нового узнали.

 

Проводится фронтальный опрос детей:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская прогулка «Знакомство со свойствами песка»

Младшая группа.

Программные задачи:

1.Познакомить детей со свойствами песка, установить его сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, состав из отдельных зернышек-песчинок.

2. Закреплять и развивать умения делать фигуры из песка.

3. Формировать интерес к исследовательской деятельности.

4. Развивать моторику пальцев, умение выполнять упражнения для глазных мышц.

Предварительная работа:

Рассматривание фотографий с видами построек из песка. Беседы о том, как человек использует песок.

Оборудование:

Песочница, лейка с водой, различные формочки, стаканчики, детские совочки.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель и дети подходят к песочнице.

Воспитатель: Ребята вы угадаете загадку! (загадывает).

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И играть.

Ответы детей. (песок).

Воспитатель:

Нам привезли песок в детский сад,

Я этому – безумно рад!

С ним буду целый день играть,

Лепить куличек, загорать!

Наделаю в песке ходы,

Потом налью туда воды.

Построю для машин гараж

И новый домик, и шалаш!

Песочных куличей – не ем,

Да что ж я, маленький совсем!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем ставить различные опыты с песком. Но сначала, давайте вспомним, какой бывает песок и что можно из него построить?

Дети по очереди рассказывают, что знают о песке.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень наблюдательны. А сейчас давайте проведем первый опыт.

Выполнение 1-й части эксперимента. (Песок он светлый, сыпучий.)

Воспитатель: что насыпано в ваших стаканчиках? (песок) Дети, потрогайте песок и скажите, какой он? (Сухой, тёплый, сыпется). Вывод. Правильно, песок сухой, тёплый, он сыпучий. Скажем вместе: сухой, тёплый, сыпучий.

Воспитатель: Запомни дети этот песок - сухой, сыпучий. (Дети повторяют).

- Насыпьте его себе на ладошку. (Дети выполняют).

- Посмотрите, из чего состоит песок? (Ответы детей.)

- Скажем вместе: из песчинок. Они маленькие. (Дети повторяют.)

- Как трудно держать их в руках. Песчинки сыпется, как струйка. Этот песок сухой. (Воспитатель сопровождает свои слова демонстрацией опыта).

Воспитатель: Давайте насыплем в формочки песок и сделаем куличики. Работайте осторожно, аккуратно насыпайте песок в формочки. (Дети выполняют задание.)

- Получились куличики? (Ответы детей). Почему не получились? (Песок сухой.)

Воспитатель: Ребята запомните, из сухого песка куличики нельзя сделать. Дети, протрите руки салфеткой.

Воспитатель:

Лежал песок,

Скучал песок

Сто тысяч лет наверно.

Он был ужасно одинок,

И это было скверно.

Не в радость были песни птиц,

Не в радость – дождь из тучек.

Скучал в жару, скучал в мороз –

Весь мир песку был скучен…

И так ещё сто тысяч лет

Хранил бы он унынье,

Но был доставлен к нам чуть свет,

И не скучает, вовсе нет,

В песочнице отныне.

Воспитатель: сейчас, мы дадим отдохнуть нашим глазкам. Нужно следить за моим листочком не поворачивая головы.

Упражнения для глаз:

Раз – налево, два – направо,

(На «раз» дети отводят глаза влево, на «два» — вправо)

Три – наверх, четыре – вниз.

(На «три» — наверх, на «четыре» — вниз)

А теперь по кругу смотрим,

(Делают круговые движения глазами)

Чтобы лучше видеть мир.

(Смотрят на листочек вытянутой вперед руки)

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцы глаз.

(Смотрят вдаль)

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

(Делают круговые движения глазами)

А теперь нажмем немного,

(Слегка нажимают указательными пальцами)

Точки возле своих глаз.

(Около переносицы)

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тысячу раз!

(повторить 2 – 3 раза)

Воспитатель: Молодцы ребята.

Выполнение 2-й части эксперимента. (Песок мокрый - он темный, холодный).

- Песок мокрый - он темный, холодный, из него можно лепить куличики. Кто знает, что будет, если в песок налить воду? (Ответы детей.) Давайте проверим.

Воспитатель вместе с детьми наливает воду в песок.

- Потрогайте его и скажите - сухой он или мокрый'? (Мокрый.) Тёплый или холодный? (Холодный).

Вывод: Ребята запомните, если в песок налить воду, он станет мокрым, холодным.

- Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой? (Показать детям.)

Вывод: Мокрый песок не сыпучий.

Воспитатель: из мокрого, сырого песка можно делать куличики. Давайте попробуем. Возьмите формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком. Постучите по донышку еще раз совочком. Снимите формочку. Что получилось? (Куличик.)

- Вот какие красивые куличики мы с вами сделали, молодцы. Дети, протрите руки салфеткой.

Физминутка:

Мы песчинки, мы песчинки

Покружиться мы не прочь.

Мы песчинки, мы песчинки

Танцевали б день и ночь.

Встанем дружно все в кружок

Получается песок.

Выполнение 3-й части эксперимента. (Песчаный конус).

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, в одном месте, то в другом возникают наплывы; движение песка похоже на течение.

Воспитатель: Вывод. Песок может двигаться.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомились с вами со свойствами песка. Расскажите, пожалуйста, что мы сегодня с вами делали? Что нового узнали.

Проводится фронтальный опрос детей:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Конспект занятия «Знакомство со свойствами песка» (СРЕДНЯЯ ГРУППА)

Конспект  данного занятия предназначен для детей 4-5 лет для ознакомления со свойствами песка. Занятие может проводиться как в группе, так и на участке детского сада....

Тема: «Знакомство со свойствами песка» Детское экспериментирование с детьми подготовительной группы.

Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть), способность пропускать воду, фильтровать её; что песок состоит из очень мелких частиц – зёрнышек песчинок. Развивать умение...

Опытно - экспериментальная деятельность с детьми младшего возраста . "Знакомство со свойством песка".

Данна презентация показывает , как быстро и интересно можно дать детям знания о свойстве песка....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Знакомство со свойствами песка»

Как создать условия для развития познавательно-исследовательской  активности посредством ознакомления детей со свойствами песка....

Проектно-исследовательская деятельность в средней группе по теме: «Знакомство со свойствами песка»

Проектно-исследовательская деятельность в средней группе по теме:  «Знакомство со свойствами песка» - Цели: Познакомить детей со свойствами песка- Задачи по образовательным областям:Ø Познав...

Самоанализ образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами песка и глины» (подготовительная группа)

   Мы пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние ...